А. В. Ботиков
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Целью изучения данной проблемы является определение стратегии и тактики владельцев ав -томобильного транспорта и государственных органов в рамках совместной работы по повышению безопасности дорожного движения, глав -ным образом снижению аварийности на дорогах
Сегодня эти вопросы становятся все более актуальными.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопас -ном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Коренной перелом в состоянии аварийности произошел после 2000 года. Начиная с 2000 года, устойчиво растут такие относительные показа те -ли аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в резуль-тате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск). Дорожнотранспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние 4 года 2,2 — 2,6% валового внутрен -него продукта страны (в 2004 году ущерб составил 369 млрд. рублей, в том числе в результате гибели и ранения людей — 227,7 млрд. рублей).
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пеше -хэда, препятствие и на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидыва-ние. Свыше трех четвертей всех дорожнотранспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движе -ния регистрируется около 13% дорожнотранспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения,
каждое седьмое — не имевший права на управ -ление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физиче-ским лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80% всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения явля -ются пешеходы. За последние 8 лет количество пешехэдов, погибших в результате дорожнотранспортных происшествий, увеличилось на треть. Всего за этот период погибли свыше 100 тыс. и ранены свыше 500 тыс. пешехэдов.
Сложная обстановка с аварийностью и нали -чие тенденций к дальнейшему ухудшению си -туации во многом объясняются следующими причинами:
- постоянно возрастающая мобильность насе -ления;
- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в городах уже превысил 200 штук на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60-100 штук на 1 тыс. жителей. В последние годы процесс автомобилизации особенно интенсивен и нет оснований полагать, что эти темпы в бли-жайшем будущем будут снижены. Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологи -ческой обстановки, увеличение количества зато -ров, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В на -стоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 70% всех дорожно-транс-портных происшествий. Темпы увеличения ко -личества лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий в городах, опе-режают темпы увеличения количества дорожнотранспортных происшествий.
По данным ЮНЕСКО, в настоящее время вследствие дорожно-транспортных происшествии (ДТП) во всем мире гибнут до 350 тысяч человек, около 10 млн. человек временно теряют работоспособность или остаются инвалидами. И это без учета членов семей пострадавших, о ко -торых тоже не стоит забывать.
Почти 60% дорожно-транспортных проис-шествий в городах приходится на столицы и административные центры субъектов Россий-ской Федерации.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в резуль -тате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указан -ных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инва-лидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации долгосрочной государственной страте -гии, координации усилий государства и общества, концентрации федеральных, региональных и местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий федеральных органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, проис-хэдящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры, принимаемые субъектами Российской Федерации, не носят целена -правленного характера, не подчинены единой за -даче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тен-денции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности большинства субъектов Россий -
ской Федерации и их значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
В России фактически отсутствует система организационно-планировочных и инженерных мер, направленных на совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в го -родах (регламентация скоростных режимов, вве -дение одностороннего движения и т. д.). Реали -зуемые мероприятия носят эпизодический характер. Не определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Феде -рации и органов местного самоуправления, свя -занные с проведением указанных мероприятий. Поэтому в городах постоянно возникают заторы, существенно затрудняющие и ограничивающие дорожное движение.
Система организации прибытия на место до -рожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате до -рожно-транспортного происшествия, неэффективна . Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55 процентов общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий , недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожнотранспортных происшествий.
Сложившаяся критическая ситуация в облас -ти обеспечения безопасности дорожного движе -ния в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется сле -дующими факторами:
-высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происше-ствий (в том числе детский травматизм). При этом в 2012 году ожидается увеличение коли -чества лиц, погибших в результате дорожно -транспортных происшествий, до 38-40 тыс. че -ловек и количества дорожно-транспортных происшествий до 212 тысяч;
- значительная доля людей наиболее активно -го трудоспособного возраста (26 — 40 лет) среди
лиц, погибших в результате дорожнотранспортных происшествий;
- продолжающееся ухудшение условий до -рожного движения в городах,
- низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Без государственной поддержки на федераль -ном уровне в сложившихся условиях субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не в состоянии эффективно удовлетво -рить жизненную потребность в безопасности проживающего на их территории населения.
Необходимо применение программноцелевого метода, который позволит осуществить:
- развитие и использование научного потен -циала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также формирование основ и приоритетных направле-ний профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
- координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов ис-полнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправле-ния в области обеспечения безопасности до -рожного движения;
- реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погиб -ших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Автомобиль прочно вошел в жизнь современного человека. Однако вместе с тем породил одну из острых социальных проблем современности — проблему обеспечения дорожного движения.
Сегодня всем ясен громадный урон, который несут обществу ДТП.
Дорожно-транспортные происшествия в наше время уносят значительно больше жизней и яв -ляются причиной больших материальных потерь, чем любые эпидемии, следовательно, и бороться с ДТП необходимо, как с эпидемиями, всеми доступными организационными, воспитатель -ными, научно-техническими средствами современного общества.
За словами «безопасность движения» стоят человеческие жизни.
Безопасность дорожного движения — это социальная проблема государственного масштаба.
Сегодня, в XXI веке, необходимо формирование новой культуры производственных отноше -ний и профессиональной этики, основанной на гражданской ответственности и самых перспективных достижениях научно-технического прогресса.
На наш взгляд, принципиально важно в корне изменить мнение о системе организации дорожного движения как о сугубо организационно -технической деятельности по оснащению дорог
средствами регулирования движения. Ее следует рассматривать как методологию установления правового порядка, обеспечивающего безопасность всех участников дорожного движения, в которой технические мероприятия выполняют функции по ее реализации.
Сегодня требуется разработка новой систем -ной технологии организации дорожного движе-ния, обеспечивающей адекватность параметров всех элементов многофакторной транспортной системы
Нужно, наконец, опровергнуть тезис о том, что безопасность дорожного движения обеспечивается преимущественно органами ГИБДД.
В решении вопросов и проблем безопасности транспортной инфраструктуры городов необхо -димо участие не только государственных и муниципальных органов управления и контроля, но и всех участников рынка транспортных услуг, и в первую очередь самих автотранспортников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабков В.Ф. Ландшафтное проектирование автомобильных дорог / В. Ф. Бабков. — М: Тран -спорт, 2005.
2. Залуга В.П. Оборудование автомобильных дорог для безопасности движения ночью / В.П. Залуга. — М.: Транспорт, 2003.
3. Калужский Я.А. Повышение безопасности движения средствами дорожно-эксплуатацион-ной службы / Я.А. Калужский, В.М. Кисляков, И. В. Бергма. — М.: Транспорт, 2003.
4. Лукьянов В. В. Безопасность дорожного движения / В.В. Лукьянов. — М: Транспорт, 2000.
5. Россинский Б. В. О безопасности дорожного движения: Комментарии / Б. В. Россинский. — М., 2003.