Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО КОННОГО СПОРТА В РОССИИ'

ПРОБЛЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО КОННОГО СПОРТА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ВИДЫ СПОРТА / КОННЫЙ СПОРТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ СПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петушкова Влада Валерьевна

Основные олимпийские принципы и коммерция прошли путь от полной несовместимости понятий до успешного включения спорта в систему товарно-денежных отношений. Конный спорт можно считать удачной моделью для рассмотрения процесса коммерциализации, проникнувшей в российский спорт в последние несколько десятилетий, так как он входит в пятерку наиболее дорогих олимпийских дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петушкова Влада Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF COMMERCIALIZATION OF OLYMPIC EQUESTRIAN SPORT IN RUSSIA

Basic Olympic principles and commerce have gone a long way from complete incompatibility to the successful coexistence. Equestrian sport can be considered a good model for examining the process of commercialization that has permeated sports in Russia in the last few decades, as it is one of the five most expensive Olympic disciplines.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО КОННОГО СПОРТА В РОССИИ»

ПРОБЛЕМА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ОЛИМПИЙСКОГО КОННОГО СПОРТА В РОССИИ

Петушкова Влада Валерьевна

Кандидат экономических наук, научный сотрудник Отдела экономики ИНИОН РАН, ведущий специалист Группы «Радиационной биофизики и экологии» ФИЦ ХФ РАН, Москва, Россия

Аннотация. Основные олимпийские принципы и коммерция прошли путь от полной несовместимости понятий до успешного включения спорта в систему товарно-денежных отношений. Конный спорт можно считать удачной моделью для рассмотрения процесса коммерциализации, проникнувшей в российский спорт в последние несколько десятилетий, так как он входит в пятерку наиболее дорогих олимпийских дисциплин.

Ключевые слова: олимпийские виды спорта; конный спорт; коммерциализация спорта.

Для цитирования: Петушкова В.В. Проблема коммерциализации олимпийского конного спорта в России // Социальные новации и социальные науки. - Москва : ИНИОН. РАН, 2021. -№ 3. - С. 85-102.

URL: https://sns-joumal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2021.03.05

Введение

0 коммерциализации спорта непросто писать научные статьи. И не потому только, что тема спорта традиционно с академической наукой не ассоциируется, а заслуживающие доверия источники малочисленны. Дело в том, что заявленная проблематика при стороннем наблюдении кажется не совсем понятной. С одной стороны, трудно назвать область, где присутствует столь ожесточенная конкуренция. Причем для непосредственных участников состязаний наивысшие достижения выражены не в материальных результатах и благах, а в спортивном успехе - наградах, местах и званиях, которые превалируют над соображениями практицизма, а нередко и рационализма. События и тенденции развития спортивного мира часто противоречат привычным для рыночной экономики установкам, а над представлениями о выгоде берут верх спортивный азарт и движение к высшей цели.

С другой стороны, современный спорт далек от гуманистических принципов, отстаиваемых когда-то идеологом олимпийского движения Пьером де Кубертеном, считавшим, что спорт должен быть вне политики и денежных отношений. Всю свою жизнь известный общественный деятель бился над разрешением проблемы любительства и профессионализма. Спорт и деньги - один из наиболее значимых вопросов для Кубертена с первого дня его работы над возрождением Олимпийских игр. Он предостерегал от появления «...отвратительного клана спортсменов-профессионалов, которые извратят саму идею спортивных состязаний, монополизируют их и превратят в своего рода театр марионеток» (цит. по [О спорт, ты - мир ..., 2014]). В то же время наибольшие успехи в современном спорте высших достижений можно, прежде всего, отнести именно к заслугам профессионалов - тех, для кого спорт является источником дохода, - а не лю-бителей1.

Основные олимпийские принципы и коммерция прошли долгий путь от полной несовместимости понятий до успешного включения спорта в систему товарно-денежных отношений и превращения его в самостоятельный вид бизнеса. Центральное и главное событие в мире спорта -Олимпийские игры, где задействованы многие отрасли экономики от строительства и транспорта до банковской сферы, - стали масштабным государственным бизнес-проектом, связанным с извлечением прибыли в размерах, влияющих на макроэкономические показатели страны-устроителя

1 В современном спорте существует два значения слова «любитель»: 1) непрофессиональный спортсмен, который может демонстрировать высочайшие результаты на Олимпийских играх; 2) аматер-дилетант, занимающийся физкультурным досугом с низкими или малозначимыми результатами.

86

и лоббируемым деловыми кругами. Так, по оценкам экспертов, перенос Олимпиады Токио-2020 на 2021 г. в результате пандемии COVID-19 нанес экономике Японии ущерб в размере до 3,2 млрд иен (более 29 млрд долл) [В Японии считают ..., 2020], а полная отмена Игр могла бы обойтись стране в 1,4% ВВП [Эксперты назвали ..., 2020].

Следует отметить, что на спорт высших достижений влияют различные общественные процессы, он может быть ареной политического противостояния и яркого проявления человеческих эмоций. Так, проходившая более сорока лет назад, с 19 июля по 3 августа 1980 г., Московская Олимпиада сопровождалась политическим бойкотом со стороны ряда стран, протестовавших против ввода советских войск в Афганистан. Из 144 стран, входивших в 1980 г. в МОК, на Олимпиаду в Москву приехали представители только 81 государства. Полностью бойкотировали Игры США, ФРГ, Канада, Япония и Китай. Тем не менее это событие имело огромное значение для мира спорта [XXII летние Олимпийские игры ..., 2010], особенно в СССР. Впервые в истории Олимпиад специально к Играм было построено шесть крупных спортивных центров (в Москве): спорткомплекс «Олимпийский» - на проспекте Мира, универсальный спортивный зал - в Измайлове, велотрек - в Крылатском, спортзал «Дружба» - в Лужниках, футбольно-легкоатлетический манеж - в ЦСКА, конноспортивная база - в Битце. Для размещения зарубежных гостей была создана Олимпийская деревня.

