Научная статья на тему 'Концепция "Hispanidad" и испанский региональный национализм'

Концепция "Hispanidad" и испанский региональный национализм Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
914
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"HISPANIDAD" / "АВТОНОМНОЕ СООБЩЕСТВО" / "AUTONOMOUS COMMUNITY" / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLITICS / ПОКОЛЕНИЕ 1898 Г. / "ПЕРЕХОД К ДЕМОКРАТИИ" / "SPANISH TRANSITION TO DEMOCRACY" / "GENERATION OF 1898" / "NACIONALCATOLICISMO"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тумин Александр Дмитриевич

Статья посвящена исследованию процесса развития испанского национального самосознания, формированию испанской национальной идентичности, таких, как: появление и распространение концепции «Hispanidad» и проблеме региональных национализмов, а также некоторым вопросам современной испанской национальной политики. Северные регионы Испании желают стать независимыми государствами, несмотря на столетия сосуществования в едином Испанском государстве. Автор задается вопросом, можно ли считать Испанию многонациональным государством, будущее которого в разделе современного единого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция "Hispanidad" и испанский региональный национализм»

3. Rawls J. Theorist of Modern Liberalism [Электронный ресурс]. URL: http://www.heritage.org/ political-process/report/john-rawls-theorist-modern-liberalism (дата обращения: 15.05.2017).

4. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. Под ред. Д.В. Скляднева, послесл. Б.В. Маркова. М.: Наука, 2000. 380 с.

5. Усов Д.В. Коммуникативная версия теории общественного договора в период перехода к информационному обществу: Ю. Хабермас // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka. ru/article/n/kommunikativnaya-versiya-teorii-obschestvennogo-dogovora-v-period-perehoda-k-informatsionnomu-obschestvu-yu-habermas (дата обращения: 04.04.2017).

6. Gauthier D. Morals by Agreement. First edition. Oxford: Oxford University Press, 1986. P. 4-8.

7. Pettit Ph. Republicanism - A theory of Freedom and Government. Oxford: Clarendon Press, 2002. Р. 167-169.

REFERENCES

1. Brennan G. The Collected Works of James M. Buchanan. Vol. 10 (The Reason of Rules: Consti-

tutional Political Economy). Foreword by Robert D. Tollison (Indianapolis: Liberty Fund, 1999), available at: http://oll.libertyfund.org/titles/1826# Buchanan_0102-10_147 (accessed: May 15, 2017).

2. Rawls J. Teoriya spravedlivosti [A theory of justice]. Transl. from English by V.V. Tselishcheva. 2nd ed. Moscow, LKI, 2010, pp. 25-30.

3. Rawls J. Theorist of Modern Liberalism, available at: http://www.heritage.org/political-process/report/ john-rawls-theorist-modern-liberalism (accessed: May 15, 2017).

4. Habermas Yu. Moral'noe soznanie i kommunika-tivnoe deystvie [Moral consciousness and communicative action]. Transl. From German. Ed. By D.V. Sklyadnev. Moscow, Nauka, 2000, 380 p.

5. Usov D.V. Filosofskie problemy informatsionnykh tekhnologiy i kiberprostranstva, 2014, no. 2, available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kommunika-tivnaya-versiya-teorii-obschestvennogo-dogovora-v-period-perehoda-k-informatsionnomu-obschestvu-yu-habermas (accessed: April 04, 2017).

6. Gauthier D. Morals by Agreement. First edition. Oxford, Oxford University Press, 1986, pp. 4-8.

7. Pettit Ph. Republicanism - A theory of Freedom and Government. Oxford, Clarendon Press, 2002, pp. 167-169.

26 июня 2017 г.

УДК 304.2

КОНЦЕПЦИЯ «HISPANIDAD» И ИСПАНСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

А.Д. Тумин

DOI 10.23683/2072-0181-2017-91-3-60-65

Актуальность проблемы национальных испанских духовных скреп и основанной на этом концепции «Hispanidad» проявляется в том, что население Испании воспринимает ее как авторитарную и традиционную в своей основе. Альтернативные «Hispanidad» испанские концепции национальной гражданской идентичности, такие, например, как баскская концепция идентичности Сабино Араны, в основе своей тесно связаны с христианством и собственными этнокультурными особенностями, имеющими традиционалистский характер. Таким образом, они вполне могут выполнять функцию исторической основы

Тумин Александр Дмитриевич - аспирант кафедры теории культуры, этики и эстетики Южного федерального университета, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, 105, e-mail: tumin.alexsandr@yandex.ru, т. 8 (863) 2507277.

