Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО КОННОМУ СПОРТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО КОННОМУ СПОРТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПОДГОТОВКА ТРЕНЕРА / КОННЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симоненко Каринэ Петросовна, Игнатьева Лия Евгеньевна

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки тренеров по конному спорту в Российской Федерации. Проанализированы исторические предпосылки возникновения данной проблемы, состояние отечественной и зарубежной системы образования специалистов в сфере конного спорта. Определены основные задачи, направленные на ее решение в условиях современного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симоненко Каринэ Петросовна, Игнатьева Лия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRAINING OF EQUESTRIAN SPORTS COACHES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION

The article is devoted to today the problem of training coaches on equestrian sports in the Russian Federation. The historical prerequisites for the emergence of this problem, the state of the domestic and foreign system of education of specialists in the field of equestrian sports are analyzed. The main tasks aimed at its solution in modern education are determined.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО КОННОМУ СПОРТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат сельскохозяйственных наук Симоненко Каринэ Петросовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат биологических наук, доцент Игнатьева Лия Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО КОННОМУ СПОРТУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме подготовки тренеров по конному спорту в Российской Федерации. Проанализированы исторические предпосылки возникновения данной проблемы, состояние отечественной и зарубежной системы образования специалистов в сфере конного спорта. Определены основные задачи, направленные на ее решение в условиях современного образования.

Ключевые слова: высшая школа, образовательный процесс, федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, подготовка тренера, конный спорт.

An^tatton. The article is devoted to today the problem of training coaches on equestrian sports in the Russian Federation. The historical prerequisites for the emergence of this problem, the state of the domestic and foreign system of education of specialists in the field of equestrian sports are analyzed. The main tasks aimed at its solution in modern education are determined.

Keywords: higher school, educational process, federal state educational standard, professional standard, trainer training, equestrian sport.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию ФГБОУВО «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный

педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» по теме: «Проблемы подготовки тренеров по конному спорту в Российской Федерации в условиях современного образования»

Введение. Внимание общества к той или иной проблеме определяется социальным заказом. Можно с уверенностью утверждать, что в современном обществе имеется запрос на подготовку высококвалифицированных тренеров нового типа, способных более успешно решать вопросы профессиональной деятельности в системе «детско-юношеский - студенческий -спорт высших достижений - профессиональный спорт». При этом явно прослеживается несоответствие современной интегрированной образовательной системе концептуальных подходов к подготовке тренеров в специализированных вузах России, недостаточную разработанность вопросов эффективного формирования профессиональной готовности студентов спортивных вузов к работе тренера [3].

Так, в настоящее время в нашей стране сущесвует запрос на развитие конного спорта, как профессионального, так и любительского. Кроме того, любой крупный город имеет в своей инфраструктуре конно-спортивные клубы, конные фермы, конные базы и центры. Лошадей используют при организации досуга, в туризме, иппотерапии, реабилитации. В связи с этим в России острым является вопрос нехватки профессиональных кадров по сопутствующим профессиям: инструктор по верховой езде, тренер по конному спорту, конюх, коневод, кузнец-коваль, инструктор по лечебной верховой езде и иппотерапии [1; 2].

При этом, не смотря на потребность в специалистах, сфера образования на сегодняшний день не в состоянии предложить полноценную подготовку по профессиям, которые сейчас востребованы на рынке коневодства и конного спорта. Особенно остро стоит проблема подготовки тренеров по конному спорту. В России нет специализированных образовательных учреждений, дающих полноценную подготовку по вышеназванным профессиям. Специализированных образовательных стандартов высшего профессионального образования, Профессиональных стандартов, относящихся к профессиональной деятельности в области коневодства и конного спорта в России также нет [1]. Персонал в конных организациях является в основном «самоучками» без специального профессионального образования. Как результат достижения в Российском конном спорте значительно уступают зарубежным школам [4].

В итоге отрасль, которая является востребованной, может стать популярной, социально и экономически привлекательной практически не развивается.

