Научная статья на тему 'Злаковый прикорм. Его виды и роль в питании грудного ребенка'

Злаковый прикорм. Его виды и роль в питании грудного ребенка Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
744
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ / ПРИКОРМ / КАШИ / «ФРУТОНЯНЯ» / BABIES / INFANCY / ADDITIONAL FOODS / PORRIDGES / FRUTONYANYA

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Горячева Ольга Александровна

Представлены основные принципы вскармливания ребенка грудного возраста, описаны правила введения прикорма в зависимости от вида вскармливания. Дана информация о принципах введения зернового прикорма и его видах. Представлена классификация каш и показания к назначению тех или иных круп для питания ребенка, предложены сроки введения различных круп. Подробно рассмотрен зерновой прикорм на примере каш торговой марки «ФрутоНяня».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Горячева Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional cereal foods. Their types and role in infant feeding

The paper presents the basic principles of infant feeding and describes rules for introducing additional food depending on the type of feeding. It also gives information on the principles of introducing additional cereal foods and their types. The author provides a classification of porridges and indications for the use of these or those cereals for infant feeding and proposes the time of introducing various porridges. She considers how to introduce additional cereal foods, by using FrutoNyanya porridges as an example.

Текст научной работы на тему «Злаковый прикорм. Его виды и роль в питании грудного ребенка»

Злаковый прикорм. Его виды и роль в питании грудного ребенка

О.А. Горячева

Additional cereal foods. Their types and role in infant feeding

O.A. Goryacheva

Российский государственный медицинский университет, Москва

Представлены основные принципы вскармливания ребенка грудного возраста, описаны правила введения прикорма в зависимости от вида вскармливания. Дана информация о принципах введения зернового прикорма и его видах. Представлена классификация каш и показания к назначению тех или иных круп для питания ребенка, предложены сроки введения различных круп. Подробно рассмотрен зерновой прикорм на примере каш торговой марки «ФрутоНяня».

Ключевые слова: дети, грудной возраст, прикорм, каши, «ФрутоНяня».

The paper presents the basic principles of infant feeding and describes rules for introducing additional food depending on the type of feeding. It also gives information on the principles of introducing additional cereal foods and their types. The author provides a classification of porridges and indications for the use of these or those cereals for infant feeding and proposes the time of introducing various porridges. She considers how to introduce additional cereal foods, by using FtutoNyanya porridges as an example.

Key words: babies, infancy, additional foods, porridges, FrutoNyanya.

В современном обществе аксиомой считается грудное вскармливание ребенка. Проведено множество исследований и написана масса работ, доказывающих большую ценность грудного молока. Убедительно доказано, что дети, находившиеся на естественном вскармливании, в дальнейшем нередко опережают своих сверстников, получавших искусственные смеси, по когнитивным возможностям. Грудное вскармливание снижает риск развития в будущем гиперхолестеринемии, ожирения, гастроэнтеритов, язвенных колитов, вирусных инфекций. Но, несмотря на все вышесказанное, частота естественного вскармливания не только не увеличивается, но намечается тенденция к ее уменьшению. К причинам перевода на искусственное вскармливание относятся гипогалактия 4-й степени, агалактия, наличие противопоказаний для кормления со стороны матери, в том числе декомпенсация хронических заболеваний, острые психические расстройства, прием высокотоксичных медикаментов, открытая форма туберкулеза с бацилловыделением, сифилис (заражение в III триместре беременности), ВИЧ-инфицирование, особо опасные инфекции (тиф, холера,

© О.А.Горячева,2011

Ros Vestn Perinatal Pediat 2011; 5:99-105

Адрес для корреспонденции: Горячева Ольга Александровна — к.м.н., асс. каф. пропедевтики детских болезней Российского государственного медицинского университета 105077 Москва, ул. В.Первомайская, д. 48

столбняк и др.), герпетические высыпания на соске и коже молочной железы до их вылечивания, острый гепатит А, алкогольная и наркотическая зависимости, а также нежелание матери кормить ребенка грудью, социальные причины [1, 2].

Ребенок переводится на смесь полностью или частично (искусственное или смешанное вскармливание соответственно). Молочные смеси классифицируются на адаптированные, частично адаптированные и неадаптированные; кислые и сухие; начальные, последующие и от 0 до 12 мес жизни.

