Научная статья на тему 'Формирование Иберийского этноса и культуры в домусульманский период: краткий обзор'

Формирование Иберийского этноса и культуры в домусульманский период: краткий обзор Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
769
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИБЕРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / IBERIAN CULTURE / ИБЕРИЙСКИЙ ЭТНОС / ИБЕРИЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ (ИСПАНИЯ) / IBERIAN PENINSULA (SPAIN) / ИБЕРЫ / IBERIANS / ПРОТОИБЕРЫ / АЛЬМЕРИЙСКАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛОС-МИЛЬЯРЕС / IBERIAN ETHNOS / PROTOIBERIANS / ALMERIYKAYA CULTURE / CULTURE OF LOS-MILYARES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Качкарова Э. В.

В данной работе проводится краткий обзор генезиса и становления этнокультурного ареала Иберийского полуострова, начиная с формирования человеческих обществ в неолитическую эпоху и кончая событиями, предшествующими мусульманскому завоеванию, полностью изменившему этнокультурную картину региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This research provides a synopsis of genesis and development of ethnocultural area of Iberian peninsula, beginning with a dawn of neolitic societies up to events, which had been preceding islamic conquest that utterly recarved ethnocultural map of the region.

Текст научной работы на тему «Формирование Иберийского этноса и культуры в домусульманский период: краткий обзор»

Э. В. Качкарова

ФОРМИРОВАНИЕ ИБЕРИЙСКОГО ЭТНОСА И КУЛЬТУРЫ В ДОМУСУЛЬМАНСКИЙ ПЕРИОД: КРАТКИЙ ОБЗОР

В данной работе проводится краткий обзор генезиса и становления этнокультурного ареала Иберийского полуострова, начиная с формирования человеческих обществ в неолитическую эпоху и кончая событиями, предшествующими мусульманскому завоеванию, полностью изменившему этнокультурную картину региона. Ключевые слова: иберийская культура, иберийский этнос, Иберийский полуостров (Испания), иберы, протоиберы, аль-мерийская культура, культура Лос-Мильярес.

This research provides a synopsis of genesis and development of ethnocultural area of Iberian peninsula, beginning with a dawn of neolitic societies up to events, which had been preceding islamic conquest that utterly recarved ethnocultural map of the region. Keywords: Iberian culture, iberian ethnos, Iberian peninsula (Spain),Iberians, Protoiberians, almeriykaya culture, culture of Los-Milyares.

Иберийский полуостров — территория, где взаимодействие цивилизаций многократно приводило к возникновению своеобразных культур, этносов: «Полуостров был как бы своеобразным опытным полем для связей и смешения многих этносов, взаимовлияния и скрещивания различных культур и культов. Иберы и лузитане глубокой древности, греческие колонизаторы с VII века до н. э., франки с III века н.э., аланы, свевы, вандалы и вестготы с V века н. э. - все они сталкивались друг с другом, временно сосуществовали, обычно враждуя, но частично и смешиваясь в течение многих веков» (1, с. 17).

Их отношения определялись сформулированным Ф. Броделем фактором «сопротивления культур», которые при попытке их устранения «появляются снова, упорно стремясь выжить».

Ю. Б. Циркин (3) полагает, что происхождение коренной группы населения — иберов, связано с взаимодействием двух этносов: местного населения и пришлого народа, так называемых протоиберов. Протоиберы предположительно появились на Пиренейском полуострове около 5 тыс. до н.э. Не исключено, что они были каким-то образом связаны с Восточным Средиземноморьем, в частности с Малой Азией, а через нее — с предками народов Кавказа. Можно предположить, что протоиберы не вытеснили предшествующее население, а смешались с ним, отдав ему некоторые свои элементы (например, керамику) и восприняв некоторые местные (например, кремневые наконечники). Возможно, что переселенцы частично распространили на новой территории и свой язык. В результате смешения появилась альмерийская культура, носителями которой были иберы. Возникла эта культура во второй половине 5 тыс. до н. э. Продолжением альмерийской культуры стала культура Лос-Мильярес, сложившаяся на юго-востоке и юго-западе, а впоследствии распространившаяся по побережью полуострова. В середине 3 тыс. до н. э. культура Лос-Мильярес как бы «стушевалась» под натиском культуры, носители которой принадлежали к населению центра полуострова.

Во 2 тыс. до н. э. культура иберов возрождается в виде культуры Эль-Аргар. В это время Пиренейский полуостров представлял собой довольно сложную картину. Существовавшие тогда культуры можно объединить в две группы и, соответственно, разделить полуостров на две зоны: юг и восток противопоставляются остальной территории. В юго-восточной области наблюдается быстрое экономическое и социальное развитие. Ведущей среди культур этой зоны была аргарская. Жители области поддерживали контакты с другими районами Средиземноморья, что подтверждается находками восточных изделий, в том числе египетских бус. Местом встречи иберов с представителями Восточного Средиземноморья была, видимо, Сардиния.

¡ББМ 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.