Другим примером могут служить политически и эмоционально подогреваемые (с разных сторон - как в России, так и в западных странах) антидопинговые расследования, в результате которых на участие отечественных спортсменов в Олимпийских играх в 2016-2021 гг. были наложены чувствительные ограничения. Российские спортсмены-конники не были замечены в использовании запрещенных препаратов (пробы берутся не только у всадников, но в первую очередь у лошадей). Тем не менее допинговый скандал сказался и на российском конном спорте, в том числе -паралимпийском. Спортивный арбитражный суд (CAS) 23 августа 2016 г. оставил без изменений решение Международного паралимпийского комитета (International Paralympic Committee, IPC) о приостановке членства Паралимпийского комитета России, и, как следствие, об отстранении российской сборной от участия в летних Паралимпийских играх в Рио-де-Жанейро-2016 [Сборная РФ по конному спорту ..., 2016]. Представители России совместно с Международной федерацией конного спорта (FEI) пытались бороться за возможность участия «чистых» спортсменов-конников в Паралимпиаде. В поддержку россиян выступил президент FEI Ингмар де Вос [Паралимпийский комитет России ..., 2016]. Результатом стала теоретическая возможность участия российских спортсменов в Паралимпийских играх в Рио-де-Жанейро под флагом IPC. Однако они отказались от этого по морально-этическим (патриотическим) соображениям [Представляющие конный спорт ..., 2016].

Занятие спортом, в частности, таким видом, как конный, в редких случаях мотивируется только соображениями материальной выгоды. Многие конники считают работу с лошадьми основой всей своей жизни.

Тем не менее для современного спорта важны и социально-экономические тенденции. По мнению некоторых специалистов, наиболее значимые перемены в олимпийском спорте, произошедшие в конце прошлого века, связаны с его коммерциализацией. Коммерциализация спорта -это процесс использования его для получения прибыли, вовлечения в орбиту товарных отношений в качестве активного звена. «Субъективно дорога коммерциализации олимпийского спорта была расчищена решением 75-й сессии Международного олимпийского комитета (МОК) в октябре 1974 г., предоставившим право на усмотрение федераций по видам спорта использовать в рекламных целях имя или фотографию спортсмена в тех случаях, когда сами эти федерации или НОКи1 подписывают контракт с фирмами. Однако коммерческое использование спорта не сразу получило широкое распространение. Настоящий бум коммерциализации пришелся на 1980-1990-е годы» [Фомин, 1998, с. 578]. Считается, что развитие рыночных отношений в спорте явилось результатом, в том числе, политики президента МОК Хуана Антонио Самаранча, занимавшего этот пост более 20 лет, с 1980 по 2001 гг. [Век Самаранча. 100 лет со дня ..., 2020].

При обсуждении проблем коммерциализации спорта нельзя не вспомнить работы д-ра пед. наук С.И. Гуськова, долгое время возглавлявшего международный отдел Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры (ВНИИФК), в частности, «В атаке - доллар» [Гуськов, 1988], «Игра называется «Деньги» [Гуськов, 1998], посвященные профессиональному спорту на Западе. Эти труды до сих пор не утратили своей ценности. Многие процессы, описанные в работах С.И. Гуськова применительно к зарубежным странам конца 1990-х годов, к началу третьего десятилетия XXI в. стали актуальными для российского спорта.

Безусловно, коммерциализацию спорта нельзя оценивать как однозначно позитивное или негативное явление. Сам по себе приток капитала говорит о социальной значимости данных видов деятельности и о том, что у них есть перспективы.

В настоящей статье коммерциализация рассматривается на материале отечественного конного спорта. Современный конный спорт считается одной из наиболее дорогих, аристократичных и сложных олимпийских дисциплин. Однако его популярность в стране растет, что заставляет обратиться к истории, сопоставить прежнее и современное состояние.

К истории конного спорта в России

Верховая езда является неотъемлемой частью русской культуры и может считаться одним из национальных видов спорта в России. Искусство верховой езды восходит к царской армии, офи-

1 Национальные олимпийские комитеты.

церской кавалеристской школе. Долгое время, в том числе в Советской России, конный спорт и высшая школа верховой езды существовали почти исключительно в армейских клубах. Благодаря этому сложилась определенная русская школа верховой езды, которая включала подготовку по всем направлениям конного спорта.

Высшая школа верховой езды, или как ее называют для краткости, выездка, сочетает элементы спорта, науки и искусства. По незримым командам всадника лошадь должна выполнить программу сложнейших элементов, сравнимую с балетом или фигурным катанием на льду. За годы тренировок дуэт превращается в единое целое, причем каждое сочетание «всадник-лошадь» неповторимо. Но даже самое блестящее сочетание, за некоторыми исключениями, теряет смысл и не может состояться без тренера - носителя и проводника знаний, которому отводится роль «хореографа». Успех в конном спорте определяет уникальное триединство «всадник-лошадь-тренер» -они должны идеально подходить и соответствовать друг другу. В этом конный спорт также подобен парному фигурному катанию на льду или балету. Формула в равной мере применима и к другим дисциплинам конного спорта, таким, как конкур (преодоление препятствий) и троеборье, обязательная программа которого состоит из состязания в конкуре, высшей школы и кросса.

Конный спорт в СССР развивался достаточно успешно, но на международных соревнованиях лидирующие позиции традиционно занимали спортсмены из Германии, Нидерландов, Великобритании. Олимпийский дебют советских конников состоялся в 1952 г. в Хельсинки. Согласно оценкам, уровень подготовки наших спортсменов не уступал их зарубежным соперникам, но годы изоляции страны и незнание международных правил не позволили им показать высокий результат. Настоящей сенсацией стала победа в личной выездке на Олимпийских играх в Риме в 1960 г. советского спортсмена-конника С. Филатова, выступавшего на лошади ахалтекинской породы по кличке Абсент. Портреты и фотографии этой уникальной лошади сейчас хранятся в музее Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Легендарный тренер Г.Т. Анастасьев, долгое время осуществлявший подготовку отечественных спортсменов-конников, считал: «чтобы побеждать на Западе, нам нужно быть на две головы выше». Победа сборной СССР по выездке (Иван Кизимов, Иван Калита и Елена Петушкова) на Олимпиаде в Мюнхене в 1972 г. стала не просто лучшим командным результатом, но кульминационным событием в истории отечественного конного спорта [Мелентьев, 2016]. Последним значительным национальным достижением было выступление конников на Олимпиаде-80 - в условиях политического бойкота и отсутствия главных соперников оно принесло медали во всех видах конного спорта (высшая школа, конкур и троеборье).