нарождающихся национальных идентичностей в северных испанских регионах. Причем в современном Испанском государстве, в ее автономных регионах, имеющих статус исторических национальностей, региональные языки имеют официальный статус, как, например, в Каталонии. Главная особенность приверженцев национальной концепции «Hispanidad» -знание кастильского наречия испанского языка, составляющее суть традиционной национальной идентичности - рассматривается как устаревшее, что подводит к вопросу о целесообразности существования единого Испанского государства, которое сторонники

Aleksandr Tumin - Southern Federal University, 150 Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: tumin. alexsandr@yandex.ru, tel. +7(863)2507277.

регионального сепаратизма считают рудиментом «имперского кастильского сознания» [1]. В данный момент происходит отказ от испанской гражданской идентичности. Но Испания остается унитарным государством. Это означает, что испанские автономные сообщества не имеют конституционного права отделяться от страны согласно ст. 2 Испанской Конституции. Сложный национальный вопрос в Испании порождает опасность распада единого Испанского государства.

Рассмотрим особенности формирования этнокультурной идентичности испанских «автономных сообществ» и особенности концепции «Hispanidad».

Этимологически понятие идентичности образовано от латинского слова Idem, что означает сходство и непрерывность. Сам термин «идентичность» появился в 1970-х гг., и его автором считается Э. Эриксон. Однако задолго до Эриксона значительный вклад в разработку этого понятия внесли З. Фрейд и К.Г. Юнг. Исследования этнокультурной идентичности получили развитие в отечественной и западной этнологии с 1960-х гг., когда сформировались основные методологические подходы к ее изучению. Среди них можно выделить онтологический (примордиа-листский) подход, в рамках которого работали Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, С.В. Лурье, Д. Бурстин, Э. Д. Смит, К. Хюбнер, С.М. Широкогоров и др., и конструктивистский (инструменталистский), методологический подход, которого придерживались С. Хантингтон, Б. Андерсон, Ф. Барт, Э. Гел-лнер, Э. Хобсбаум, В.А. Тишков, С.В. Чешко и др. Что касается национальной идентичности, то в России исследователями проблемы являются Н.А. Мосунова, В.С. Малахов, Л.М. Дробижева, Б.Г. Капустин и др. Изучением испанской идентичности занимались многие испанские философы и историки, например, Х. Ортега-и-Гассет, М. де Унамуно, Р. Маэсту, Х. Мариас, Х. Туссель, Г. Диас-Плаха, Р. Альтамира-и-Кревеа и др.

Этнокультурная идентичность - это сложный социально-психологический и социокультурный феномен. Ключевые слова в этом понятии — этнос и культура. Согласно новейшему философскому словарю, этнос — межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Понятие «нации»,

лежащее в основе национальной идентичности, (от лат. - па^о), ведет свою историю с эпохи античности. Первоначально этот термин в значении «природный» использовался для обозначения варварских народов. В дальнейшем его использовал Мартин Лютер, подразумевая под нацией родовую знать. Под влиянием Великой Французской буржуазной революции утверждается понимание нации как совокупности граждан, объединеных идеей народного суверенитета и демократическим самоуправлением.

Сегодня под нацией подразумевается историческая общность людей, характеризующаяся общностью территории, экономических связей, литературного языка, особенностями культуры и быта. Можно согласиться с Э. Геллнером, который считал, что национальная идентичность, в отличие от этнокультурной, имеет гораздо более искусственный характер [2]. Искусственность проявляется в том, что для формирования национальной идентичности должна функционировать национальная система образования, существовать единый национальный язык. По мнению А.Ю. Шадже и Э.А. Шадже, это - гражданское понятие нации как общности, защищаемой общей системой законов [3].

Данный конструктивистский подход ставит акцент на важности сохранения этнических границ. При этом этнические границы могут проходить не только между национальными государствами, но и между регионами, являющимися частями национальных государств. Региональная идентичность может перерасти в национальную идентичность.

