Также при использовании неразрушающего контроля сокращается время простоя автомобильного транспорта при проведении ремонтных работ.
Вид неразрушающего контроля - условная группировка методов контроля, объединенная общностью физических величин, дает возможность их комплексного применения.
На предприятиях занятых проведением ремонтных работ автомобильного транспорта рекомендуется организовывать различные службы для обработки информации, полученной от использования вычислительной техники. По полученным данным необходимо составлять заключение о качестве выполненного ремонта или выявленного дефекта в процессе дефектации. Высокую достоверность проводимого контроля можно обеспечить, используя автоматизированную технику, что позволить говорить о качественном ремонте, проводимом на предприятии.
Список литературы
1. Клюев В.В. Неразрушающий контроль и диагностика. Справочник / В.В. Клюев и другие. М.: Машиностроение, 2003.
2. Ермолаев И.И. Методы и средства неразрушающего контроля качества / И.И. Ермолаев, Н.Я. Осташин. М.: Высшая школа, 1988.
3. Лубов А.А. Метод магнитной памяти металла и приборы контроля / А.А. Лубов. М.: Энергодиагностика, 2001.
4. Генкин М.Д. Виброакустическая диагностика машин и механизмов / М.Д. Генкин, А.Г. Соколова. М.: Машиностроение, 1987.
5. Кузнецов Н.С. Теория и практика неразрушающего контроля изделий с помощью акустической эмиссии / Н.С. Кузнецов. М.: Машиностроение, 1998.
6. Маслов Б.Г. Дефектоскопия проникающими веществами / Б.Г. Маслов. М.: Изд-во Высшая школа, 1991.
ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ВТОРИЧНЫХ МЕДЕСОДЕРЖАЩИХ ЛОМОВ И ОТХОДОВ Моисеев Д.А.
Моисеев Дмитрий Александрович - аспирант, кафедра металлургии, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург
Для производства вторичной меди, как правило, используют наиболее низкосортные лом и отходы меди и медных сплавов. Такое сырье практически не поддается предварительной подготовке, или она обходится чрезмерно дорого. По этой причине несортированное медьсодержащее сырье отличается большим разнообразием поступающих в плавку материалов и исключительным непостоянством состава и часто полной его неопределенностью. Крупный лом и отходы представляют собой несортированное и неразделанное сырье с большим содержанием железа и других примесей, а также крупногабаритные отходы литейного производства - выломки из ковшей, печные «козлы» и т.п. Такое сырье очень часто просто разбивают копром или подвергают резке на куски, размер которых допускает их загрузку в шахтные печи. Мелкий несортированный лом и отходы, значительно загрязненные железом, синтетическими материалами, лакокрасочными покрытиями и т.д., направляют в плавку без предварительной разделки. При наличии во вторичном сырье военного лома (главным образом гильз различных видов огнестрельного оружия) перед плавкой он должен быть подвергнут пиротехническому осмотру и в случае
необходимости обезврежен. Латунный лом и отходы в виде высечки, обрези, стружки, бракованных изделий и т.п., если они не могут быть переработаны на соответствующий сплав, плавят в конвертерах рудной технологии при получении черновой меди. Шлаки литейного производства, содержащие корольки меди и ее сплавов, оксиды и другие химические соединения, предварительно дробят и подвергают грохочению. Мелочь с крупностью частиц до 15 мм перед плавкой желательно укрупнить методом агломерации или грануляцией (окатыванием). Предварительному укрупнению подвергают также мелкие сыпучие материалы -формовочные земли, мелкие шлаки, наждачную пыль и т.п.
Изучением данной темы занимались различные авторы: Цемехман Л.Ш., Ермаков Г.П., Лукашев Л.П. [1]. Авторы формулируют базисы процесса, плавка медьсодержащих лома и отходов в шахтных печах ставит своей основной целью расплавление меди и восстановление ее соединений до металлического состояния, ошлакование железа и пустой породы шихтовых и флюсовых материалов, а также возгонку летучих компонентов. Шахтная плавка вторичного медного сырья относится к числу восстановительных процессов. Ее проводят при расходе кокса, равном 12... 18% от массы твердой шихты. Количества выделяющейся при горении кокса теплоты в этом случае вполне достаточно для расплавления шихты, перегрева продуктов плавки, а также отгонки цинка, свинца и других летучих компонентов. Флюсами при плавке являются, загружаемые в печь известняк и кварц, а также железо, содержащееся в исходных сырьевых материалах в достаточном количестве. Химические процессы шахтной плавки вторичного медьсодержащего сырья сводятся к целому комплексу взаимодействий. Созданию в печах необходимых температур (до 1500 *С) и восстановительной атмосферы способствуют реакции горения твердого углерода и газификации его диоксидом. Металлы, присутствующие в шихте в окисленном состоянии, восстанавливаются за счет взаимодействия с оксидом углерода и частично с металлическим железом шихты, описываемого в общем виде уравнениями: MeО + ОТ = Me + ОТ2 и MeO +Fe = Me + FeO, где Me - медь, олово, цинк, свинец и т.д. Расплавленная медь собирается в нижней части общей массы расплава. Вследствие растворения в расплаве меди значительных количеств примесных металлов (до 20%) получающийся металлический продукт в отличие от первичной черновой, называют черной медью. Состав черной меди шахтной плавки вторичного сырья колеблется в очень широких пределах. Она может содержать, %: ^ 82...87; 2п 5...8; Sn до 2,2; Pb до 2; Fe 1,5...3; № до 3. Оксиды шихты и флюсов образуют при плавке силикатные шлаки, содержащие, %: SiO2 23 ... 29; FeO 35 ... 40; CaO 8...14; 2п 6... 9; ^ до 1,5. Значительные количества цинка и других летучих компонентов возгоняются с газами. Обычно возгоны состоят в основном из оксида цинка (60... 63% 2п) и направляются для дальнейшей переработки на цинковые заводы.