Успехи в развитии конного спорта в 1970-1980-е годы не привели к дальнейшему укреплению позиций СССР на конноспортивном олимпийском пьедестале. После того как завершились спортивные карьеры всадников «золотых» олимпийских сборных, положение русской школы верховой езды и конного спорта в стране стало стремительно ухудшаться.

89

Петушкова В.В.

Проблема коммерциализации олимпийского конного спорта в России Конный спорт, государство и рынок

В 1990-е отечественный конный спорт переживал непростые времена. Социально-экономические преобразования затронули все три его составляющие: карьеру всадника, подготовку лошадей, тренерские кадры - и неоднозначно на них повлияли. По аналогии с другими сферами общественной жизни происходящие перемены могут быть представлены как резкий уход государства с запаздывающим замещением его частной собственностью, приводящий к утрате прежних высоких позиций. Одновременно происходила коммерциализация конного спорта, изменившая тенденции его развития.

Навыки верховой езды оттачиваются длительное время, и высокие результаты могут появиться, когда спортсмен достигнет возраста 30-40 лет. По существовавшим в советском спорте установкам к этому времени он уже должен завершить свою карьеру, хотя современные олимпийские чемпионы в конном спорте - люди зрелого возраста. Известны случаи успешного выступления на Олимпийских играх всадников, возраст которых превышал 60 лет. Возникновение частной собственности на лошадей в России автоматически сняло возрастные ограничения для всадников, что стало положительным фактором для развития конного спорта в стране.

В советское время существовала также практика «пересадок». Даже олимпийский чемпион мог остаться без основной лошади - по решению тренерского совета она могла быть передана разряднику. На практике такие случаи были нечастыми, но все же имели место. После 1990-х годов всадники все чаще стали лишаться лошадей по чисто экономическим причинам. В советский период все расходы, связанные с покупкой и содержанием лошадей, а также их транспортировкой на соревнования, осуществляло государство. С переходом к рынку весь процесс подготовки стал частным делом спортсменов и клубов. Однако далеко не каждый спортсмен или клуб может приобрести лошадь международного класса, так как ее цена сопоставима со стоимостью гоночного автомобиля. Подготовка же отечественных лошадей стала проблематичной.

Бедствием российского конного спорта, начавшимся на рубеже веков и не преодоленным до сегодняшнего дня, является дефицит квалифицированных тренерских кадров. Традиция передачи знаний и уникальных навыков верховой езды прервалась - ведь задача подготовки тренерских кадров раньше также решалась государством.

Отсутствие господдержки, коммерциализация услуг по содержанию и транспортировке лошадей, утрата квалифицированных тренерских кадров и столь свойственное 1990-м отрицание отечественных традиций подействовали на конный спорт разрушительно [Петушкова, 2021]. К середине 1990-х годов от былых успехов конного спорта в стране осталось немногое: клубы закрывались или расформировывались, почти полностью прекратилось государственное финансирование соревнований. По всей России можно было с трудом разыскать тридцать лошадей, способных

выполнить программы «Большого приза» (т.е. выездки высшего класса) и выступить на чемпионате России.

Конный спорт возрождался усилиями энтузиастов - представителями Федерации конного спорта России (ФКСР), владельцами лошадей и руководителями крупных конноспортивных клубов. Положительную роль также сыграл приход частного капитала в результате совершенствования рыночных отношений: конный спорт получил спонсорскую подпитку, возможности для проведения общероссийских и международных соревнований. Кроме того, к нему частично возвратился интерес со стороны государства. В 2000-е годы учреждаются такие значимые турниры, как кубок Мэра Москвы по выездке и конкуру, кубок Президента России по выездке.

На рубеже веков появляются частные клубы: «Новый Век», «Прадар», нижегородский «Пассаж». Второе рождение переживает КСК «Битца». Сейчас трудно себе представить, но нижегородский конноспортивный клуб международного класса «Пассаж» возник в конце 1990-х на месте пустыря и оврага-свалки. Подобно тому, как строят дома в Японии, здесь была отсыпана многометровая платформа из вторсырья, послужившая основанием для сложного инженерного сооружения - конноспортивного плаца и зрительских трибун. Идея названия клуба «Новый Век» появилась еще до закладки первого камня и стала пророческой: пятнадцать лет спустя клуб вышел на лидирующие позиции по уровню технического оснащения.

Появившийся на Московском ипподроме Большой международный конный клуб «Прадар» значительно повысил престиж отечественного конного спорта, выступив с инициативой проведения крупных соревнований. К достоинствам колоссального конноспортивного клуба «Битца», построенного к Олимпиаде-80 и возрожденного на рубеже веков, можно отнести наличие не только нескольких конноспортивных стадионов, зимних и летних конюшен и гостиничного комплекса, но и троеборной трассы, которая поддерживается в удовлетворительном состоянии.

Все, чего удалось достичь в эти годы, получило дальнейшее развитие и подкрепление. Сейчас можно говорить о том, что конный спорт в России вновь на подъеме. Количество подготовленных лошадей исчисляется десятками тысяч. В стране немало талантливых всадников как среди взрослых, так и среди юниоров, которые с успехом выступают на российских и международных соревнованиях. Ежегодно появляются новые конноспортивные клубы европейского уровня. Появились дополнительные, новые для России дисциплины: пробеги, дайвинг (соревнование экипажей), вольтижировка (гимнастика с использованием лошади в качестве живого подвижного снаряда). Казалось бы, созданы все условия для успехов российского конного спорта на мировой арене и олимпийских побед, но наверстать упущенное не так-то просто. Выйти на высокий международный уровень и занять достойные позиции в международном рейтинге отечественным всадникам пока не удается.

Петушкова В.В.

Проблема коммерциализации олимпийского конного спорта в России Спорт среднего класса

Конный спорт за рубежом традиционно считался одним из аристократических видов спорта. Им до сих пор занимаются не просто представители знати, а королевских семей, и именно им принадлежит главная роль в FEI. Президентами Федерации за последние несколько десятилетий были представители британской королевской семьи принц Филипп, герцог Эдинбургский (1964-1986) и принцесса Анна (1986-1994), испанская инфанта донья Пилар де Бурбон (1994-2006), иорданская принцесса Хайя аль Хусейн (2006-2014) [FEI Presidents since 1921, 2021]. FEI придерживается достаточно консервативной политики по отношению к коммерциализации. Нынешний президент FEI Ингмар де Вос (Бельгия) - профессиональный спортивный менеджер - стал исключением из этих правил и символом перемен. Сейчас во всем мире конный спорт поддерживается главным образом представителями среднего класса. Именно они обеспечивают этому дорогому олимпийскому виду необходимую численность лошадей и спортсменов. Подготовка лошади к международным соревнованиям требует временного отрезка в пять лет. Это длительный марафон, связанный с большими расходами и рисками, который можно выдержать только в условиях финансовой стабильности.