К числу важнейших факторов, предопределивших формирование испанской национальной идентичности, можно отнести: положение Испании как перекрестка культур; приход вестготов на Пиренейский полуостров и проводимая ими политика распространения христианства. Сюда же можно отнести Реконкисту, обусловившую возвышение Католической церкви; связанные с этим периодом правовые льготы регионов (фуэрос) и формирование местных органов власти (кортесов) как основы демократического устройства; образование государства-нации и единого Испанского государства во времена правления Изабеллы Кастильской и Фернанда Арагонского; создание, а затем крушение испанской колониальной империи; и др. Социокультурная самобытность Испании проявилась в

XVI-XVII вв. в усилении влияния испанской церкви, которая приобрела автокефальный характер. В этот период происходило изгнание из страны новообращенных христиан — этнических мавров и евреев, что стало причиной снижения доли в стране образованных людей. Испанские церковные иерархии составляли Индекс запрещенных книг [4].

Первые исследования истории испанской культуры в направлении поиска национальных символов испанской национальной идентичности начались в 70-е годы XIX в. Этому предшествовал семидесятилетний период острых социально-политических конфликтов, во время которого Испания пережила два иностранных вторжения, утрату владений в Америке, две гражданские (карлистские) войны, пять испанских революций.

Эти события привели всю интеллектуальную элиту страны к необходимости реформирования всех сфер испанского общества. Видное место в этом плане занимает движение «Поколения 1898 года». Основой для развития либерального движений в Испании стало развитие системы образования в Испании в XIX в. Умеренно либеральный проект испанской гражданской идентичности создавался под сильным влиянием немецких и французских интеллектуалов. Важное значение имело «патриотичное и литературное» общество - Атеней (1835) и «Свободный институт образования» (1876), что позволяло студентам в рамках университета выражать свои идеи публично и независимо от католических догм государственной религии [5, с. 61]. В эту эпоху секуляризации одним из самых влиятельных преподавателей был Хулиан Санс дель Рио, при котором талантливым студентам выделяли стипендию для изучения современных философских учений в Германии, в особенности религиозное учение панантеизма Карла Фридриха Краузе, что вызывало недовольство у консервативно-настроенных преподавателей, постулировавших реставрацию Священного трибунала Инквизиции. Мыслители «Поколения 1898 г.» разделяли мнение о том, что испанская национальная ментальность основана на кастильских традициях, так как средневековое королевство Кастилия-Ла-Манча стало основой для объединения испанских королевств, а также то, что именно в этом регионе происходили самые крупные сражения Реконкисты. [6, с. 73]. Культурное единство «Hispanidad»

проявилось блогодаря широкой популяризации католицизма, проводившейся Испанской империей и в эпоху Реконкисты - 800-летнего противостояния испанцев против арабов-мусульман. Это сделало христианство важной частью национальной идентичности испанцев как объединяющего начала населения испанских королевств. Концепцию «Hispanidad» разделяли представители обеих испанских политических кругов: и консерваторы, и либералы-республиканцы.

Развитие концепции «Hispanidad» было связано с попыткой найти в истории испанцев «духовные скрепы», способные дать Испании политическую стабильность, решить проблему сепаратистских тенденций в северных провинциях, которые боролись за сохранение своих форальных экономических льгот, например, за сохранение доходов регионов от таможенных барьеров. Это было выгодно потомственной провинциальной аристократии, которая противопоставляла себя Испанскому государству. Подобная ситуация ярко проявилась, например, в Стране басков, где долгое время существовала система форального права, которая породила автономное экономическое и социокультурное развитие в регионе, что стало во многом причиной революций и карлистских войн XIX в., так как центральная власть в Мадриде проводила политику нивелирования различий в укладе экономики и ее стандартизации. Эти события привели всю интеллектуальную элиту страны к необходимости реформирования всех сфер испанского общества. Видное место в этом плане занимает движение «Поколения 1898 года». Именно представители этого интеллектуального движения сформировали концепцию «Hispanidad». Важно подчеркнуть, что все мыслители этого течения разделяли мнение о том, что испанская национальная ментальность основана на кастильских традициях [6, с. 85].