Технологиям получения вторичной меди уделяется большое внимание. Однако в настоящее время наиболее распространенной технологией является плавка скрапа и отходов в шахтных печах с последующим конвертированием, плавкой полученной в конвертерах черновой меди в отражательных печах на аноды, из которых электролизом получают чистую катодную медь. Большое количество вторичной меди получают из скрапа, используемого в качестве холодных добавок при конвертировании. Более совершенными технологиями переработки вторичного медного сырья являются TBRC и Isasmelt, которые используются наиболее крупными компаниями, а также новыми заводами и заводами, которые модернизируют свое производство. Ведутся работы по гидрометаллургической переработке отходов медного плавильного производства (пылей), но до настоящего времени эта технология не используется в промышленном масштабе [3]. Вероятно, в ближайшее время будут разработаны новые технологии переработки отходов медно-кобальтового производства в связи с планируемыми предприятиями по переработке шлаков и хвостов в Замбии и Заире с целью получения из них как кобальта, так и меди. В
металлургической практике уделяется большое внимание проблеме переработки различных медных вторичных материалов.
На российских предприятиях все медные металлические отходы, как правило, перерабатываются на медеплавильных заводах в горизонтальных конвертерах вместе со штейном. Специализированная переработка этих полупродуктов в России отсутствует. В Европе работает восемь специализированных заводов. Большинство из них работает с использованием шахтных печей, конвертеров и рафинировочных печей. Некоторые их них используют для металлургической переработки TBRC и, с недавнего времени, Аштек-технологию. На комбинате «Североникель» отсутствует оборудование для специализированной переработки медных металлических отходов. Наиболее перспективна их переработка в вертикальных конвертерах с применением кислородно-топливных горелок. Эта технология сочетает достоинства плавки в TBRC и Аштек-процесса.
Широкое применение топливно-кислородных горелок в металлургии обусловлено высокой интенсивностью этого вида плавки, возможностями переработки материалов различного состава, достаточно высоким тепловым коэффициентом полезного действия. Требуется разработка и научное обоснование возможностей этого метода переработки металлических отходов.
Список литературы
1. Цемехман Л.Ш., Ермаков Г.П., Лукашев Л.П. и др. Получение черновой меди в кислородных конвертерах // Сборник научных трудов Гинцветмета, 1987. С. 51-56.
2. Цемехман Л.Ш. Автогенные процессы в медном и медно-никелевом производстве // Цветные металлы, 2002. №2. С. 35-36.
3. Коклянов Е.Б., Мироевский Г.П., Голов А.Н., Цемехман Л.Ш., Лопатин СИ., Павлинова Л.А., Войханская Н.Л. Пирометаллургическое рафинирование меди от ги, РЬ, Бп, Л8, Sb. Деп. в ВИНИТИ, 2001. № 658. С. 55-64.
4. Федорова Н.А. Термодинамические свойства системы медь-никель. 24 с. Деп. в ВИНИТИ РАН, 2001. № 591. С. 66-78.
УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОНУСОВ ПОДОШВЕННОЙ ВОДЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НИМИ Галиев Р.Р.1, Шакуров И.М.2
1Галиев Ратмир Рамильевич - магистрант; 2Шакуров Ильдар Мусанифович - магистрант, направление: нефтегазовое дело, кафедра разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, Уфимский государственный нефтяной технический университет,
г. Уфа
Аннотация: в статье анализируется влияние степени вскрытия скважины перфорацией на процесс образования конуса воды, при разработке нефтяных залежей, подстилаемых подошвенной водой, и рассматривается метод, направленный на предотвращение данного явления.
Ключевые слова: нефтяное месторождение, водонефтяная зона, конусообразование, обводнённость, перфорация, подошвенная вода, вскрытие пласта.
Большинство нефтяных и нефтегазовых месторождений России расположены в водонефтяных зонах. Накопленный за годы опыт по извлечению нефти из таких зон