Наибольших успехов в развитии конного спорта добилась Германия, считающаяся лидером в области конного спорта и коневодства. В этой стране конный спорт с высокими спортивными результатами является поистине массовым. На данный момент в Германии насчитывается 1,1 млн спортивных лошадей и пони, около 1,2 млн человек регулярно занимаются конным спортом. Причем конники сами оплачивают расходы, связанные с лошадьми и участием в турнирах [The German Equestrian Federation ..., 2021].

В СССР набор в спортивные школы верховой езды был строго ограничен. Дети, не прошедшие конкурсный отбор по возрасту, состоянию здоровья и другим показателям, оставались за воротами конных клубов. Они имели возможность посещать платные занятия, но к переводу в спортивные группы это приводило в исключительных случаях - неудачливые претенденты так и оставались любителями верховой езды. Сейчас конный спорт начального уровня в России доступен всем, кто готов платить соответствующие деньги.

Как сообщила президент ФКСР М.В. Сечина, в настоящее время в России верховой ездой занимаются около 70 тыс. человек. Из них более 15 тыс. человек являются зарегистрированными членами ФКСР, т.е. спортсменами, регулярно участвующими в соревнованиях [Russian equestrian looks ..., 2019]. По данным Министерства сельского хозяйства, частными спортивно-досуговыми организациями, функционирующими в виде клубов, секций, школ, комплексов, индивидуальных и средних предприятий и фермерских хозяйств в России, оказывается свыше 400 видов платных услуг населению. Спортивно-досуговое коневодство включает использование лошадей в классических и национальных видах конного спорта, в конном туризме, верховом и экипажном прокате,

а также в других досуговых и оздоровительных мероприятиях. Ориентировочная численность лошадей этого направления в нашей стране в 2018 г. составила всего лишь порядка 14 тыс. голов (при общей численности лошадей в России 1400 тыс. голов, относящихся в основном к продуктивным мясомолочным и местным породам) - таблица. При существующем интересе к конному спорту поголовье лошадей спортивно-досугового направления имеет перспективы роста и к 2025 г. может составить около 45 тыс. голов. Расчеты Министерства сельского хозяйства связывают прогресс с единственным показателем - ростом благосостояния населения [Стратегия развития коневодства ..., 2019, с. 6].

Таблица

Целевые показатели развития коневодства до 2025 года*

№ пп Наименование показателя 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

1 Поголовье лошадей, тыс. голов 1403,8 1424,8 1450,0 1471,8 1501,2 1531,2 1561,8 1600,0

2 Поголовье лошадей, относящихся к породам, испытываемым на ипподромах*, тыс. голов 14,0 14,5 15,2 15,9 16,6 17,4 20,9 22,0

3 Спортивные лошади, тыс. голов 14,0 - - - - - - 45,0

* Поголовье лошадей, относящихся к породам, испытываемым на ипподромах, можно условно отнести к породам лошадей, пригодных для использования в спорте, но совпадение неполное.

Источник: Приложение № 1 к Стратегии развития отрасли коневодства Российской Федерации на период до 2025 года [Приложение № 1 ..., 2019].

Персональное занятие с тренером на лошади не только класса хобби, но и базовой спортивной подготовки по цене примерно равняется стоимости индивидуального занятия в фитнес-клубе уровня luxury или школе танцев. Такая оплата посильна для семьи со средним достатком. Для обучения новичков обычно используются лошади, не представляющие ценности для спорта высоких достижений. Это чаще всего возрастные животные, не имевшие высоких показателей на соревнованиях, так называемые лошади для проката. При переходе на следующий уровень спортивной подготовки семья молодого всадника сталкивается с необходимостью аренды или покупки здоровой, хорошо выезженной лошади, обладающей спортивными данными. А вот это доступно уже далеко не каждому из тех, кого в России официально относят к среднему классу.

Спорт, коммерциализация и личность

Существует мнение, что для побед на международных турнирах и тем более Олимпиаде только лишь спортивных навыков недостаточно - хотя бы потому, что в конном судействе, как и в оценке выступлений фигурного катания на льду, существует элемент субъективности. Причем критерии оценки и требования в мировой практике периодически меняются. Исторический вызов для отечественных спортсменов заключается не только в том, чтобы технически выступать не хуже зарубежных соперников. Необходимо также доказать последовательную приверженность принципам Международной федерации конного спорта и международного олимпийского движе-

93

ния в целом. Российские конники должны стать частью международного конного спорта, и лишь тогда можно будет говорить о каком-то качественном прогрессе. А пока они отстают по многим показателям.

Решающую роль в развитии конного спорта в СССР играла соответствующая федерация, ей принадлежали все значимые инициативы в этом направлении. Образовавшаяся в 1992 г. ФСКР изменила директивные методы управления на индикативные. Ее авторитет достаточно высок, но объединить клубы, которых в настоящее время существует более 1,5 тыс. [Russia to Welcome the 2019 FEI ..., 2019], с их частными, разобщенными интересами, чтобы выработать общую долгосрочную стратегию развития конного спорта, не представляется возможным. Сложности возникают задолго до решения вопроса о составе сборной, места проведения международных и общероссийских соревнований. Российские конные клубы можно рассматривать как общность лишь с очень большими оговорками. Опора конного спорта, например в Германии, - частные владельцы лошадей, представители среднего класса. У России он такой опоры не имеет ввиду проблематичности определения самого среднего класса. Российские конники сегодня - весьма обеспеченные любители, с одной стороны, и малоимущие профессионалы - с другой. Уравнять их в правах и обязанностях признается неприемлемым, а согласовать действия невероятно сложно.

