Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ'

ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
354
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ИСПАНИИ / КУЛЬТУРА / ИСПАНИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ИСТОРИЯ / ИСПАНИЯ ТРЁХ КУЛЬТУР / СИНТЕЗ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Горшкова К.Г.

В данной статье рассматривается специфика формирования культуры Испании, которая определяется ее неповторимой сложной исторической судьбой. Иберийский полуостров населяли различные народы, которые и определили вектор формирования испанской культуры, как сплав взаимовлияющих культур. Традиционная периодизация европейской культуры, предусматривающая общую логику развития культуры стран Западной Европы путём прохождения через Античность, Средневековье, Ренессанс, Просвещение, Романтизм, эпоху культурно-исторического перелома, Модерн и Постмодерн, на испанском культурном материале не работает. Сложность, неравномерность развития истории Испании, истории культуры Испании длительное время оставляли в стороне принципиально важные вопросы - определение специфических культурных черт испанской культуры, составляющих ее уникальный культурный код.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SPANISH CULTURE PERIODIZATION AND DETERMINATION

This article examines the specificity of the formation of the culture of Spain, which is determined by its unique complex historical fate. The Iberian Peninsula was inhabited by various peoples, which determined the vector of the formation of Spanish culture as a mixture of mutually influencing cultures. The European culture traditional periodization, describing Western European countries’ culture development, passing through Antiquity, the Middle Ages, the Renaissance, the Enlightenment, Romanticism, the era of cultural and historical change, Modern and Postmodern, does not work on Spanish cultural material. The complexity, uneven development of the history of Spain, the history of Spanish culture for a long time left aside fundamentally important issues - Spanish culture specific cultural features definition, that create its unique cultural code.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ»

Научная статья Культурология

УДК оо8

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-2-189-197

ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПЕЦИФИКИ КУЛЬТУРЫ ИСПАНИИ

К.Г. Горшкова

ksjshag@mail.ru

Казанский (Приволжский) федеральный университет г. Казань, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика формирования культуры Испании, которая определяется ее неповторимой сложной исторической судьбой. Иберийский полуостров населяли различные народы, которые и определили вектор формирования испанской культуры, как сплав взаимовлияющих культур. Традиционная периодизация европейской культуры, предусматривающая общую логику развития культуры стран Западной Европы путём прохождения через Античность, Средневековье, Ренессанс, Просвещение, Романтизм, эпоху культурно-исторического перелома, Модерн и Постмодерн, на испанском культурном материале не работает. Сложность, неравномерность развития истории Испании, истории культуры Испании длительное время оставляли в стороне принципиально важные вопросы — определение специфических культурных черт испанской культуры, составляющих ее уникальный культурный код.

Ключевые слова: культура Испании, культура, Испания, периодизация, история, Испания трёх культур, синтез культурных традиций.

Для цитирования: Горшкова К.Г. Проблемы периодизации и определение специфики культуры Испании. Наследие и современность. 2021;4(2):i89-197. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-2-189-197

Культура Испании представляет собой уникальный синтез культурных традиций, которая очень часто, особенно во второй половине XX в., становилась объектом исследования. Однако комплексные исследования по истории культуры Испании на данный момент практически отсутствуют. Поэтому, чтобы дать хотя бы общую характеристику испанской культуры необходимо обращаться к исследованиям по испанской истории или к работам, посвящённым отдельным вопросам культуры и искусства Испании.

Основные принципы формирования испанской культуры можно проследить на примере периодизации испанской истории. Эта теснейшая взаимосвязь проявляется даже в названиях периодов и этапов культуры Испании. Более того, традиционная периодизация европейской культуры, предусматривающая общую логику развития культуры стран Западной Европы путём прохождения через Античность, Средневековье, Ренессанс, Просвещение, Романтизм, эпоху культурно-исторического перелома, Модерн и Постмодерн, на испанском культурном материале не работает. Известны многочисленные дискуссии © Горшкова К.Г., 2021 189

по поводу наличия или отсутствия в истории культуры Испании такого этапа как Ренессанс (Л.М. Баткин), фрагментарности эпохи Просвещения (И.А. Тертерян, А.Л. Штейн, Хосе Сантос) или проблема двух вершинных хронотопов испанской культуры («Золотой век» и расцвет искусства первой трети XX века) (Б.В. Горлов).

