Научная статья на тему 'Проблемы повышения качества актов органов местного самоуправления в Российской Федерации'

Проблемы повышения качества актов органов местного самоуправления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
959
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения качества актов органов местного самоуправления в Российской Федерации»

УДК 352.075.1.

Ф.Р.Хусаенова

студентка 5 курса Института Права Башкирский государственный университет Г. Уфа, Российская Федерация

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА АКТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На сегодняшний день качество и эффективность муниципальных правовых актов оставляет желать лучшего. Данные официальной статистики, материалы обобщений юридической практики, публикации в научных изданиях свидетельствуют о высоком уровне их дефектности. [1, с. 64]

В доктрине предлагают самые различные пути повышения качества муниципального правотворчества. Попробуем проанализировать некоторые из направлений совершенствования актов органов местного самоуправления.

Существует мнение, что решение проблемы возможно за счет сужения правотворческих полномочий органов местного самоуправления, перехода к практике утверждения органами местной власти правовых актов, предложенных государством. Последнее располагает широкими материально-техническими, организационными и прочими возможностями для подготовки качественных типовых актов муниципального уровня. Представительные органы муниципального образования должны лишь своевременно одобрить их.

На наш взгляд, подобного рода мероприятия приведут к исчезновению института местного самоуправления в России. Имея определенный опыт муниципального правотворчества, вряд ли целесообразно снижать самостоятельность последних, урезать полномочия. Это было бы шагом назад в развитии.

Немаловажным инструментов контроля законности актов муниципального правотворчества является проведение экспертизы указанных документов. Институт экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в последние годы интенсивно исследуется в юридической литературе. [2, с. 134]

Следует признать, что законодатель уже воспринял многие высказанные в науке рекомендации. Так, уставы муниципальных образований и правовые акты о внесении изменений и дополнений в них проверяются на соответствие федеральному и региональному законодательству в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований». [3]

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных правовых актов» предусмотрел обязательное ведение в каждом субъекте Федерации с 1 января 2009 г. регионального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Законодательство субъектов Федерации развивается в направлении закрепления обязательности правовой экспертизы всех муниципальных нормативных правовых актов в рамках процедуры ведения регистра. [4]

Еще на ранних этапах устраняются допущенные в муниципальных нормативных правовых актах нарушения закона, благодаря работе органов государственной власти, уполномоченных на ведение регистра, органов прокуратуры и юстиции.

Мы считаем необходимым расширение контрольных возможностей именно органов юстиции. Это позволит соблюсти баланс контрольных полномочий в системе органов государственной власти, создаст систему «двойного (предварительного и последующего) фильтра» для актов муниципального правотворчества.

В последние годы стали весьма популярны исследования муниципальных правовых актов на предмет их коррупциогенности. Вопросы назначения и проведения антикоррупционной экспертизы активно исследуются в юридической литературе. [5, с. 77]

Однако очевидно, что правовые акты должны проверяться в полном объеме на предмет их соответствия законодательству, правилам юридической техники и т.п.; коррупциогенность акта - лишь один из возможных его дефектов.

Суды, органы прокуратуры и юстиции, иные уполномоченные государственные органы сегодня контролируют не качество правового акта в целом, а его законность.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070

Исправляя недостатки в правовых актах, органы местного самоуправления также нацелены на устранение несоответствий закону. Нарушения правил юридической техники, не влекущие признания акта незаконным, остаются в большинстве своем без внимания и не исправляются.

Активная работа органов контроля и надзора по выявлению не соответствующих действующему законодательству муниципальных правовых актов порождает иждивенчество муниципалитетов, которые приступают к исправлению дефектов, получив соответствующий «сигнал» контрольной инстанции. Значительное число актов муниципального правотворчества признается органами (должностными лицами) местного самоуправления утратившими силу в связи с рассмотрением протестов прокурора и иных аналогичных актов реагирования.

Решение проблемы повышения качества муниципальных правовых актов невозможно без активных усилий со стороны органов местного самоуправления. Качество данных актов - важнейший компонент технологии муниципального правотворчества. [6, с. 16]

Работа в обозначенном направлении ведется в муниципальных образованиях Российской Федерации. В целях обеспечения высокого качества правовых актов в муниципальных образованиях разрабатываются различного рода методические рекомендации по оформлению проектов актов, соблюдению правил юридической техники.

