Проблемы питания ребенка первого года жизни
В.Н. Копейкин
Нижегородская государственная медицинская академия
Nutritional problems in a baby in the first year of life
V.N. Kopeykin
Nizhny Novgorod State Medical Academy
Представлены современные взгляды на организацию питания ребенка первого года жизни. Рассмотрены вопросы тактики введения прикорма и влияние ошибок на состояние здоровья детей
Ключевые слова: дети, первый год жизни, питание, прикорм, состояние здоровья.
The paper presents current views on how to organize nutrition for a baby in the first year of life. It considers the tactics of introduction of complementary foods and the impact of errors on the babies' health status.
Key words: infants, the first year of life, nutrition, complementary foods, health status.
В «Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в РФ», принятой в 2009 г., здоровье ребенка определяется как индивидуальное физическое, психическое, умственное, культурное, духовное, нравственное и социальное развитие, не ограниченное экзогенными и/или эндогенными (генетическими) условиями и факторами.
Ребенок на разных этапах развития получает различные типы питания, сменяющие друг друга поэтапно:
— гистотрофное питание эмбриона (за счет желточного мешка);
— гемотрофное питание (через сосуды плаценты);
— амниотрофное питание (заглатывание околоплодных вод и переваривание их ингредиентов);
— лактотрофное питание новорожденного и грудного ребенка (молоко матери или заменители женского молока);
— лактотрофно-дефинитивное с 4—6 до 12—18 мес жизни (переходный период от молочного питания к общему столу);
— дефинитивное — питание детей и взрослых.
Исследования последних десятилетий доказали наличие связи между питанием плода и ребенка грудного и раннего возраста и состоянием здоровья в будущем через отдаленные отрезки времени. Это привело к созданию единой концепции пищевого
© В.Н. Копейкин, 2013
Ros Vestn Perinatol Pediat 2013; 4:108-111
Адрес для корреспонденции: Копейкин Владимир Николаевич — д.м.н., проф., зав. каф. детских болезней Нижегородской государственной медицинской академии
603005 Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 10/1
программирования, по данным которой характер питания программирует особенности метаболизма на протяжении всей последующей взрослой жизни и может вызывать различные метаболические нарушения. Это приводит к значительным прямым и косвенным издержкам, связанным с неадекватностью питания.
Наилучшим питанием для ребенка является грудное вскармливание, которое обладает рядом преимуществ перед использованием заменителей женского молока. Во-первых, обеспечивается защита от инфекционных заболеваний (респираторных, кишечных, менингита, мочевыводящих путей). Во-вторых, снижается частота и продолжительность диспепсических заболеваний и риск развития аллергии. В третьих, улучшается психомоторное развитие, острота зрения, повышаются показатели умственного развития. Также снижается риск развития аутоиммунных заболеваний, синдрома внезапной смерти, сахарного диабета 1-го типа, воспалительных заболеваний кишечника, уменьшаются аномалии прикуса. Наконец, происходит становление психоэмоционального контакта между матерью и ребенком и закрепление его на длительное время.
Однако ребенок растет, и одно женское молоко не в состоянии обеспечить его всем необходимым. Наступает период перехода к лактотрофно-дефини-тивному периоду питания.
Тактика введения прикорма детям первого года жизни всегда была одной из актуальных проблем педиатрии. Основными вопросами, стоящими перед педиатрами первичного звена, до сих пор остаются время начала и скорость введения новых продуктов, а также выбор продукта.
По современным представлениям, прикорм — это все виды продуктов, кроме женского молока и его заменителей, которые вводят в рацион ребенка первого года жизни. Назначение прикорма дает возможность устранить возникающий во второй половине первого года жизни дефицит пищевых веществ, не только белков, жиров, углеводов, но и минеральных веществ, микроэлементов, витаминов и др., что предотвращает формирование у детей, особенно с бурными прибавками массы тела, дефицитных состояний, например, рахита [1]. Пищевые волокна стимулируют моторику пищеварительной системы. Новые продукты расширяют спектр вкусовых ощущений; изменение консистенции тренирует жевательный аппарат, что позволяет формировать пищевое поведение [2]. Вкусовое и обонятельное разнообразие помогает ребенку легче воспринимать новые продукты и блюда в последующие годы.
