Научная статья на тему 'Проблемы повышения конкурентоспособности выпускников вузов'

Проблемы повышения конкурентоспособности выпускников вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / НАУЧНАЯ ШКОЛА / QUALITY OF FORMATION / MULTILEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / EMPLOYMENT / SCIENTIFIC SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова-швец Людмила Николаевна

Реалии ХХI в.глобализация и информатизация, высокие технологии и Интернет не только кардинально изменяют мир и условия жизнедеятельности человека, но и ставят перед ним глобальные задачи, которые необходимо ему решать в процессе профессиональной деятельности. Подготовка и квалификация человеческих ресурсов отстают от бурного развития технологий. Сегодня вопрос стоит так: традиционно обученный выпускник учебного заведения носитель устаревшего знания, то есть неконкурентоспособен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMPETITIVENESS INCREASE OF HIGH SCHOOLS GRADUATES

ХХI century realities globalization and information, high technologies and the Internet not only cardinally change the world and conditions of ability to live of the person, but also put global problems before him or her which are necessary for solving in the course of professional work. Preparation and qualification of human resources lag behind rapid development of technologies. Today the question costs so: traditionally trained graduate of an educational institution the carrier of out-of-date knowledge, that is noncompetitive.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения конкурентоспособности выпускников вузов»

Проблемы повышения конкурентоспособности выпускников вузов

Л.Н. Иванова-Швец, к.э.н., доцент МЭСИ

Реалии XXI в. — глобализация и информатизация, высокие технологии и Интернет — не только кардинально изменяют мир и условия жизнедеятельности человека, но и ставят перед ним глобальные задачи, которые необходимо ему решать в процессе профессиональной деятельности. Подготовка и квалификация человеческих ресурсов отстают от бурного развития технологий. Сегодня вопрос стоит так: традиционно обученный выпускник учебного заведения — носитель устаревшего знания, то есть неконкурентоспособен.

В процессе формирования и развития конкурентоспособности работников принимают участие:

• государство;

• учебные заведения:

• работодатели:

• работники.

Все участники трудовых отношений признают нормы и правила, принятые и функционирующие на национальном и региона.и.ном уровнях, в рамках которых устанавливаются единые стандарты в отношении подготовки, найма, использования. увольнения рабочей силы.

Политика в области образования, принимаемая на государственном уровне, позволяет всем заинтересованным участникам, с одной стороны, получать и развивать свои способности, навыки и, с другой стороны, использовать эти навыки и знания на конкретных рабочих местах.

По мнению директора Центра международного образования Филипа Альтба-ха «высшая школа традиционно рассматривается в качестве приносящей как "общественную-, так и -личную» пользу. Она дает уникальную -продукцию-, а именно — знания, а также — дипломы, удостоверяющие возможность применения приобретенных знаний в современном обществе. Таким образом, она наделяет человека навыками, используя которые он может увеличить свои доходы и сделать успешную карьеру. В то же время высшее образование повышает уровень подготовки кадров, необходимых для обеспечения общественного развития и эффективной работы экономики*.1

На этой стадии уровень знаний и конкретный потенциал выпускников подобных учебных заведений в нашей стране ниже, чем у выпускников аналогичных западных заведений. Более того, они менее подготовлены к добросовестному созидательному труду.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников учебных заведений:

1. Содержание и качество образования.

Проблема обеспечения высокого качества образования является центральной проблемой высокой конкурентоспособности выпускников учебных заведений. Три кита, на которых держится система контроля качества образования — это соблюдение учебными заведениями требований ГОС. достаточность финансирования учебных заведений, разработка и внедрение новых, перспективных образовательных технологий.

В сфере содержания и качества образования основным средством, с помощью которого государственные органы осуществляют свои управленческие функции, является ГОС. Входящие в него документы являются базой для оценки деятельности учебного заведения. Образовательное законодательство определяет механизмы проведения такой опенки — процедуры аттестации и аккредитации. Суть аттестации — проверка -соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиями государственных образовательных стандартов-/ Она должна проводиться специальной Государственной аттестационной службой, независимой от федерального органа управления образованием. Аккредитация — есть признание государственным органом управления образования статуса образовательного учреждения, уровня реализуемых им программ именно на основании заключений Государственной аттестапи-

оиной службы. С момента аккредитации учебного заведения вступают в силу такие права, как право на выдачу своим выпускникам диплома государствен!ю-ю образца и право на включение в систему централизованного финансирования.