Попытка экономической унификации в Испанском королевстве, предполагающая эффективно функционирующий государственный аппарат; с созданием государственных мануфактур, развитием транспортного строительства и др., широко стала проводиться с XVIII в., еще до распространения в среде испанских интеллектуалов романтических идей провозглашения независимых государств и изменения территориального устройства Испанского государства по принципу наличия этнокультурных различий населения в его

северных регионах. Таким образом, в XVIII в. у населения Пиренейского полуострова уже существовало национальное самосознание, основанное на католической религии, верности монарху и едином государственном языке, что проявилось в дальнейшем в появлении и развитии концепции «Hispanidad».

Мигель Унамуно выделял в качестве основного культурного архетипа Испании Дон Кихота, считая его главным персонажем «испанского мышления», «испанского чувства жизни». Согласно М. Унамуно, «кихотизм», вера против разума и героизм - это основные характеристики испанского бытия, которые должны быть сохранены при продвижении страны по пути модернизации [7, с. 119]. Именно Унамуно сделал из Дон Кихота икону испанского национализма. Дон Кихот - это испанский Христос, Санчо Панса - народ, кихотизм - национальная религия. Но духовность, демократизм, верность и благородство идальго как черты национального характера имеют и свою обратную сторону, негативную с точки зрения технико-индустриальной культуры: мечтательность, непрактичность, лень, рутинность, невежество, легкомысленность и фатализм. В целом концепция «Hispanidad» была ориентирована на нивелирование региональных различий внутри Испании. С этим было связана критика концепции «Hispanidad» испанскими либеральными идеологами Х. Ортега-и-Гассет, Х. Мариас), которые, анализируя историю Испании, так же, как идеологи-националисты, ключевым периодом появления испанской национальной идентичности считали средневековье, так как именно в это время сформировалась система экономических привилегий для испанских провинций (фуэрос) и защищались права городов на самоуправление, что рассматривалось как сохранение демократических традиций времен Римской империи. Разделение интеллектуальной элиты страны на сторонников сохранения монархического строя и католической теократии и сторонников либеральных реформ вызвало политический и социокультурный кризисы в Испании в 1930-е., когда за пять лет Второй республики, к 1936 г., в стране началась очередная гражданская война между сторонниками республики и традиционалистами во главе с Франко. Территориально регионами страны, которые поддерживали республиканцев, были городские поселения, особенно в северных провинциях, подобно ситуации во времена карлистских войн.

Когда в 1939 г. Франко пришел к власти, сформулированная Р. Маэсту в 1934 г. концепция «национал-католицизма», основанная на идеологии «Hispanidad», получила статус государственной. Сторонники данной концепции противопоставляли себя упадническим, по их мнению, движениям - от демократии до коммунизма. В основании национал-католицизма лежала идея иерархии, братства, служения. Национал-католицизм являлся основой государственной идеологии. Были запрещены любые философские концепции, по-другому формирующие мировоззрение людей. Политика секуляризации, проводившаяся во времена Второй республики (1931-1936), не разделялась большинством населения Испании. Многие испанцы надеялись, что пришедший к власти Франко, выступающий за сохранение традиционной испанской культуры, восстановит религиозный авторитет церкви. Верхушка франкистского режима прекрасно понимала, что она получила поддержку населения во многом из-за ее воинствующего католицизма. В соответствии со ст. 11 Закона, принятого 17 мая 1958 г., национал-католическая идеология рассматривалась консервативной частью населения страны как защищающая испанскую культуру от чуждой идеологии, что в целом было характерно для консервативных течений в Европе того времени. Р. Маэсту провозглашал вооруженные силы страны настоящей аристократией современности, или, согласно его терминологии, «рыцарями Hispanidad», так как именноофицерство, по его мнению, способно было защитить устои испанского общества [8, с. 359]. Негативное отношение испанцев к концепции «Hispanidad» связано с резким изменением политического курса в стране во времена «перехода к демократии», так как эта концепция была инкорпорирована в национал-католицизм. Идеология национал-католицизма, будучи продуктом консервативной франкистской элиты, ставящая поддержание религиозного христианского мировоззрения населения в качестве национальной идеи, не может быть совместима с современным испанским либеральным политическим устройством, гарантирующим свободу совести и свободу слова.

