Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В АПК'

ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АНАЛИЗ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семёнова А. Ю.

Статья определяет Агропромышленный комплекс как биоэкономическую систему, раскрывает цель этой системы, характеризует ее составляющие. Особое внимание уделено проблеме планирования и прогнозирования развития агропромышленного комплекса в России.The article determins agricultur as a boieconomical system, discribes the idea of it and characterises its units. Aspecially it focuses on the Russian agriculture development planning and forecasting problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В АПК»

аграрном секторе непрестижной и заработная плата будет оставаться на том же уровне, что и сейчас.

Использованные источники:

1. Бородуля, Е.Б. Оценка результативности деятельности современного предприятия / Е.Б. Бородуля, А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2015. - № 5. - С. 20-24.

2. Жирнов, А.В. Инвестиции и развитие материально-технической базы сельского хозяйства / А.В. Жирнов, Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина // Экономика и социум. - 2014. - № 4-6 (13).-С.731-734.

3. Жирнов, А.В. Решение аграрного кризиса - создание крупных сельскохозяйственных предприятий / А.В. Жирнов // Материалы II-й Открытой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» - Ульяновск. - 2007. - С. 273-275.

4. Лапшина, Г.В. Специфика формирования социального пакета в сельскохозяйственных предприятиях / Г.В. Лапшина, Ю.А. Лапшин, А.В. Жирнов // Экономика и социум. - № 4-6(13). - 2014. - С. 847-849.

5. Лапшин, Ю.А. Социальная ответственность менеджмента и программы охраны труда / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения» Ульяновск, 2015. - С.150-152.

6. Лапшин, Ю.А. Состояние машинно-тракторного парка приволжского региона и перспективы его развития / Ю.А. Лапшин, Г.В. Лапшина, А.В. Жирнов // Международный научный журнал. -2014. -№ 6. -С. 32-36.

7. http://irkagro.ru/

8. http://irkobl.ru/

9. http://kommersant-irk.com/.

УДК 332.024.2

Семёнова А.Ю. студент 4 курса факультет «Гуманитарно-педагогический» ФГБОУВОРГАУ-МСХА им К.А. Тимирязева

Россия, г. Москва ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ В АПК Статья определяет Агропромышленный комплекс как биоэкономическую систему, раскрывает цель этой системы, характеризует ее составляющие. Особое внимание уделено проблеме планирования и прогнозирования развития агропромышленного комплекса в России.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, планирование, прогнозирование, анализ, сельскохозяйственное производство, рынок.

The article determins agricultur as a boieconomical system, discribes the idea of it and characterises its units. Aspecially it focuses on the Russian agriculture development planning and forecasting problems.

Keywords: agriculture, planning, forecasting, analisys, agricultural production, market.

Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим межотраслевым комплексом. Он создан для обеспечения населения продовольствием и входит в число основных приоритетов экономики. АПК представляет сложную биоэкономическую производственную систему. Ее центральное звено - сельскохозяйственное производство, главными ресурсами которого наряду с орудиями труда и трудовыми ресурсами являются земля, климат, погода, составляющие в совокупности биоклиматический потенциал. Поэтому при прогнозировании и планировании развития АПК следует исходить из взаимодействия экономических и естественно-биологических процессов.

Формирование АПК базируется на агропромышленной интеграции. АПК включает в себя три сферы:

1) первая сфера - отрасли промышленности, поставляющие сельскому хозяйству средства производства, а также занятые производственным техническим обслуживанием сельского хозяйства;

2) вторая - сельское и лесное хозяйство;

3) третья - отрасли, занятые доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хранение, транспортировка, реализация).

Характерными особенностями сельскохозяйственного производства являются: многообразие форм собственности; сезонность сельскохозяйственного производства; влияние природно-климатических условий.

Главной задачей прогнозирования и планирования развития АПК являются максимизация объема конечной продукции АПК и приближение объема и структуры производства продукции к объемам и структуре потребностей в ней. В состав конечной продукции АПК входит продукция, используемая на личное потребление населения, производственное потребление в отраслях, не входящих в АПК, прирост запасов, резервов, экспорт.

Прогнозирование развития АПК осуществляется по подкомплексам, которые определены исходя из технологической взаимосвязи по производству конечной продукции. В действующей практике прогнозирования и планирования развития АПК широко применяются методы экстраполяции, нормативный, балансовый и программно-целевой методы. С учетом особенностей сельскохозяйственного производства особое место принадлежит методам экспертных оценок.

Рыночные трансформации российской экономики существенно изменили методологию прогнозирования, а тем более планирования развития АПК. Исходя из основ прогнозирования российской экономики в целом и учитывая специфику агропродовольственного комплекса, следует включить в систему его прогнозирования, стратегического планирования и программирования предлагаемую последовательность обоснований и расчетов.

Осуществляется комплексный анализ тенденций развития АПК за предшествующие 30 лет с выделением особенностей изменения сельского хозяйства и пищевой промышленности. Выявляется цикличность в динамике и структуре АПК за более продолжительный период (до 40-50 лет).

На основании проведенного анализа и выявленных циклических закономерностей определяются проблемные узлы фактического состояния АПК и проводится диагностика нарастания (или снижения) их напряженности в перспективе.

Формулируются гипотезы возможных темпов и пропорций АПК в прогнозируемом периоде по двум сценариям инерционного развития экономической системы и при инновационных прорывах в экономике.

