Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
УДК 336.774 https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/50
JEL classification: G02; H81
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КРЕДИТОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В УЗБЕКИСТАНЕ
©Хомитов К. З., д-р экон. наук, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Россия, metro8368@mail.ru
CURRENT ISSUES OF CREDITING INVESTMENT PROJECTS IN UZBEKISTAN
©Khomitov K., Sc.D., Tashkent Institute of Finance, Tashkent, Uzbekistan, metro8368@mail.ru
Аннотация. В статье анализируется современное состояние кредитования в экономике в целом и кредитования инвестиционных проектов в Узбекистане. Основная часть привлекаемых инвестиций направляется на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей реального сектора экономики Узбекистана. Потенциал инвестиционного применения банковских депозитов ограничен, так как они размещаются на небольшой срок с целью сохранения капитала и не могут быть вложены коммерческими банками в финансирование долгосрочных кредитов. Для отечественных банков важное значение имеет снижение ставки обязательных резервов Центрального банка Республики Узбекистан.
Abstract. The article analyzes the current state of lending to the economy as a whole and lending to investment projects in Uzbekistan. The main part of attracted investments is directed to the implementation of projects for the modernization, technical and technological renewal of branches of the real sector of the economy of the Uzbekistan. The investment potential of bank deposits is limited, since they are placed for a short period in order to preserve capital and cannot be invested by commercial banks in financing long-term loans. For domestic banks, it is important to reduce the rate of mandatory reserves of the Central Bank of the Republic of Uzbekistan.
Ключевые слова: гарантия, инвестиция, инвестиционный проект, инвестиционный кредит, коммерческий банк, кредит, процентная ставка, ресурсная база, ставка рефинансирования.
Keywords: guarantee, investment, investment project, investment loan, commercial bank, loan, interest rate, resource base, refinancing rate.
С обретением независимости Узбекистан осуществляет свою собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику, исходя из традиций и исторического прошлого узбекского народа, географического расположения и накопленного экономического потенциала.
Особое внимание правительство Республики Узбекистан уделяет совершенствованию инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики, активного участия иностранных инвесторов в процессе приватизации и денационализации, в производстве конкурентоспособной на международных рынках продукции.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
Эффективным инструментом структурных преобразований приоритетных отраслей экономики республики выступает государственная политика по привлечению иностранных инвестиций. Привлечение и адресное использование иностранных инвестиций в экономику нашей страны является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества между странами. С помощью иностранных инвестиций можно улучшить производственную структуру экономики, создать новые высокотехнологические производства, создать новые рабочие места, модернизовать основные фонды и технически перевооружить многие предприятия, подготовить специалистов и рабочих, внедрить передовые достижения менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства с абсолютной энергетической независимостью. Недра одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
Республика Узбекистан — это одно из немногих государств в мире, экономика которого характеризуется Узбекистана обладают огромными запасами полезных ископаемых и природных ресурсов. Страна занимает лидирующие позиции в мире в плане золота, урана, меди, серебра, свинца, цинка, вольфрама, редких металлов и других запасов.
Наша страна входит в десятку стран по запасам газа и нефти, угля и урана. Производимая в стране электроэнергия по стоимости в 4 раза ниже средней цены, которую уплачивают промышленные потребители в развитых странах. Также Узбекистан обладает наиболее диверсифицированной экономикой в Центральной Азии. Узбекистан является единственным в Центральной Азии государством, выпускающим широкую номенклатуру современных автомобилей, грузовиков, высококачественной сельхозтехники: от мини-тракторов до комбайнов, крупнейшим в регионе производителем химической, текстильной, пищевой продукции, строительных материалов, электроники и электротехники.
Под руководством Президента нашей страны Шавката Мирзиеева реализуются широкомасштабные реформы по привлечению иностранных инвестиций и созданию еще более оптимальных условий для ведения бизнеса. В процессе либерализации экономики приоритетное значение приобретает улучшение инвестиционного климата нашей страны. Как известно, Президент Республики Узбекистан 7 февраля 2017 г. утвердил комплексный Указ «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 гг.», который также предусматривает задачи по расширению кредитования перспективных проектов субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, эффективное использование привлеченных иностранных инвестиций и кредитов в Республике Узбекистан (https://president.uz/ru/lists/view/187).
В национальной экономике банковская система является важнейшим институтом, обеспечивающим общую экономическую стабильность и безопасность ее развития. Мировой опыт свидетельствует, что полноценное развитие банковской инфраструктуры дает решающий импульс росту национальной экономики. Через банковские системы образуются крупнейшие инвестиционные ресурсы и государства заинтересованы в их направлении на нужды национальной экономики.