В соответствии с «Национальной программой оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации» [3], принятой в 2010 г., начинать введение прикорма не следует раньше 4 мес жизни, а также задерживать его до возраста старше 6 мес. Современные установки, касающиеся введения прикорма, основаны на изучении физиологии развития органов и систем ребенка, его подготовленности к восприятию новой пищи. Способность потреблять плотную пищу требует определенной нервно-мышечной координации, а у ребенка до 4 мес жизни еще нет навыков формирования пищевого комка, умения переправить его в ротоглотку и проглотить [4]. Кроме того, слизистая пищеварительного тракта проницаема для аллергенов пищи, что может привести к ато-пическим процессам. Позиции отечественных ученых, которые считают, что в период с 4 до 6 мес жизни следует ввести в рацион соки, овощные пюре и каши, несколько отличаются от рекомендаций ВОЗ, которая предлагает в качестве первого прикорма каши промышленного производства, обязательно с 6 мес жизни. Такие различия обусловлены, в основном, конкретными социально-экономическими условиями, особенностями быта, питания и состояния здоровья матерей и младенцев в РФ.
С другой стороны, ранний отказ от грудного вскармливания, введение неадаптированных смесей и блюд прикорма является одним из высокоинформативных факторов риска возникновения тяжелых воспалительных заболеваний кишечника (язвенный колит и болезнь Крона) [5]. Нерациональная тактика введения прикорма у детей, родившихся с малой массой тела, имеющих бурные прибавки в массе на первом году жизни, искусственное вскармливание могут способствовать реализации генетической предрасположенности к возникновению метаболического синдрома и формированию в дальнейшей жизни сахарного диабета и сердечно-сосудистых заболеваний [6, 7].
Достоверными признаками, указывающими на необходимость введения прикорма, следует считать:
— отсутствие насыщения у ребенка после кормления грудью или заменителями женского молока («голодный» плач, беспокойные движения, открывание рта, нежелание прекратить сосание груди или соски бутылочки и др.);
— замедление прибавки массы;
— задержка в прорезывании зубов;
— способность ребенка сидеть с поддержкой или опираясь на поверхность;
— удвоение массы по сравнению с показателем при рождении или масса ребенка более 6 кг.
Основными принципами выбора вида прикорма следует считать следующие: при бурных прибавках массы, наличии паратрофии и склонности к задержкам дефекации — овощное пюре; при замедленных прибавках, склонности к гипотрофии и диарее — каши. При ярко выраженных проявлениях допускается более раннее введение прикормов. Однако к этим рекомендациям следует подходить, учитывая индивидуальность ребенка. В том случае, если ребенок отказывается от овощного пюре, ему можно предложить кашу или творог, и лишь после того, как он привыкнет к новым вкусовым ощущениям, вновь вернуться к введению овощного пюре [4].
При искусственном вскармливании допускается более раннее введение прикорма. Тем не менее срок его введения должен быть строго индивидуальным, и вопрос о введении прикорма необходимо решать врачу, наблюдавшему ребенка, вместе с его родителями.
Необходимо всегда помнить о последствиях несвоевременного введения прикорма. При слишком раннем назначении блюд прикорма возможно уменьшение выработки грудного молока, а значит, появляется риск недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ и, как следствие, полный отказ от кормления грудью. Грудные дети подвергаются воздействию болезнетворных микробов, присутствующих в продуктах питания и жидкостях, которые могут быть заражены. Тем самым увеличивается риск диспепсических заболеваний и, следовательно, недостаточности питания. Создаются условия для развития пищевой непереносимости, в том числе пищевой аллергии и целиакии. К матерям быстрее возвращается фертильность, так как уменьшается период, в течение которого подавляется овуляция.