Определяются структурные приоритеты развития, способные радикально изменить ситуацию в ближайшем пятилетии и в более отдаленном будущем для реализации стратегии инновационного прорыва.

Прогнозируются исходные параметры АПК для включения их в расчеты по модели межотраслевого баланса и воспроизводственно-цикличной макромодели, что позволяет определить место и роль АПК в прогнозируемой структуре экономики, а также основные потоки продукции между отраслями и воспроизводственными секторами.

Определяются предпосылки, условия и направления инновационного развития АПК и степень воздействия базовых инноваций на динамику, структурные изменения и эффективность комплекса. Особенно важно дать экспертную оценку влияния предстоящих инновационных прорывов на обеспечение многофункционального характера системы.

Обосновывается институциональное, ресурсное, социальное обеспечение избранного варианта прогноза развития АПК и увязка его с другими комплексами и отраслями.

Разрабатывается стратегический план на 10-15 лет как путь практической реализации оптимистического сценария долгосрочного инновационного прогноза.

Была разработана Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», а затем последующее пятилетие в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства».

Для решения наиболее острых проблем АПК будет использоваться апробированная форма приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие АПК».

Организуется информационный мониторинг реализации прогноза и стратегического плана развития АПК для своевременной настройки системы государственного регулирования сельского хозяйства и пищевой промышленности.

Проводятся корректировка и продление долгосрочного прогноза по принципу неубывающей 25-летней перспективы по завершении каждого пятилетия реализации стратегического плана развития.

Необходимо учитывать региональные особенности на огромной, разнообразной по природно-климатическим условиям территории России, опираться на программы обновления АПК субъектов Федерации, федеральных округов, межрегиональные программы по зонам со схожими природно-климатическими условиями.

Обновление АПК требует адекватного научного, информационного и кадрового обеспечения. За годы рыночных реформ резко сократилась численность занятых исследованиями и проектно-конструкторскими разработками в аграрном секторе, многократно упали ассигнования на НИОКР, вырос средний возраст занятых в этой сфере и уменьшилась ориентация на радикальные инновации.

Потребуется создание современной системы управления национальной программой, научно-инновационным прогрессом в аграрном секторе. Ныне используемые федеральные целевые программы разобщены, слабо обеспечены ресурсами, заказчики и исполнители программ практически не несут ответственности за полученные результаты, за окупаемость вложенных средств.

Использованные источники:

1. Государственное регулирование АПК [Электронный-ресурс] / Государство и АПК [Офиц.сайт] URL: http: //solarfields .ru/

2. Жирнов, А.В. Оценка эффективности планирования деятельности районных агропромышленных объединений в современных условиях (на примере Пензенской области) / А.В. Жирнов // Вестн. ФГОУ ВПО МГАУ им. В.П. Горячкина. - Вып. № 5 (15). - 2005. - С. 110-113.

3. Жирнов, А.В. Проблемы и пути совершенствования планирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Пензенской области / А.В. Жирнов // Материалы Международной научно-практической конференции «Роль молодых ученых в реализации национального проекта "Развитие АПК"» - Москва. - 2007. - С. 57-65.

4. Жирнов, А.В. Развитие системы планирования региональных агропромышленных объединений / А.В. Жирнов, Г.В. Лапшина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции

«Современное развитие АПК: региональный опыт, проблемы, перспективы»: сборник научных трудов.- Ульяновск: УГСХА, 2005. - С. 145-149.

5. Жирнов, А.В. Совершенствование планирования деятельности сельскохозяйственных предприятий Пензенской области / А.В. Жирнов // Международный технико-экономический журнал. - 2007. - №1. - С. 19-25.

6. Лущикова А.П. Планирование на предприятии: учебное пособие. -Прокопьевск: Филиал ГУ КузГТУ в г. Прокопьевске, 2008. - 102 с.

7. Прогнозирование и планирование развития системы ведения сельского хозяйства [Электронный-ресурс]/АгроСборник [Офиц.сайт] URL: http: //agrosbornik.ru/

8. Прогнозы развития сельского хозяйства в России [Электронный-ре-сурс] / Сельскохозяйственный форум [Офиц. сайт] URL: http: //www. ya-fermer.ru

9. Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учебное пособие. - М.: ПРИОР, 2001. - 275 с.

Сенченко И.Н., к. филос. н. старший преподаватель кафедра гуманитарных дисциплин Высшая школа бизнеса ЮФУ Россия, г. Ростов-на-Дону РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА СОЦИОЛОГИИ Статья посвящена проблеме развития профессиональных компетенций в ходе исследования реальных социальных проблем

Ключевые слова: профессиональные компетенции, социальная проблема, методология исследования.

The article devoted to problem of development professional competitions in research of real social problem

Keywords: professional competitions, social problem, methodology of research.

Система профессионального образования должна готовить не только людей, обладающих значительным объемом знаний в области профессиональной специализации, но и профессионалов, способных и стремящихся к реализации инновационного сценария развития экономики. Речь идет не просто об усилении связи образования с практикой, насыщении образовательных программ реальными проблемами производства и общества, но о конструировании новой технологии обучения, в соответствии с которой учебный процесс превращается в лабораторную площадку испытания формирования, развития, испытания профессиональных компетенций. Создание подобной системы потребует глубинных изменений культурных традиций, стиля мышления и поведенческой мотивации. Но, как минимум, требуется изменить представление о профессиональной компетентности специалиста, определить характеристики компетентной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.