В условиях коммерциализации возникают многочисленные коллизии и проблемы, которые приводят к поистине парадоксальным последствиям. Полагая, что результат зависит от суммы вложенных средств, российские конники отправляются тренироваться в Германию - «занимать» знания у немецких мастеров, которые при этом не намерены воспитывать себе конкурентов. Кроме того, немецкая школа верховой езды сильно отличается от русской: в ней больше силовых приемов работы с лошадью, тогда как отечественная предполагает длительный процесс «настройки» лошади, подобно работе скрипичного мастера. Всадники и клубы также покупают готовых лошадей в Германии за баснословные деньги, хотя в России остались конные заводы, сохранилась научная база коневодства и конного спорта. Следует отметить, что тип немецких лошадей, более тяжелых, сильных, обладающих природными стабильными движениями и менее чувствительных к средствам управления, не совсем привычен для отечественных спортсменов. Лучшие результаты российских всадников все же были получены на лошадях отечественного происхождения. Выступая за Россию, спортсмены-конники часто вынуждены тренироваться и жить за рубежом, проводя, например, по полгода в Германии. Только так можно приобрести достаточный соревновательный опыт участия в крупных международных турнирах. Хотя в России уже есть инфраструктура для проведения таких соревнований, как чемпионаты Европы и мира [Петушкова, 2021], но опыт их организации отсутствует.

Весьма специфично в России может развиваться ситуация, при которой спортсмен - член

сборной команды страны - является собственником лошади международного уровня подготовки.

94

С рыночной точки зрения, конь - это дорогостоящий товар, и всадник в любой момент может распорядиться им по своему усмотрению, не считаясь с интересами национальной федерации и Олимпийского комитета. Примером служит получивший широкий общественный резонанс факт продажи всадницей (мастером спорта международного класса) лошади своей зарубежной сопернице, имевший место за год до Олимпиады в Токио (об отмене Олимпиады из-за пандемии СОУГО-19 речь тогда еще не шла). В итоге сборная команда страны распалась, и российские всадники могли выступать только в личном зачете.

Несмотря на осуждение такого поступка, конники не могли не признать весомой мотивацией необходимость содержания этой всадницей конюшни спортивных лошадей за рубежом. Покупает, содержит и проводит подготовку лошадей, оплачивает услуги ветеринаров и поездки на международные соревнования спортсменка самостоятельно, на свой страх и риск, не имея финансовой поддержки со стороны федерации или спорткомитета. С точки зрения рынка, продажа лошади была целесообразным, логичным и оправданным шагом. Высокие достижения на предстоящей Олимпиаде после допингового скандала были проблематичными, тогда как сразу после Олимпиады цена лошади по законам рынка резко снизится. На следующую Олимпиаду (через четыре года) этого коня, возможно, уже не повезли бы в связи с возрастом и состоянием здоровья, а вырученные средства можно потратить на подготовку нескольких молодых лошадей. В подобном случае достаточно сложно сказать, где проходит грань между индивидуальным предпринимательством и интересами спорта [Российская всадница продала ..., 2019].

В связи с коммерциализацией спорта можно наблюдать, как снижается в стране педагогическая ценность тренерских занятий. Тренер, оплачиваемый учеником или его родителями, заинтересован скорее в обеспечении «клиенту» приятного времяпрепровождения и быстрого успеха на клубных, ничего не значащих турнирах, чем реально высоких достижений в спорте. Зачастую, не имея другого источника дохода, он находится в зависимом и даже бесправном положении. Соответственно с его стороны возникает не стремление научить, а желание угодить. Там, где выработана соответствующая культура поведения по отношению к спортивному педагогу, пожалуй, подобная ситуация не представляется возможной.

Отрицательную роль нередко играет даже хорошо известная практика поощрения всадников на внутренних турнирах. Для привлечения квалифицированных спортсменов в этом случае предусматриваются ценные призы, такие, как автомобили и даже квартиры. Получая подобные призы в России, спортсмены среднего по западным меркам уровня утрачивают интерес и стимул к дальнейшему прогрессу и поездкам за рубеж на международные соревнования, прекрасно понимая, что за границей в условиях высокой конкуренции они могут выбыть из конкурса на первом же этапе.

Петушкова В.В.

Проблема коммерциализации олимпийского конного спорта в России Конный спорт как малый бизнес

В СССР существовала единственная шорно-экипажная мастерская, которая обеспечивала полукустарным снаряжением все немногочисленные конные клубы, а также киностудию «Мосфильм». Амуницию и костюмы, как и лошадей, предоставляло тогда спортсменам государство. По воспоминаниям советских конников-олимпийцев, единственный редингот для выступлений (форменный пиджак в стиле охотничьего костюма), имевшийся в спортивном клубе «Урожай», передавался по эстафете всадникам и всадницам разного возраста, роста и комплекции, а цилиндр изготавливался на заказ в мастерской Большого театра из картона и разрушался под первым же проливным дождем. Сборная команда выезжала за рубеж на соревнования любого ранга, включая Олимпийские игры, со старыми потертыми оголовьями1, учебными седлами и армейскими вальтрапами2, вызывавшими на Западе недоумение. Впрочем, на спортивных результатах это не сказывалось. Сейчас российские конники с удивлением разглядывают старые фотографии, запечатлевшие выступления советских всадников на международных турнирах.

В настоящее время в России конный спорт превратился в профессиональный вид деятельности и специфическую индустрию, в которой присутствует производство товаров и услуг, отраслевые выставки, а также средства массовой информации, посвященные лошадям и конному спорту.

Подготовку спортивных лошадей на продажу можно рассматривать как бизнес с очень большими оговорками, так как многолетние расходы на содержание, ветеринарное обслуживание и тренинг лошадей окупаются в редких случаях [Новицкий, 2016]. Рентабельность конного клуба как спортивной организации в России также находится под вопросом. Как правило, владелец лошади или клуба вкладывает в конный спорт заработанные в ином бизнесе средства. Тем не менее место для предпринимательства находится и здесь. Прибыльной может быть посредническая деятельность, заключающаяся в поставке перспективных молодых российских лошадей за рубеж и приобретении за границей (чаще всего в Германии) животных, уже имеющих определенный уровень подготовки. Некоторый доход могут приносить и тренерские занятия с частными учениками, особенно если лошади не являются собственностью тренера.

Современный конный спорт предъявляет высокие требования к качеству и внешнему виду снаряжения и костюма для выступления - как раньше, так и сейчас это жестко регламентируется правилами FEI. Обычно у всадника-профессионала имеется несколько комплектов снаряжения: для тренировок и для выступлений, отдельное седло и уздечка для каждой лошади. Спортивная одежда обеспечивает как комфорт тренировок, так и общее впечатление от выступления всадника, поэтому конники, как правило, не считаются с расходами при ее приобретении. Костюм для конного спорта - элемент роскоши и престижа для профессионалов и любителей, даже специализиро-

1 Часть снаряжения, надеваемая на голову лошади и используемая для управления. Состоит из системы ремней.