Тем не менее вряд ли можно утверждать, что правотворческая деятельность органов власти муниципального уровня надлежаще обеспечена методически. Усилиями отдельных муниципальных образований не изменить состояние дел в государстве в целом. Очевидна необходимость в разработке и принятии на федеральном уровне серии методических рекомендаций, призванных помочь органам местного самоуправления в их правотворческой деятельности. Аналогичная работа проведена в отношении правотворческой деятельности органов государственной власти. [7]

Федеральное и региональное законодательство весьма интенсивно обновляется, что обусловливает необходимость систематического осуществления органами местного самоуправления мониторинга состояния нормативного массива муниципального образования и оперативного внесения необходимых изменений в правовые акты. Безусловно, в поселениях тяжело организовать данную работу. Выход нам видится в создании на уровне района постоянно действующего центра по мониторингу состояния актов муниципального района и поселений, входящих в его состав.

Аргументом в пользу создания указанного центра является и необходимость решения другой, не менее остро стоящей в поселениях проблемы - проблемы пробельности муниципального правового массива, вследствие чего жители муниципального образования не могут реализовать свои права в той или иной сфере.

На современном этапе проблема пробельности правовых актов муниципального уровня решается в основном за счет привлечения средств прокурорского реагирования. Прокурором выносится представление об устранении нарушений законодательства либо опротестовывается муниципальный правовой акт, в котором отсутствуют необходимые положения. Имеет место также практика обращения прокурора в суд с заявлением об обязании органа местного самоуправления разработать и принять нормативный правовой акт по конкретному вопросу (о понуждении к приведению муниципальных правовых актов в соответствие с законодательством). [8, с. 43]

Однако мы далеки от позитивных оценок подобной практики, поскольку обычно акт прокурорского реагирования издается в связи с проведением плановой проверки соблюдения муниципалитетами положений того или иного законодательства; органы местного самоуправления зачастую нацеливаются на разработку и принятие актов, объективная потребность в которых отсутствует в муниципальном образовании.

Обобщая вышесказанное, следует сказать, что качество муниципальных правовых актов находится в прямой зависимости от состояния правовой базы федерального и регионального уровня. Так, например, постоянные изменения перечня вопросов местного значения, установленного в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приводят к нестабильности компетенции местного самоуправления. При таких условиях возрастает вероятность издания муниципальных правовых актов с нарушением полномочий. [9]

Конечно, было бы наивным полагать, что система местного самоуправления в Российской Федерации заработает быстро и эффективно, а издаваемые муниципальные правовые акты будут качественными и законными. Местному самоуправлению, его институтам еще предстоит созреть. Для этого нужна

продуманная и последовательная законодательная политика нашего государства в вопросах организации власти на местах.

Список использованной литературы

1. Карташов В.Н., Вантеева Н.В. Ошибочная юридическая деятельность органов местного самоуправления (некоторые методологические, теоретические и практически-прикладные аспекты проблемы). Ярославль: Изд-во «Ремдер», 2010. С. 64.

2. Власов И.С., Колесник А.А., Кошаева Т.О. и др. Правовые акты: антикоррупционный анализ: научно-практическое пособие. М.: КОНТРАКТ, 2010. С. 134.

3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (с посл. изм. и доп. от 21 ноября 2011 г. № 329-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 30 (часть 1), ст. 3108.

4. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных правовых актов» (с посл. изм. и доп. от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 46, ст. 5556.

5. Сомов К.С. Из практики прокуратуры Новгородской области по реализации полномочий по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: Сборник статей. М., 2011. Ч. II. С. 77.

6. Карташов В.Н. Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые методологические аспекты исследования // Юридическая техника. 2007. № 1. С. 16.

7. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с посл. изм. и доп. от 11 декабря 2014 г. № 1348) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33, ст. 3895.

8. Летуновский А.С. Прокурорский надзор в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: сборник статей / под ред. Н.Н. Карпова, И.В. Черепановой. С. 43.

9. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 186, ст. 3822.

© Ф.Р. Хусаенова, 2015

УДК 342.9

Г.М.Черняев

Старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, РФ

e-mail: gchernyaev@list.ru М.О.Хатуаев

Старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежский институт МВД России, г. Воронеж, РФ

e-mail: hatuaev.m.o@mail.ru

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛИКТОВ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЯМИ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОФИЦИАЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Аннотация

Статья посвящена тактическим действиям сотрудников органов внутренних дел (полиции) при

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.