Независимо от вида вскармливания детям 4—6 мес жизни необходимо введение дополнительных продуктов питания, а именно прикорма. Прикорм — введение в рацион питания ребенка первого года жизни, кроме женского молока или его заменителей, любой дополнительной адекватной возрасту пищи животного и растительного происхождения, которая постепенно снижает потребление грудного молока (или его заменителей) и способствует переводу ребенка на общий стол [2].

Цели прикорма — дополнительное введение в организм ребенка пищевых веществ и энергии, освоение навыков потребления густой и плотной пищи, а следовательно, навыков кусания и жевания, тренировка и развитие пищеварительной системы, жевательного аппарата, стимуляция моторной активности кишечника, формирование вкуса.

Оптимальные сроки введения различных продук-

тов прикорма определяются индивидуально и основаны на физиологических особенностях развития грудного ребенка. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что введение продуктов прикорма ранее 4 мес жизни нецелесообразно из-за отсутствия должного уровня активности пищеварительной и других систем для принятия новой пищи. Также для определения готовности ребенка к введению прикорма необходимо учитывать степень развития нервной системы, появление навыков психомоторного развития, координации движений. На основании вышесказанного первый прикорм вводится в возрасте от 4 до 6 мес, но по рекомендациям ВОЗ исключительно грудное вскармливание желательно

продолжить до 6 мес жизни при полноценном питании матери и полном здоровье ребенка.

Раннее введение прикорма приводит к снижению выработки грудного молока, способствует пищевой аллергии, аспирации пищей, дисфункции желудочно-кишечного тракта. Позднее введение прикорма, позже 6—7 мес жизни, ведет к проблемам с адаптацией к более плотной пище, нарушению актов глотания и жевания и отказу от последних на длительный срок. Также может отмечаться дефицит питательных веществ и микронутриентов, которые содержатся в продуктах прикорма (табл. 1) [3].

Существуют рекомендации Минздравсоцразвития РФ по введению прикорма детям первого года жизни в зависимости от вида вскармливания (табл. 2, 3).

Таблица 1. Продукты прикорма как источники пищевых веществ

Пищевые вещества Источники

Белки Мясо, рыба, творог, молоко, кефир, крупы

Жиры Сливочное и растительное масла, молоко, кефир, творог, яичный желток, крупы, мясо, рыба

Полиненасыщенные жирные кислоты ш-3 и ш-6 Растительное масло, рыба, крупы

Углеводы Соки, фрукты, овощи, крупы

Растительные волокна Плоды, овощи, крупы

Витамины А, D, Е, С, В1, В2, РР, В12 и др. Сливочное и растительное масла, яичный желток, крупы, плоды, овощи, мясо, рыба, творог, кефир, молоко

Железо Мясо, рыба, печень, крупы, томаты

Кальций Кефир, молоко, творог, сыр

Продукт и блюдо прикорма Возраст ребенка Примечание

3 мес 4 мес 5 мес 6 мес 7 мес 8 мес 9-12 мес

Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 С 3 мес жизни

Фруктовое пюре, г 5-30 40-50 50-60 60 70 80 90-100 С 3,5 мес жизни

Творог, г 10-30 40 40 40 50 С 5 мес жизни

Желток, шт. 0,25 0,5 0,5 0,5 С 6 мес жизни

Овощное пюре, г 10-100 150 150 170 180 200 С 4,5-5,5 мес жизни

Молочная каша, г 50-100 150 150 180 200 С 5,5-6,5 мес жизни

Мясное пюре, г 5-30 50 60-70 С 7 мес жизни

Рыбное пюре, г 5-30 30-60 С 8 мес жизни

Кефир и другие кисломолочные продукты или «последующие» смеси, мл 200 200 400-500 С 7,5-8 мес жизни

Хлеб (пшеничный, высшего качества), г 5 5 10 С 7 мес жизни

Сухари, печенье, г 3-5 5 5 10-15 С 6 мес жизни

Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), мл 1-3 3 3 5 5 6 С 4,5-5 мес жизни

Сливочное масло, г 1-4 4 4 5 6 С 5 мес жизни

Цельное молоко, мл 100 200 200 200 200 200 С 4 мес жизни

Таблица 2. Схема введения продуктов и блюд прикорма при естественном вскармливании детей первого года жизни

Таблица 3. Схема введения продуктов и блюд прикорма при искусственном вскармливании детей первого года жизни

Продукт и блюдо прикорма Возраст ребенка

0—1 мес 1 мес 2 мес 3 мес 4 мес 5 мес 6 мес 7 мес 8 мес 9-12 мес

Адаптированная молочная смесь или «последующие» молочные смеси, мл 700- 800800 900 800900 800900 700 400 300400 350 200400 200-400

