Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ УЗБЕКИСТАНА'

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ВНУТРЕННИЕ И ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТОРЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / REGION / INDUSTRY / INVESTMENT ACTIVITY / ECONOMIC GROWTH / DOMESTIC AND FOREIGN INVESTORS / INVESTMENT POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадаминов Иномжон Озодович

В статье рассматриваются актуальные вопросы достижения экономического роста на основе повышения инвестиционной активности в регионах страны. Повышение инвестиционной привлекательности регионов имеет важное значение. Проанализирована деятельность отечественных и иностранных инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INCREASING INVESTMENT ACTIVITY IN THE REGIONS OF UZBEKISTAN

The article discusses topical issues of achieving economic growth based on increasing investment activity in the regions of the country. Improving the investment attractiveness of regions is important. Analyzed the activity of domestic and foreign investors.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ УЗБЕКИСТАНА»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

темп роста по сравнению с 2018 г. увеличился в 1,3 раза. При этом, основными зарубежными партнерами инвестирующие в страну являются Китай, Россия и Германия. В то же время, общее количество стран, инвестирующих в экономику Узбекистана, превысило 50. В результате доля основных стран-инвесторов в общем объеме прямых иностранных инвестиций и кредитов сократилась до 34% [1].

Также немаловажным фактором обеспечения стабильности национальной экономики является создание высокой добавленной стоимости на основе глубокой переработки местного сырья и производства импортозамещающей продукции. Поэтому развитие программы локализации в нашей стране и расширение производственной кооперации между предприятиями остается важной задачей.

Методология исследования Существуют различные теории и постулаты касательно региональной экономики. Например, А. Г. Худокормов подчеркивает необходимость разделения регионов учитывая особенности и их размеров. При этом регион представляет собой определенную территорию, которая характеризуется целостностью и взаимозависимостью составляющих его элементов [2]. Однако, некоторые исследования, направленные на улучшение структуры производства на основе усиления специализации экономических регионов, указывают на недостатки в управлении. Поэтому, многие авторы в своих описаниях уделяют большое внимание фактору управления в развитии регионов [3-6]. Следует отметить, что большое количество критериев для обоснования специфики регионов не позволяют в полной мере улучшить четкую организацию и управление производством.

Основываясь на взглядах Т. Ахмедова и А. А. Собирова, регион рассматривается как целостная социально-экономическая и административно-территориальная систему со своими собственными органами власти и управления, как неотъемлемая часть экономики страны, которая объединяет управленческую систему. Однако, среди ученых-экономистов нет единого мнения о том, какая из административно-территориальных единиц играет ключевую роль в развитии регионов [7-8].

Наряду с масштабными мероприятиями и мерами, которые предпринимаются в настоящее время для создания благоприятного инвестиционного климата в регионах страны и повышения инвестиционной активности необходимо изучить и проанализировать имеющиеся недостатки в данной сфере. При осуществлении исследования использованы методы статистического анализа, синтеза, сравнения и систематизации.

Исследование основано на данных официальных источников Министерства по инвестициям и внешней торговле Республики Узбекистан и Государственного комитета статистики Республики Узбекистан (https://stat.uz/; https://stat.uz/ru/).

Анализ и результаты исследования В условиях рыночной экономики регионы любой страны должны иметь собственную надежную стратегию развития, которая обеспечит конкурентоспособность экономики. Например, в «Стратегии действий» по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы, разработанный государством определены основные направления развития регионов республики [1].

Необходимо отметить, что социально-экономическое развитие регионов напрямую связано с формированием структуры и специализации экономики, макроэкономической среды, инвестиционных возможностей и созданием объектов для предпринимателей и

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

привлечением финансовых ресурсов [2-4].

Опыт показывает, что межрегиональное экономическое сотрудничество способствует диверсификации деятельности, внедрению современных форм размещения производительных сил и устранению барьеров на пути сбыта местной продукции и услуг, закупки сырья, инвестиций и трудовых ресурсов между регионами страны.

Следует отметить, что в 2019 г около 30% инвестиций из всех источников составляли прямые иностранные инвестиции. Кроме этого, крупные инвестиции направлены также в отдаленные регионы, где промышленность недостаточно развита. Всего было запущено 145 сетевых и 167 региональных проектов на сумму 5,4 млрд долларов [5].

