Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛЯЖНО-ПРИБРЕЖНЫМИ РЕСУРСАМИ'

ПРОБЛЕМЫ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛЯЖНО-ПРИБРЕЖНЫМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

34
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РФ / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / БЮДЖЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ / УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТОВ / АРЕНДА / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР / ПЛАТА ЗА ПЛЯЖ / СОЛЯРИЙ / СУРРО- ГАТНЫЕ ЦЕНЫ / LEASE / LAND CADASTRE / PAY OF BEACH / SOLARIUM / SURROGATE PRICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тодоров Аркадий Иванович

Переход России к рыночным отношениям обострил проблему свободного доступа отдыхающих к морю. Многочисленные попытки противоправного введения платы за пляж объясняются отсутствием средств поддержания чистоты пляжных зон. В статье анализируется зарубежное и отечественное состояние проблемы свободного доступа к пляжам и с его учетом предлагается подход к ее решению. В основе подхода - аренда пляжных зон и суррогатные цены для определения их кадастровой стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Payment problem for seaside resources use

Movement of Russia to market relations intensifies the problem of free access to the sea. Numerous attempts of illegal beach payment are explained by absence of means of cleanness beach zones support. The article analyses foreign and domestic views of the problem of free access to beaches and the way of its solving is offered. The base of its way is beach zones rent and surrogate prices for defining their cadastre cost.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛЯЖНО-ПРИБРЕЖНЫМИ РЕСУРСАМИ»

подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, в местные бюджеты в зависимости от их типов.

ЛИТЕРАТУРА

1. О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов: федеральный закон от 22.12.2009 г. № 308- ФЗ [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.minfin.ru

2. Поляк, Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие / Г.Б. Поляк. — М.: Вузовский учебник, 2003 . — 479 с.

3. Пояснительная записка к проектировкам основных характеристик федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года и распределению расходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года по ведомственной структуре и разделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.minfin.ru

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Статистический сборник / Рос-стат. — М., 2009 . — 990 с.

5. Российский статистический ежегодник. 2009: Статистический сборник / Росстат. — М., 2009 . —795 с.

6. Справка об исполнении консолидированных и местных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 января 2009 года [Электронный ресурс]: — Режим доступа: http://www.minregion.ru

ПРОБЛЕМА ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛЯЖНО-ПРИБРЕЖНЫМИ

РЕСУРСАМИ

А.И. Тодоров*

Для приморских территорий, обладающих привлекательными пляжными зонами, особую важность приобретает проблема их оценки. Особенно она обостряется, если пляжные зоны находятся вблизи крупных урбанизированных агломераций. Здесь возникает ряд противоречивых моментов. С одной стороны, согласно Стокгольмской Конференции (1972 г.) и Конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.), любой человек Земли имеет право свободного доступа к морским побережьям. С другой стороны, в процессе доступа к пляжам человек наносит определенный ущерб морскому побережью, да и не редко прибрежным водам путем их загрязнения и захламления (тарой, бумагой и т.д.). Следовательно, должна быть служба, приводящая побережье и прибрежные воды в нормальное состояние, а для этого требуются определенные средства. В силу естественного различия таких территорий, очевидно, требуется дифференцированный подход к формированию некоторого фонда средств для приведения морского побережья с массовым посещением людей (в том числе из различных регионов) в нормальное состояние.

Другая проблема в том, что привлекательное морское побережье (пляж) имеет определенную социально-экологическую вместимость как с позиции экологической вместимости (в самом широком значении этого слова), так и

* Тодоров Аркадий Иванович —

сток, e-mail: <kmm2008@bk.ru>

аспирант Института менеджмента и бизнеса ДВГУ, г. Владиво-72

одновременного числа пребывающих на нем людей (должна соблюдаться определенная комфортность условий пребывания на нем индивидуумов). Если число одновременно посещающих заказные заповедники строго административно регламентировано так называемыми отраслевыми предельно допустимыми нормативами (ПДН), то число одновременно находящихся отдыхающих рекреантов на ограниченном пляже административно фактически не регламентируется, хотя и существуют определенные нормы.

Естественно, что в цивилизованном обществе комфортность пребывания на ограниченном пляже, если она не решается (сама по себе не стимулируется) затратами на приезд до места отдыха, то так или иначе должна решаться другими способами. Один из них вполне очевиден, это — плата за пребывание на пляже для формирования фонда средств, с помощью которого будут поддерживаться нормальная экология пляжа. В зависимости от дефицитности пляжа: существует или не существует проблема соблюдения отраслевых ПДН, возможны различные варианты формирования выше указанного фонда средств.