Непосредственно к северу от аргарского региона вдоль Средиземноморского побережья располагалась территория валенсийской культуры. К концу 2 тыс. до н. э. аргарская культура приходит в упадок, а юго-восток полуострова теряет ведущую роль в развитии страны. Эта роль переходит к юго-западу.

В истории Иберийской этнокультурной общности выделяют три периода, которые характеризуются появлением нового этноса путем смешения разных народов, а также рождением синкретической цивилизации. Происходило это — в финикийский, римский, арабский периоды (последний требует отдельного исследования, мы не рассматриваем его в рамках данной работы). Существует, однако, предположение, что это случалось и раньше. В частности, Р. Альтамира-и-Кревера выдвигает гипотезу, согласно которой иберы-автохтоны полуострова, обитавшие здесь извечно, распространившись далеко за его пределами (от юга нынешней Франции до севера Африки), основали в XV веке до н. э. с ливийцами (предками современных берберов) обширную иберо-ливийскую империю Западного Средиземноморья. Эта империя существовала на рубеже Х11—Х1 веков до н. э., облегчив начавшуюся в это время финикийскую колонизацию (1, с. 17).

Финикийская культура на Иберийском полуострове просуществовала с XIII века до н. э. вплоть до I века н. э., то есть почти четырнадцать столетий, и была самобытным вариантом цивилизации, привнесенной на земли к югу от Пиренеев пришельцами из восточно-средиземноморского города Тир, а затем Карфагена. Под ее влиянием находилась (может быть, даже возникла) Тартессида - независимая держава на юге полуострова. Еще в начале I тыс. до н. э. обнаруживаются первые следы финикийского влияния на население Южной Испании. Это влияние можно проследить на примере керамики. Появляются сосуды с гладкими стенками и сетчатыми орнаментами на внутренней стороне.

Восточные импульсы не единственные, оказавшие влияние на юго-западную часть полуострова. На рубеже II—I тыс. до н. э. в Пиренеи проникают племена, говорившие на индоевропейских языках. Они заняли территорию на северо-востоке полуострова, принесли с собой лепные сосуды, украшенные отпечатками пальцев и насечками, некоторые виды оружия. К этому времени финикийцы уже основали колонию Гадес (финикийское название Гадир). Сфера их распространения охватывает значительную территорию на юге Испании. Эта территория совпадает с той, которая войдет в Тар-тессийскую державу.

Тартессийский народ складывался, видимо, в первые века 1 тыс. до н. э. на основе местного «юго-западного» населения, в состав которого вошли и растворились пришедшие с севера индоевропейцы, как было замечено ранее, передавшие автохтонам некоторые элементы своей культуры. В IX—VIII веках до н.э. под финикийским влиянием возникает тартессийская письменность. С этого момента Испания включается в полной мере в общесредиземноморский исторический процесс.

Данная культура просуществовала три столетия и даже какое-то время сохранялась, находясь под владычеством Рима. По сути дела, она была иберо-финикийской. В одних памятниках этой культуры можно различить некоторые особенности греческого влияния (синкретический культ Мелькарта-Геракла), в других (особенно в элементах материальной культуры) — воздействие местных условий. Ю. Б. Циркин считает, что в культуре Тартессиды восточные элементы проявлялись в гораздо большей степени, чем в Этрурии и Греции.

Можно отметить тенденции к иберо-греческому синтезу (преимущественно на восточном побережье полуострова) во всех видах искусства, в частности — в письменности, ремеслах. Ранние связи между местным населением и греками были косвенными. Посредниками выступали финикийцы, осуществлявшие товарный обмен между жителями полуострова и греками. Приблизительно в середине VII века до н. э. на территории Тартессиды, на ее средиземноморском побережье греки основали поселения (3, с. 34).

Греческие (или галло-греческие) строения, святилища, монеты, одежды соседствовали с иберийскими или кельтиберийскими. Одна из статуй IV века н. э. признана «испанской по моде и одеянию... финикийской по украшениям, греческой по общему стилю» (1, с. 17). Влияние греков на Карфаген и его колонии весьма сильно. Тем не менее на западе полуострова, судя по всему, доминировали кельты. Об этом говорит то, что жители Кельтиберии сохранили кельтский язык. Но здесь же жили лузи-тане — наиболее могучий из иберийских народов (1, с. 17).

Следующий этап развития цивилизации - римская колонизация, приведшая практически к полной романизации местного населения уже к концу II века н. э. За этот период времени все разнообразие культурных, этнических, лингвистических особенностей исчезло под влиянием массового усвоения латыни (в ее вульгаризованной, народной форме) и культуры завоевателей - римлян.

Римское влияние осуществлялось различными путями. Развивается торговля и вместе с ней денежная система. С полуострова вывозят керамику и особенно металлы, а в обмен ввозят италийские и галльские сосуды. Значительную роль в процессе романизации сыграли переселения, приводившие к разрыву старых родовых связей. Соприкасаясь с римской администрацией, люди вынуждены были использовать латинский язык. Аристократы желали подражать образу жизни победителей. Ремесленники, чтобы продать больше продуктов, должны были изготовлять те вещи и в тех формах, которые имели наибольший спрос, то есть приближаться к общеимперскому стандарту. Конец I века - середина II века - время экономического расцвета Испании. Города приобретают респектабельный итало-римский вид с театрами и амфитеатра-ми, цирками и общественными зданиями (3, с. 67). Развиваются ремесла. Наблюдается экономический рост. Но во второй половине II века Римская империя вступает в полосу кризиса. И наиболее романизированная часть населения Иберийского полуострова среди первых ощущает его.

