УДК - 658
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Н.В. Грачева
Рассматривается необходимость развития инновационной деятельности промышленных предприятий. Изучаются вопросы повышения инновационной активности этих предприятий. Предлагаются направления и пути решения проблемы усиления инновационной составляющей на предприятиях промышленности.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, инновационная активность, инновационный проект, инновационноеразвитие.
В современных условиях развитие экономики напрямую зависит от инновационной активности промышленных предприятий. Оценивая ее, приходится констатировать явное отставание в этом от предприятий ведущих мировых держав отечественных предприятий, что ставит страну в зависимость от импорта наукоемких товаров и технологий [3, с. 5]. Лидерами становятся страны, достигающие опережающего развития науки и техники [4, с. 79]. Рынки занимают те компании, вектор развития которых направлен на нововведения, обеспечивающие конкурентоспособность товаров и экономический рост.
Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация. Разработчики инноваций готовы предложить перспективные идеи, в которых нуждаются предприятия, финансовые институты могут этот процесс профинансировать, однако высокотехнологичные разработки промышленники предпочитают заказывать за границей. Дело в том, что промышленные предприятия заинтересованы не только в самом инновационном проекте, но ив том, чтобы разработчики довели его коммерциализации, ибо разработчики не имея никакого отношения к процессу коммерциализации, следовательно, не несут за свой проект никакой ответственности. Это сдерживает предприятия от приобретения таких инновационных проектов.
Другая проблема состоит в том, что до сегоднешнего времени научно-технические подразделения предприятий и, являющиеся его структурными подразделениями, занимаются разработками, обеспечивающими техническое обслуживание производства материального продукта предприятия. Этим решаются лишь локальные его задачи и не готовы осилить более серьезные разработки для непосредственной реализации их на свободном рынке.
Проблемой низкой инновационной активности промышленных предприятий является также отсутствие открытой информации о потребностях того или иного предприятия в инновациях. На западе разработчики нового в основном исходят из потребностей рынка, и предлагают идеи, на которые уже найден спрос.
Не менее важным фактором, влияющим на инновационную активность предприятий, является недостаток собственных для ее развития денежных средств и большой из-за высоких затрат на создание инноваций срок окупаемости проектов. Затраты только на осуществление их внедрения бывают настолько высоки, что предприятия зачастую не могут вернуть даже вложенных в проекты средств. Внедрение продуктовых, технологических инноваций напрямую связано с модернизацией, техническим перевооружением, реконструкцией действующих предприятий. Это в свою очередь требует существенных финансовых вложений. Проблема финансирования заключается и в том, что осуществляя инновационные процессы, особенно, если они основаны на радикальных и стратегических инновациях, предприятия производят затраты, но не имеют замещения этих затрат реальным продуктом или услугами в течение длительного времени. Дело в том, что предприятия прежде обеспечивают кредитами производственные процессы для их бесперебойного осуществления, а в инновационный включаются по остаточному варианту. В этом заключается одно из противоречий производственного и инновационного кредитования.
При реализации инновационных проектов многие предприятия сталкиваются и с такой проблемой, как нежелание работников менять все вокруг себя и, что самое сложное, меняться самим. Отсутствие навыков, знаний и мотивации для использования научных результатов в производстве заставляет персонал выступать против внедрения нововведений. Этот психологический момент способен затормозить инновационный процесс, а в некоторых случаях и вообще остановить его [2, с. 146].
Решение вышеобозначенных проблем предполагает создание условий, в которых осуществление инновационной деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Поэтому инновационная активность предприятий может быть достигнута посредством снижения налоговых платежей при ее увеличении. Логичным было бы увязать размер налоговых платежей с величиной затрат на НИОКР, чтобы в период осуществления затрат на НИОКР происходило уменьшение текущих налоговых платежей и имелась бы возможность применения ускоренной амортизации стоимости НИОКР, а также патентов и лицензий, находящихся на балансе предприятия и образующих его интеллектуальные активы.
Направлением повышения инновационной активности предприятий может стать использование механизма технологического трансфера [1, с. 21]. Речь идет о передаче технологий, разработок иного характера из одного производственного или научного сектора в другой производственный сектор. Важность такого механизма связана с тем, что коммерциализация многих открытий и важных технических решений требует дополнительных затрат, причем, в ряде случаев более значительных, чем те, которые произведены на исследовательской стадии. Государство не дает средств для этих целей, поэтому правильным является привлечение к этому средств предприятий друг друга или взаимозаимствования разработок для использования в своем производстве. Важным можно считать прежде всего определение критериев отбора технологических инноваций для передачи. Критерии могут быть представлены следующими двумя группами: критериями, характеризующими потребность производства и рынка в инновациях, и критерями, связанными с возможностью их передачи в производство. В зависимости от характера инноваций можно использовать различные формы их передачи. Основные из них следующие [1, с. 24]:
- привлечение промышленных компаний к исследованиям в научных, научно-технических организациях с последующим предоставлением разработок в промышленную собственность;
- создание государственно-частных компаний и консорциумов по совместному внедрению результатов уже законченных НИОКР, выполненных за счет государственного финансирования;
- создание в промышленных компаниях научно-технических центров, работающих по комплексным исследовательским программам, совместно управляемых и финансируемых;
- создание хозрасчетных подразделений, занимающихся внедрением разработок на предприятиях;
- продажа лицензий и патентов.
Важным вопросом передачи технологических инноваций является создание информационной инфраструктуры, призванной обслуживать этот процесс. Инфраструктура должна обеспечивать распространение информации о передаваемых технологических инновациях и осуществлять ими торговлю.
Повышение инновационной активности предприятий невозможно без налаженного и эффективно функционирующего механизма интеллектуальной собственности. Здесь важно создать условия, при которых данный механизм будет успешно работать. К ним можно отнести следующие: обеспечение получения технологической ренты предприятием-инноватором,
достижение низкозатратности процессов патентования и доступность льготного кредитования его проведения, получение поддержки государства при приобретении лицензий для производства новых продуктов и технологий.
Таким образом, описанные выше направления и пути решения проблемы повышения инновационной активности промышленных предприятий, практическая реализация рекомендаций позволяют значительно усилить их заинтересованность в привлечении и внедрении инноваций, и, как следствие, привести к экономическому росту.
Necessity of development of innovative activity of the industrial enterprises is considered. Questions of increase of innovative activity of these enterprises are studied. Directions and ways of a solution of a problem of strengthening of an innovative component at the industry enterprises are offered.
The key words: an innovation, innovative activity, innovative activity, the innovative project, innovative development.
Список литературы
1. Дагаев A.A. Рычаги инновационного роста // Проблемы теории и практики управления. 2000. - №5.
2. Ильина Н. А. Отношение к нововведениям в производственном коллективе. - Автореф. канд. дис. Ленинград, 1985.
3. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. №1.
4. Чкаусели В. Россия в окружении / Деловая жизнь России. М., 1990.
Об авторе
Грачева Н. В. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]