Фруктовые соки, мл 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100

Фруктовое пюре, г 5-30 40-50 50-60 60 70 80 80-100

Творог, г 40 40 40 40 40-50

Желток, шт. 0,25 0,5 0,5 0,5

Овощное пюре, г 10-100 150 150 170 180 180-200

Молочная каша, г 50-100 150 170 180 180-200

Мясное пюре, г 5-30 50 50 60-70

Рыбное пюре, г 5-30 30-60

Кефир и другие кисломолочные продукты или «последующие» смеси, мл 200 200400 200-400

Хлеб (пшеничный, высшего качества), г 5 5 10

Сухари, печенье, г 3-5 5 5 10-15

Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), мл 1-3 3 3 5 5 6

Сливочное масло, г 1-4 4 4 5 6

Цельное молоко, мл 100 200 200 200 200 200

Накопленный практический опыт и данные научных исследований последних лет указывают на целесообразность внесения изменений в приведенные схемы введения прикорма. В связи с этим в феврале 2009 г. на XVI Съезде педиатров России была утверждена «Национальная программа оптимизации вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации». Принципы введения прикорма, изложенные в данном документе, носят рекомендательный характер. Определен оптимальный возраст введения прикорма — 4—6 мес жизни. Схема введения прикорма, приведенная в данной Национальной программе, является единой для детей, находящихся на естественном и искусственном вскармливании (табл. 4). При этом сделан акцент на индивидуальный подход при назначении продуктов прикорма.

Важное место среди различных видов продуктов прикорма занимают продукты на зерновой основе, каши. По принятой в настоящее время схеме введение ребенку прикорма кашами можно начинать после того, как он полностью привыкнет к первому прикорму — овощному пюре (не ранее чем через 2 нед после его введения).

Однако выбор первого блюда основного прикорма должен быть индивидуален. С одной стороны, по вкусу каша больше похожа на грудное молоко (или смесь), но если ее вводить раньше овощного

пюре, то приучить ребенка к менее вкусному овощному блюду будет сложнее. С другой стороны, несладкие каши, обогащенные микроэлементами и витаминами, являются способом профилактики алиментарно-зависимых состояний у детей второго полугодия жизни. Также в случаях, если ребенок недостаточно хорошо прибавляет в массе, склонен к срыгиванию или у него часто возникают проблемы со стулом (неустойчивый стул со склонностью к разжижению), имеются признаки рахита, анемия, в качестве первого прикорма рекомендуется каша.

Введение каши в питание ребенка — важный этап прикорма, так как каши являются очень ценными источниками углеводов, богаты минеральными веществами, витаминами (преимущественно группы В), растительным белком, а пищевая ценность каши зависит от состава крупы, из которой она приготовлена. В то же время раннее введение зернового прикорма может способствовать развитию избыточной массы тела, вызывать аллергенные реакции.

Каши классифицируются на молочные и безмолочные. Молочные каши имеют более высокую пищевую ценность за счет включения в их состав молока — источника высококачественного белка, жира, кальция, витаминов А, В2 и др. Именно это и доказывает необходимость введения молочных каш для кормления детей 5—6 мес жизни. Безмолочные каши раз-

Таблица 4. Схема введения продуктов прикорма

Продукт и блюдо Возраст

4—6 мес 7 мес 8 мес 9-12 мес

Овощное пюре, г 10-150 170 180 200

Молочная каша, г 10-150 150 180 200

Фруктовое пюре, г 5-60 70 80 90-100

Фруктовый сок, мл 5-60 70 80 90-100

Творог (не ранее 6 мес жизни), г 10-40 40 40 50

Желток, шт. - 0,25 0,5 0,5

Мясное пюре (не ранее 6 мес жизни), г 5-30 30 50 60-70

Рыбное пюре, г 5-30 30-60

Кефир и другие кисломолочные напитки, мл 200 200

Сухари, печенье, г 3-5 5 10-15

Хлеб пшеничный, г 5 10

Растительное масло, мл 1-3 5 5 6

Сливочное масло, г 1-4 4 5 6

водятся водой или варятся на воде. Их использование целесообразно в лечебных целях или же при разведении грудным молоком или смесью. Безмолочные каши употребляются в пищу детьми с пищевой аллергией к белкам коровьего молока, лактазной недостаточностью и другими формами мальабсорбции.