Итак, традиционно периодизация культуры Испании выглядит следующим образом.

Первый период - культура Древней Испании. Внутри данного периода исследователи выделяют культуру доисторической Испании (Б.В. Казанский, Ю.Б. Циркин), финикийский этап культуры Пиринейского полуострова (Р. Альтамира-и-Кревеа, Ю. Б. Циркин), культуру римской Испании (Р. Альтамира-и-Кревеа, Ю.Б. Циркин), культуру вестготской Испании (А.Е. Кудрявцев, А. Рюкуа, А.Р. Корсунский, О.В. Ауров). Следы первых людей, населявших Иберийский полуостров, относятся к эпохе верхнего палеолита, о чем свидетельствуют обнаруженные культурные памятники (пещеры Альтамира, Лаха Альта). По словам известного испанского историка Рафаэля Альтамира-и-Кревеа, «первые исторические сведения об Испании приводятся чужеземцами, так как первоначальное население Испании не оставило запёчатлённых в письменности свидетельств, которые дают возможность полнее истолковать остатки материальной культуры» [1, с. 8]. «В работах античных географов и историков встречается много различных названий народов и местностей Испании, но эти наименования обычно приводятся в сочетании с маловероятными легендами» [1, с. ю].

Кельты и иберы, заселившие полуостров в первом тыс. до н.э. начинают формировать «иберийскую культуру» (термин «иберийская культура» был введён в научный оборот в 40-е гг. XX в. испанскими учеными П. Бош-Гимпера, Л. Перикот, А. Аррибас, М. Таррадель). Однако племена имели достаточно сильные отличия друг от друга. О некоторых иберийских народах ходила слава как о просвещённых и мудрых. Эти племена имели свою письменность, летописи, поэмы, легенды. Другие же народы слыли грубыми, сильными, с жестокими обычаями, находились в полудиком отсталом состоянии.

Финикийцы, появившиеся на берегах Средиземного моря во время морских походов, к концу XII в. до н.э. занимают юго-западную территорию Испании. Благодаря своим торговым отношениям, им удалось распространить ремесло и искусство народов Передней Азии. На протяжении долгого времени с ними вёл конкуренцию другой народ - греки, которому удалось обосноваться на территории Андалусии, Португалии, Галисии, Астурии. Именно греки оказали огромное влияние на развитие культуры: строительство городов с полностью автономным статусом, как в метрополии, чеканка первых монет, распространение земледелия и культуры винограда, оливковых деревьев. Бо-

190

лее того они распространили так называемое «искусство души» - театр, поэзию и философию.

В 575 г. до н.э. на территории греков обосновался Карфаген. Для культурной жизни этого периода было характерно активное взаимопроникновение культур (финикийская-греческая-пуническая). Но в результате пунических войн Римская держава очистила Испанию от карфагенского присутствия и установила владычество на шесть столетий (II в. до н.э. - V в. н.э.). Несмотря на то, что политика романизации шла медленными темпами, ее влияние охватило все сферы жизни иберийского общества. Распространяется наиболее эффективное и устойчивое средство регулирования - римское право, повлиявшее на весь западный мир. Латинский язык закрепился на Пиренейском полуострове в качестве государственного, но взаимодействуя с местными языками, утратил свою чистоту и продолжал жить как «варваризиро-ванная латынь». Активное развитие инженерной науки нашло отражение в строительстве сети дорог, мостов, акведуков. Впечатляющие храмы, амфитеатры, цирки, термы, дошедшие до нашего времени преимущественно в руинированном состоянии, дают возможность представить общий городской прогресс в Испании под властью Рима.