2 Часть снаряжения лошади, представляющая собой тканевое покрывало, которое подкладывают под седло.

96

ванная одежда для тренировки может по стоимости в несколько раз превышать цену повседневной одежды того же всадника. Существует также множество приспособлений, облегчающих работу с лошадью и сохраняющих ее здоровье; причем подбор снаряжения для лошади индивидуален.

Количество конных клубов и всадников в России неуклонно растет, а, следовательно, растет и спрос на продукцию такого рода. Стоит отметить, что товары для конного спорта по-прежнему производятся в России в очень ограниченных количествах и в основном поступают из-за рубежа.

Магазины по продаже конного снаряжения могут рассматриваться как предприятия малого бизнеса. По оценке Е. Железняк, учредителя сети «ЭквиВет» - магазинов для любителей верховой езды, объемы рынка конной амуниции в России не превышают 20 млн долл. У маленьких торговых точек, работающих в низкоценовом сегменте, оборот вряд ли выше 15 тыс. долл. в месяц. А в магазинах, предлагающих товары премиум-класса, он может быть вдвое больше. По мнению владелицы одного из подмосковных конноспортивных клубов, если к объемам продаж экипировки добавить оборудование для конюшен, получится примерно 30 млн долл. в год. Для сравнения: объем рынка всех спортивных товаров в России, по данным Ассоциации предприятий спортивной индустрии, в 2007 г. составил 3,5 млрд долл. (цит. по: [Каримова, 2008, с. 36]).

Два раза в год в Москве в конгрессно-выставочном центре «Сокольники» проходит Международная конная выставка-ярмарка и профессиональная конференция «Эквирос-Professional», которую посещают десятки тысяч человек. Аналогичное мероприятие с названием «Иппосфера» проводится в Санкт-Петербурге. Целью проекта «Эквирос» является создание базовой отраслевой площадки для обмена опытом в профессиональной среде, обсуждение вопросов развития конной отрасли и демонстрация достижений. В мероприятии участвуют производители товаров для занятий конным спортом и ухода за лошадьми, компании, предоставляющие услуги в области коневодства, конные магазины, ипподромы, частные клубы, заводы, ветеринарные организации. Выставка-ярмарка рассчитана на профессионалов конной отрасли и любителей конного спорта.

Один из авторов и главный консультант проекта А. Шабуров так комментирует это мероприятие: «Эквирос» появился в 1998 г. и из небольшой тематической выставки вырос в одно из важнейших событий всей конной индустрии страны. На сегодняшний день его поддерживают как известные коммерческие компании, так и государственные структуры. Ежегодно в «Эквиросе» принимает участие большое количество иностранных специалистов и представителей знаковых бизнес-структур, в т.ч. из Нидерландов (например, Holland National Horse Foundation - Национальный конный фонд Нидерландов, и компания PAVO, производящая корм для лошадей), Германии (ассоциация German Horse Industry и компания LAAKE, выпускающая конноспортивную продукцию), Великобритании (компания Neue Schule, одна из известнейших производителей снаряжения для лошадей) и многие другие. «Эквирос» стал не только специализированным меропри-

ятием для профессионалов, но и настоящим конным шоу, которого ждут и на которое приходят целыми семьями [Шабуров, 2017].

Сферой, связанной с чисто коммерческим использованием лошадей и получением от них сверхприбыли, во всем мире является только тотализатор на скачках и бегах, которые не считаются видами конного спорта (во всяком случае олимпийскими дисциплинами). Наездники и жокеи, как и спортсмены, проводят подготовку лошадей, направленную на развитие их скоростных характеристик и выносливости. Принимавшие участие в скачках на ипподроме лошади впоследствии могут быть использованы в спорте. Однако к спорту данная область отношения не имеет, она развивается по своим законам и принципам. С организационной точки зрения, ипподромы находятся в ведении Министерства сельского хозяйства, а конный спорт - спорткомитета и Олимпийского комитета России. Тем не менее высказывались предложения по объединению этих двух направлений с целью поддержки конного спорта высших достижений, так как коммерциализация их сблизила.

Коммерциализация и адаптивный конный спорт

В последние годы в России повышается внимание к адаптивному спорту или спорту для лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). Это подтверждается позитивной динамикой следующих статистических показателей: доля систематически занимающихся спортом людей с ограниченными возможностями здоровья выросла с 3,5% в 2012 г. до 19,4% в 2019 г.; доля сооружений, подходящих для занятий адаптивным спортом, увеличилась с 18,7% в 2015 г. до 30,4% в 2019 г.; среднегодовой темп роста количества подготовленных специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта за 2012-2019 гг. составил 18% [Распоряжение Правительства РФ ..., 2020, с. 9]. Развитие конного спорта в целом отражает общие тенденции в российском спорте, поэтому адаптивный конный спорт в стране в недавнее время вышел на качественно новый уровень.

Иппотерапия является широко известным и хорошо зарекомендовавшим себя методом при лечении заболеваний, связанных с нарушениями опорно-двигательной системы и особенно ДЦП. У истоков создания первых групп иппотерапии на Центральном московском ипподроме стояла д-р мед. наук Ноэми Семеновна Роберт, ранее работавшая врачом сборной команды СССР по конному спорту. В спонсорской программе поддержки адаптивного конного спорта участвовал и ее сын, известный актер театра и кино Д. Певцов. Сейчас в России высокими темпами развивается такой вид спорта, как паралимпийская конная выездка.

Иппотерапия и паралимпийский конный спорт существуют и доступны большому числу людей с ограниченными возможностями благодаря совершенствованию рыночного механизма. Как правило, подобные уроки верховой езды подразумевают спонсорский вклад или собственные

средства тренируемых, и этот механизм, как показала практика, является достаточно эффективным.

Паралимпийский конный спорт в России относительно успешен. Высокие результаты показывают всадники-профессионалы, получившие ранее спортивные травмы. Их участие в международных соревнованиях не ограничено. При этом они несут не меньшие финансовые расходы и физические нагрузки, чем обычные всадники, а некоторые еще и самостоятельно проводят подготовку лошадей.