Изложение основного материала статьи. Конный спорт имеет многовековую историю. Сложность взаимоотношений всадник-лошадь, способы воспитания и понимания этих животных уже не одно столетие является темой научных трактатов конных мастеров. При этом взращивание специалистов в этой сфере всегда большей частью принадлежало армии. Все основные виды использования лошадей, прошедшие через фильтр исторических событий, которые затем эволюционировали в спортивные состязания, имели в основном военную направленность. Поэтому специалисты конного дела обучались в реалиях армейской службы и ведущие тренеры были военными офицерами. Знания передавались из уст в уста, и кроме базовой военной подготовки, программ обучения конных специалистов как таковых не было. Таким образом, развитие конного спорта было ограничено требованиями военной действительности.

Основной скачок в развитии классических видов конного спорта можно проследить с конца XIX - начала XX веков. Однако две мировые войны сильно повлияли на его эволюцию, заморозив ее на этом этапе. Итоги второй мировой войны показали, что техника в условиях боя и военной жизни гораздо более эффективна, чем конница. А общая механизация привела к вытеснению массового применения лошадей во всех сферах, где они использовались ранее.

Начиная с середины XX века, лошадь в конном спорте постепенно приобретает статус животного-компаньена и спортивного партнера. С этого периода армия уже не нуждается в конных специалистах, однако появилась потребность в гражданских специалистах во всех сферах конного спорта. Многие страны решали эту задачу по-разному. В западной Европе, конный спорт был включен в сферу капиталистической экономики. Государственные дотации способствовали расширению конной индустрии. Высокая конкуренция в этой сфере привела к повышению качества подготовки узконаправленных специалистов. В СССР и части стран восточной Европы конный спорт являлся больше культурным событием. Поэтому подготовка высококачественных специалистов именно в конном спорте не требовалась. Поколение тренеров по конному спорту, вышедших из армии, постепенно сменилось их воспитанниками, бывшими спортсменами.

С появлением профессиональных стандартов появилась необходимость в наличие профильного образования. Система высшего образования могла предложить только три отдельных направления: «физкультурное», «зоотехническое»,

«ветеринарное». Отдельно подготовки тренера по конному спорту не существовало. Однако, как показала практика, хороший тренер по конному спорту должен обладать знаниями из всех трех сфер одновременно. По этой причине уровень подготовки тренерского состава по конному спорту сильно проигрывает западноевропейской системе, которая предусматривает разностороннюю подготовку специалистов конной сферы, пользующихся устойчивым спросом на рынке труда. Большое количество частных лицензированных учебных заведений, работающих со спортивным руководством страны, конными и спортивными федерациями, а также с организациями по разведению, подготовке, продаже, выступлениям в сфере конного спорта, готовят этих специалистов. Многоуровневая подготовка позволяет ранжировать знания и готовить инструкторов и тренеров от базового до высшего уровня.

Унифицирование стандартов в образовании между европейскими странами отразилось в Болонской декларации, подписанной представителями 29 стран. Исходя из этого документа, были введены двухступенчатое обучение (бакалавр BS и магистр MS), установка транснациональных стандартов качества обучения, расширение мобильности студентов и преподавателей. Так, в Европе и Америке в высших учебных заведениях можно получить образование по специальности «коневодство». Однако высшее образование предполагает расширение компетентности в сфере научной деятельности. Тогда как профессия «тренер» или «берейтор» считается практической, подобные программы в рамках высшего образования отсутствуют.

Обучением по специальностям практической направленности занимаются специализированные конные центры, имеющие государственную лицензию или колледжи. Такие учебные заведения пользуются большой популярностью, конкурс на одно место порой составляет до 9-10 человек. Среднее специальное обучение состоит из огромного количества практики и наполнено большим разнообразием программ, выпускающих дипломированных профессионалов, имеющих право работать в выбранной конной сфере.

Экономические изменения в нашей стране в эпоху «перестройки» привели к краху всех конных сфер, которые продолжали свое существование лишь за счет усилий энтузиастов. Постепенно конный спорт начал вставать «с колен», и в последние годы наши всадники вновь вышли на мировые арены конкура, выездки и троеборья. Эти изменения коснулись не только профессионального, но и любительского спорта, конного туризма, иппотерапии и т.д.

Однако современные реалии подготовки тренеров по конному спорту в РФ мало изменились и являются прямым следствие вышеописанных исторических факторов. На данном этапе в России нет специализированных образовательных заведений, дающих полноценную профессиональную подготовку специалистов, которые требуются в современных условиях на рынке коневодства и конного спорта.