Также через Рим проникает и христианство, которое позже перерастёт в католическую религию, определит характер испанской культуры и народа. Несмотря на развивающуюся романизацию, продолжала существовать автохтонная культура, в некоторых районах практически сохранился прежний образ жизни. Это особенно проявлялось в культовых сооружениях. Примерами могут послужить погребения в центральной и северной части полуострова, для них характерно наличие погребальных статуй воинов, найденных преимущественно в Галисии и Португалии. Также обнаружены памятники-пьедесталы, обильно украшенные барельефами, надписями на местных языках.

В V—VI вв. на территорию полуострова проникают воинственные племенные союзы - германцы. Первыми из них были свевы, вандалы и аланы. С этого момента германское влияние станет активным составляющим формирующейся испанской культуры. В период упадка римского могущества, вестготы, воспользовавшись ситуацией, стали правящим классом, установив первое национальное государство. Культура вестготов была менее развита, чем римская, поэтому они воспринимают культуру римлян. Однако, «говорить о полном слиянии народностей невозможно» [2, с. 255]. Германские племена хоть и не внесли радикальных изменений в культуру, но оставили некоторый след. Им удалось определённым образом создать единое законодательство для многочисленных народностей, населяющих полуостров, стремясь примерить интересы всех народов, однако, несмотря на это, объединить всех все же не смогли. Пытались унифицировать государ-

ство не через военные конфликты, а через религию. Поэтому в данный период складывается близкое сотрудничество государства и церкви. Религия набирает свою силу. Вся культурно-образовательная деятельность осуществляется в церковных школах, образование в светских школах исчезает с падением Римской империи.

В искусстве вклад вестготов настолько незначителен, что это дало основание обозначить данный период как период упадка, но «нельзя утверждать, что вся готская и испано-римская знать коснели в невежестве» [i, с. уд]. От вестготов дошло немногочисленное число произведений искусства. Это главным образом изделия из драгоценных металлов и камней (вотивные короны, кресты, украшения). В архитектуре господствует простой стиль, предпочтение отдается религиозным постройкам. Основным декоративным элементом является подковообразная арка, которая также не является нововведением вестготов, использовалась и ранее в прошлом. В общем, искусство вестготов фокусируется на религии.

Второй период - период арабской культуры Испании. Последнее время все чаще этот период в истории и истории культуры Испании (VTII-XV вв.) звучит как эпоха «Испании трех культур» ("La España de las tres culturas") (Serafín Fanjul García, Э. Леви-Провансаль, И.Ю. Крачковский, А. Рюкуа): христианской, мусульманской и иудейской. Арабы появляются в 711-713 гг. в Испании, в стране с господствующей христианской культурой и угнетённой иудейской. Появление евреев на Иберийском полуострове относится к I в. н.э., но распространение христианства повлекло сегрегацию еврейского населения. С приходом арабов положение евреев улучшается, начинается расцвет иудейской культуры в Испании. Но все же нельзя говорить о свободе религий, «каждая группа все же находилась в своих рамках» [3, с. 16]. Переплетение нескольких религий в период арабского владычества повлекло за собой неизбежную взаимосвязь между населением, и те, и другие оказывали друг на друга определённое влияние. Это ярче всего отразилось на языке, особенностях традиций и обычаев. В результате этого смешения возникли новые архитектурные стили - мосараб-ский, мудехар. Столицей «трёх культур» стал город Толедо.

Страна превратилась в одну из самых богатых и развивающихся стран Европы. Помимо того, что арабы создали собственный неповторимый мавританский стиль в мировом искусстве, они внесли также радикальные изменения в сельское хозяйство, ввезли ряд новых сельскохозяйственных культур, таких как рис, сахарный тростник, финики, гранатовое дерево, виноград. Развитию земледелия способствовало и расширение оросительных каналов. Были достигнуты и экономические успехи - успехи в горнорудном промысле, развитие ремёсел (производство шелка, выделка кож, сукна, производство оружия, ке-

рамики, декоративно-прикладных предметов). Развивались науки, литература, учреждались университеты, библиотеки.