Данная проблема чрезвычайно сложна, ее решение совершенно не очевидно. А существующая практика пока не дает возможности использовать готовые рецепты. Поэтому есть все основания рассмотреть бывший советский опыт, опыт настоящего времени (в первую очередь, учитывая практически ежегодно возникающие конфликты, крымский опыт) и опыт пляжных зарубежных стран.

В бывшем СССР на все пляжи (за исключением частично — санаторных пляжей) существовал свободный вход. Причем многие пляжи были оборудованы мусорными урнами, раздевалками с душами, волейбольными площадками, а также различными, в том числе бесплатными, аттракционами и приспособлениями для детей. У отдыхающих прописку не спрашивали, многие здравницы Крыма не закрывали для «дикарей» проходы на свои пляжи. Обслуживание пляжей возлагалось на населенные пункты (города), на чьих землях они располагались. Город (по современной терминологии — муниципалитет) обеспечивал для всех отдыхающих минимальные пляжные удобства. Параллельно оказывались и платные услуги: прокат лежаков, катамараны и лодки для прогулок, катание на водных лыжах и т.д.

С 1991 г. ситуация изменилась. На многие пляжи приезжие, а также и местные жители, могут пройти к морю только за деньги [27, 80]. Если санаторные и детские пляжи могут быть отгорожены, то все другие нет. Доступ к ним, согласно решениям ООН, должен быть свободен. Но в настоящее время многие частные пансионаты, находящиеся в черте морского побережья, не имеют своих пляжей. Поэтому в летний период 2009 г. все морское побережье — от санатория Сак до Евпатории — практически было лишено свободного доступа. Такая же ситуация наблюдалась и в предыдущие годы. Плата за вход составляет от 10 до 50 гривен с человека (1 гривна = 3,5 рубля). Как правило, платный вход на пляж обосновывают платой не за проход к морю, а за

обязательные услуги (отказаться от них нельзя) — раздевалки, туалеты, душ и медицинское обслуживание.

Формально к пляжам с открытым доступом в настоящее время относят только муниципальные. Но из-за ограниченности городского бюджета не хватает средств для поддержки чистоты и порядка на таких городских пляжных территориях. Поэтому города и поселки сдают в аренду практически все собственные пляжи, как правило, оставив в своем распоряжении один (для отчета). Но и даже на них находятся предприимчивые люди, организующие платный вход. Причем следует отметить, что муниципальные (коммунальные) пляжи — это, как правило, самые наихудшие в смысле удобства их расположения, наличия на них песка и т.д.

Для удобных, с позиции рекреантов, крымских пляжей, открытие к ним свободного доступа приведет к их перенаселению отдыхающими, причем в основной массе «дикарями». А это чревато оттоком граждан из официальных здравниц и пансионатов.

Хотя и с меньшим накалом, вскрытые выше проблемы характерны и для пляжей Приморского края — пляжных зон Владивостока, Находки и Порта Восточного, Хасанского района. Лучшие пляжные зоны (с позиции подъезда на личном транспорте к ним, достаточности качественного песка и других предпочтений) сданы в аренду. Если вход отдельных граждан на такие пляжи в большинстве своем свободен, то въезд на автомашине 50-100 рулей, поставить палатку — еще минимум 100 рублей.

В частности, основные нарушения, отмеченные в ходе комплексной проверки Инспекцией управления муниципального имущества градостроительства и архитектуры Владивостока пляжей и зон отдыха в районе б. Ша-мора (лето 2009 г.), показали, что:

— некоторые субарендаторы незаконно взимают плату с граждан даже за посещение пляжной зоны;

— незаконно взимается плата за автопарковку, когда территория специально для этого не оборудована, а лишь представляет собой просто клочок земли.

Состояние решения рассматриваемой проблемы за рубежом также далеко не однозначно, хотя общая тенденция такова, что муниципальные пляжи бесплатны.

Греция. Все пляжи в стране принадлежат государству. Вход на них формально бесплатный. Но местные власти могут установить плату за посещение специально оборудованного пляжа, при этом в стоимость входят лежаки и зонтики.