Кризис вызвал возрастание политической нестабильности, полосу междоусобиц, гражданские войны. В экономической сфере он проявился в падении производства и снижении жизненного уровня широких слоев населения, в замене мелкой и средней собственности крупной, находившейся вне контроля городов, бывших основной ячейкой античного общества; в духовной сфере — в крушении старого мировоззрения и распространении новой веры - христианства. В условиях упадка античных форм общественной жизни набирают силу сохранившиеся родовые установления. На смену общеимперскому стандарту приходит расписная керамика, воспроизводящая формы и орнаменты доримских кельтиберийских сосудов.

Что касается духовной жизни, то на второй план отходит почитание таких богов, как Юпитер, Минерва, Аполлон, в то время как на первый план выступают ранее второстепенные божества: нимфы, божества вод, небесные боги. Лузитаны, финикийцы, кельты, кельтиберы активно поклоняются старым богам, хотя не пренебрегают и римскими. Распространяются и восточные, главным образом мистические, культы. Важным фактором, способствующим изменениям в духовной сфере, было распространение христианства. В условиях кризиса христианские общины набирали силу. Но хотя христианство в III веке довольно широко распространилось, оно еще не стало религией большинства.

Последующие вторжения германцев в III-V веках н.э. почти не изменили культурную картину. Несмотря на изоляцию германских завоевателей от местных жителей, они подверглись романизации. Особенно это относится к вестготам, господствовавшим на полуострове в V—VI веках н.э. Их романизация шла довольно быстро: известно, что языком письменной культуры вестготов стала латынь. Вестготы были в основном изолированы в социокультурном и лингвистическом отношениях от основной части местного населения (2, с. 197). Этот фактор, а также то, что вестготы не смогли приспособиться к сложной этнокультурной среде, навязывая ей свои порядки, феодализацию общественного строя, обусловили их

ISSN 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ июль-август 4 (30) 2009 г.

быстрый политический крах, способствовали завоеванию полуострова арабами.

Итак, состав иберийской этнокультуры представляет собой чрезвычайно пёструю смесь цивилизаций, народностей и языков с самого своего зарождения: историки даже затрудняются в установлении первого камешка этой причудливой этнокультурной мозаики. Такая культурная восприимчивость оказалась благодатной почвой для последующего закрепления ислама на юго-востоке, а христианства — на севере и возникновения на их основе серии чрезвычайно развитых культур.

Примечания

1. ЛандаР. Г. Взаимодействие цивилизаций на Иберийском полуострове в VIII—XVII веках / Р. Г. Ланда // Восток. — 1997. — № 1.

2. ЛандаР. Г. Роль ислама во взаимодействии и синтезе цивилизаций на Иберийском полуострове в VШ—XVII веках / Р. Г. Ланда // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. — М., 1994.

3. Циркин Ю. Б. Древняя Испания / Ю. Б. Циркин. — Л. 1988.

М. В. Маслова

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМЕ

В статье рассматривается актуальная проблема творческого подхода при создании эффективной телевизионной рекламы. Ключевые слова: теория культуры, телевизионная культура, художественное творчество, телевизионный рекламный ролик, бренд, массовая культура, массовое искусство.

Actual problem about creative approach at making effective television commercials is considered in this article. Keywords: theory of culture, television advertising, artistic creativity, television commercials, brand, mass culture, mass art.

Проблеме творчества в рекламе посвящены многочисленные научные труды, исследования и статьи, авторы которых задаются вопросом: может ли такая прагматическая деятельность как реклама, возвыситься до искусства? Действительно, главная цель рекламного ролика заключается в стимулировании продажи товара или услуги. Но это не значит, что в этой сфере нет условий для творческого самовыражения, ибо понятие «творчество» во много раз шире той его области, которая именуется художественной и воплощается в произведениях живописи, скульптуры или поэзии. «Есть основания рассматривать творчество как деятельность, необходимо предполагающую разработку и применение оригинальных решений, задач, характеризующихся очевидной социально-общественной значимостью» (2, с. 45). Возможности для творчества присутствуют во всех без исключения областях человеческой деятельности, и телевизионная реклама в данном случае не может являться исключением.

Телевизионная реклама оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на зрителя, поскольку ее компонентами являются: движущиеся визуальные образы, звуковой ряд, исполнители, сценические элементы, компьютерная графика и т.д. Рекламные ролики синтезируют различные виды художественного творчества — литературного, музыкального, театрального и др. — и, в свою очередь, становятся элементом массового искусства. Если раньше культурным эталоном служили произведения элитарной культуры, то в настоящее время главным достоинством произведения стала его массовость. Раньше массовый успех ставил под сомнение качество художественного произведения. Сейчас, для того чтобы работу признали произведением искус-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.