Научная статья на тему 'Проблемы повышения инновационноинвестиционной привлекательности аграрного сектора республики Дагестан'

Проблемы повышения инновационноинвестиционной привлекательности аграрного сектора республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ДИСПАРИТЕТ ЦЕН / МОДЕРНИЗАЦИЯ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / INNOVATION / INVESTMENT / FINANCING / PRICE DISPARITY / MODERNIZATION / AGRARIAN POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качаев Расул Рамзанович

Освящены вопросы совершенствования государственной инновационной политики в сельском хозяйстве, определены ключевые направления активизации инновационной деятельности в регионе и предложена модель организации инновационной деятельности в АПК Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INCREASING INNOVATION AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Sanctified by the issues of improving the state innovation policy in agriculture, identified key areas of innovation activity in the region and a model of organizing innovation in the agriculture of the Republic of Dagestan.

Текст научной работы на тему «Проблемы повышения инновационноинвестиционной привлекательности аграрного сектора республики Дагестан»

КАЧАЕВ P.P.

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Освящены вопросы совершенствования государственной инновационной политики в сельском хозяйстве, определены ключевые направления активизации инновационной деятельности в регионе и предложена модель организации инновационной деятельности вАПК РеспубликиДагестан.

KACHAEV P.P.

PROBLEMS OF INCREASING INNOVATION AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Sanctified by the issues of improving the state innovation policy in agriculture, identified key areas of innovation activity in the region and a model of organizing innovation in the agriculture of the Republic of Dagestan.

Ключевые слова: инновация, инвестиции, финансирование, диспаритет цен, модернизация, аграрная политика.

Keywords: innovation, investment, financing, price disparity, modernization, agrarian policy.

Известно, что научно-технологические и иные сдвиги в экономике происходят тогда и постольку, когда поскольку этим занимаются все предприятия. В России ситуация далека от этого идеала. В особенности нужно выразить тревогу по поводу фатальной незаинтересованности предприятий в НИОКР и научно-технических инновациях.

Что же может сегодня повлиять на изменение системы мотивов поведения компаний и предприятий, так чтобы они стали активными проводниками в жизнь политики модернизации?

Во-первых, надо серьезно изменить отношение к вопросам стратегического и индикативного планирования экономических процессов. Здесь давно пора снять идеологические штампы, которые вошли в нашу жизнь с критикой советского планирования в периоды старта рыночных реформ.

Во-вторых, необходимо специально спроектировать непротиворечивую систему экономического и морального стимулирования активного продвижения предприятии на пути модернизации своего производственного аппарата, эффективного обновления продукции, создания заделов НИОКР.

В-третьих, исключительно велика организующая и стимулирующая роль конкретных государственных проектов и программ для осуществления значимых для страны научно-технологических прорывов и ударной модернизации отдельных отраслей экономики - приоритетных или отставших.

Вопросы совершенствования инновационной политики в сельском хозяйстве, его отраслях анализируются во многих работах, посвященных разным проблемам [1,2,3]. Предпринимаются попытки сформулировать проблему, дать определение инновационно-инвестиционной привлекательности сельхозпроизводства, устойчивости производства, предложить показатели ее измерения, определить факторы, влияющие на ее уровень, обосновать пути повышения инвестиционной привлекательности.

Проблемы инвестиционной привлекательности для сельскохозяйственного производства - более сложные и значительные, чем для других отраслей экономики. Это связано со следующими объективными обстоятельствами, характерными для отрасли. Продукция сельского хозяйства незаменима, спрос на нее неэластичен. В перспективе просматривается устойчивая тенденция к росту спроса на эту продукцию. Предложение также имеет устойчивую тенденцию к росту.

В сложившейся экономической ситуации проблемы в агропромышленном комплексе не могут быть решены сельскохозяйственными производителями самостоятельно, так как они ограничены в возможности повышения цен на реализуемую продукцию низкими доходами населения (особенно в дотационных регионах, к которым относится и Республика Дагестан) и монопольным положением перерабатывающих предприятий на региональных рынках. Также необходимо отметить, что проблемы государственной поддержки АПК региональным органам власти без участия федерального центра не решить.

Так, в Республике Дагестан в 2011 году по сравнению с 2010 годом республиканская поддержка увеличилась более чем на 50% и составило 490 млн.руб. А с учетом поддержки из федерального бюджета в отрасль было направлено более 2,3 млрд.руб. [1].

Бюджетное финансирование повышает доходность сельхозпроизводства за счет надбавки к цене реализации, однако на развитие производства это существенного влияния не оказывает. При отсутствии регулирования процесса ценообразования именно эта мера оказывает значительную поддержку сельхозтоваропроизводителям. Условием для получения субсидии является сохранение поголовья крупного рогатого скота к уровню прошлого года.

По результатам 2011 года достигнуто выполнение ряда качественных показателей, определенных в программе, однако наблюдаются существенные отклонения количественных показателей.

Дотациями на приобретение минеральных удобрений и средств защиты растений могут пользоваться только экономически развитые и устойчивые предприятия, так как порядок финансирования этих мероприятий предусматривает возмещение произведенных затрат.

При существующем диспаритете цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию такие меры поддержки не могут обеспечить устойчивого развития сельскохозяйственной отрасли.