Франция, Ницца, Лазурное побережье. Для отдыхающих есть пляжи бесплатные, это общественные зоны отдыха, но все они, как правило, каменистые. Удержаться на камнях для многих представляет серьезную проблему. Пляжи при отелях платные, как правило, с рестораном.

Пляжи Италии. Пляжи муниципальные и большинство их огорожены и имеют платный вход. Бесплатных пляжей «для всех» очень немного.

Израиль. Согласно национальным законодательным актам все израильские побережья считаются общественной собственностью со свободным бесплатным доступом к морю. Однако в реальности на некоторых пляжах взимается плата за вход на пляж, что является противозаконным. Платные оборудованные парковки не запрещены, но под видом платы за парковку часто взимаются деньги за сам по себе доступ к морю [68].

США, Флорида, приморский город Сисайд. Пляжная зона является одной из красивейших, принадлежит муниципалитету, за пользование пляжем плата не взимается. Аналогично, практически все пляжи на Гавайях — это общественная собственность, вход на пляж не требует платы. При размещениях в отелях — пляжи, лежаки, зонтики — бесплатно.

Япония, префектура Миядзаки (о. Кюсю), курорт Сигайя. Стоимость первого в мире крытого пляжа «Ocean Dome» составляет около 50 долл., а рядом, в 300 метрах, расположен вполне обычный пляж [67].

Плата за вход на открытые пляжи:

— «Nashiro Beach» среди сосен Рюкю с услугами (водный мотоцикл и т.п.) — 310 иен;

— «Ginowan» — бесплатный общественный пляж рядом с центром Окинавы;

— «Sunset Beach» — бесплатный общественный пляж с павильонами, водными велосипедами для детей и т.д. Открыт с 8:30 до 22:30 ежедневно;

— «Moon Beach Resort» — пляж с полным сервисом. Взнос составляет 500 иен, как правило, он включает в себя использование пляжа, душевых и парковку.

Из приведенных данных следует, что, несмотря на ратификацию большинством стран международных конвенций, предусматривающих свободный доступ к морю, тем не менее плата за доступ к определенным пляжам, в той или иной форме взимается, что обусловливает определенную социально-экономическую напряженность. Следовательно, проблема существует и требует своего разрешения.

Выделим объективно-субъективные факторы, так или иначе влияющие на решение вычлененной выше проблемы, и попытаемся их интерпретировать в определенной последовательности. При этом считаем, что рассматриваются пляжи в черте муниципальных образований, и они довольно посещаемы.

Итак, основной вопрос: что достигается введением платы за посещение пляжа? Есть ли альтернатива?

Согласно основам теории природопользования, введение платы за природные ресурсы (землю, воду, лесные ресурсы и т.д.) стимулирует их рациональное использование с позиции ограничения количественного потребления и дает возможность путем формирования определенного целевого фонда денежных средств улучшать качество таких ресурсов (оплата санитарных рубок леса и др.).

С другой стороны, введение какой-либо платы для «всех», не связанной с улучшением (ухудшением) состояния природного объекта, означает изменение масштаба цен (количества денег) и влечет создание организующих и

контролирующих структур с выделением для их функционирования определенных затрат, которые, естественно, необходимо сопоставлять с выгодами.

Положим, что содержание пляжа сопряжено с необходимостью выполнения комплекса в основном текущих работ (не связанных с первоначальным его обустройством), а это требует создания некоторого малого предприятия с соответствующим штатом. Путей создания два: либо унитарное муниципальное предприятие с финансированием на бюджетной или коммерческой основе; либо сдача пляжа в аренду с самоокупаемостью. Если предусматривается вариант самоокупаемости, то, следовательно, система «пляж» должна иметь источники формирования финансовых средств для нормального своего функционирования. Причем источник «плата за вход на пляж» не обязателен.

В любом случае подрядчик, будь то представитель муниципалитета либо арендатор, должен обеспечить работу пляжа, причем без права взятия платы за вход. Это возможно только при условии, что арендатор будет иметь право сдавать территорию на правах субаренды с созданием комплекса дополнительных услуг для отдыхающих (предприятия муниципалитета и так обладают этим правом). В частности, это организация нормальных автостоянок, выделение участков территории для магазинов, кафе, организации проката (зонтов, лежаков, водных лыж и т.д.). На пляжных территориях эти виды услуг пользуются достаточной популярностью, а реализация напитков и других продовольственных товаров осуществляется с наценкой в 2-3 раза. Плата за субаренду — это один из источников формирования денежных средств. Другой источник — отчисления за предоставляемые удобства в виде домиков отдыха, либо за установку палатки в пляжной зоне, что можно интерпретировать как субаренду территории для соответствующих нужд. Третий источник — отчисления частников, проживающих рядом с пляжной зоной и сдающих жилье в наем отдыхающим (фиксируется через получение разрешения на содержание отдыхающих в муниципалитетах).

