Научная статья на тему 'Проблемы подготовки специалистов при внедрении систем экологического менеджмента на предприятиях'

Проблемы подготовки специалистов при внедрении систем экологического менеджмента на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL MANAGEMENT / ECOLOGICAL RISK / ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Штриков А. Б.

В статье рассмотрены системы экологического менеджмента предприятия и целесообразность их внедрения. Проанализирован порядок внедрения системы экологического менеджмента и проблемы, возникающие при этом. Рассматривается проблема экологического образования и подготовки соответствующих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Штриков А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EXECUTIVE TRAINING AT INTRODUCTION THE SYSTEMS OF ECOLOGICAL MANAGEMENT AT THE ENTERPRISES

In paper systems of ecological management at the enterprise and expediency of their introduction are considered. The order of introduction the system of ecological management and problems arising at it are analysed. The problem of ecological education and executive training is considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы подготовки специалистов при внедрении систем экологического менеджмента на предприятиях»

УДК 37.018.46

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРИ ВНЕДРЕНИИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ

© 2010 А.Б. Штриков

Самарский государственный технический университет

Поступила в редакцию 16.11.2010

В статье рассмотрены системы экологического менеджмента предприятия и целесообразность их внедрения. Проанализирован порядок внедрения системы экологического менеджмента и проблемы, возникающие при этом. Рассматривается проблема экологического образования и подготовки соответствующих специалистов.

Ключевые слова: экологический менеджмент, экологический риск, экологическое образование

Эффективное применение систем экологического менеджмента является существенным фактором для успеха любой долгосрочной стратегии, направленной на достижение масштабных перемен, необходимых для перехода к устойчивому развитию. Система экологического менеджмента - это часть общей системы управления предприятием, включающая в себя организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практические методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и развития экологической политики [1, 2]. Принимая решение в пользу разработки и внедрения такой системы, руководители исходят как из ее преимуществ с финансовой точки зрения (экономия ресурсов и средств, повышение эффективности производства, развитие потенциальных возможностей на рынках), так и рисков, связанных с неадекватным отношением к экологическим аспектам работы предприятия, которое система позволит в корне изменить (аварии; санкции регулирующих органов, потеря рынков и т. п.).

Деловые круги во всем мире все в большей степени осознают, что сегодняшний статус производства и потребления весьма неустойчив. В то же время стало очевидным, что для сохранения своего положения в бизнесе предприятиям следует учитывать экологические требования при формировании своей стратегии и долгосрочном планировании. Это особенно важно для использования новых возможностей бизнеса, успешной конкуренции с другими предприятиями, учитывающими

Штриков Александр Борисович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика промышленности». E-mail: [email protected]

экологические факторы, и удовлетворения растущих экологических ожиданий внешних заинтересованных сторон. В ряде стран органы государственного управления всячески содействовали развитию методов экологического менеджмента в качестве инструментов, которые предприятия могут принять и использовать по своему усмотрению без законодательного давления со стороны государства. Коммерческие и другие организации на международном и национальном уровнях также развивали эти инструменты как важные для своей эффективной работы. Пытаясь их внедрять, многие компании и их заинтересованные партнеры стали испытывать потребность в большей ясности относительно деталей концепций систем экологического менеджмента (СЭМ) и экологического аудита. Такая потребность возникла и на уровне организаций и экспертов, разрабатывавших эти концепции. Таким образом, деятельность по стандартизации и сертификации началась одновременно и на национальном, и на международном уровнях. Международная организация по стандартизации (ИСО), приняв стандарты по СЭМ и экологическому аудиту, продолжает работу над их совершенствованием, а также над развитии-ем новых инструментов экологического менеджмента.

Экологические проблемы во все возрастающей степени затрагивают деятельность предприятий и других организаций. В зависимости от их реакции эти проблемы могут как позитивно, так и негативно повлиять на степень достижения организациями поставленных перед собой целей. Окружающая среда таит в себе определенные риски, но и предоставляет новые возможности. Предприятиям сегодня трудно добиться успеха, если они не

управляют этими рисками и возможностями. Они делают это по двум основным причинам: либо, чтобы сэкономить деньги путем уменьшения затрат и снижения риска ответственности, либо, чтобы дополнительно заработать, увеличив свою долю на рынке или выйдя на новые рынки. Экологический риск может быть связан с уровнем загрязнения продукции, неприемлемым для зарубежных рынков, травматизмом или заболеваниями рабочих или местного населения или с проблемами загрязнения, которые подрывают позиции предприятия на национальном и международном рынках [3].