Объем инвестиций в основной капитал на душу населения по регионам в 2015-2019 гг. представлено в Таблице.

Таблица.

ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, тыс сумов [7]

Республика Узбекистан 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.

1431,7 1608,6 2227,8 3769,6 5655,8

Республика Каракалпакстан области: 3388,2 2094,0 1542,2 3641,1 4476,7

Андижан 678,4 745,3 999,6 1550,3 2642,3

Бухара 2264,0 3237,6 6254,2 5105,4 5167,3

Джизак 1033,1 1125,1 1361,9 2693,9 5792,3

Кашкадарья 1969,9 2389,3 3583,4 5193,4 7246,1

Навои 1965,1 3168,1 4185,4 10920,2 17985,7

Наманган 863,8 1074,8 1340,3 2992,5 4380,8

Самарканд 912,0 1001,6 1189,4 1878,3 2552,7

Сурхандарья 773,0 879,1 1427,1 2848,3 4705,5

Сырдарья 1382,2 1660,3 2011,1 3280,2 7312,4

Ташкент 1595,0 1507,5 2087,2 3898,4 5799,9

Фергана 731,6 747,8 822,4 1516,8 2465,1

Хорезм 884,7 885,8 1215,1 1655,6 3007,2

г. Ташкент 2877,4 3848,1 5552,7 10627,8 16332,0

Данные вышеуказанной Таблицы показывают, что в течение 2015-2019 гг. объем инвестиций в основной капитал на душу населения в стране увеличился с 1431,7 тыс сумов до 5655,8 тыс сумов. Тот факт, что этот показатель также увеличился в Республике Каракалпакстан и в других регионах, безусловно, свидетельствует о том, что в стране проводится глубоко продуманная инвестиционная политика. Например, в 2015-2019 годы этот показатель увеличился в 9,2 раза в Навоийской области, в 6,1 раза в Сурхандарьинской области, в 5,7 раза в Ташкенте и соответственно в 3,4 раза в Хорезмской области (https://stat.uz/).

Регионы, которые эффективно используют потенциал своей территории и привлекают для этой цели не только отечественный, но и иностранный капитал, имеют благоприятные возможности для социально-экономического развития. В противном случае ресурсы региона будут использоваться другими, что приведет к экономическому спаду данного региона. Поэтому очень важно найти сферы где можно конкурировать с другими в улучшении высокого социально-экономического статуса регионов.

При размещении инвестиционных проектов, прежде всего, необходимо обратить

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

особое внимание на возможности и стоимость доступа к инфраструктуре. Еще одна актуальная проблема сегодня — это производство конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках за счет углубления локализации [7].

В январе-марте 2020 г. из общих источников финансирования развития экономической и социальной сфер в Республике Узбекистан освоено 33,4 трлн сумов (3,5 млрд долларов США в долларовом эквиваленте) или 89,8% инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Поэтому наблюдается снижение инвестиционной активности. Кроме того, в январе-марте 33,4 трлн сум инвестиции освоены в основной капитал, из которых 63,9% или 21,4 трлн. сумов за счет привлеченных средств, остальные 36,1% или 12,0 трлн сум, которые финансировались из собственных средств предприятия и населения (https://stat.uz/).

Для сравнения — в январе-марте 2020 г. инвестиции в основной капитал по отношению к ВВП составили 30,2%, что на 4,9% пункта меньше, чем в 2019 г. Этот показатель составил 28,1% в январе-марте 2018 года и 35,1% в 2019 г. (https://mift.uz/).

За отчетный период предприятия и организации освоили за счет собственных средств

8666.6 млрд сумов в основной капитал, что составило 26,0% от общего объема инвестиций. За счет населения 3376,0 млрд сум или 10,1 процента инвестиции освоено. При этом за счет прямых иностранных инвестиций освоено 3648,9 млрд сумов, увеличившись на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 10,9%.

Наибольшие темпы роста инвестиций в основной капитал отмечены в следующих регионах: Джизакская область — 163,6% (объем инвестиций в основной капитал — 1619,5 млрд сумов), Сырдарьинская область — 137,7% (1061,4 млрд сумов), Сурхандарьинская область в области — 128,0% (1657,2 млрд сумов), в Хорезмской области — 123,8% (807,6 млрд сумов) (https://mift.uz/).