Как отметил Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиеев «В развитии экономики важную роль играет надежная и стабильная банковско-финансовая система. Без повышения доверия к ней населения и субъектов предпринимательства мы не сможем полностью освободиться от «теневой» экономики» (https://clck.ru/FbvuL). В реализации в 2018 г намеченных задач по развитию банковской системы основное внимание необходимо уделять обеспечению плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества между банками и субъектами предпринимательства, в частности в кредитных отношениях.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
Как свидетельствует опыт высокоразвитых стран мира, среднесрочные и долгосрочные кредиты коммерческих банков являются важным источником финансирования инвестиционных проектов [2].
В Узбекистане также большое внимание уделяется развитию кредитования инвестиционных проектов за счет долгосрочных инвестиционных кредитов коммерческих банков. Категория среднесрочных кредитов в республике отсутствует.
Активизация инвестиционной деятельности коммерческих банков обусловлена проведением активной инвестиционной политики государства. Так, в 2015 г было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 млрд $ США, или с ростом против 2014 г, на 9,5%. Свыше 21% всех инвестиций — иностранные вложения, при этом 73% иностранных инвестиций составили прямые иностранные инвестиции.
Устойчивое продвижение страны по пути демократических преобразований, обеспечение стабильности экономического роста, надежная защита интересов частного предпринимательства, поступательное сокращение присутствия государства в экономике способствуют к повышению инвестиционной привлекательности Узбекистана для иностранных инвесторов.
Важно отметить, что основная часть привлекаемых инвестиций направляется на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей реального сектора экономики республики.
Ниже рассмотрим динамику кредитных вложений и уровень долгосрочных кредитов коммерческих банков страны (Таблица).
Таблица.
КРЕДИТЫ-БРУТТО И ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КРЕДИТЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (https://clck.ru/Fbvtw)
Показатели 2013 2014 Годы 2015 2016 2017 2018 Изменение в 2018 году по сравнению с 2013 годом
Кредиты-брутто, трлн. сум Инвестиционные кредиты, трлн. сум 20,4 15,7 26,5 8,5 33,5 42,7 10,2 12,2 53,4 32,0 69,9 41,0 3,4 раза 2,6 раза J
Как становится очевидным из приведенных данных в таблице, в 2013 -2018 годах сумма долгосрочных кредитов коммерческих банков Узбекистана имела тенденцию роста. Это свидетельствует о том, что банки особое внимание уделяют предоставлению инвестиционных кредитов, в частности, крупные банки республики активно участвуют в финансировании весомых инвестиционных проектов.
Стабильный рост ресурсной базы коммерческих банков способствует увеличению объема долгосрочных кредитов, направляемых в реальный сектор экономики. Так, по состоянию на 1 января 2018 г общая сумма кредитных вложений коммерческих банков Республики Узбекистан составила 69,9 трлн. сум, что на 30,9% больше, чем в 2017 г. Важно подчеркнуть, что доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитных вложений банков была равна 58,7% [1].
Между тем есть еще ряд актуальных проблем, связанных с совершенствованием практики кредитования инвестиционных проектов. В частности, в банковской практике республики недостаточно широко используются необходимые инструменты эффективного
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
управления кредитными рисками, поскольку известно, что эффективное управление кредитными рисками — важное и обязательное условие совершенствования практики кредитования инвестиционных проектов. В свою очередь обеспеченность инвестиционных кредитов — одно из условий снижения кредитного риска.
Методы управление кредитными рисками в Республике Узбекистан в основном связаны с анализом соответствующих финансовых документов, которые представляет в банк клиент для рассмотрения вопроса о выдаче кредита. Кредитный риск — это непогашение заемщиком основного долга и процентов по ним, риск процентных ставок и т.д. Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль над финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции — представление кредитов.
Между тем в отечественной практике, по существу, отсутствуют механизмы, стимулирующие развитие производственных инвестиций коммерческих банков. В Узбекистане, например, не используются такие общепринятые по мировым меркам инструменты, как льготный порядок резервирования привлеченных средств, а также особые условия рефинансирования коммерческих банков под реальные инвестиционные проекты.
Помимо этого, отмечаются трудности с качественным подбором показателей, необходимых для проведения объективной оценки потенциальных заемщиков, поскольку именно от них зависит результат анализа финансовой отчетности предприятия, а, следовательно, и группа риска, к которой будут впоследствии отнесены заемщики.
Коэффициенты, используемые для анализа, не всегда могут дать объективную характеристику финансового состояния заемщика в связи с инфляцией, особенностями переходного состояния в экономике, спецификой деятельности заемщика в зависимости от отраслевой принадлежности. Это, в свою очередь, требует сравнения со среднеотраслевыми показателями при отсутствии необходимой для сопоставления информации.
