Научная статья на тему 'Проблемы перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности'

Проблемы перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5791
877
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS / FINANCIAL REPORTING / CONSOLIDATED FINANCIAL REPORTING / ACCOUNTING POLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишова Любовьивановна

Встатье подробно исследуются проблемы перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности, а также рассматриваются трудности, возникающие у организаций при составлении отчетности по МСФО. Кроме того, предлагаются конкретные предложения поэтапного перехода коммерческих организаций на МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шишова Любовьивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TRANSITION OF THE RUSSIAN ORGANIZATIONS TO INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS

The article studiesthe problems of transition of the Russian organizations to International financial reporting standards, and also it is considered the difficulties arising at the organizations at drawing up of the statements according to IFRS. Besides it is offered specific proposals of stage-by-stage transition of the commercial organizations to IFRS.

Текст научной работы на тему «Проблемы перехода российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности»

УДК: 657.24 ББК:05

Шишова Л.И.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Shishova L.I.

PROBLEMS OF TRANSITION OF THE RUSSIAN ORGANIZATIONS TO INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, финансовая отчетность, консолидированная финансовая отчетность, учетная политика.

Keywords: International financial reporting standards, financial reporting, consolidated financial reporting, accounting policies.

Аннотация: встатье подробно исследуются проблемы перехода российских

организаций на международные стандарты финансовой отчетности, а также рассматриваются трудности, возникающие у организаций при составлении отчетности по МСФО. Кроме того, предлагаются конкретные предложения поэтапного перехода коммерческих организаций на МСФО.

Abstract:the article studiesthe problems of transition of the Russian organizations to International financial reporting standards, and also it is considered the difficulties arising at the organizations at drawing up of the statements according to IFRS. Besides it is offered specific proposals of stage-by-stage transition of the commercial organizations to IFRS.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что развитие бухгалтерского учета и отчетности

происходит в тесной связи с изменениями

экономической ситуации в стране, отвечая характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Изменение

системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды в России

потребовало адекватной системы

бухгалтерского учета и отчетности.

В условиях рыночных отношений нормальное функционирование конкурентного рынка капитала возможно только при условии, что участники этого рынка обеспечены достоверной качественной информацией об объектах инвестиций. Основным источником такой информации является финансовая отчетность организаций. За последние полвека в мировой практике бухгалтерского учета сформировались требования к финансовой отчетности, обеспечивающие ее

максимальную полезность и удобность для принятия экономических решений

неограниченным кругом пользователей. Эти требования формализовались с начала 1970-х

гг. в международных стандартах финансовой отчетности [1].

Российский бухгалтерский учет до перехода к рынку, да и с началом строительства рыночных отношений мало внимания уделял обеспечению

информационных потребностей инвесторов. Фактическое отсутствие института финансовой отчетности в России до сих пор является одной из главных причин недоразвитости отечественного рынка капитала.

Переход России к принципиально новым экономическим отношениям обусловил необходимость кардинального реформирования российской системы бухгалтерского учета с целью приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО и требованиями рыночной экономики для обеспечения сопоставимости информации, формируемой российскими и зарубежными хозяйствующими субъектами.

Финансовая отчетность, составленная по МСФО, позволяет заинтересованным пользователям оценить не только

финансовое положение и результаты деятельности компании, но и качество работы менеджмента компании в целях принятия экономически оправданных решений. В западной экономике основными пользователями отчетности публичных компаний являются существующие и потенциальные инвесторы. В России в настоящее время основная группа заинтересованных пользователей состоит из банков, финансирующих деятельность организаций, и акционеров, которые требуют точной и надежной информации, отражающей экономическую сущность деятельности компании.

При переходе компании на составление отчетности в формате МСФО последствия для компании могут стать как положительными, так и отрицательными. В качестве положительных аспектов можно отметить повышение прозрачности, информативности отчетности, улучшение сопоставимости показателей, увеличение возможностей для анализа деятельности компании и как следствие - облегчение доступа к международным рынкам капитала. При этом следует учесть, что сама по себе отчетность еще не гарантирует приток инвестиций. К тому же, как показывает практика, зачастую величина балансовой прибыли при переходе на международные стандарты может быть значительно ниже, чем по правилам российского учета. Кроме того, переход на МСФО потребует от компании выделения значительных трудовых, финансовых и временных ресурсов. При этом оценить положительные экономические последствия от перехода на МСФО на первоначальном этапе будет довольно трудно.