В части, непосредственно касающейся взаимоотношений учащегося и учебного заведения, первостепенное значение имеют части ГОС. определяющие количество и состав учебных часов и согласованность программ обучения. Состав учебных часов определяется учебными планами, являющимися одними из основных документов, определяющих деятельность учебного заведения. Состав и структура учебных планов подвергаются серьезному контролю органами управления образованием.

Согласованность программ обучения, используемых в различных учебных заведениях одного типа, имеет значение для учащихся, желающих продолжить обучение в другом такого же типа. Особенно важно согласование учебных программ для вузов, гак как студенты имеют возможность обучаться в нескольких высших учебных заведениях при использовании одного из них как базового. Возможности по получению таких образовательных услуг, существенно влияющих на качество обучения. зависит от создания на основе ГОС единого образовательною пространства.

Таким образом, исполнение учебными заведениями ГОС и эффективный контроль за этим процессом со стороны органов управления образованием существенно влияют на качество обра-зования и, как следствие, на потенциал конкурентоспособности. Это касается жесткого контроля деятельности учебных заведений при проведении аттестаций, межаттестационный контроль за исполнением учебных планов, создание единого образовательного пространства.

Вместе с тем, современные условия требуют большего объема современных знаний, и, с одной стороны, каждый вуз может разрабатывать свои программы и читать новые курсы в рамках регионального (вузовского стандарт а).

но. с другой стороны, органы управления образованием должны быстрее реагировать и вносить современные тенденции в ГОСы.

2. Финансирование образования.

Органы управления образованием осуществляют не только контрольные и разрешительные функции по отношению к учебным заведениям. Первостепенной задачей этих органов является достаточное и своевременное финансирование деятельности государственных учебных заведений. Качество образования напрямую зависит от финансирования учебных заведений, которое по существу является инвестициями в человеческий капитал.

За три последних года бюджетное место в российских вузах подорожало втрое. В 2004 г. эти расходы на одного студента составляли 21 тыс. руб., а на конец 2007 г. достигли "8 тыс. руб. Об этом заявил глава минобрнауки Андрей Фурсенко на коллегии ведомства, где подводили итоги года прошедшего и строили планы на будущее

<

Важным элементом системы обеспечения качества образования является продвижение новых образовательных технологий. Современное бурное развитие информационного общества автоматически признает неэффективной статичную систему всех уровней образования. Основой для разработки новых подходов к процессу обучения составляет научный потенциал учебных -заведений (прежде всего вузов). Но все проблемы упираются в финансирование.

Многие нововведения позволили высшей школе более гибко реагировать на требования рынка, адекватно формировать набор студентов и таким образом адаптировать свою внутреннюю структуру к постоянно изменяющемуся спросу. Некоторые вузы вынуждены применять специальные технологии подготовки современного делового человека.

В условиях становления рыночной экономики создание негосударственного сектора высшей школы вполне укладывается в идеологические рамки происходящих перемен. Негосударственные вузы имеют ряд особенностей. Во-первых, это — некоммерческие

структуры. Они не извлекают прибыть и все доходы направляют на цели образования. Во-вторых, это — не частные вузы. Как правило, они создаются организациями или юридическими лицами, имеют аккредитацию от Министерства образования 1'Ф и обучают студентов в соответствии с госстандартом. В-третьих. они не получают бюджетных средств, освобождая государство ог значительной части финансовых затрат. Наконец, чрезвычайно важна их инновационная роль.

Квалификационный уровень преподавательского состава здесь, как правило. достаточно высок: более 70% обладают учеными степенями кандидатов и докторов наук. Лучше эти вузы оснащены современной техникой и выходом в Интернет. Успешнее используются разные формы индивидуальной работы со студентами, склонными к научной деятельности. Многие вузы предлагают международные программы, по завершении которых можно получить два диплома — отечественный и зарубежный.

Выпускники таких вузов хорошо подготовлены, имеют высокую квалификацию и соответствуют современным требованиям экономики: знают компьютерные программы, английский язык, активно работают с Интернетом.

Таким образом, уже сегодня лучшие негосударственные вузы могут записать в свой актив высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, высокую организацию учебного процесса и его материально-техническую базу.

В то же время в государственных вузах выше соответствие учебного процесса ГОС ВПО, шире спектр специальностей, имеются научные школы по профилю обучения, лучше поставлена научно-исследовательская работа студентов (НИРС), библиотечный фонд соответствует стандартам и нормам, установленным ГОС.