Третий период - культура Объединённого королевства Испании, который берет своё начало с момента окончания Реконкисты и воцарения «католических королей» - Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, предопределивших развитие основных черт испанской культуры. Внутри этого огромного периода, охватывающего более четырёх веков истории Испании, есть этапы наивысшего расцвета испанской культуры и этапы культурного кризиса.

Культура Испании XVI в. знаменуется зарождением национальной культуры Испании (Р. Альтамира-и-Кревеа, П. Вилар). С территориальным объединением пришла идея о том, что канонический католицизм тождественен величию и силе испанской державы, утверждён инквизиционный трибунал, изгоняются евреи, мавры, проводится «чистка крови» (limpieza de sangre). Однако параллельно с религиозными противоречиями в культуре происходят противоположные процессы: чрезмерность, фривольность, ирония. Подъем национальной культуры в литературе заложил основы плутовского романа (Ф. де Ке-ведо, Ф. де Рохас, Л. де Вега, Тирсо де Молина и П. Кальдерон). В живописи преобладают религиозные сюжеты, выраженные пессимистичными красками и реалистичные сюжеты, изображающие возвышенное и прекрасное (Эль Греко, X. Рибера, Д. Веласкес).

За концом XVI и вплоть до конца XVII вв. закрепилось название «Золотой век испанской культуры» (М. Дефурно, Ж. Суреда). Архитектура от стиля «платереско» переходит к стилю «чурригереско», в литературе по-прежнему развивается плутовской жанр, появляется маньеризм, зажигается звезда Дон Кихота. И литература, и живопись тянутся к мистицизму. Параллельно в живописи рождаются непревзойдённые шедевры известных мастеров (Д. Веласкес, Ф. Рибальта, Ф. Сурбаран). Активно развивается университетская и научная жизнь. С конца XVII в. изобразительное искусство Испании переживает упадок, лишь в конце XVTTT в. начнётся новый подъем, вызванный гением Гойи.

В XVIII в. с приходом французской династии Бурбонов испанское общество формально разделилось на две части. Возникает феномен «Двух Испаний» ("Las dos Españas") (Г.А. Химич, С.П. Пожарская), противостояние которых найдет свое отражение на протяжении трёх веков и ярко выразится в Гражданской войне 1936-1939 гг. В XIX веке проникновение романтизма в Испанию привело к подъёму национального самосознания. В архитектуре и живописи преобладает классицистический академизм, особняком стоит фигура Гойи. В целом, исторический жанр вытесняет пейзажную и жанровую живопись. Сложная политическая ситуация и борьба между феодальным и буржуазным обществом ввергли Испанию в глубокий кризис.

Четвёртый период - культура Испании XX в. Время очень сложное, противоречивое не только для Испании, но и всего западноевропейского мира. Двадцатое столетие в культуре Испании представлено сменяющими друг друга этапами: культура Испании первой четверти XX в. (Химич Г.А., Каптерева Т.П.), культура франкистской Испании (С.П. Пожарская, Х.У. Гумбрехт), культура современной Испании (Е.О. Гранцева). Из-за многочисленных военных столкновений, как внутри страны, так и вне её, Испания впадает в общее состояние застоя, и это непременно отражается на всей культурной жизни. В скульптуре и живописи сохраняются тенденции прошедшего века. Появившаяся тенденция к развитию импрессионизма в живописи носила лишь эпизодический характер.

В первые десятилетия XX века по стране прокатываются забастовочные движения, общественная мысль начинает затрагивать волнующие проблемы социального, национального, идеологического характера. Эти процессы находят своё отражение в философской и литературной жизни. Начинает свою деятельность «Поколение 1898» (М. де Унамуно, А. Мачадо, Х.Р. Хименес), вслед идёт «Поколение 1914» (Х.Р. Хименес, X. Ортега-и-Гассет), «Поколение 1927» (Ф.Г. Лорка, М. Эрнандес, С. Дали, X. Миро). В живописи ведущее положение занимают экспрессионизм и темы современной жизни. Живопись главным образом устремляется к развитию формалистических течений: сюрреализм Сальвадора Дали, абстракционизм Хуана Миро и Пабло Пикассо. В архитектуре своеобразной доминантой выступает гений модерна - Антонио Гауди.