Исходя из выше изложенного, можно констатировать, что вполне достаточно источников формирования фонда содержания пляжного участка в нормальном состоянии, причем с правом бесплатного доступа к пляжной акватории. Тем не менее, могут возникнуть вполне реальные ситуации следующего содержания.

Ситуация 1. Поступающих средств не хватает на содержание пляжа. Такая ситуация может сложиться в результате слабости бюджета местного муниципалитета или малой доходности в результате деятельности арендаторов, обусловленной нежеланием отдыхающих пользоваться дополнительно предоставляемыми платными услугами, в т.ч. пляжной торговли (считаем, что стоимость предоставляемых услуг и товаров в пределах нормальной цены производства, т.е. обеспечивает только нормальную среднеотраслевую прибыль). Разрешение ситуации, скорее всего, будет связано с прекращением аренды (при арендном варианте) и ухудшением санитарной ситуации на пляже, что возможно вынудит муниципалитет ограничить доступ в данную

пляжную зону (вплоть до ее закрытия). Скорее всего, это достаточно редкая ситуация, проявление которой может быть обусловлено максимально низкой доходностью населения, его количественной ограниченностью, или это только местное население, живущее вдоль пляжной зоны.

Ситуация 2. Пляжи санаториев, домов отдыха и т.п. Такие пляжи входят в состав указанных объектов. Фактически они тем или иным способом бывают отгорожены от свободного доступа. И формально их содержание оплачивается косвенно через стоимость путевки и т.п.

По Закону же береговая полоса не может быть приватизирована (ст. 7 Земельного Кодекса РФ). Согласно Водному Кодексу РФ она является зоной общего пользования шириной 20 м со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этой полосе каждый гражданин имеет право осуществлять любительское и спортивное рыболовство, причаливать плавучие средства. Запрещается в ней (на суше) пользоваться механическими транспортными средствами.

Можно полагать, что отгороженность пляжей санаториев сохранится из-за выполнения учреждениями лечебных функций, связанных со здоровьем. Когда необходимо соблюдать относительную тишину, важен особый врачебный уход во время приема солнечных и купальных ванн (в т.ч. в открытых морских водоемах) и т.д.

Ситуация 3. Крытые пляжи. Если такие будут создаваться, по примеру Японии, то естественно они будут платные прямо или косвенно.

Ситуация 4. Проблема превышения социально-экологической вместимости пляжа. До сих пор рассматривались ситуации с пляжными зонами в черте муниципальных образований, довольно посещаемые, но не оказывающие отрицательных воздействий на состояние пляжной зоны с соответствующей акваторией.

Согласно нормативной документации [27], норма пляжной площади в расчете на 1 человека составляет:

— мировая — 15 кв. м;

— в бывшем СССР — 5 кв. м;

— минимальная — 2 кв. м.

Возможны две ситуации: 1) численность людей на пляже превышает норматив территории на 1 человека, но состояние пляжа и акватории в пределах санитарных норм; 2) численность посещающих пляж приводит к нарушению санитарных норм состояния купальной морской акватории, даже если нормы пляжной площади (земли) вполне приемлемы.

Разрешение первой ситуации скорее всего не требует вмешательства в регулирование численности пребывающих на пляже (кроме конфликтных ситуаций), и она будет разрешаться каждым отдыхающим путем сопоставления личных выгод пребывания на пляже с издержками, обусловливаемыми стесненностью и другими неудобствами.