Профессиональные стандарты, предъявляемые к специалистам тренерского состава в официальных конноспортивных школах, предполагают наличие у них образования по направлениям «Физическая культура» и «Тренер». Однако это обучение не предусматривает получение знаний по тренингу лошадей, содержанию, уходу, выращиванию, кормлению, лечению [1]. Не предусматривает таких аспектов подготовки всадников, как психические, физические, физиологические и биомеханические особенности спортсменов. На деле же тренеру по конному спорту приходится сталкиваться со всем перечисленным. И единственная возможность приобрести данные знания является самообразование и курсы повышения квалификации специалистов.

Анализ современной системы образования в сфере конного спорта показал, что на данный момент существуют следующие учебные заведения по подготовке специализированных кадров для конного спорта:

1. Высшие учебные заведения: Московская Государственная Академия Физической культуры и спорта; Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма; Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева.

2. Среднеспециальное образование: ГОУ НПО Профессиональное училище № 98 пос. Орловский Ростовской области; Профессиональное училище № 51 при Хреновском конном заводе с. Слобода Воронежской области - это единственное учебное заведение в стране, где готовят наездников лошадей.

3. Курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки на базе: ФГБНУ «ВНИИ коневодства»; ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский аграрный университет»; ООО «Центр конноспортивного образования» совместно с АНО ДПО «Национального института биомедицины и спорта».

4. Прочие онлайн-курсы переподготовки.

Из всех перечисленных учебных заведений по направлению «Тренер по конному спорту» готовят в основном только на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов.

По данным Федерации конного спорта России (ФКСР), на сегодняшний день в стране официально существует несколько сотен клубов и секций по верховой езде, где проводят обучение детей подросткового возраста, а так же огромное количество организаций, где занятия проводят «неофициально».

Таким образом, самой большой проблемой, на наш взгляд, является сочетание отсутствия высококвалифицированных специалистов с недостатком и использованием устаревших программ подготовки спортсменов на всех уровнях. В частности это не позволяет планомерно развивать детский конный спорт в России как систему воспитания подрастающего поколения.

Молодые всадники нетерпеливо стремятся преодолевать большие высоты, не сформировав необходимые умения должного уровня. Тренеры же, в своем стремлении к результату здесь и сейчас, форсируют подготовку юных спортсменов, не уделяя достаточного внимания технической составляющей, что неизменно приводит к тому, что закрепленный ошибочный навык, мешает спортсмену развиваться и показывать результат на более высоком уровне. Разрядные нормативы и работа конноспортивных школ, направленная на получение как можно большего количества спортсменов-разрядников в короткий срок в ущерб качеству подготовки, тяжелым наследием преследует российский спорт до сих пор. Эта система является тупиковой, так как не уделяет должного времени и внимания начальной подготовке. А при отсутствии необходимого количества и разнообразия соревнований начального уровня, которые позволяют поставить технику и стиль всаднику, невозможно выйти на качественно новый уровень в конном спорте. Зарубежные коллеги ушли в этом вопросе очень далеко вперед. И как результат: их лидерство на мировой арене по всем видам конного спорта. Также следует отметить, что большинство современной русскоязычной литературы по конному спорту - это переведенные работы иностранных мастеров конного спорта.

Таким образом, развитие образования в спортивной отрасли, учет специфических потребностей в подготовке тренера по конному спорту позволит России выйти на более высокий уровень в конном спорте и решить вопрос с нехваткой высококвалифицированных кадров. Наличие специалистов со знанием тренинга и подготовки лошадей, основ зоотехнии и ветеринарии, а также педагогики, психологии и физической культуры, даст возможность воспитывать хорошо подготовленных спортсменов, готовых конкурировать на международной арене.

Исходя из вышесказанного, основной задачей в современных условиях является совместная работа Министерства образования и науки, Министерства Просвещения, Министерства спорта РФ, Федерации конного спорта России по созданию Профессиональных стандартов, относящихся к профессиональной деятельности в области коневодства и конного

спорта, Федерального образовательного стандарта, единой государственной образовательную программы по подготовке тренеров по конному спорту. Внедрение этих основополагающих документов в отрасль позволит начать движение в сторону подготовки высокопрофессиональных тренеров, конкурентноспособных спортсменов по стандартам, соответствующим современным реалиям не только в больших городах, но и в регионах.

