ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ
А.В. Бойкова, д-р экон. наук, доцент Д.А. Захарова, магистрант
Тверской государственный технический университет (Россия, г. Тверь)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10614
Аннотация. Строительная отрасль считается одной из самых опасных отраслей. Движение за качество, появившееся в эпоху постиндустриализации, в первую очередь, решает проблемы повышения качества продукции в контролируемой промышленной среде. Уникальная по своей природе строительная отрасль часто не соответствует руководящим принципам качества, применимым к обрабатывающей промышленности. Данная статья посвящена оценке важнейших факторов, влияющих на безопасность и качество реализации строительных проектов.
Ключевые слова: строительный сектор, жилищное строительство, качество, финансирование, кредитные учреждения.
В эпоху открытой экономики качество стало важным параметром, определяющим успех или неудачу организации. Качество, хотя и является неуловимым атрибутом, всегда было и остается важной проблемой в строительстве.
Действительно, качество продукции и услуг контролируется как производителями, так и пользователями с незапамятных времен. Однако, в нынешнюю эпоху глобализации философия качества стала основой успеха в бизнесе.
Управление качеством является неотъемлемой частью всех корпоративных бизнес-стратегий. Эффективное управление качеством является решающим фактором успешного управления строительными проектами. Действительно, низкое качество управления, в конечном итоге, приводит к: потере времени; дополнительным расходам; увеличению количества ошибок; необходимости доработки и переделки работ и т.д.
Это позволило участникам строительной отрасли осознать роль качества как важнейшего средства достижения удовлетворенности клиентов и получения конкурентных преимуществ в отрасли.
Концепция управления качества существует уже много лет, но ее значение менялось и развивалось с течением времени. До начала двадцатого века управление ка-
чеством подразумевало проверку продукции на предмет ее соответствия спецификациям. В 1960-х годах благодаря большому количеству публикаций по теории всеобщего управления качеством, эта концепция приобрела более широкий смысл. Качество стало рассматриваться как нечто, охватывающее всю организацию, а не только производственный процесс.
В 1970-х и 1980-х годах многие отрасли промышленности США вынуждены были внести изменения в свою политику в области качества, когда они потеряли долю рынка из-за иностранной конкуренции, особенно в автомобильной промышленности.
Исследование, проведенное Йейт-сом Д.К. и Локли Е.Е., выявило 29 причин низкого качества строительной отрасли:
- неквалифицированный труд,
- низкое качество анализ чертежей;
- финансовое давление со стороны подрядчиков и заказчиков;
- неадекватные методы контроля качества;
- ненадлежащий анализ безопасности;
- ошибки в технико-экономическом обосновании и т.д. [1].
Всю совокупность проблем обеспечения качества строительства можно разделить на: дефекты, общие проблемы обес-
печения качества и аварии, обусловленные недостаточным качеством работ и услуг.
Дефекты обусловлены тем, что технические показатели объекта строительства не соответствуют техническим нормам. Аварии, возникающие уже после сдачи объекта, вызваны нарушением технологии выполнения работ и услуг, несоблюдением техники безопасности при проектировании объекта, нарушениями при сдаче объекта в эксплуатацию.
Среди причин снижения качества строительных работ и услуг, выделим:
- ошибки выполнения строительных процедур и соблюдения правил;
- ошибки проектирования и технико-экономических расчетов;
- использование некачественных, нестандартных сырья и материалов;
- недостаточный контроль качества выполнения строительных работ и услуг;
- влияние природных условий;
- неправильное использование объекта.
Нарушение качества строительных работ и услуг приводит к их удорожанию. Исследования иностранных авторов показывают, что, к примеру, в США, затраты на обеспечение качества составляют, в среднем, 12% от совокупных затрат [2]. При этом, недостаточный контроль качества со стороны поставщиков и подрядчиков, влечет увеличение начальной сметы от 2 до 12% [3, 4]. Затраты на исправление
Библиографический список
1. Yates J. K., Lockley E. E. (2002). Documenting and analyzing construction failures. Journal of Construction Engineering and Management, №128 (1). Pp. 8-17.
2. Koskela, L. (1992). 'Process Improvement and Automation in Construction: Opposing or Complementing Approaches'.The 9th International Symposium on Automation and Robotics in Construction: Tokyo. Proceedings, Pp. 105-112.
3. Ledbetter, W.B. (1994). 'Quality performance on successful projects; Journal of Construction Engineering and Management', 120(1), Pp. 34-46.
4. Love, Peter E.D. (2002), 'Influence of Project Type and Procurement Method on Rework Costs in Building Construction Projects', Journal of ConstructionEngineering and Management, ASCE, 128(1), P. 18-29.
5. Marosszeky, M., Thomas, R., Karim, K., Davis, S. and McGeorge, D. (2002). 'Quality Management Tools for Lean Production: Moving from Enforcement to Empowerment', 10th Annual Conference of the International Group for Lean Construction. Gramado, Brazil, Pp. 6-8.
некачественных работ могут достигать от 3,4 до 6,2% от совокупной стоимости проекта [5].
Затраты на управление качеством строительных работ и услуг можно разделить на: затраты на проведение профилактических и превентивных мер; затраты на соблюдение требуемого качества выполняемых работ и услуг и затраты на устранение дефектов и аварий, вызванных несоблюдением требований, предъявляемых заказчиком к качеству готового объекта.
Организация должного контроля качества в строительстве позволит снизить количество отказов и дефектов, минимизировать число аварий, рекламаций со стороны заказчика на низко качество работ. Все это позволит значительно сократить затраты на строительство.
Таким образом, строительная отрасль, как и любая другая производственная отрасль, сталкивается с проблемами, которые влияют на ее производительность. Выявление потенциально критических факторов, которые влияют на качество выполнения строительных до начала реализации проекта, в значительной степени позволит избежать большого количества ошибок, как в процессе его реализации, так и в момент введения объекта строительства в эксплуатацию.
PROBLEMS OF INCREASING THE QUALITY OF CONSTRUCTION
BRANCHES IN RUSSIA
A.V. Boykova, doctor of economic sciences, associate professor A.V. Boykova, graduate student Tver state technical university (Russia, Tver)
Abstract. Over the past years, the construction sector remains unprofitable. In anticipation of the upcoming transition from January 1, 2019 to a new financing scheme, this situation may be significantly aggravated. In this regard, on the basis of a review of the literature, problems inherent in construction companies were identified. This will allow credit institutions to reduce risks in selecting housing construction projects.
Keywords: construction sector, housing construction, quality, financing, credit institutions.