Новые возможности, которые открывает перед предприятием внедрение системы экологического менеджмента, могут заключаться в сокращении потребления энергии и, тем самым, производственных издержек, в снижении загрязнения или в переработке отходов, или же в продаже продукции на рынках, которые характеризуются высокими экологическими требованиями. Предприятия всего мира внедряют системы экологического менеджмента (СЭМ) для более систематического и эффективного управления экологическими рисками и возможностями. Интеграция СЭМ в общую систему управления организацией имеет очень большое значение, поскольку фактор окружающей среды - один из важнейших внешних факторов, оказывающих влияние на предприятие. СЭМ без взаимодействия с другими системами (подсистемами) управления предприятием не будет эффективной.

СЭМ можно описать следующим образом: это ряд планируемых и скоординированных управленческих действий, операционных процедур, документов и регистров информации в рамках специальной структуры со своими функциями, отчетностью и ресурсами, направленных на предупреждение отрицательного воздействия на состояние окружающей среды, а также на содействие проведению мероприятий по сохранению или повышению качества окружающей среды. Поскольку внедрение любой новой системы неразрывно связано с подготовкой соответствующих специалистов, следовательно, проблема экологического образования занимает важное место во внедрении этой системы. Важнейшим является фактор экологического образования, проявляющийся в двух аспектах:

1. экологическое образование в рамках специальности «Экологический менеджмент»;

2. экологическое образование, как определенный набор естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин в рамках профессиональной подготовки по другим специальностям.

В государственных образовательных стандартах специальность «экологический менеджмент» отсутствует, хотя потребность в специалистах такого профиля существует. В связи с этим возникают следующие проблемы:

1. определение профессиональной базы для подготовки специалистов - она должна строиться на базе социально-экономического образования, а профессиональная подготовка инженеров должна включать экологические дисциплины;

2. выбор обязательных дисциплин;

3. разработка технологий обучения, ориентированных на предоставление и практическое использование знаний;

4. обеспечение качества подготовки специалистов;

5. подготовка педагогических кадров;

6. разработка профессиограммы специалиста.

Состав и взаимодействие этих составляя-ющих определяют эффективность и практическую ценность профессиональной подготовки. Самой большой трудностью для предприятий, планирующих реализовать проект по разработке и внедрению СЭМ, обычно является необходимость изменения устоявшихся традиций предприятия и личных установок его руководителей и работников. Поскольку экологические вопросы могут оказывать влияние практически на любой аспект деятельности предприятия, большинству работников приходится сталкиваться с проблемами, которые они никак не считали относящимися к ним самим и выполняемой ими работе. Даже на предприятиях, традиционно уделяющих достаточное внимание управлению охраной окружающей среды, решение этих проблем, как правило, оформлялось в виде самостоятельной функции (обычно группы или подразделения, ответственного за вопросы охраны окружающей среды, охраны труда и технику безопасности). В результате остальные работники абсолютно не ощущали не только личной ответственности, но даже какого-либо отношения к этим вопросам. Это объясняется отнюдь не тем, что люди негативно относятся к идее повышения результативности природоохранной деятельности, а скорее тем, что они не получали четких разъяснений относительно того, как следует изменить свою повседневную работу. Возможно, и это главное, им никогда не объясняли, почему их деятельность так важна для предприятия с точки зрения охраны окружающей среды, и какое значение в деле достижения общих целей предприятия будут иметь их усилия по управлению экологическими рисками, связанными с конкретными видами деятельности.

Так как актуальность экологических вопросов постоянно возрастает в работе каждого -от высшего руководителя до отдельного рабочего, успех внедрения СЭМ будет зависеть от того, насколько глубоко она будет понята теми, кому предстоит ее реализовывать. Успех внедрения СЭМ зависит от степени вовлеченности и поддержки ее разработки и внедрения высшим руководством, равно как и от осознанного в результате должным образом организованного информирования участия всех работников, которые должны реализо-вывать систему, обеспечивая выполнение установленных процедур. Их озабоченность будет служить гарантией повышения результативности природоохранной деятельности предприятия. Необходимо определить, чья поддержка необходима для начала этой работы, чтобы представить веские аргументы и заинтересовать высшее руководство предприятия. Важно также предусмотреть реакцию и возможные контраргументы со стороны тех, кого не удается убедить в необходимости создания такой системы. Для того чтобы уточнить представления о том, каким образом сформировать заинтересованность высших руководителей и других работников предприятия, что является первым шагом на пути внедрения СЭМ, разработчикам важно иметь ответы на целый ряд вопросов, таких как:

• Кто имеет полномочия по формулированию политики предприятия?