С другой стороны, если прикорм вводится поздно, происходит недостаточное поступление энергии и пищевых веществ, что может привести к задержке роста и недостаточности питания. Вследствие неспособности грудного молока удовлетворять потребности ребенка могут развиться дефициты микронут-риентов, особенно кальция, железа и цинка. Кроме того, может быть не обеспечено оптимальное разви-
тие навыков жевания и положительное восприятие ребенком нового вкуса и структуры пищи (длительный отказ от твердой пищи).
Современные педиатры считают, что в рационе ребёнка раннего возраста необходимо использовать продукты только промышленного производства. Недостатками продуктов домашнего приготовления является возможное содержание токсичных элементов (соли тяжелых металлов, антибиотики, пестициды, нитриты, нитраты, грибковые токсины, радионуклиды, гормоны), патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Сложно проверить качество и свежесть сырья. При покупке мяса никто не может быть уверен, что оно не подвергалось неоднократному размораживанию.
В то время как продукты промышленного производства имеют стабильный, гарантированный состав, соответствуют строгим микробиологическим и гигиеническим требованиям, предъявляемым к детскому питанию, готовятся из экологически чистого сырья. Они обогащены витаминами и микроэлементами, имеют оптимальную степень измельчения и длительный срок хранения.
Одним из первых продуктов, с которого следует начинать введение прикорм, являются продукты на зерновой основе — «каши». Высокая пищевая ценность каш как источника всех необходимых пищевых веществ — белков, жиров, углеводов, ряда витаминов и минеральных веществ, делает их широкое использование в детском питании вполне оправданным. Особенно актуально использование каш в питании детей первого года жизни, что обусловлено их консистенцией, приближенной к консистенции эволюци-онно запрограммированного первого продукта питания — женского грудного молока [5].
В качестве первого зернового прикорма рекомендуются безмолочные, безглютеновые виды круп: гречневая, рисовая, чуть позже — кукурузная. Каши можно готовить с использованием грудного молока, молочной смеси, которую получает ребенок, или воды. Для первого прикорма необходимо использовать каши промышленного производства из одного вида крупы, без сахара, соли и других специй, консервантов, красителей, ароматизаторов и генно-моди-фицированных организмов.
Примером продуктов зернового прикорма промышленного производства, широко представленных в настоящее время на российском рынке, являются продукты «ФрутоНяня» (ОАО «ПРОГРЕСС»). Среди
каш «ФрутоНяня» можно найти всё, что необходимо для введения зернового прикорма. При этом практические педиатры могут подобрать питание для здорового ребенка и для ребенка, страдающего пищевой аллергией. Так, монокомпонентные, безмолочные сухие каши «ФрутоНяня» прошли клиническое исследование в Научном центре здоровья детей РАМН (2011), которое подтвердило их низкую иммуноген-ность. Данные каши рекомендованы к употреблению Союзом педиатров России и могут быть использованы в питании здоровых детей, детей с предрасположенностью к аллергическим заболеваниям, а также в составе диет пациентов, страдающих аллергическими заболеваниями [6]. Каши «ФрутоНяня» включают большой выбор безмолочных и молочных, безглюте-новых и глютенсодержащих каш, причем как готовых к употреблению, жидких и густых, так и сухих. В соответствии с современными тенденциями медицины, представлениями о здоровом питании «ФрутоНяня» совершенствует технологии производства продуктов детского питания. Появляются новые группы продуктов, обогащенных различными пищевыми веществами — витаминами, минералами, пребиоти-ками (инулин) и т. д., имеющими большое значение для здоровья ребенка.