Как справедливо полагает П. Престон, выход из сложившейся тенденции медленного распада единого государства состоит в поддержании концепции испанской общегражданской национальной идентичности,

в которой подчеркивается вклад всех регионов Испании, а не только Кастилии, в создание единого Испанского государства. Акцент должен ставиться на многовековом сосуществовании населения испанских автономных сообществ в рамках единого национального государства, существующего с 1492 г. [9]. Таким образом, «Hispanidad» - это не искусственно созданный политический концепт, а идеология, основанная на традиционных испанских национальных чертах, что подтверждается историей страны. Отказываться от концепции «Hispanidad» из-за того, что она противоречит либеральным ценностям, нецелесообразно, так как испанцы в основном сохраняют традиционные взгляды на жизнь. Из этого следует, что общегражданская национальная идентичность испанцев может и продолжает строиться на концепции «Hispanidad». Значительная часть населения автономных сообществ, получивших статус «исторических национальностей», стремится получить независимость от Испании не из-за того, что она не разделяет культурные особенности «Hispanidad», а из-за репрессивной политики времен правления Ф. Франко.

Другой особенностью национальной идентичности Испании является то, что ее формирование началось еще до провозглашения единого Испанского государства. В границах единого государства изначально сосуществовали четыре этнокультурные общности: кастильская (собственно испанская), баскская, галисийская и каталонская. Эту историческую особенность испанской истории франкисты решили нивелировать, провозгласив сторонников движения за самоуправление регионов диссидентами. Все правовые достижения республиканского режима, включая партийный плюрализм, были отменены. После смерти Франко в 1975 г. и процесса «перехода к демократии», завершившегося принятием Конституции 1978 г., произошел отказ от тоталитарной идеологии национал-католицизма и, как следствие, тесно связанной с ней концепции «Hispanidad», что поставило вопрос о легитимности существовании единой испанской нации [10]. При этом каталонский и баскский региональный национализмы стали рассматриваться новой политической элитой этих регионов как важный инструмент для увеличения полномочий политического само-

управления, специального подогревания националистического настроения в регионах [8, с. 163-164].

Таким образом, противоречивые отношения к национальной политике Испании вызваны тем, что в ней перестали поддерживаться традиционные идеалы преемственной испанской национальной идентичности. Тем не менее в стране частично поддерживается преемственность политического курса сохранения статуса испанской монархии и авторитета короля. Несмотря на явные признаки федеративности государства «автономных сообществ» [11], монарх в Испании остается символом национального единства, а также сохранения унитарного территориального устройства страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bueno G. España no es un mito: daves para una defensa razonada. Universidad de Cadiz, 2005, P. 12.

2. Gellner E. Nations and Nationalism. N. Y.: Cornell University Press, 2009. P. 99.

3. Шадже А.Ю., Шеуджен Э.Я. Северокавказское общество: опыт современного анализа. М. — Майкоп: Аякс, 2004. 246 с. С. 42.

4. Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании: В 2 т. / Под ред. С. Д. Сказкина и Я.М. Света. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1951. С. 389.

5. Яковлева Л.Е. Сравнительный анализ национальных особенностей русской и испанской философии XIX-XX веков // Проблемы управления в контексте гуманитарной культуры. М.: Университетский гуманитарный лицей, 1997. С. 61-63.

6. Gijón M.M. Los (anti)intelectuales de la derecha en España. De Gimenez Caballero a Jimenes Lo-santos // RBA Libros, S.A. Octubre, 2011. P. 73.

7. Корконосенко К.С. Кихотизм - индивидуальная религия Мигеля де Унамуно // М. де Унамуно/ Житие Дон Кихота и Санчо. СПб.: Азбука, 2011. С. 89-143.

8. España entre dos siglos (1875-1931). Continuidad y cambio, VII Coloquio de Historia Contemporánea de España dirigido por Manuel Tunón de Lara, November de 1991; coordinador y editor GARCIA DELADO J.L. Madrid, Siglo XXI de España Editores, 1991. 455 p.

9. Preston P. The Triumph of Democracy in Spain. London: Routledge, 1986. 247 p. P. 98.

10. Morales Moya А., Fusi Aizpurua J.P. y Blas Guerrero A. de. La historia de la nación y del nacionalismo español. Galaxia Gutenberg / Circulo de Lectores, 2006. P. 1150.

11. Уиттакер Э. Испания. М.: Рипол классик, 2014. 352 c. С. 125.