• Кто из руководителей непосредственно связан или может быть в принципе затронут вопросами охраны окружающей среды на предприятии?

• Какие наиболее серьезные экологические проблемы стоят перед предприятием, и как это может отразиться на его деловых операциях?

• Каковы основные слабые места предприятия с точки зрения необходимости решения этих проблем?

• Какие аргументы могут быть предложены высшему руководству в пользу выгодности для предприятия использования превентивной СЭМ и во что это обойдется, если предприятие по-прежнему будет работать без такой системы?

• Какие аргументы в пользу более совершенного управления охраной окружающей среды могут быть предложены работникам предприятия?

• Что необходимо сделать для повышения информированности высшего руководства и работников предприятия в этих вопросах, прежде чем они смогут осознать необходимость внедрения СЭМ?

• Кого можно привлечь себе в помощь? Кто способен придать дополнительную убедительность используемым аргументам?

• Какие шаги нужно предпринять, чтобы сформировать убежденность высшего руководства и работников в необходимости внедрения СЭМ?

• Какая информация понадобится, чтобы начать эту работу? Чтобы выполнить намеченный план?

• Какие ресурсы потребуются, чтобы начать эту работу? Чтобы выполнить намеченный план?

Организации, заинтересованные в разработке системы управления охраной окружающей среды, могут и не в первый раз сталкиваться со специализированными системами управления. Некоторые из них могли уже завершить процесс разработки и внедрения системы управления качеством, возможно, в соответствии с требованиями серии международных стандартов ISO (ISO 9001, 9002 или 9003) [4]. Главной целью системы управления качеством является улучшение качества продукции и услуг и, тем самым, повышение удовлетворенности потребителей. Другие или те же самые компании могли также рассматривать вопросы охраны труда и техники безопасности или систем управления безопасностью. Цель системы охраны труда и техники безопасности заключается в увеличении безопасности, улучшении здоровья и благополучия работников на производстве, а также сокращении потерь рабочего времени по болезни. До недавнего времени компании, которые уделяли внимание более чем одному из вышеупомянутых аспектов, часто рассматривали их более или менее независимо, хотя уже давно является общепринятой точка зрения, что управление этими аспектами означает их интеграцию в «нормальную» практику управления организацией. Постепенно складывалось понимание, что интеграция этих аспектов, как таковых, в общую систему управления может оказаться высокопродуктивной и дать синерги-ческий эффект. Контроль различных аспектов деятельности, таких как качество, здоровье работников и окружающая среда, базируется практически на тех же основных принципах управления - выработке политики и планировании, информационном взаимодействии, кадровой работе и организации. Главные элементы одни и те же, хотя предмет может меняться в зависимости от рассматриваемого аспекта.

Организации, приступающие к разработке и внедрению СЭМ, иногда задаются вопросом, что будет более эффективным - разрабатывать сразу комплексную систему, учитывающую, наравне с охраной окружающей

среды, и такие аспекты, как качество, охрана труда и техника безопасности, или же сконцентрироваться сначала на одном из аспектов, а затем, на более поздней стадии, интегрировать в систему управления, разработанную применительно к одному аспекту, другие. Третьим вариантом может быть разработка и использование отдельных систем для различных объектов управления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. ги^1к1реШа.о^/^1кЮкологический_менеджмент

2. Экологический менеджмент: Учебник для ВУЗов. / Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес - СПб: Питер, 2003. 230 с.

3. www.ecoindustry.ru/dictionary.html&global=3

4. Буторина, М.В. Инженерная экология и экологический менеджмент / М.В. Буторина, Л.Ф. Дроздова, Н.И. Иванов. - М.: Логос, 2004. 323 с.

PROBLEMS OF EXECUTIVE TRAINING AT INTRODUCTION THE SYSTEMS OF ECOLOGICAL MANAGEMENT AT THE

ENTERPRISES

© 2010 A.B. Shtrikov Samara State Technical University

In paper systems of ecological management at the enterprise and expediency of their introduction are considered. The order of introduction the system of ecological management and problems arising at it are analysed. The problem of ecological education and executive training is considered.

Key words: ecological management, ecological risk, ecological education

Alexander Shtrikov, Candidate of Economy, Associate Professor at the Department "IndustrialEconomy". E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.