Используемая в настоящее время в Узбекистане методика определения возвратности кредита основана лишь на анализе нескольких основных показателей (коэффициент покрытия, показатель ликвидности, коэффициент автономии и динамика наличия собственных оборотных средств) и, в случае наличия поручителей, анализ проводится по тем же показателям. Данная методика не дает полноценной характеристики потенциального заемщика и не учитывает его «кредитной истории», а также исключает такие варианты, при которых предприятие — заемщик может лишиться своей лицензии (либо работы — для физического лица) или испытывать временные затруднения с выплатой банку своего долга. Существует множество других факторов, не учитываемых данной методикой, которые могут привести не только к образованию просроченной задолженности у заемщика, но и к кризисному положению банка.
Также наблюдается ухудшение кредитного портфеля банков в результате увеличения объема директивных кредитов. Международная практика показывает, что большое количество льготных директивных кредитов может привести к повышению стоимости кредитования для других субъектов экономики и снижению качества кредитного портфеля банков.
Комплексные меры по либерализации валютной политики и валютного рынка, осуществленные в 2017 г, несомненно, стали одними из важнейших реформ в денежно-кредитной сфере. В течение 2017 г Центральным банком и Правительством страны была осуществлена масштабная работа по подготовке к либерализации валютной политики. Начиная с сентября 2017 г, был внедрен механизм определения обменного курса
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
национальной валюты на основе спроса и предложения на иностранную валюту в экономике, а также были отменены ограничения по покупке, продаже и распоряжению валютными средствами, ранее установленные для населения и субъектов предпринимательства.
Надо сказать, что относительно высокий уровень девальвации национальной валюты -сума, за счет либерализации валютной политики снижает эффективность кредитования инвестиционных проектов (Рисунок). Годовой уровень девальвации сума остается на относительно высоком уровне, в результате чего снижается эффективность кредитования инвестиционных проектов.
100 80 60 40 20 0
93 7
L-
О (N
L-
О (N
L-
О (N
L-
О (N
L-
О (N
L-
О <N ОС
о
L-
О (N
о\ о
0,24
(н ОС
О (N
2,7
и
as
о
(N
0,6
(н
as о
(N
г4 о
Рисунок 1. Годовой уровень девальвации сума по отношению к доллару США (https://clck.ru/Fbvtm).
Следует подчеркнуть, что в банках страны наблюдается нехватка долгосрочных ресурсов, необходимых для кредитования инвестиционных проектов. Основную долю банковских ресурсов занимают остатки средств на текущих счетах клиентов. Потенциал инвестиционного применения банковских депозитов ограничен, так как они размещаются на небольшой срок с целью сохранения капитала и не могут быть вложены коммерческими банками в финансирование долгосрочных кредитов. Поэтому, важное значение для отечественных банков имеет снижение ставки обязательных резервов Центрального банка Республики Узбекистан.
Наряду с этим, имеются проблемы, связанные с эффективным использованием полученных международных кредитов. Как справедливо отмечал Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиеев, «неэффективно используются кредиты международных финансовых институтов, особенно в системах Республиканского дорожного фонда и агентства «Узкоммунхизмат», выступающих заказчиками проектов»
(https://president.uz/ru/lists/view/187).
Развитие экономики «тормозят» допущенные серьезные просчеты в определении и реализации перспективных крупных проектов, нерациональное направление иностранных кредитов. Например, по мнению экспертов и специалистов, большая часть полученных в течение 25 лет кредитов не дала планировавшегося экономического эффекта. Например, Устюртский газохимический комплекс, построенный в Каракалпакстане, не приносит ожидаемой экономической выгоды (https://clck.ru/FbvuL).
В настоящее время ставки обязательных резервов остаются на достаточно высоком уровне, что является сдерживающим фактором дальнейшего роста кредитования инвестиционных проектов. Также необходимо повышение эффективности процесса аккумулирования свободных денежных средств юридических и физических лиц и их
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №4. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/41
трансформация в инвестиции. Однако, процесс трансформации идет медленными темпами.
Список литературы
1. Ситуация в денежно-кредитной сфере в 2017 году и основные направления монетарной политики на 2018 год // Рынок, деньги и кредит. 2018. №1. С. 24.
2. Allen F. Gale. D. Comparing Financial Systems. 2000.
References:
1. Situatsiya v denezhno-kreditnoi sfere v 2017 godu i osnovnye napravleniya monetarnoi politiki na 2018 god. (2018). Market, Money and Credit, (1), 24.
2. Allen, F., & Gale, D. (2000). Comparing Financial Systems.
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 10.03.2019 г. 16.03.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Хомитов К. З. Актуальные вопросы кредитования инвестиционных проектов в Узбекистане // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №4. С. 353-358. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/50.
Cite as (APA):
Khomitov, K. (2019). Current Issues of Crediting Investment Projects in Uzbekistan. Bulletin of Science and Practice, 5(4), 353-358. https://doi.org/10.33619/2414-2948/41/50. (in Russian).