Каша может вариться в домашних условиях или быть промышленного производства (быстрорастворимая, требующая варки или готовая консервированная каша). В последние годы проведены исследования, доказывающие, что домашние блюда содержат избыточное количество белка, жиров, соли, сахара, имеют дефицит микронутриентов и витаминов (в основном железа, цинка, витаминов А, Е, группы В). Поэтому эксперты ВОЗ, российские ну-трициологи и педиатры рекомендуют использовать продукты промышленного производства. Основные преимущества такой каши следующие:

— химическая и микробиологическая безопасность;

— гарантированный химический состав, соответствующий возрасту ребенка, особенностям метаболизма и степени зрелости пищеварительной системы;

— оптимальная степень измельчения, соответствующая зрелости жевательного аппарата ребенка;

— высокое качество и безопасность исходного сырья;

— широкий спектр сырьевых компонентов, используемых при производстве прикорма, в том числе малодоступных в домашних условиях (например, экзотические фрукты, трудноразвариваемые крупы);

— герметичная упаковка, способствующая длительному хранению.

Каши промышленного производства делятся на готовые к употреблению и требующие варки. Чаще

используются быстрорастворимые каши.

Виды каш промышленного производства для детского питания: каши молочные: из одного вида круп или муки; из двух видов круп или муки; из трех и более видов круп или муки; каши безмолочные: из одного вида круп или муки; из двух видов круп или муки; из трех и более видов круп или муки. В настоящее время появились также каши промышленного производства с про- и пребиотика-ми. Употребление их рекомендуется грудным детям для становления не только кишечной микрофлоры, но и всех органов и систем. Пребиотики усиливают эффекты пробиотиков в отношении иммунной системы. Кроме этого, пребиотики стимулируют продукцию бактериоцинов микробами желудочно-кишечного тракта [4, 5].

Решая, с какой каши начать прикорм, в первую очередь необходимо знать степень ее аллергенности, возможности непереносимости и уровень растительных волокон. Из злаковых культур наиболее аллергенными являются рожь и пшеница. Аллергические реакции вызывают следующие белки злаков: глю-тен, содержащийся в пшенице и ржи; гордеин в ячмене; авенин в овсе. Солод, получаемый из ячменя, также содержит глютен. Злаки могут быть причиной как истинной пищевой аллергии, так и целиакии (глютеновой энтеропатии). Поэтому начинать зерновой прикорм рекомендуют с рисовой, гречневой и кукурузной каш. Далее возможно употребление овсяной, пшеничной, манной каш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При наличии склонности к запорам рекомендо-

вано повышенное потребление пищевых волокон, содержащихся в гречневой, кукурузной, а также овсяной каше, избегая введения рисовой. При неустойчивом стуле, наоборот, показано введение рисовой каши.

Первая каша обязательно должна быть монозерновой (из одного вида зерна) без каких-либо добавок (фруктов, орехов, меда, шоколада и пр.). При ее введении используются основные правила введения прикорма: вводится только здоровому ребенку, начиная с малых количеств, постепенно доводя до нужного объема, в утренние часы, в теплом виде, из ложки, до кормления грудью или смесью. При приготовлении каши в домашних условиях концентрация ее сначала составляет 5%, а через 2-3 нед — 10%. При использовании каш промышленного производства необходимо следить за градацией по ступеням или месяцам. Начинают введение каш с 20-30 г, доводя за 7-14 дней до 150 г, далее можно разнообразить ассортимент круп (муки), а с 6-7 мес жизни вводить поликомпонентные каши и каши, комбинированные с фруктами или овощами. При разведении необходимо использовать мерные ложки и выполнять правила, указанные на этикетке. Безмолочные каши разводятся водой, соком, молочными смесями или молоком, а молочные — водой. В кашу добавляется сливочное или растительное масло из расчета 2-3 г на одну порцию [6, 7].

Примерная последовательность введения круп может быть следующей:

4-6 мес жизни: рис, гречка, кукуруза;

7-8 мес: овес, можно начать комбинировать несколько злаков в случае их хорошей переносимости ребенком;

9-10 мес: ячмень (перловка), рожь, пшено.

После 1 года ребенку можно вводить кашу из манной крупы, поскольку, несмотря на приятный вкус, она снижает усвоение кальция, что способствует формированию рахита, и содержит мало витаминов и микроэлементов, но много глютена.

По пищевой ценности первое место занимают гречневая и овсяная крупы, содержащие большее количество нутриентов (белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, железа), чем другие крупы.