Выводы. Таким образом, в условиях современного образования модернизация системы подготовки тренера по конному спорту в первую очередь требует разработки стандартов и программ на государственном уровне, привлечения бюджетного финансирования. Подготовка специалистов по конному спорту на новом уровне даст не только толчок для развития конного спорта, но и внесет свой вклад в решение задач федеральных проектов «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва», «Образование» и «Туризм и индустрия гостеприимства».

Кроме того, развитие образования в данной отрасли призвано реализовать всестороннее развитие подрастающего поколения: физическое, культурное, интеллектуальное, духовное. Способствовать самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению.

Литература:

1. Головина Т.Н. О необходимости развития профессиональных и образовательных стандартов по коневодству и конному спорту / Т.Н. Головина, Е.А. Назарова, Д.С. Стуканцева // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сборник научных трудов. - Санкт-Петербург. - 2018. - С. 317-320.

2. Корюгина И.А. Об образовании в коневодстве и конном спорте / И.А. Корюгина // Коневодство и конный спорт. -2021. - № 1. - С. 34-36.

3. Михайлова Т.В. Концепция подготовки тренеров в условиях интегрированной образовательной системы институтов спорта / Михайлова Тамара Викторовна / автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - Москва: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). - 2019. - 41 с.

4. Симоненко К.П. Совершенствование технической подготовки всадников на тренировочном этапе в конкуре / К.П. Симоненко, Л.Е. Игнатьева // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2021. - Т. 6. - № 3. -С. 93-99.

Педагогика

УДК 378.1

старший преподаватель кафедры иностранных языков Слабышева Алевтина Васильевна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Аннотация. В статье обосновывается важность реализации информационно-визуального контента для формирования у бакалавров туристического профиля коммуникативно-информационной готовности к межкультурному взаимодействию. Автором доказывает необходимость использования визуального контента для привлечения внимания целевой аудитории. В статье приведена историческая справка, а также представлены условия обязательного обучения бакалавров туристического профиля визуальным эффектам преподнесения информации.

Ключевые слова: информация, визуализация, визуальный контент, туризм, информационное пространство, мировоззрение общества, визуальная коммуникация.

Annotation. The article substantiates the importance of the implementation of information and visual content for the formation of a tourist profile of communication and information readiness for intercultural interaction among bachelors. The author proves the necessity of using visual content to attract the attention of the target audience. The article provides a historical background, as well as presents the conditions for mandatory training of bachelors of tourism profile in visual effects of presenting information.

Keywords: information, visualization, visual content, tourism, information space, worldview of society, visual communication.

Введение. Главный ресурс, производимый и потребляемый современными предприятиями разного профиля и масштаба, и важный фактор повышения производительности и конкурентоспособности - это информация. Ее объем и требования к быстроте и точности ее обработки стремительно растут. Обработанная информация является не только инструментом для принятия правильных решений, но интеллектуальным капиталом, приносящим реальную прибыль. Общее информационное пространство турфирмы, как и любого предприятия, формируется в основном из информации.

Изложение основного материала статьи. Информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [4].

Причина обращения к данному педагогическому условию обусловлена изменением статуса образовательного процесса в целом. Информация в современном обществе играет всё более значимую роль. В связи с включением в образовательный процесс цифровых технологий происходят значительные изменения в обучении. Для того чтобы привлечь аудиторию, информация должна быть мало актуальной, она должна привлечь к себе внимание. Визуализация на данный момент обеспечивает информационную связь системы «потребитель - СМИ».

Визуализация, расширяя возможности потребления информации, делает её более гибкой.

Термин «визуализация» означает способ графического представления смысла, изложение события невербальным способом. Визуальное содержание быстрее попадает в сознание реципиента, запоминается, вызывает определенные ассоциации, устойчивые стереотипы. С визуализацией данных тесно связан информационный дизайн, когда данные преобразуются не в текст, а его визуальный аналог, который наглядно раскрывает суть проблемы без текста.

В.Э. Шевченко выделяет следующие черты визуализации:

> «лаконичность передачи сущности идеи;

> наглядная форма представления с учетом культурного уровня читательской аудитории;

> введение общеизвестных образов, отсутствие лишних ассоциаций;

> конкретность в деталях;

> обращение к эмоциям, неожиданный ракурс ситуации, юмор» [5, С. 49].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.