Продолжительный и противоречивый период диктатуры Ф. Франко (1939_1975) оставляет не менее противоречивый след в культурной жизни страны. Новый режим характеризуется контролем и авторитарным вмешательством в культурную жизнь, господствуют жёсткая цензура и идеологическая пропаганда. Устанавливается классический тоталитаризм с одной партией с опорой на католическую церковь. В культуре устанавливается два направления: официальное, пропагандирующее установившуюся идеологию, и культура Оппозиции.

Культурная жизнь с падением диктатуры связана в первую очередь с взрывным ростом культуры в широком ряде областей: музыка, поэзия, кино, телевидение и т.д. В измученной от франкизма, от цензуры и идеологического давления стране появляются разнообразные субкультуры. Развивается индустрия развлечения и досуга, внедряется массовая культура. Страна «открывается» Европе, участвует в фестивалях искусства и культуры. В начале 1990-х гг. Испания становится мировым туристским центром.

Сложность, неравномерность развития истории Испании и истории культуры Испании длительное время оставляли в стороне прин-

194

ципиально важные вопросы - определение специфических культурных черт испанской культуры, составляющих ее уникальный культурный код. И также как с вопросами периодизации испанской культуры, выявление ее особенностей, ее характерных черт возможно лишь посредством работ, посвящённых отдельным вопросам культуры и искусства Испании.

Еще Хосе Ортега-и-Гассет в труде «Бесхребетная Испания» проанализировал испанскую культуру с точки зрения формирования собственно испанского мировоззрения. Он выделил ряд характерных для испанской культуры черт, говоря, что «внутри единого целого возникает ряд миров, где царит своя, неповторимая атмосфера, т.е. имеются свои нормы, интересы, обычаи, идеи и настроения» [4, с. 238], замечая также, что «современная Испания - это уже не нация, былое единство разбилось на группы, разделенные глухими перегородками» [4, с. 286], но отмечает «духовный костяк нынешнего испанского общества» [4, с. 301].

Сегодня по результатам ряда исследований культура Испании обладает следующими специфическими чертами. Мельчакова Ю.С. выделяет периферийность испанской культуры, обусловленную ее пограничным состоянием, отличным от традиционной европейской культуры; агонизацию как отражение периферийности [5]. Приобретает в испанской культуре особую значимость национальная идея -идея «испанидад» - осознание своей идентичности.

Характерные черты, выделенные Химич Г.А.: амбивалентность, мускулинность и фикция или "ficción" - ирреальность, притворство, поэтическая фантазия, - формируют архетип национальной культуры. Своеобразная многослойность испанской культуры и ее синтетичность возникли исторически в результате межкультурных связей и взаимодействий [6].

По Горлову Б.В., самобытность испанской культуры выражена в формопоклонстве перед эстетической формой, стремлении к предельному совершенству, бесцельной отваге, эстетизации смерти, в момент которой достигается предельная красота и сопряжение крайностей [7].

Таким образом, рассмотренная специфика истории культуры Испании определяется ее неповторимой сложной исторической судьбой. Иберийский полуостров населяли различные народы, которые и определили вектор формирования испанской культуры, как синтез взаимовлияющих культур.

Литература

1. Алътамира-и-Кревеа Р. История Испании. М.: Издательство иностранной литературы, 1951. Т.1. 520 с.

2. Циркин Ю.Б. Испания от античности к Средневековью. СПб: Нестор-История, 2010. 456 с.

3. Кантиков А.Ю., Богданова Д.В. Мавританская архитектура Испании. Мусульманские памятники. Мудехар. Екатеринбург: TATLIN, 2015. - 184 с.

4. Ортега-и-Гассет X. Бесхребетная Испания/ Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания: сборник. М.: ACT: СТ МОСКВА, 2008. С. 253-348.