Определенными преимуществами обладают сухие каши, которые имеют как монокомпонентный, так и поликомпонентный состав. Все сухие каши «Фру-тоНяня» дополнительно обогащены 12 витаминами (А, Е, D, В1, В2, В6, В , РР, фолиевой, пантотено-вой, аскорбиновой кислотами, биотином), а также важнымии минералами — железом, цинком, йодом. Благодаря особой технологии производства, в состав сухих каш «ФрутоНяня» входят только натуральные фруктовые, ягодные, овощные пюре, которые однократно проходят температурную обработку и сохраняют максимум пищевых веществ. Четыре вида сухих каш «ФрутоНяня» являются функциональными, это — гречневая с молоком, рисовая с молоком, овсяная с молоком, персиком, овсяная с молоком, сливами. Каши обогащены пребиотиками, инулином. Данные продукты можно использовать в питании детей со склонностью к запорам и для профилактики дисбиотических состояний. Сухие каши «ФрутоНя-ня» хорошо разводятся, имеют нежную однородную консистенцию и не содержат искусственных красителей и консервантов. Кроме того, родители имеют возможность варьировать консистенцию готового продукта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мальцев С.В. Рахит. Рациональная фармакотерапия детских заболеваний. Рук. для практикующих врачей. Под общ. ред. А.А. Баранова, Н.Н. Володина, Г.А. Самсыги-ной. М: Литерра 2007; 1: 285—296. (Maltsev S.V. Rickets. Rationale for drug therapy in pediatrics. Editors A.A.Baranov, N.N.Volodin, G.A. Samsygina. Moscow: Litterra Publishers, 2007; 285—296.)
2. Пырьева Е.А. Современные подходы к назначению прикорма у детей первого года жизни. Вопр соврем педиатр 2010; 4: 44—49. (Pyreva E.A. Modern approaches to appointment of a feeding up at children of the first year of a life. Vo-prosy sovremennoj pediatrii 2010; 4: 44—49.)
3. Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации. М 2010; nczd.ru>nacprog.pdf (The National program of optimisation of feeding of children of the first year of a life in the Russian Federation. Moscov 2010; nczd.ru>nacprog. pdf)
4. Кешишян Е.С. Современные взгляды на введение прикорма детям первого года жизни. Рос вестн перинатол и педиатр 2010; 4: 98—100.(Keshishjan E.S. Modern view on introduction of a feeding up to children of the first year of a life. Ros vestn perinatol i pediatr 2010; 4: 98—100.)
5. Тутельян В.А., Конь И.Я., Каганов Б.С. Питание здорового и больного ребенка. Пособие для врачей. М 2011; 279.
(Tutelian VA, horse IJ, Kaganov BS Eating healthy and sick child. Manual for physicians. Moscow 2011; 279.)
6. Турти Т.В., Намазова-Баранова Л.С., Боровик Т.Э и др. Диетологические возможности профилактики атопии у детей в период введения прикорма. Вопр соврем педиатр 2012; 4: 6—14. (Tourte TV, Namazova-Baranova LS, Borovik T.E etc. Nutritional possibilities of prevention o fatopy in children during the period of complementary feeding. Voprosy sovremennoj pediatrii 2012; 4: 6—14.)
7. Федулова Э.Н, Копейкин В.Н.,Потехин П.П. и др. Прогностические критерии течения неспецифического язвенного колита у детей при первичной госпитализации и тактика лечения. Сибирский журнал гастроэнтерологии и гепатологии 2001; 12: 209—210. (Fedulova E.N., Kopejkin V. N, Potekhin P. P., etc. Prognostichesky criteria of current UC at children at primary hospitalisation and treatment tactics. Sibirskij zhurnal gastroehnterologii i gepatologii 2001; 12: 209—210.)
8. Eckel R.H.,Grundy S.M., Zimmet P.Z. The metabolic syndrome. Lancet 2005; 365: 1415—1428.
9. Burke V., Beilin U, Simmer K. et al. Prediktors of body mass index and associations with cardiovascular risk factors in Australian children: a prospective cohort study. Int J Obes 2005; 29: 15—23.
Поступила 10.06.13