Следовательно, если рассматривать потенциал конкурентоспособности выпускников государственных вузов, то благодаря этим критериям, он является достаточно высоким. Именно поэтому выпускники многих ведущих государственных вузов пользуются спросом

Таблица 1

Предложения по трудоустройству, получаемые студентами-выпускниками МГУ, %*

Пшенпмадьныс раГнчо щге.ш В среднем но Факультет

БмоФак ВМиК \levMai ФтФяк ХнмФак )кФак

Коммерческие структуры в России 35.1 9,3 46,2 20.0 38.3 21.4 59.0

Российские научные организации 19.6 29,6 13,8 28.8 25,9 24.3 3,0

Иностранные фирмы — для работы в России 14.0 9,3 13.8 7.5 9.9 10.0 28.0

Российские государственные предприятия 8.0 1.9 17.5 11,2 3.7 5.7 6.0

Российские учебные заведения 6,9 1,9 5.0 10.0 6,2 10.0 7.0

Иностранные фирмы (научные центры, университеты) — для работы ¡а рубежом 6.9 9.3 3.8 2.5 11.1 12,9 4.0

Всего получавших предложения. % 61.3 53,7 66.2 60.0 60,5 54.3 68,0

Всего респондентов, человек 465 54 80 80 81 70 100

не только на российском рынке труда, но и на международных.

Так. например, согласно социологическим опросам, среди выпускников МГУ. 61% опрошенных выпускников (63% женщин и 60% мужчин, чаще всего это экономисты — 68% и программисты — 66% (данные таблицы 1). получали различного рода предложения от российских и зарубежных работодателей.4

На сегодняшний день идет внешне прогрессивный процесс адаптации вузов к развивающемуся рынку. Однако более глубокий анализ показывает не столь радужную картину.

При быстро растущем рынке услуг государственные вузы избрали тактику адаптации с целью выживания. Они вынуждены открывать конъюнктурно обусловленные специализации, зачастую далекие от их основного профиля. Так. 8 Москве более половины вузов предлагают подготовку по таким ныне модным направлениям, как экономика, юриспруденция, менеджмент, коммерция. бухучет и аудит, мировая экономика. По данным Министерства обра-

зования, уже в конце 90-х гг. наблюдался избыток вузов юридического и экономического профилей.

3. Квалификация профессорско-преподавательского состава.

Рост образовательных услуг не привел. тем не менее, к соответствующему увеличению преподавательских кадров и аудиторных помещений. Это не могло не сказаться на качестве обучения по тем же специальностям в традиционных вузах, финансируемых из госбюджета. Увеличились учебные группы и нагрузки на преподавателей. Появились занятия в две. а то и в три смены. Многие преподаватели переориентировались на платные формы обучения и коммерческие программы, которые обеспечивают им более высокую зарплату и лучшие условия труда. -Некоммерческие- же преподаватели оказались в роли изгоев общества, что не способствовало повышению качества образования. Происходит опок вузовских кадров. Социологические опросы показывают: от трети до половины их хотели бы реализовать себя на новом поприще.

Проблема закрепления кадров встает со всей остротой. Кроме того, переход к рыночным принципам усложнен тем. что для вузовской интеллигенции возможности реализовать себя в условиях жесткой конкуренции во многом иллюзорны: у них иной менталитет, отсутствует опыт работы в рыночной экономике, не! соответствующих знаний и навыков.

I. Направления модернизации высшего образования.

Суть происходящих в высшей школе изменений — переход на многоуровневую систему обучения. Общество кардинально изменилось, появились иные формы собственности, новые профессии, требующие других моделей подготовки кадров.

Наша система — достаточно жесткая. Практически сразу после школы человек выбирает специальность на всю жизнь. Мировой опыт свидетельствует. однако, что жесткая структура обучения не является оптимальной прежде всего с точки зрения потребностей экономики

На Западе существует более гибкая, многоуровневая система высшего образования (бакалавр, специалист, магистр). Она имеет ряд преимуществ: относительно короткие сроки обучения на каждом этапе, видимая цель, гибкость и свобода маневра при получении профессии. В процессе обучения студент осознанно выбирает поле будущей деятельности и необходимые дисциплины. В дальнейшем он может специализироваться в своей области и получить степень магистра. Или, довольствуясь лишь дипломом колледжа, начать работать по специальности.

Такой подход — более прогрессивный, он открывает перед студентами, с одной стороны, широкую перспективу выбора будущей деятельности на базе полученного фундаментального образования. а с другой — возможность заполнить социальные ниши в обществе. Наконец, он позволяет, с учетом сильных сторон нашего образования, приблизиться к мировому образцу университета.