Низкий уровень инвестиционной активности наблюдался в Навоинской и Наманганской областях, где темп роста составил 65,2%. (Объем инвестиций составляет

3462.7 и 2144,2 млрд сумов соответственно).

Высокая доля страны (36,2%) и низкие темпы роста инвестиций (96,8% и 81,5%) наблюдались в Ташкентской и Кашкадарьинской областях, что оказало значительное влияние на низкие темпы роста общих инвестиций в основной капитал в Республике Узбекистан [9].

Понимание природы конкуренции в регионах и поиск путей повышения конкурентоспособности должны стать неотложной задачей для снижения негативного воздействия глобальной пандемии на экономику. В то же время привлечение инвестиций в регионы может стать важным фактором ускорения экономического роста страны. Для этого необходимо определить ключевые направления для дальнейшего улучшения инвестиционного климата в регионах. Достижение этой цели важно для повышения инвестиционной привлекательности регионов и выявления ключевых областей конкуренции в регионах [6].

На сегодняшний день конкурентоспособность регионов Узбекистана во многом обусловлена ее географическим положением и наличием ресурсов. Однако региональные преимущества также в определенной степени зависят от государственного управления, в том числе от конкурентоспособности производства (предприятий и их продукции) [8]. До сегодняшнего дня признано, что один регион имеет определенные преимущества в экономическом сотрудничестве с другими регионами. Однако проблема региональных конкурентных преимуществ остается нерешенной. Повышение конкурентоспособности

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

экономики в регионах зависит от инвестиционной привлекательности регионов, уровня развития экономической инфраструктуры, уровня квалификации населения, информационных и управленческих технологий.

Учитывая ситуацию глобальной пандемии необходимо создать социально-экономические условия, которые будут стимулировать экономическое развитие отраслей за счет повышения инвестиционной активности и широкого использования инноваций. Улучшение жизненного уровня зависит от уровня инвестиций и деятельности промышленных предприятий.

Выводы и предложения.

Наряду с масштабными мероприятиями и мерами, предпринимаемыми для создания благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной активности в Узбекистане, имеются некоторые недостатки:

-недостаточно развитая инфраструктура в некоторых регионах страны для создания благоприятного инвестиционного климата, в результате чего большая часть инвестиций банков направляются в города и областные центры;

-не развитое производство конкурентоспособной продукции, которая связано с отсутствием перерабатывающих предприятий в регионах в достаточном количестве.

В дальнейшем целесообразно развивать отдельные отрасли привлекая иностранные инвестиции в экономику. Создание совместных предприятий с иностранными инвесторами создаст широкий спектр возможностей для отраслей экономики:

-создание новых рабочих мест и трудоустройство безработных, что позволит внедрить лучшие зарубежные практики управления в регионах, что повысит также производительность труда;

-приток иностранных валют в страну будет ускорен за счет производства и экспорта продукции, способной конкурировать на мировом рынке.

В целом, на сегодняшний день выгодное географическое положение, богатство природных ресурсов, высокий уровень производства и социальной инфраструктуры представляют большой интерес для отечественных и иностранных инвесторов.

Список литературы:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису https://ach.gov.uz/ru/lists/view/54

2. Худокормов А. Г. Экономическая теория: новейшие течения Запада. М.: ИНФРА-М, 2009. 415 с.

3. Носова С. С., Новичкова В. И. Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям. М.: КноРус, 2009. 367 с. https://doi.org/10.15216/9785406012932

4. Автономов В. С., Ананьин О. И., Макашева Н. А. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 2009. 784 с.

5. Станковская И. К. Экономическая теория. М.: Эксмо, 2010. 476 с.

6. Садыков А. А. Основы регионального развития: теория, методология, практика. Ташкент, 2005. 198 с.

7. Ахмедов Д. К. Бизнес-настроения в процессе реформ. Диалог государства с бизнесом определил пути совершенствования инвестиционного климата // Экономическое обозрение.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

2018. №5 (221). С. 80-84.

8. Собиров А. А. Отраслевой и региональный анализ привлечения и освоения прямых иностранных инвестиций в Узбекистане // Иктисодиёт ва инновацион технологиялар. 2018. №4. C. 1-12.