5. Мелъчакова Ю.С. Испанская национальная картина мира: взаимодействие искусства и религии: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2007. 26 с.

6. Химич ГА. Характерные черты испанской культуры как парадигма архетипов национального сознания// Вестник РУДН. Серия всеобщая история. М.: РУДН. 2011. № 2. С. 7-21.

7. Горлов Б.В. Два хронотопа испанской культуры: эстетические доминанты («Золотой век» и «Авангард» первой трети XX в.): автореф дис... канд. философских наук. Москва, 2006. 24 с.

Original article Culturology

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-2-189-197

PROBLEMS OF SPANISH CULTURE PERIODIZATION AND DETERMINATION

K. Gorshkova

Kazan (Volga Region) Federal University Kazan, Russia

Abstract. This article examines the specificity of the formation of the culture of Spain, which is determined by its unique complex historical fate. The Iberian Peninsula was inhabited by various peoples, which determined the vector of the formation of Spanish culture as a mixture of mutually influencing cultures.

The European culture traditional periodization, describing Western European countries' culture development, passing through Antiquity, the Middle Ages, the Renaissance, the Enlightenment, Romanticism, the era of cultural and historical change, Modern and Postmodern, does not work on Spanish cultural material.

The complexity, uneven development of the history of Spain, the history of Spanish culture for a long time left aside fundamentally important issues - Spanish culture specific culturalfeatures definition, that create its unique cultural code.

Keywords: culture of Spain, culture, Spain, periodization, history, Spain of three cultures, synthesis of cultural traditions.

For citation: Gorshkova K.G. Problems of Spanish culture periodization and determination. Heritage and Modern Times. 2021;4(2):i89-197. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2021-4-2-189-197

References

1. AVtamira-i-Krevea R. Istoriya Ispanii. M.: IzdateFstvo inostrannoj literatury*, 1951. T. 1. 520 s.

2. Tsirkin Yu.B. Ispaniya ot antichnosti k Srednevekov^yu. SPb: Nestor-Istoriya, 2010. 456 s.

3. Kaptikov A.Yu., Bogdanova D.V. Mavritanskaya arxitektura Ispanii. MusuTmanskie pamyatniki. Mudexar. Ekaterinburg: TATLIN, 2015. - 184 s.

4. Ortega-i-Gasset X. Besxrebetnaya Ispaniya/ Vosstanie mass. Degumanizaciya is-kusstva. Besxrebetnaya Ispaniya: sbornik. M.: AST: ST MOSKVA, 2008. S. 253-348.

5. MeVchakova Yu.S. Ispanskaya пасюпаГпауа kartina mira: vzaimodejstvie is-kusstva i religii: avtoref. dis. ... kand. kuTturologii: 24.00.01; Ural. gos. un-t im. A.M. Gorvkogo. Ekaterinburg, 2007. 26 s.

6. Khimich GA. Xarakternyve chertyv ispanskoj kuTturyv kak paradigma arxetipov nacionarnogo soznaniya// Vestnik RUDN. Seriya vseobshhaya istoriya. M.: RUDN. 2011. № 2. S. 7-21.

'j.Gorlov B.V. Dva xronotopa ispanskoj kuTturyv: e\slelicheskie dominantyv («Zolotoj vek» i «Avangard» pervoj treti XX v.): avtoref dis... kand. filosofskix nauk. Moskva, 2006. 24 s.

Сведения об авторе Author of the publication

Горшкова Ксения Георгиевна, аспн- Ksenia Gorshkova, postgraduate student

рант Казанского (Приволжского) феде- of Kazan (Volga region) Federal University,

рального университета. Член Региональ- Member of the Regional Public Organization

ной общественной организации «Ассоци- "Association of Researchers of Iberoameri-

ация исследователей ибероамериканско- can World". Kazan, Russia,

го мира», г. Казань, Россия. Email: ksjshag@mail.ru Email: ksjshag@mail.ru

Дата поступления 12.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.