Заключение

В России существуют давние традиции конного спорта - наследие как царской, так и советской эпох. Усилия отечественных спортсменов-конников и энтузиастов конного спорта поддерживали эту дисциплину в сложный переходный период 1990-х годов и способствуют ее подъему в настоящее время.

Проникновение рыночных отношений и коммерциализация неоднозначно повлияли на развитие конного спорта в России. С одной стороны, они обеспечили приток капитала, сделали конный спорт более массовым и доступным, создали условия для развития неолимпийских видов, а также адаптивного и паралимпийского спорта. У всадников появились возможности для зарубежных стажировок и покупки лошадей за границей, улучшилось снабжение товарами и услугами конноспортивного назначения. С другой стороны, укрепление товарно-денежных отношений в большей степени способствовало развитию любительского конного спорта в России, чем спорта высших и олимпийских достижений. Аналогичные процессы могут прослеживаться и во многих других видах спорта.

При этом существуют жизненно важные для конного спорта базовые области, которые выходят за рамки сферы деятельности федерации и не входят в компетенции Олимпийского комитета или спорткомитета. К таким относится в первую очередь разведение лошадей (коннозаводство) и начальная спортивная подготовка. Задачи их развития не могут быть решены только в рамках рыночных отношений. Роль крупнейшего спонсора спорта в России исторически играло и продолжает играть государство. Если результаты в конном спорте считать относящимися к национальным интересам, то следует признать необходимость возвращения в эту сферу деятельности государства. Прежде всего, для выработки и реализации эффективной долгосрочной программы развития конного спорта и помощи отечественному коннозаводству, включая создание центров олимпийской подготовки, обучение тренерских кадров и соответствующих менеджеров международного уровня.

В Германии и Нидерландах конные турниры весьма популярны и собирают многотысячные стадионы. В России соревнования по этому виду спорта в настоящее время не имеют столь широ-

кой зрительской аудитории. Попытки привлечения болельщиков предпринимались на рубеже веков, когда были впервые проведены кубки Мэра Москвы и Президента России по высшей школе и конкуру, и эта задача сохраняется в перспективе. Значительным достижением на сегодняшний день является существование отраслевой прессы и выделенного телеканала «Конный мир». При этом следует иметь в виду пример тех видов спорта, соревнования в которых уже стали массовыми мероприятиями с многочисленной армией болельщиков. Состязания в этом случае, как правило, превращаются в своеобразное шоу со всеми чертами, присущими современному шоу-бизнесу: рекламой, продажей прав на участие и показ соревнований и т.д.

За последние двадцать лет коммерциализация спорта во всем мире значительно выросла. Одновременно увеличились расходы на организацию основных соревнований во всех видах спорта (особенно чемпионатов и Олимпиад) и стоимость спорта высоких достижений как такового. Это предопределяет необходимость для их существования внешних спонсоров, в качестве которых обычно выступают крупные корпорации.

Если соревнование оплачивают крупные корпорации, то мероприятию легче получить права на трансляцию, а это расширяет круг зрителей. В свою очередь спорт является удачным направлением рекламной деятельности, так как привлекает массовую аудиторию. Логотипы спонсоров применяются в оформлении спортивных турниров, отдельные спортсмены и целые команды носят их знаки на униформах. По меткому замечанию экспертов британской широковещательной корпорации BBC, взаимодействие спорта, спонсоров и СМИ приводит к формированию «золотого треугольника», где каждая из сторон является заинтересованной [Commercialisation in sport, 2021] и имеет свою выгоду. Однако здесь присутствуют и общественно значимые аспекты. Освещение СМИ спортивных соревнований играет положительную роль, повышая мотивацию людей к занятиям спортом, пропагандируя здоровый образ жизни, демонстрируя спортивные навыки и достижения, популяризируя разные виды спорта, привлекая в них инвестиции и участников. Оборотная сторона проявляется в возможности ограниченного или предвзятого освещения фактов, снижении посещаемости реальных мероприятий, вмешательстве в личную жизнь участников и т.п. В связи с этим в последнее годы в обществе, как в России, так и за рубежом, усиливается отрицательное отношение к коммерциализации спорта.

В 2015 г. в США было проведено социологическое исследование отношения американцев к спонсорству в спорте, а именно к возросшему влиянию в нем крупных корпораций, посредством опроса болельщиков. Оно показало, что коммерциализация профессионального спорта воспринимается опрошенными как проблема, независимо от того, какой вид спорта рассматривался: более 80% респондентов сообщили, что коммерциализация профессионального спорта чрезмерна. При этом молодые люди в возрасте 18-35 лет оказались менее чувствительными к этому явлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причина, по мнению авторов, заключается в том, что они не застали периода, когда в спорте не

100

было никакого корпоративного влияния вообще, в отличие от респондентов более старших возрастных групп [Тга^1ег, De Garis, Dodds, 2015, р. 85-86].

К осознанию чрезмерности современных масштабов коммерциализации спорта постепенно приходит и профессиональное сообщество. Одной из задач МОК является «противостояние любым политическим и коммерческим злоупотреблениям по отношению к спорту и спортсменам» [Олимпийская хартия, 2019, с. 13, п. 2.11]. Однако на практике случаи ограничения подобной деятельности достаточно редки.

Коммерциализация спорта - это реальность, уйти от которой в обозримой перспективе не представляется возможным. Можно лишь минимизировать отрицательные последствия этого процесса путем совершенствования нормативно-регулятивной деятельности на уровне государств, национальных и международных профессиональных сообществ, а также поддержания морально-этических принципов честного состязания на всех уровнях и во всех видах спорта со стороны общества.

Список литературы

1. Александрова О.А. Средний класс в России и Германии : природа различий // Россия и современный мир. - 2017. -№ 2(95). - C. 75-90.

2. Век Самаранча. 100 лет со дня рождения главы МОК, для которого Москва была вторым домом // ИТАР ТАСС. -2020. - 17.07. - URL: https://tass.ru/sport/8973925#:~:text=Хуан%20Антонио%20Самаранч%20руководил%20Между народным,Антонио%20Самаранча%20связывали%20особые%20отношения (дата обращения 06.04.2021).

3. В Японии считают, что перенос Олимпиады негативно скажется на экономике страны // ИТАР ТАСС. - 2020. -24.03. - URL:https://tass.ru/ekonomika/8060933 (дата обращения 06.04.2021).