В российской системе высшею образования образовательные программы также ведутся по направлению -ба-

калавр*, -магистр-. -специалист» в соответствии с Перечнем направлений и специальностей ВПО. но только сейчас наша система полностью перехолит на систему подготовки не только специалистов. но и бакалавров и магистров. Это для России не совсем новое направление. но, по мнению автора, не до конца разработанное.

5. Духовные ценности.

Еще одни удручающий результат формирующегося рынка связан с состоянием сознания молодежи. На нем сказывается общий нравственный кризис-общества. нарастающее разрушение духовности. Ориентация на рынок час-го воспринимается молодыми людьми как абсолютизация материального интереса. как отрицание морали, нравственности, духовности. Появляется целое поколение с иным, чуждым молодежи прежних лет. сознанием, без нравственных ориентиров, с другими, меркантильными жизненными ценностями.

Это очень серьезная проблема, решение которой требует идейно-нрав-ственной вооруженности образования, приведения его в соответствие с российскими традициями нравственно-эстетического и гражданского воспитания. Кстати, советская система образования и воспитания, несмотря на свои недостатки, обладала цельностью, внутренней логикой и хорошо согласовывалась с целями общества, в котором она существовала. С этой точки зрения, можно сказать, она была вполне эффективна.

То, что происходит сегодня — попытки заменить коммунистические идеалы частнособственническими, либо религиозными, — далеко не полное решение вопроса. Чт(к>ы с помощью школы восстановить былые и развить новые высокие духовные запросы и тем самым возродить Россию, необходимо сочетание таких общечеловеческих ценностей, как гражданственность, любовь к Родине, к окружающей природе и пат риотизм, с сильной государственной властью.

6. Состояние и развитие научных школ.

И еще одно, не менее важное обстоятельство. Известно: успешнее всего

обучение происходит гам. где есть научные школы. Например, в регулярном рейтинге университетов Великобритании и Германии объем проводимых ими научных исследований является одним из определяющих показателей качественного уровня их деятельности, престижа и авторитета. Очевидно, что большинство наших новых вузов такими научными школами не обладают. Исключение составляют лишь некоторые элитарные университеты.

Итак, отечественная высшая школа перестает быть общедоступной, но не приобретает при этом гибкости западной модели. Мели на Западе номенклатуру специальностей и число учебных мест определяет спрос (в СССР это был Госплан), то в России в условиях неразвитого рынка эти показатели не устанавливает никто. Произошла полная разбалансировка планирования и использования человеческих ресурсов в масштабе страны. В результате многие вузы выпускают кадры для биржи труда.

Основные проблемы и недостатки высшего профессионального образования. влияющие на конкурентоспособность специалистов:

• слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях: это связано в первую очередь с недостаточным финансированием (в размере 30—60"" от планового бюджета); и если сегодня государственное финансирование выросло почти в 5.5 раза, то бизнес пока никак не решается вкладываться в подготовку специалистов:

• сокращение потребности народного хозяйства в специалистах 1 уровня квалификации (техников-) из-за общего кризиса в отраслях материального производства и рост пот ребности в специалистах 2 уровня (с высшим образованием) со стороны рыночных структур (банков, страховых компаний, малых предприят ий);

• снижение уровня научно-методической работы в вузах: сокращение использования современных методов и технологий обучения, разработок учебно-методической литературы, подготовки учебников:

• возрастающая конкуренция госу-

дарственных вузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических вузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в -псевдоу 11 и верситеты ■:

• значительная дифференциация в уровне и качестве образования столичных и периферийных вузов, вузов передовых и депрессивных регионов;

• низкое трудоустройство выпускников вузов (около 60%), остальные трудоустраиваются не по специальности или на должности рабочих либо служащих (водителей, охранников, продавцов. агентов и др.): одной из причин этого является то, что структура потребности экономики в специалистах и структура их выпуска в институтах не всегда совпадают. Для оптимальной структуры набора (считая критерием максимизацию т рудоустройства выпускника профессионального учебного заведения по специальности) учебные заведения должны располагать, прежде всего, информацией о промышленной и инвестиционной политике государства. которой мы до с их пор не имеем; на сегодняшний день наблюдается явное перепроизводство по многим профессиям;

• дискриминация негосударственного высшего образования в части лицензирования и аккредитации, предоставления помещений в аренду, предоставления льгот студентам (отсрочка от армии, оплачиваемые отпуска в сессию) и статуса диплома негосударственного вуза;

• значительное увеличение количества негосударственных вузов и. особенно, филиалов столичных вузов в регионах. Данные образовательные учреждения в большинстве своем не имеют необходимой материальной и учебной базы и штатного профессорско-преподавательского состава, что приводит к снижению качества образования:

• на студентов слишком велико негативное влияние производственной практики, которая проходит, как правило, на технологически отсталых (в свете мировых стандартов) предприя-

№1, 2008 £ 2

Ш

тиях. при плохой организации труда. Миллионы работников, пекле завершения учебы потрудившись несколько лет на технологически отсталых предприятиях (это третий этап конкурентной •подготовки-), в массе своей не имеют возможности повышать производительность труда, развивать свой трудовой потенциал;

• существует большая разобщенность во взглядах на сотрудничество и разрыв связей между вузами и производством. От учебных заведений порой ждут готовых решений в нереалистично короткие сроки, а производство считает высшие учебные заведения слишком академичными и медлительными в их исследовательской деятельности. Основой будущего сотрудничества должны стать более глубокий диалог и взаимопонимание и в результате обе стороны могут только выиграть от более тесного партнерства с конкретными целями и на основе четких договорных отношений

Можно выделить ряд направлений возможного укрепления связей между вузами и производством, которые могли бы способствовать росту конкурентоспособности выпускников вузов:

1 — финансируемые исследования. По итогам мониторинга экономики образования (МЭО) увеличивается число предприятий, не сотрудничающих с учебными заведениями: их число выросло в среднем на К»!) и составляет 2 3 от всего числа предприятий." Несмотря на экономические сложности последнего времени, промышленные предприятия все еще финансируют фундаментальные исследования в вузах на договорной основе, если они представляют интерес для счютветствующей компании;

2 — преподаватели в качестве консультантов. Консультативные услуги до сих пор не являются в России популяр-

ным бизнесом. Зачастую преподаватели вузов не заинт ересованы в том, чтобы ставить свои знания на службу предприятиям, с одной стороны, из-за низкой оплаты таких услуг (речь, прежде всего, о государственных предприятиях). и. с другой стороны, многие фирмы часто считают что это пустая трата времени и средств;

3 — исследовательские консорциумы. За определенную плату фирмы могут присоединиться к существующим вузовским технопаркам или специализированным исследовательским центрам. Несколько фирм сразу могут выступить в роли спонсоров конкретных проектов и в результате выпускники могут получить высококвалифицированную работу по своей специальности и перспективы роста а фирмы дополнительный доход от результатов исследований. Сотрудничество с крупными государственными и коммерческими предприятиями обеспечивает некоторым техническим вузам Санкт-Петербурга около 50% от общего финансирования. Одним из источников финансирования технических вузов, кроме бюджетного, программ платного обучения и различных грантов, в настоящее время становятся предприят ия — заказчики научно-технических разработок;"

4 — программы кооперации. Опыт ряда российских и зарубежных вузов по созданию таких программ кооперации с фирмами следовало бы распространить. Такие программы включают специальные договоренности о трудоустройстве студентов еще в период обучения. Академическая программа строится таким образом, ч то студенты проводят один семестр в фирме, в течение следующего семестра учатся и т. д.

В целом передача технологий и коммерциализация научных результатов

должны стать важным приоритетов российских вузов. Прогресс в этой области будут оказывать позитивное влияние на образовательный процесс в плане предоставления студентам оптимальной практической подготовки.

Таким образом, можно сделать вывод. что на формирование и развитие конкурентоспособной рабочей силы оказывают влияние все субъекты рынка труда, при этом ставя разные цели и формируя соответствующие задачи.

И для того, чтобы нынешний выпускник вуза был востребован на рынке труда, необходимо объединить усилия всех заинтересованных участников: государство, вузы, работодателей.

Источники информации

1. Федеральный закон -Об образовании-.

2. Альтбах Ф. Частное высшее образование. его характерные черты и различия. Сравнение перспектив развития. М.: Перспективы. 2000. Т. 29. \'-> 3-

3. Леденева J1., Некипелова К. Миграция выпускников вузов за рубеж — потеря для российской науки.

т. http:/ www.spbgid.ru

5. http: /www.iprof.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. lutp: WWW.rg.ru

Ссылки

1 Альтбах Филип. Частное высшее образование, его характерные черты и различия. Сравнение перспектив развития. М.: Перспективы. 2000. Т. 29. N° 3.

- ФЗ -Об образовании-, п. 20. ст. 33.

■ http: www.rg.ru

Леденева Л.. Некипелова Е. Миграция выпускников вузов за рубеж — потеря для российской науки.

4 Респонденты могли получать по несколько предложений

6 http://www.iprof.ru http://www.spbgid.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.