REFERENCES

1. Bueno G. España no es un mito: claves para una defensa razonada [Spain is not a myth: the key to a reasoned defense]. Universidad de Cadiz, 2005, p. 12.

2. Gellner E. Nations and Nationalism. New York, Cornell University Press, 2009, p. 99.

3. Shadzhe A.Yu., Sheudzhen E.Ya. Severokavka-zskoe obshchestvo: opyt sovremennogo analiza [North Caucasian society: the experience of modern analysis]. Moscow, Maykop, OOO "Ayaks", 2004, p. 42.

4. Al'tamira-i-Krevea R. Istoriya Ispanii [History of Spain]. In 2 vol., Ed. by S.D. Skazkina and Ya.M. Sveta, Moscow, Izdatel'vo inostrannoy lit-eratury, 1951, p. 389.

5. Yakovleva L.E. Sravnitel'nyy analiz natsional'nykh osobennostey russkoy i ispanskoy filosofii XIX-XX vekov [The Comparative Analysis of the National Features of Russian and Spanish Philosophy of the 19th and 20th Centuries]. In: Problemy upravleniya v kontekste gumanitarnoy kul'tury [Problems of Management in the Context of Humanitarian Culture], Moscow, University Humanitarian Lyceum, 1997, pp. 61-63 p.

6. Gijón M.M. RBA Libros, S.A., 2011. October, p. 73.

7. Korkonosenko K.S. Kikhotizm individual'naya religiya Migelya de Unamuno [The Quixoticism is the individual religion of Miguel de Unamuno]. In: Unamuno M. de. Zhitie Don Kikhota i Sancho [Life of Don Quixote and Sancho]. St.-Petersburg, Azbuka, 2011, pp. 89-143.

8. España entre dos siglos (1875-1931). Continuidad y cambio, Vil Coloquio de Historia Contemporánea de España dirigido por Manuel Tunon de Lara, November de 1991 [Spain between two centuries (1875-1931). Continuity and change, 7th Colloquium of Contemporary History of Spain directed by Manuel Tunón de Lara, November 1991]. Coordinator and editor GARCIA DELADO J.L. Madrid, Siglo XXI de España Editores, 1991, 455 p.

9. Preston P. The Triumph of Democracy in Spain. London, Routledge, 1986, p. 98.

10. Morales Moya А., Fusi Aizpurua J.P., Blas Guerrero A. de. La historia de la nación y del nacionalismo español [The history of the nation and nationalism, in English]. Galaxia Gutenberg/ Circulo de Lectores, 2006, p. 1150.

11. Uittaker E. ispaniya [Spain]. Moscow, Ripol klassik, 2014, p. 125.

28 августа 2017 г.

УДК 94 (430)

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ОБРАЗ ФЮРЕРА В ВОСПРИЯТИИ НЕМЕЦКОГО ОБЩЕСТВА (1933-1945)

Е.А. Паламарчук

DOI 10.23683/2072-0181-2017-91-3-65-74

Несмотря на то что, уже на сегодняшний день историография нацизма столь обширна, что с трудом поддается учету и многофакторному анализу, многочисленные аспекты, характеризующие феномен национал-социализма, отнюдь не утрачивают своей актуальности. Более того, их углубленное изучение приобретает всевозрастающее значение для современного мира, в котором под воздействием известных тенденций набирает силу неуклонная радикализация общественных отношений, приводящая к росту влияния по-

Паламарчук Евгений Александрович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Южного университета (ИУБиП), 344068, г. Ростов-на-Дону, пр. Нагибина, 33А/47, e-mail: epalamar@mail.ru т. 8(863)2924386.

литических партий правого спектра, усилению среди части общества настроений, близких к неофашистским и неонацистским. Причем приходится констатировать, что соответствующую трансформацию претерпевают не только государства-маргиналы, такие как современная Украина и Прибалтика, но и страны, традиционно считающиеся оплотом демократии. Более того, в созданную несколько лет назад в Европарламенте фракцию «Самобытность, традиции, суверенитет» вошли представители неофашистских организаций из ряда европейских государств [1].

Eugene Palamarchuk - Southern University (IUBiP), 33А/47, Nagibin Avenue, Rostov-on-Don, 344068, e-mail: epalamar@mail.ru, tel. +7(863)2924386

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.