Часть молочных и безмолочных каш содержит растительные масла, необходимые для роста и развития детей. Многие каши обогащены сухими порошками фруктов и орехов, которые улучшают вкусовые качества продукта, но могут быть и фактором риска развития пищевой аллергии.

Выпускаются готовые каши, не требующие варки или растворения в жидкости. Это — консервированные продукты, требующие только разогревания. Они включают в состав 2 или 3 продукта — фрукты, злаки и молоко. Таким образом повышается пищевая цен-

ность злакового прикорма (дополнение пищевыми волокнами фруктов).

К злаковым продуктам прикорма также относятся печенье, хлеб. Они готовятся из пшеничной муки и вводятся в рацион с 7-месячного возраста в количестве 3-5 г в сутки. Необходимо отметить и растворимое печенье, которое используется для приготовления каш и как самостоятельный продукт, легко растворяющийся во рту.

После года возможно введение крупяных блюд другого класса — крупяные котлеты, биточки, зразы, пудинги, запеканки, в основном из манной крупы. Блюда из макарон, вермишели, лапши и т. д. используют как самостоятельные или в качестве гарниров к мясным и рыбным блюдам. Макаронные изделия близки по пищевой ценности к крупяным блюдам, но содержат меньшее количество пищевых волокон [3].

Существует огромное количество фирм как отечественных, так и зарубежных, производящих злаковые продукты, используемые в качестве прикорма у детей. Но необходимо выбирать тех производителей, которые представляют большой ассортимент продукта, что снижает риск развития аллергических реакций, возникающий при переводе на прикорм другой фирмы. Завод ОАО «ПРОГРЕСС», осуществляющий строжайший контроль качества каждой партии продукции на всех этапах производства, представляет 3 вида каш [8].

1. Сухие каши «ФрутоНяня» являются источником витаминов, минералов, обогащены инулином (пребиотик, улучшающий пищеварение, укрепляющий иммунитет, способствующий усвоению кальция). Ассортимент каш представлен безмолочными (гречневая, рисовая, гречневая с яблоками) и молочными (рисовая с тыквой и абрикосом, гречневая с персиком и абрикосом, пшеничная с тыквой, овсяная, овсяная с яблоком и бананом, пшеничная с яблоком и земляникой, мультизлаковая, каши с инулином — гречневая, рисовая, овсяная с персиком, овсяная со сливой).

2. Жидкие молочные кашки «ФрутоНяня» с инулином разделены на дневные (гречневая с яблоками, овсяная, рисовая) и ночные (овсяная с бананами, мультизлаковая, пшеничная). Этот вид продукции способствует набору массы тела, эффективно насыщает, хорошо переваривается и благотворно влияет на ночной сон ребенка.

3. Густые каши «ФрутоНяня» для питания детей с 6 мес жизни содержат до 40% злаков — гречневая с яблоком, овсяная с яблоками и ягодами, рисовая с яблоком и абрикосом, пшеничная с молоком и фруктами.

Таким образом, продукты на зерновой основе действительно занимают важное место среди видов прикорма, их роль не уменьшается по мере взросления детей. А самый распространенный представитель данной группы продуктов — каша — традиционно входит в рационы жителей всех возрастов и регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ботвиньев О.К., Разумовская И.Н., Скугаревская И.О. Рациональное вскармливание детей первого года жизни. Учебное пособие. М 2010; 25—27.

2. Питание детей первого года жизни. Под ред. А.Б. Моисеева, Т.Г. Верещагиной. М 2011; 155.

3. Питание здорового и больного ребенка. Пособие для врачей. Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня, Б.С. Кага-нова. М: Династия 2010; 32—38, 53.

4. Бельмер С.В., Гасилина Т.В. Пребиотики, инулин и детское питание. Вопр соврем педиат 2010; 3: 6—9.

5. Хавкин А.И., Бельмер С.В., Горелов А.В. и др. Микрофло-

ра пищеварительного тракта. М 2006; 416.

6. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. Ст-Петербург: Фолиант 2009; 1002.

7. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Естественное вскармливание детей. Ст-Петербург: Фолиант 1998; 260.

8. Боровик Т.Э, Ладодо К.С., Степанова Т.Н. и др. Современные продукты прикорма (фруктовые соки, фруктовые и овощные пюре, каши, мясные пюре) ТМ «ФрутоНяня», производимые и/или реализуемые ОАО «Прогресс», Россия, в питании здоровых и больных детей. М 2010; 16.

Поступила 29.06.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.