Стратегии устойчивого развития агропромышленного комплекса на региональном уровне должна базироваться на точечных инвестициях в конку-

рентоспособные проекты, способные обеспечить мультипликативный эффект производства. Государственная политика должна быть направлена именно на стимулирование точек роста на различных уровнях производственного процесса.

В этом плане, яркие примеры модернизации на основе высокой инвестиционной активности в республике демонстрируют: МУП «Маджалис-ский» Кайтагского района, который заложил высокоинтенсивный пальмет-ный сад на площади 2,6 га, дающий урожай на второй год. Хозяйство намерено довести площадь сада до Юга. Дербентский завод игристых вин, который не только наладил выпуск конкурентоспособной продукции, но и осуществил посадку виноградников по самым современным технологиям на площади 535 га. В настоящее время планируется на примере этих предприятий заниматься распространением передового опыта, они будут выступать своего рода полигонами для отработки инновационных технологий [2].

Для повышения эффективности экономических систем в сельской местности должны получить активное применение все формы инвестирования. Вместе с другими экономическими рычагами инвестиции и инвестиционная система призваны занять ключевое положение в стимулировании экономического роста сельских территорий и укреплений региональной экономики, а также обеспечить условия вывода села из кризиса и стать важнейшим определяющим фактором дальнейшего его становления.

Одна из главных задач по активизации инвестиционной деятельности в регионе - разработка экономических и административных регуляторов, находящихся в пределах компетенции или возможностей администрации региона, для направления инвестиций на реализацию предлагаемой региональной системы приоритетов развития.

Ключевым направлением активизации инвестиционной деятельности в Республике Дагестан является ориентированная направленность инвестиций в объекты, соответствующие приоритетным направлениям развития структурной перестройки его хозяйственного комплекса.

Имеется целый ряд экономических административных регуляторов или инструментов, на основе которых строится региональная инвестиционная политика:

❖ льготный режим осуществления инвестиционной деятельности в приобретенных сферах экономики;

❖ предоставление инвесторам гарантий от некоммерческих рисков, беспрепятственный перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории региона;

❖ конкурсный отбор проектов для включения в инвестиционные программы Республики Дагестан и обеспечение ее участия в федеральных целевых программах;

❖ конкурсное размещение регионального заказа на предприятиях республики и содействие в получении государственных заказов;

❖ смешанное государственно- частное финансирование быстро окупаемых и высокоэффективных проектов;

❖ инвестиционная направленность бюджетной политики и эффективное использование средств бюджетного инвестирования.

В условиях рыночной экономики территориальные образования конкурируют между собой. Привлечение инвестиций в регион затруднен серьезной межрегиональной конкуренцией. Территории ведут борьбу за привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест и, в итоге, за повышение уровня жизни населения.

Для достижения этих целей необходимо улучшать общие положения производственной деятельности.

При этом должна быть высокая инвестиционная активность предприятий, организаций, органов власти и управления.

Аграрная политика государства новое земельное законодательство создают благоприятные условия для этого.

Так, в Республике Дагестан принята целая серия законов, стимулирующих приход инвесторов в сельскую местность региона.

Рис. 1. Модель организации управления инновационной деятельностью в АПК Республики Дагестан.

Действительно, в силу накопленных проблем без широкомасштабной работы по привлечению внебюджетных инвестиций задачи по технологической модернизации экономики АПК республики невозможно решить. Поэтому перед органами власти республики и местного уровня должна быть поставлена задача по привлечению инвестиций на развитие сельского хозяйства. При этом, одним из критериев оценки руководителей всех уровней должно быть определено состояние инвестиционной активности.

Разработанная автором модель организации инновационной деятельности в АПК Республики Дагестан представлена на рисунке 1.

Нами обосновано, что к числу важнейших задач инновационного развития АПК относится формирование инновационной инфраструктуры, предусматривающей формирование организаций по продвижению научно-технической продукции на рынке инноваций; экспертиза научных и инновационных программ, проектов, предложений и заявок; развитие опытной базы; информационно-консультативное обеспечение инновационной деятельности; создание структур для финансирования научно-технической и инновационной деятельности. Для финансирования экспериментальных разработок и быстроокупаемых инновационных проектов необходимо формирование республиканских инновационных фондов.

И наконец, вырабатываемая государственная политика модернизации должна опираться на лучшие достижения мировой науки и управленческого опыта, но она должна также быть продуктом высокого творчества со стороны правительства и всех интеллектуалов России, продуктом, содержащим ответы на вызовы, предъявленные историей стране и ее народу. Она должна быть активным проводником в жизнь инновационного типа экономического развития.

_Литература_

1. Баутин В. Совершенствовать инновационную деятельность в АПК//АПК: экономика, управление ,2003 №1 с. 21-25

2. Богатин Ю.В., Швондар В.А. Инновационный анализ: Учеб. пособ. для Вузов - М: 2010

3. Гордеев A.B. Ускорять научно-технический прогресс, активно внедрять его достижения в агропроизводство // АПК: Экономика, управление, 2002№4с.З-10

4. Амиров С. Будущее АПК за современными технологиями//Сельская жизнь Дагестана, 2011 №5

5. Амиров С. О состоянии и перспективах развития АПК РД//Сельская жизнь Дагестана, 2011 №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.