Научная статья на тему 'Проблемы пожарной безопасности газобаллонных легковых автомобилей'

Проблемы пожарной безопасности газобаллонных легковых автомобилей Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
512
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы пожарной безопасности газобаллонных легковых автомобилей»

Список использованной литературы

1. Чешко И. Д. Технические основы расследования пожаров: Методическое пособие. - М.: ВНИИПО, 2002. - 303 с.

2. Булочников Н. М., Зернов С. И., Становенко А. А., Черничук Ю. П. Пожар в автомобиле: как установить причину?: Практическое пособие // Под науч. ред. Профессора С. И. Зернова. - М.: ООО «НПО «ФЛОГИСТОН», 2006. - 224 с.

3. ГОСТ 28084-89 Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия.

4. Корольченко А. Я. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник в двух частях. - М.: Асс. «Пожнаука», 2000.

5. ГОСТ 12.1.044-89 Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

ПРОБЛЕМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Ю. Н. Елисеев, к. т. н.

СПбФ ФГБУ ВНИИПО МЧС России, г. Санкт-Петербург

В настоящее время в России использование сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива легкового автомобиля становится все более популярным. Объясняется это в основном дешевизной газа по сравнению с бензином.

По принципу работы, применяемые в настоящее время газовые системы можно разделить на несколько поколений.

Первое поколение газобаллонного оборудования (ГБО) - это системы с вакуумным управлением и механическим дозатором газа. Они устанавливаются на карбюраторные и простые инжекторные автомобили. Второе поколение ГБО - механические системы, устанавливаемые на транспортные средства, оснащенные инжекторным двигателем и каталитическим нейтрализатором отработавших газов. Третье поколение ГБО - системы, обеспечивающие распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем, который управляется электронным блоком. Четвертое поколение ГБО - это системы распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые управляются более совершенным электронным блоком.

В Европе за исключением Российской Федерации и стран СНГ давно используется так называемое пятое поколение, в котором газ в двигатель поступает непосредственно в цилиндры в сжиженном состоянии, где моментально испаряется. Но на постсоветском пространстве такие системы пока не устанавливаются, и вряд ли это будет осуществлено в ближайшее время. Вызвано это в первую очередь дороговизной данных систем.

Основой причиной пожара газобаллонного автомобиля, связанной с функционированием указанной системы, является воспламенение пожаровзрыво-

опасной концентрации пропан-бутановой смеси с воздухом, возникшей в результате утечки газа. Однако, установив данную причину, пожарно-технический специалист не всегда может определить, что конкретно явилось причиной утечки, да это и не относится к его компетенции.

К сожалению, в нашей стране очень часто пожары по рассматриваемой причине возникают не только из-за брака при изготовлении узлов и деталей, неправильной эксплуатации или монтажа оборудования, но также и из-за несовершенства нормативной базы в этом направлении.

Так, например, на современные инжекторные транспортные средства устанавливаются системы ГБО первого поколения, предназначенные в основном для карбюраторных автомобилей. Это происходит, прежде всего, из-за низкой стоимости такого комплекта и отсутствием должного нормативного регулирования данных вопросов.

При работе такого оборудования, впрочем, как и карбюраторной системы питания, во впускном коллекторе, даже при исправном состоянии может происходить воспламенение смеси во впускном коллекторе, так называемые хлопки [1]. Образуются они по следующим причинам, конструкция карбюраторных двигателей предусматривает такое явление, как перекрытие фаз впуска и выпуска. При этом в течение некоторого времени впускной и выпускной клапан одновременно остаются открытыми. Служит это для улучшения качества газообмена в цилиндрах. Однако, в это время газ или рабочая смесь бензина из впускного коллектора может попасть в цилиндр, где находится масса источников зажигания: нагретые поверхности камеры сгорания, холостая искра и т. п. Все это и может привести к воспламенению данной смеси - хлопку во впускном коллекторе [2]. Данное явление очень часто встречается, даже при правильно отрегулированном двигателе, на карбюраторных и «простых» инжекторных автомобилях, а также оснащенных ГБО первого и второго поколения.

На первый взгляд, кажется, что ничего страшного в этом явлении нет. Однако, на современных марках автомобилей во впускном коллекторе содержится множество узлов (например, датчик расхода воздуха), которые могут быть при этом повреждены. Кроме того, сам коллектор на некоторых марках изготавливается из пластмассы и крепится к головке блока цилиндров с помощью специальных защелок, и в случае возникновения такого хлопка может произойти разрушение коллектора. Все это в свою очередь приводит к выбросу пожаровзры-воопасной смеси в моторный отсек, что может послужить причиной пожара. Некоторые установщики газового оборудования для предотвращения указанного хлопка ставят на впускной коллектор предохранительный клапан, так называемую «хлопушку» или «антихлоп», которая должна предотвращать дальнейшее горение в нем. Однако эффективность ее применения вызывает сомнения, кроме того, незащищенным остается сам впускной коллектор.

Выводы. Таким образом, в настоящее время необходимо совершенствование нормативной базы, касающейся производства и установки газобаллонного оборудования на современные легковые автомобили. В частности, следует запретить устанавливать на них ГБО первого и второго поколения, либо устанав-

ливать только то оборудование, которое имеет не только соответствующий сертификат, но и одобрено заводом изготовителем.

Список использованной литературы

1. Панов Ю. В. Установка и эксплуатация газобаллонного оборудования автомобилей. - М.: Из-во «Академия», 2004. - 104 с.

2. Туревский И. С. Теория двигателей. - М.: Из-во «Высшая школа», 2005. - 238с.

УСТАНОВЛЕНИЕ КОРРЕЛЯЦИИ МЕЖДУ СТРУКТУРОЙ АЗОТСОДЕРЖАЩИХ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ И ИХ ПОЖАРООПАСНЫМИ СВОЙСТВАМИ

А. В. Калач, д. х. н., доцент Ю. Н. Сорокина, к. т. н., доцент Т. В. Черникова, к. х. н.

А. М. Чуйков, к. т. н.

Воронежский институт ГПС МЧС России

Прогнозирование пожароопасных свойств новых или еще не синтезированных химических соединений является актуальной задачей современной науки. К настоящему времени разработано несколько расчетных методов определения пожароопасных показателей, однако все они основаны на экспериментальных данных [1, 2]. Экспериментальное изучение характеристик пожаро-опасности и других свойств веществ часто осложняется наличием примесей в изучаемых образцах; возможной нестойкостью, токсичностью и агрессивностью веществ, а также сопряжено с существенными затратами, связанными с аппаратурным оформлением измерений. В связи с этим разработка расчетных методов прогнозирования пожароопасных свойств, не требующих проведения дополнительных экспериментальных исследований, аявляется важнейшим направлением современных исследований.

Одним из наиболее перспективных методов прогнозирования свойств химических соединений является метод расчета дескрипторов, основанный на установлении корреляций «структура-свойство» [3]. В этом методе структурная формула вещества представляется в виде графа, а дескрипторы раасматривают-ся как его инварианты. Дескриптор - это математический параметр, описывающий структуру химического соединения. Для оценки вклада различных частей молекулы в ее общее свойство применяются сложные фрагментные дескрипторы.

Накопленный к настоящему времени большой объем экспериментальных данных о пожароопасных свойствах органических соединений [4, 5], позволяет исследовать возможность применения метода расчета расчета дескрипторов для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.