Вторая ситуация имеет несколько вариантов решений. Если ухудшение состояния прилегающей к пляжу акватории не столь опасно, то можно обойтись

без закрытия пляжа, но необходимо будет ввести квоты на посещения (аналогично введению отраслевых нормативов на посещение «ранимых» заповедных мест, например, гейзеров на Камчатке). Такой подход обусловит, скорее всего, дискриминацию или вызовет социальное недовольство необходимостью занимать очередь со всеми особенностями «русского подхода» к решению проблем очередей. Если возникает такая ситуация, то, конечно, лучшее ее решение — введение платы за вход на пляж, что явится косвенным регулятором приведения численности отдыхающих на пляже с допустимыми нормами. Можно полагать, что количество таких пляжей ограниченно. Они относятся, скорее всего, к пляжам высшей категории. А такие пляжи могут иметь статус «монопольных» (особых) по отношению к другим пляжам. Теоретически, согласно теории ренты, это дает возможность установить плату за вход на такие пляжи. Например, по подобию существования монопольной цены (включая ренту) на вино, полученное с уникальных виноградников, расположенных на уникальных землях.

Имеющийся опыт, а именно сдача в аренду черноморских пляжей в 2008 г., по мнению Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, себя оправдала. И уже в 2009 г. на конкурс было выставлено 58 территорий. Три территории остались у арендаторов 2008 г. При этом тендер перестал носить ярко выраженный местный, краевой характер. Благодаря широкой информационной поддержке, интерес к аренде проявили в том числе и московские инвесторы.

Условия конкурса (минимум, установленный Департаментом комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края):

— предприниматели арендуют уже очерченные пляжные территории и содержат их в надлежащем состоянии в течение всего календарного года, а не только в летний период;

— условия использования пляжной территории: а) свободный проход на арендуемую территорию; б) оборудование пляжей должно соответствовать их функциональному назначению и обеспечивать комфортные условия пребывания отдыхающих. Все сооружения на пляже, в том числе сезонные, не могут занимать более половины территории и должны располагаться равномерно вдоль линии пляжа, а все коммуникации к пляжным комплексам — пролегать под землей;

— пляжная инфраструктура: а) на пляжах должны находиться спасательные станции, питьевые фонтанчики, души, туалеты, раздевалки — с соответствующими строениями и подсобными помещениями, обеспечивающими их деятельность; б) разрешены объекты мелкорозничной торговой сети для реализации продовольственных товаров (кондитерских изделий, напитков и т. д.) в фабричной упаковке и промышленных товаров курортного назначения.

Аренда пляжей уже стала обычной практикой для прибрежных городов Краснодарского края, но осуществлялась она больше по воле муниципальных властей. По опыту арендаторов условия властей ежегодно возрастают без взаи-

мообусловленности. Основное разногласие в сроках аренды, как правило, это — 11 месяцев. По мнению арендаторов с опытом, для комплексного развития, предполагающего строительство набережной, установку фонарей, душевых, круглосуточных комфортабельных кафе, танцплощадок, аттракционов, арендатору потребуются коммуникации, но за 11 месяцев их не окупить [61].

Сама арендная плата — незначительная статья расходов, хотя и достаточно дифференцированная в зависимости от района аренды. В 2006 г. в Ейском районе она составила 5,45 руб. за кв. м в год, в Новороссийске в несколько раз выше — около 30 руб. за кв. м. При ежесуточной посещаемости пляжа в 4 000 человек более 25% их пользуются теми или иными услугами. А учитывая, что средняя цена одной услуги — 30 руб. / час, то это около 30 000 руб. / сутки и 900 тыс. руб. / месяц.

Так, обустройство пляжа (медпункт, спасательная вышка, туалеты и раздевалки), арендованного компанией «Туапсе Бизнес-курорт», составило около 1,5 млн рублей. Активная часть использования пляжа около 4 месяцев. Следовательно, есть все основания полагать на достаточно быструю окупаемость вложенных средств.

Подтверждением того, что аренда пляжей на 11 месяцев тоже достаточно эффективна, являются результаты — в том числе «Конкурса-2009». В частности, уже в начале проведения конкурса на аренду пляжей в Туапсе были заключены договора на 8 пляжей из 9. Заключение арендных договоров успешно проходило и в других пляжных районах — Ейске, Новороссийске, Сочи.

Тем не менее, проблема увеличения срока аренды пляжей остается актуальной из-за риска не вернуть вложенные деньги. По мнению арендаторов, нормальный срок аренды около 15 лет, что позволит им реализовать достаточно крупные проекты по благоустройству и «раскручиванию» пляжей. А это, в свою очередь, обеспечит им достаточную эффективность проектов.