4. Гуськов С.И. В атаке - доллар. - Москва : Мысль, 1988. - 301 с.

5. Гуськов С.И. Игра называется «деньги». - Москва : Полиграф сервис, 1998. - 195 с.

6. Каримова А. Рынок на конной тяге // Коммерсантъ «Деньги». - 2008. - № 14. - С. 36. - URL: https://www.kommer sant.ru/doc/878922 (дата обращения 06.04.2021).

7. Мелентьев Е. Конный спорт: 15 восхождений на Олимп // Золотой мустанг. - 2016. - № 5(162). - URL: http://www. goldmustang.ru/magazine/sport/5858.html (дата обращения 06.04.2021).

8. Новицкий И. Коневодство в России : особенности и основные виды // Сельхоз Портал. - 2016. - 25.11. - URL: https://сельхозпортал.рф/articles/konevodstvo-v-rossii/ (дата обращения 06.04.2021).

9. Олимпийская хартия (в действии с 26 июня 2019 г.) / Международный Олимпийский комитет. - Лозанна, 2019. -55 с. - URL: https://noc.by/upload/New%20Folder/charter-26.06.2019-rus.pdf (дата обращения 15.10.2021).

10. «О спорт, ты - мир». 10 цитат Пьера де Кубертена // Аргументы и факты. - 2014. - 23.01. - URL: https://aif.ru/ olymp2014/gallery/o_sport_ty_mir_10_citat_pera_de_kubertena (дата обращения 06.04.2021).

11. Паралимпийский комитет России отстранили от Игр в Рио // Золотой мустанг. - 2016. - URL: http://www.goldmus tang.ru/news/6083.html (дата обращения 06.04.2021).

12. Петушкова В.В. О коммерциализации спорта // Электронное издание «Фонд стратегической культуры». - 2021. -17.08. - URL: https://www.fondsk.ru/news/2021/08/17/o-kommercializacii-sporta-54261.html (дата обращения 10.09.2021).

13. Представляющие конный спорт российские паралимпийцы отказались выступать под флагом IPC // Московский комсомолец. - 2016. - 30.08. - URL: https://www.mk.ru/sport/2016/08/30/predstavlyayushhie-konnyy-sport-rossiyskie-paralimpiycy-otkazalis-vystupat-pod-flagom-ipc.html (дата обращения 06.04.2021).

14. Приложение № 1 к Стратегии развития отрасли коневодства Российской Федерации на период до 2025 года. -Москва : Министерство сельского хозяйства, 2019. - 17 с. - URL: http://vayenshtefan.ru/strategiya_razvitiya_konevod stva.pdf (дата обращения 15.10.2021).

15. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р // Гарант. ру. Информационно-правовой портал. - 2020. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74866492/ (дата обращения 15.10.2021).

16. Российская всадница продала лошадь, с которой отобралась на Олимпиаду-2020 // News.ru. - 2019. - 12.11. - URL: https://news.ru/others/rossijskaya-vsadnica-prodala-loshad-s-kotoroj-otobralas-na-olimpiadu-2020/ (дата обращения 06.04.2021).

17. Стратегия развития коневодства в Российской Федерации на период до 2025 года / Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. - Москва, 2019. - 17 с. - URL: http://vayenshtefan.ru/strategiya_razvitiya_konevodstva. pdf/ (дата обращения 15.10.2021).

18. Фомин Ю. Коммерциализация олимпийского спорта как противоречие его развития // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы : Тез. докл. Междунар. конгр. - Москва, 1998. - Т. 2. - С. 578-579.

19. Шабуров А. «Эквирос». О проекте. Автор проекта // Официальный сайт выставки «Эквирос». - 2017. - 18.10. -URL: http://equiros.ru/rus/about/projectauthor.aspx (дата обращения 06.04.2021).

20. Эксперты назвали размер убытков Японии в случае отмены Олимпиады // ИА REGNUM. - 2020. - 07.03. - URL: https://regnum.ru/news/economy/2878093.html (дата обращения 06.04.2021).

21. XXII летние Олимпийские игры в Москве. Справка // ИТАР ТАСС. - 2010. - 19.07. - URL: https://ria.ru/20100719/ 255408003.html (дата обращения 06.04.2021).

22. FEI Presidents since 1921 // FEI official website. - 2021. - URL: https://inside.fei.org/about/president (дата обращения 06.04.2021).

23. Commercialization in sport // BBC. - 2021. - URL: https://www.bbc.co.uk/bitesize/guides/zp2jxsg/revision/3_(дата обращения 06.04.2021).

24. The German Equestrian Federation (FN) - A Worldwide Unique Organization // Equestrian Globe. - 2021. - URL: https://www.equestrian-globe.com/en/1_2_0/Partner_of_FN/ (дата обращения 06.04.2021).

25. Russia to Welcome the 2019 FEI Awards // FEI official website. - 2019. - 05.07. - URL: https://www.fei.org/ stories/russia-equestrian-fei-awards-2019 (дата обращения 06.04.2021).

26. Trachsler T., De Garis L., Dodds M. Sport commercialism and its impact on sponsorship strategy // Sport Management International Journal. - 2015. - Vol. 11, № 2. - Р. 77-92. URL: https://www.researchgate.net/publication/283935422_ Sport_Commercialism_and_its_Impact_on_Sponsorship_Strategy (дата обращения 06.04.2021).

THE PROBLEM OF COMMERCIALIZATION OF OLYMPIC EQUESTRIAN SPORT IN RUSSIA

Vlada Petushkova

PhD in Economics, Researcher, The Department of Economics at the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences (INION RAN), Leading Specialist, Radiation Biophysics and Ecology Group, Federal Research center for Chemical Physics, RAS, Moscow, Russia

Abstract: Basic Olympic principles and commerce have gone a long way from complete incompatibility to the successful coexistence. Equestrian sport can be considered a good model for examining the process of commercialization that has permeated sports in Russia in the last few decades, as it is one of the five most expensive Olympic disciplines.

Key words: Olympic sports; equestrian sport; commercialization of sports.

For citation: Petushkova V.V. The problem of commercialization of Olympic equestrian sport in Russia // Social Novelties and Social Sciences. - Moscow : INION RAN, 2021. - N 3. - P. 85-102.

URL: https://sns-journal.ru/ru/archive/ DOI: 10.31249/snsn/2021.03.05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.