Научная статья на тему 'Проблемы повышения инновационной активности промышленных предприятий и пути их решения в современных условиях'

Проблемы повышения инновационной активности промышленных предприятий и пути их решения в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
911
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / AN INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / THE INNOVATIVE PROJECT / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачева Н. В.

Рассматривается необходимость развития инновационной деятельности промышленных предприятий. Изучаются вопросы повышения инновационной активности этих предприятий. Предлагаются направления и пути решения проблемы усиления инновационной составляющей на предприятиях промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Necessity of development of innovative activity of the industrial enterprises is considered. Questions of increase of innovative activity of these enterprises are studied. Directions and ways of a solution of a problem of strengthening of an innovative component at the industry enterprises are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения инновационной активности промышленных предприятий и пути их решения в современных условиях»

УДК - 658

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Н.В. Грачева

Рассматривается необходимость развития инновационной деятельности промышленных предприятий. Изучаются вопросы повышения инновационной активности этих предприятий. Предлагаются направления и пути решения проблемы усиления инновационной составляющей на предприятиях промышленности.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная активность, инновационный проект, инновационноеразвитие.

В современных условиях развитие экономики напрямую зависит от инновационной активности промышленных предприятий. Оценивая ее, приходится констатировать явное отставание в этом от предприятий ведущих мировых держав отечественных предприятий, что ставит страну в зависимость от импорта наукоемких товаров и технологий [3, с. 5]. Лидерами становятся страны, достигающие опережающего развития науки и техники [4, с. 79]. Рынки занимают те компании, вектор развития которых направлен на нововведения, обеспечивающие конкурентоспособность товаров и экономический рост.

Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация. Разработчики инноваций готовы предложить перспективные идеи, в которых нуждаются предприятия, финансовые институты могут этот процесс профинансировать, однако высокотехнологичные разработки промышленники предпочитают заказывать за границей. Дело в том, что промышленные предприятия заинтересованы не только в самом инновационном проекте, но ив том, чтобы разработчики довели его коммерциализации, ибо разработчики не имея никакого отношения к процессу коммерциализации, следовательно, не несут за свой проект никакой ответственности. Это сдерживает предприятия от приобретения таких инновационных проектов.

Другая проблема состоит в том, что до сегоднешнего времени научно-технические подразделения предприятий и, являющиеся его структурными подразделениями, занимаются разработками, обеспечивающими техническое обслуживание производства материального продукта предприятия. Этим решаются лишь локальные его задачи и не готовы осилить более серьезные разработки для непосредственной реализации их на свободном рынке.

Проблемой низкой инновационной активности промышленных предприятий является также отсутствие открытой информации о потребностях того или иного предприятия в инновациях. На западе разработчики нового в основном исходят из потребностей рынка, и предлагают идеи, на которые уже найден спрос.

Не менее важным фактором, влияющим на инновационную активность предприятий, является недостаток собственных для ее развития денежных средств и большой из-за высоких затрат на создание инноваций срок окупаемости проектов. Затраты только на осуществление их внедрения бывают настолько высоки, что предприятия зачастую не могут вернуть даже вложенных в проекты средств. Внедрение продуктовых, технологических инноваций напрямую связано с модернизацией, техническим перевооружением, реконструкцией действующих предприятий. Это в свою очередь требует существенных финансовых вложений. Проблема финансирования заключается и в том, что осуществляя инновационные процессы, особенно, если они основаны на радикальных и стратегических инновациях, предприятия производят затраты, но не имеют замещения этих затрат реальным продуктом или услугами в течение длительного времени. Дело в том, что предприятия прежде обеспечивают кредитами производственные процессы для их бесперебойного осуществления, а в инновационный включаются по остаточному варианту. В этом заключается одно из противоречий производственного и инновационного кредитования.

При реализации инновационных проектов многие предприятия сталкиваются и с такой проблемой, как нежелание работников менять все вокруг себя и, что самое сложное, меняться самим. Отсутствие навыков, знаний и мотивации для использования научных результатов в производстве заставляет персонал выступать против внедрения нововведений. Этот психологический момент способен затормозить инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его [2, с. 146].

Решение вышеобозначенных проблем предполагает создание условий, в которых осуществление инновационной деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Поэтому инновационная активность предприятий может быть достигнута посредством снижения налоговых платежей при ее увеличении. Логичным было бы увязать размер налоговых платежей с величиной затрат на НИОКР, чтобы в период осуществления затрат на НИОКР происходило уменьшение текущих налоговых платежей и имелась бы возможность применения ускоренной амортизации стоимости НИОКР, а также патентов и лицензий, находящихся на балансе предприятия и образующих его интеллектуальные активы.

Направлением повышения инновационной активности предприятий может стать использование механизма технологического трансфера [1, с. 21]. Речь идет о передаче технологий, разработок иного характера из одного производственного или научного сектора в другой производственный сектор. Важность такого механизма связана с тем, что коммерциализация многих открытий и важных технических решений требует дополнительных затрат, причем, в ряде случаев более значительных, чем те, которые произведены на исследовательской стадии. Государство не дает средств для этих целей, поэтому правильным является привлечение к этому средств предприятий друг друга или взаимозаимствования разработок для использования в своем производстве. Важным можно считать прежде всего определение критериев отбора технологических инноваций для передачи. Критерии могут быть представлены следующими двумя группами: критериями, характеризующими потребность производства и рынка в инновациях, и критерями, связанными с возможностью их передачи в производство. В зависимости от характера инноваций можно использовать различные формы их передачи. Основные из них следующие [1, с. 24]:

- привлечение промышленных компаний к исследованиям в научных, научно-технических организациях с последующим предоставлением разработок в промышленную собственность;

- создание государственно-частных компаний и консорциумов по совместному внедрению результатов уже законченных НИОКР, выполненных за счет государственного финансирования;

- создание в промышленных компаниях научно-технических центров, работающих по комплексным исследовательским программам, совместно управляемых и финансируемых;

- создание хозрасчетных подразделений, занимающихся внедрением разработок на предприятиях;

- продажа лицензий и патентов.

Важным вопросом передачи технологических инноваций является создание информационной инфраструктуры, призванной обслуживать этот процесс. Инфраструктура должна обеспечивать распространение информации о передаваемых технологических инновациях и осуществлять ими торговлю.

Повышение инновационной активности предприятий невозможно без налаженного и эффективно функционирующего механизма интеллектуальной собственности. Здесь важно создать условия, при которых данный механизм будет успешно работать. К ним можно отнести следующие: обеспечение получения технологической ренты предприятием-инноватором,

достижение низкозатратности процессов патентования и доступность льготного кредитования его проведения, получение поддержки государства при приобретении лицензий для производства новых продуктов и технологий.

Таким образом, описанные выше направления и пути решения проблемы повышения инновационной активности промышленных предприятий, практическая реализация рекомендаций позволяют значительно усилить их заинтересованность в привлечении и внедрении инноваций, и, как следствие, привести к экономическому росту.

Necessity of development of innovative activity of the industrial enterprises is considered. Questions of increase of innovative activity of these enterprises are studied. Directions and ways of a solution of a problem of strengthening of an innovative component at the industry enterprises are offered.

The key words: an innovation, innovative activity, innovative activity, the innovative project, innovative development.

Список литературы

1. Дагаев A.A. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. - №5.

2. Ильина Н. А. Отношение к нововведениям в производственном коллективе. - Автореф. канд. дис. Ленинград, 1985.

3. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №1.

4. Чкаусели В. Россия в окружении / Деловая жизнь России. М., 1990.

Об авторе

Грачева Н. В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, nv7511@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.