Переход к процессу аренды пляжных зон позволит решить и проблему заинтересованности муниципалитетов участвовать в развитии рекреационной структуры прибрежных морских зон. Проблема в том, что муниципальные образования, имея в пользовании рекреационные земли, часто вообще не получают от них выгод в виде налоговых, арендных, рентных и др. поступлений в свои бюджеты. А это не стимулирует рациональное использование природных ресурсов приморских зон и настраивает власти уделять основное внимание не восстановлению и развитию рекреационной инфраструктуры, а развитию более выгодных для муниципалитетов объектов местной промышленности и другому хозяйственному использованию территорий, которые будут обеспечивать доходы их бюджетов.

Количественные параметры арендной платы за пляжные участки. Реализация арендных отношений определяет необходимость определения ценности пляжных зон. Реальная практика хозяйствования основывается на кадастровой оценке стоимости земельных участков согласно принципам, изложенным в Земельном Кодексе, когда изначально определяется рыночная стоимость

пляжной зоны, на ее основе — кадастровая стоимость и на основе кадастровой стоимости определяется арендная плата пляжной зоны за 1 кв. м площади. Однако, вопрос о том, что положить в основу определения рыночной стоимости, остается актуальным. Рекомендуемые экономической теорией подходы, основанные на соотношениях «спроса-предложения», далеко не безупречны, что особенно проявляется после финансово-экономического кризиса.

В этой связи предлагается положить в основу разрабатываемых рекомендаций подход, основанный на затратах замещения, понимая под ними затраты, которые понесет реакреант для получения аналогичных услуг через специализированные учреждения. Сама идея такого подхода довольно известна, суть новизны лишь в содержании.

Кадастровую стоимость приморской пляжной зоны будем оценивать через стоимость услуг Солярия, обеспечивающего загар и создающего уютную приятную атмосферу, близкую по конечному результату, получаемому под воздействием естественного морского пляжа.

Методические основы расчета арендной платы за 1 ед. площади пляжной зоны через затраты замещения состоят в следующем.

Этап 1. Определяется стоимость получения красивого загара, сравнимого с пляжным загаром, и (или) получения наслаждения через уютную атмосферу, создаваемую Солярием:

% = p ■ п ■ г, (1)

где р — стоимость 1 минуты услуг Солярия; г — временная протяженность 1 сеанса в Солярии (минут); п — число посещений Солярия для получения эффекта относительно сравнимого с пляжным эффектом.

Этап 2. Определяется временной промежуток отдыха на пляже, в течение которого отдыхающий получит оздоровительный эффект (в том числе и психологическое удовлетворение), эквивалентный полученному эффекту в Солярии:

гт = I (п, г) (2)

где гпл — временной промежуток, который необходимо провести на пляже

для получения эффекта, сравнимого с эффектом, получаемым через Солярий.

Этап 3. Исходя из площади пляжной зоны S (кв. м), средней наполняемости пляжа (при расчетах на перспективу можно использовать нормы отведения территории для 1 отдыхающего), вычисляется количество человек (Ы), посещающих пляжную зону:

N = , (3)

я ■ г

нч пл

где: $нч — нормативная пляжная площадь на 1 отдыхающего; гпл — время пребывания на пляже 1 человека; Т — время активного функционирования пляжа.

Этап 4. Рассчитывается стоимость пляжной зоны (С = Z • N) и средняя стоимость ее 1 кв. м (ркс = С/S.), которая и может быть взята в качестве кадастровой цены 1 кв. м пляжа.

Этап 5. Рассчитывается арендная плата за 1 кв. м пляжной зоны:

АП = 1,5 х ЗН,

где ЗН — земельный налог, рассчитываемый по формуле: ЗН = 0,015х ркс.

Учет региональных и других особенностей пляжной зоны осуществляется путем введения определенных корректирующих коэффициентов. В качестве значений исходных параметров для расчетов можно использовать значения, полученные на основе экспертных опросов и установленных нормативов.

При расчете годовой арендной платы также необходимы корректирующие коэффициенты, отражающие сезонную загруженность пляжных зон (связано с падением доходов, из которых формируется и источник средств для покрытия аренды в другие сезоны года). Эта особенность может быть учтена и путем установления средней арендной платы в год.

В качестве содержательной части при использовании метода затрат замещения могут быть использованы и другие подходы. Наиболее употребительный, особенно в зарубежной практике, — использование в качестве так называемых «суррогатных» цен затрат на проезд людей, посещающих данный конкретный пляж.