9. Назаров Ш. Х. Методологические аспекты повышения конкурентоспособности регионов. Ташкент: IFMR, 2014. 41 с.

References:

1. Message from the President of the Republic of Uzbekistan Shavkat Mirziyoyev to the Oliy Majlis https://ach.gov.uz/ru/lists/view/54

2. Khudokormov, A. G. (2009). Ekonomicheskaya teoriya: noveishie techeniya Zapada. Moscow. (in Russian).

3. Nosova, S. S., & Novichkova, V. I. (2009). Ekonomicheskaya teoriya dlya bakalavrov: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedenii, obuchayushchikhsya po napravleniyu "Ekonomika" i ekonomicheskim spetsial'nostyam. Moscow. (in Russian). https://doi.org/10.15216/9785406012932

4. Avtonomov, V. S., Ananin, O. I., & Makasheva, N. A. (2009). Istoriya ekonomicheskikh uchenii. Moscow. (in Russian).

5. Stankovskaya, I. K. (2010). Ekonomicheskaya teoriya. Moscow. (in Russian).

6. Sadykov, A. A. (2005). Osnovy regional'nogo razvitiya: teoriya, metodologiya, praktika. Tashkent.

7. Akhmedov, D. K. (2018). Biznes-nastroeniya v protsesse reform. Dialog gosudarstva s biznesom opredelil puti sovershenstvovaniya investitsionnogo klimata. Ekonomicheskoe obozrenie, (5), 80-84.

8. Sobirov, A. A. (2018). Sectoral and Regional Analysis of Attraction and Development of Foreign Direct Investment in Uzbekistan. Iktisodiet va innovatsion tekhnologiyalar, (4), 1-12.

9. Nazarov, Sh. Kh. (2014). Methodological aspects of increasing the competitiveness of regions. Tashkent.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 04.08.2020 г. 11.08.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Мадаминов И. О. Проблемы повышения инвестиционной активности в регионах Узбекистана // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №9. С. 235-240. https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/24

Cite as (APA):

Madaminov, I. (2020). On the Increasing Investment Activity in the Regions of Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 6(9), 235-240. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/24

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №9. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/58

УДК 339.727.2 https://doi.org/10.33619/2414-2948/58/25

JEL classification: A11; E61; O38

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА

©Юсупова Ш. А., Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Узбекистан, shaoming@bk.ru

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS AND TOOLS FOR ATTRACTING FOREIGN INVESTMENT IN THE ECONOMY OF UZBEKISTAN

©Yusupova Sh., Tashkent State Economic University, Tashkent, Uzbekistan, shaoming@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы сущности иностранных инвестиций и их влияние на экономику Республики Узбекистан, а также теоретико-методологические основы и инструменты привлечения иностранных инвестиций. Представлены различные определения иностранных инвестиций, акцентирующие внимание на том или ином аспекте их сущности. В заключении делается вывод о том, что влияние оказывают не только прямые иностранные инвестиции, но и портфельные.

Abstract. The article discusses the nature of foreign investment and its impact on the economy of the Republic of Uzbekistan, as well as the theoretical and methodological foundations and attracting foreign investment tools. Various definitions of foreign investment are presented, focusing on one or another aspect of the essence of foreign investment. In conclusion, it is concluded that the influence is not only foreign direct investment but also portfolio.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: инвестиционный климат, иностранные инвестиции, экономическое и социальное развитие, экономика, стратегия действий, глобализация.

Keywords: investment climate, foreign investment, economic and social development, economics, action strategy, globalization.

Наряду с созданием благоприятного инвестиционного климата для ведения бизнеса и предсказуемой регуляторной среды, нацеленного на решение задач устойчивого экономического и социального развития всей страны, важнейшей задачей государства является развитие инструментов привлечения иностранных инвестиций в ее конкретные регионы. В этой связи, особую актуальность приобретает задача обеспечения прозрачных и понятных правил регулирования инвестиционной деятельности.

Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах предусматривает дальнейшее развитие и либерализацию экономики, направленные на повышение ее конкурентоспособности и открытости, обеспечение свободы экономической деятельности, дальнейшее укрепление макроэкономической стабильности с сохранением высоких темпов экономического роста, проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление действующих и новых производственных мощностей, реализацию проектов производственной, транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.