В реальной деятельности часто встречаются ситуации, связанные с утратой пляжных приморских зон и, следовательно, необходимостью определения нанесенного экономического ущерба. По природе экономический ущерб экологическому объекту представляет собой зеркальное отражение его стоимости. Поэтому рассмотренные выше подходы могут быть использованы для определения низшей границы причиняемого ущерба приморским зонам. Использование понятие «низшей» границы связано с тем, что указанные подходы не отражают других спектров ценности приморских зон. Например, частичное изъятие песка как ресурса и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Апробация методических рекомендаций по расчету арендной платы пляжных зон методом замещения была проведена на примере расчета аренды морского пляжа «Изумрудный берег» в Партизанском районе, бухта Врангель, Приморский край (табл. 1). За базовый взят 2006 г. в целях сопоставимости использованных исходных стоимостных характеристик.

Характеристика пляжа. Песочная зона незначительная — по отношению к другим, рядом расположенным пляжам, таким, например, как пляж «Песчаный». («Песчаный» — это лучший пляж с позиции наличия песка, игровых площадок, определенной пляжной инфраструктуры и т.д.). Площадь пляжной зоны — 10 000 кв. м. Берег окаймляет небольшой красивый залив, включающий как купальную зону, так и зону с разнообразной флорой и фау-

ной (легко доступной для любования с использованием ласт и маски). Почти сразу (через 15-25 м) начинается лес, что привлекает отдыхающих, быстро утомляющихся от жарких лучей солнца.

Инфраструктура обыденная для полудиких пляжей: домики для отдыха, катамаран, ларьки с напитками, питьевая вода привозная, за плату.

Таблица 1

К расчету сезонной арендной платы за пляж в Партизанском районе Приморского края

База расчета ка- Кадастровая Земельный Арендная Примечание

дастровой стои- стоимость: налог: плата:

мости пляжа руб./ 1 кв. м руб./ за 1 кв. м руб./ за 1 кв. м

Постановление

Администрации Приморского 24,83 0,37 0,56

края от 10 апреля 2006 г., № 85 —

па

Метод замеще- 46,7 5,6 6,3

ния: через затраты на Солярий

Реальные ставки - - 5,45 Источник [61]. По

— пляжная зона мере увеличения

г. Ейска концентрации населения — арендная плата возрастает и в районе Новороссийска составляет около 30 руб./кв. м.

На протяжении последних лет в этой приморской зоне сформировался свой достаточно устойчивый контингент отдыхающих, приезжающих в том числе из Хабаровского края и Северо-Западных городов и населенных пунктов Приморского края. В целом же наиболее активно пляжами, находящимися на

* Город Ейск занимает выгодное экономико-географическое положение. Он расположен в северной части степной зоны Краснодарского края на берегу Ейского лимана и Таганрогского залива. Средняя температура зимой минус 4-0 0С. Летом — плюс 20-25 0С. Сумма осадков — 456 мм, равномерно распределенных в течение года. Климат засушливый умеренно-континентальный. На территории Ейского района расположены: оз. Ханское с лечебными грязями (лечение гинекологических заболеваний, опорно-двигательного аппарата и т.д.), минеральные воды (используются в комплексном бальнеологическом лечении).

Расстояние от Ейска по морю: до Таганрога — 107 км, до Темрюка — 200 км; по шоссе: до Краснодара — 232 км, до Ростова-на-Дону — 220 км. Численность населения города по данным на 2006 г. составляет 96 тыс. чел., района — 44 тыс. чел.

землях Партизанского района, пользуются жители г. Находки, Порта Восточного, Партизанского района и г. Партизанска, с населением около 250 тыс. человек (в 1,8 раза больше, чем в Ейском районе, включая население г. Ейска).

Исходные данные:

1) На основании проведенного выборочного исследования (опроса посещающих Солярий, в сравнении с пляжем) выявлено, что эффект от нахождения на морском пляже в течение 15 суток сопоставим с эффектом, получаемым от посещения «Солярия» в течении 7 сеансов продолжительностью каждого — 10 минут. По многим оценкам, Солярий даже предпочтительнее, несмотря на естественность пляжа с доступностью купания. То есть благодаря условиям Солярия, принимающий его сеансы человек получает качественный загар, отдыхает душой и приобретает дополнительные эмоции, соизмеримые с его отдыхом в приморской зоне.

2) Стоимость 1 (одной) минуты Солярия — 10 рублей.

3) Пляжный сезон — 90-100 дней.

4) Норма пляжной зоны на 1 отдыхающего 15 кв. метров.

Проведя расчеты по приведенной выше методике получим, что стоимость 1 кв. м пляжа составит 46,7 руб./кв. м. Считаем, что стоимость 1 кв. м пляжной зоны равна его кадастровой стоимости. Тогда в соответствии с Земельным Кодексом РФ, земельный налог (ЗН) на земли, кроме отводимых под сельскохозяйственное пользование, берется в размере 1,5% от кадастровой стоимости данного участка. Арендная плата (АП) составляет, согласно зарубежному и отечественному опыту 1,5ЗН. Ее расчетное значение (месячной арендной платы) за 1 кв. м пляжной зоны:

АПпл = 46,7 х 1,5 х 0,015 х 2 = 2,1 (руб.).

Этап 6. Максимальный срок аренды по климатическим условиям данного района не более 4 месяцев. Тогда общая стоимость аренды 1 кв. м в сезон составит 8,4 руб./кв. м.

Следует отметить, что солнечный купальный сезон, в отличие от рекламируемого (120 суток или 4 месяца), на самом деле сокращен из-за непредсказуемых климатических условий (непрогретых акваторий и дождей) до двух месяцев. В 2009 г. он составил, в лучшем случае, не более 30-40 суток. Поэтому более реальная максимальная ставка арендной платы около 6,3 руб./кв. м. на время купального сезона. Суммарная арендная плата за купальный сезон составит 63 000 руб.

Источники доходов (расчет по минимуму): сдача домиков в аренду (600 руб./сут.), плата за въезд автомобиля (50 руб.), постановка палатки (100 руб./сут.), доход от торговли (%). В совокупности доход составляет около 60 000 руб./неделю.

Максимально (100%) прибыльных с учетом климатических условий — 9 недель; 8 недель — 50% прибыльность. Тогда суммарный доход составит — 780 000 руб., или 195 000 тыс./месяц. Это достаточно для покрытия

арендной платы и заработной платы 2-3 работников, поддерживающих порядок на пляже и для обеспечения бесплатного доступа к пляжу.

Если даже не учитывать разницу в климатических условиях (они более благоприятны на Юге), то, тем не менее, следует более научно-обоснованно и дифференцированно скорректировать расчеты кадастровой стоимости земельных участков в Приморском крае. Для этих целей может быть использован рассмотренный выше «Метод замещения». Дополнительно могут быть учтены такие факторы, как ценность самого песка, наличие в зоне пляжа леса (ценность древесины, роль леса в фотосинтезе и т.д.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Одинцова Е. Бесплатный пляж в Алеуште? // Алеуштинский вестник, № 29 (959) от 24.07.2009.

2. Доходность собственного пляжа // www.bishelp.ru/.../dohod_plaga.php?

3. Первый в мире крытый пляж: Ocean Dome // www.asia-travel.ru/country.php?p=9&idn=8.

4. Пляжи Израиля могут стать бесплатными // http://www.travel.ru/news/2005/05/26/.

5. Самар В. Море волнуется раз, море волнуется два.// Зеркало недели, №21, 13-19 июня 2009 // http://smi.liga.net/articles/print-IT093637.html.

К ФОРМИРОВАНИЮ КЛАСТЕРА МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

М.А. Салтыков*

Ввиду экономико-географического положения территории Приморского края его экономика в большой степени зависит от видов экономической деятельности, связанных с морской деятельностью и различными видами транспорта, что выделяет морскую отрасль в важнейший фактор развития и специализации экономики края.

Выгодное приграничное положение, наличие морских, железнодорожных и воздушных транспортных путей, выход в мировой океан обусловливают естественные конкурентоспособные позиции морского транспортного комплекса. За 2008-2009 гг. суммарный грузооборот портов дальневосточного региона составил 80 млн тонн, или 18% всего грузооборота портов России. Динамично изменялся и объем переработки грузов через порты Приморского края. В среднем годовом разрезе доля данного сектора экономики края составляет около 56% дальневосточного грузооборота и 10% от грузооборота портов России (рис. 1).

Портовая инфраструктура Приморского края, морской транспорт, судоремонт, морское машиностроение и развитие внешнеэкономической деятель-

* Салтыков Максим Александрович — аспирант кафедры «предпринимательская деятельность» ФГОУ ВПО «Дальрыбвтуз», г. Владивосток, e-mail: saltykov_ma@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.