Международные стандарты являются только инструментом для составления финансовой отчетности. Каждая компания одновременно составляет и управленческую отчетность в соответствии с требованиями руководства, учредителей, акционеров. Если руководству компании удастся увязать принципы МСФО с теми ключевыми моментами, выполнение которых требуется для составления управленческой

отчетности, то ее финансовая отчетность будет открытой и понятной как российским

собственникам, так и иностранным инвесторам.

К настоящему времени проблема выбора оптимальных решений,

позволяющих снизить издержки, связанные с переходом на МСФО, приобрела особую актуальность для Российской Федерации в целом и отдельных хозяйствующих структур, стремящихся к интеграции в мировую экономику. Это обусловлено внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относится усиление процессов глобализации,

сопровождающихся, в том числе, конвергенцией стандартов финансового учета. Основным мотивом принятия решения о переходе на МСФО является стремление либо увеличить рыночную капитализацию путем повышения уровня доверия за счет повышения прозрачности деятельности организации, либо

профинансировать инвестиционные

проекты, направленные на обновление основных фондов и повышение эффективности производства. Однако переход на новую систему стандартов неизбежно влечет рост затрат, связанных с ее внедрением и ведением бухгалтерского учета, что ведет к снижению эффективности привлекаемых инвестиций. К внутренним побудительным факторам относятся принятые на правительственном уровне решения о переходе на МСФО российских компаний, что ведет к росту расходов, обеспечивающих выполнение этих решений.

В связи с этим становится очевидным, насколько важно наличие экономически обоснованных подходов к реформированию системы бухгалтерского учета как для организаций, уже перешедших на МСФО, так и для организаций, только собирающихся применять принципы Международных стандартов при составлении отчетности.

Можно выделить следующие общие проблемы перехода на МСФО и предложить способы решения некоторых из них [2]:

- система МСФО сложнее многих существовавших раньше национальных систем стандартов учета. Есть сомнения, что она служит своей основной цели - быть

источником важной для инвесторов

информации, необходимой им для принятия деловых решений. Есть опасения, что организации будут составлять отчеты только для выполнения требований

регулирующих властей, а не для привлечения новых инвесторов.

Предлагается при оценке внедрения Международных стандартов

ориентироваться не только на поставку

информации для инвесторов, а также необходимо привязать существующую систему управленческого учета к внедряемым МСФО. Основанием для такого подхода может служить изначальное

приближение Международных стандартов финансовой отчетности к управленческой и собственнической идеологии, а также к бизнес-логике. Главным достижением долгого и трудного процесса внедрения МСФО должно стать не привлечение более дешевого финансирования и выход на IPO, а быстрое и точное извлечение данных, входящих в отчетность по МСФО из системы управленческого бухгалтерского учета;

- достаточная информативность

отчетности по МСФО. У самих компаний -составителей отчетности по МСФО нет уверенности в том, что отчетной информации по МСФО окажется достаточно для их инвесторов. Существуют сомнения в том, что отчетность по МСФО адекватно отображает финансовое положение компании и служит адекватному восприятию компании финансовыми рынками;

- сравнимость компаний между собой

должна была являться одним из основных преимуществ МСФО. Она должна была достигаться универсальностью МСФО и применением их во всех странах мира. Однако при внедрении МСФО большинство компаний избрали подход,

характеризующийся минимальными

отличиями от применявшейся ранее национальной системы стандартов. При глобализации финансовых рынков это означает затруднения в процессе сравнения деятельности разных компаний из разных стран ввиду изначальных различий национальных стандартов.

Предлагается избирать подходы в МСФО аналогичные национальной практике. Такое требование, в частности, содержится в МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности» (IFRS 1). При этом разработчики МСФО полагали, что суждения, принятые в национальном учете при переходе на МСФО, не должны быть разными, ведь объект учета один, а применяемые стандарты на объект учета объективно не влияют. Естественно, не учтено влияние налогового учета на бухгалтерскую отчетность, составленную по некоторым национальным стандартам, например, российским. В связи с этим, российским компаниям необходимо отходить от указанного требования МСФО 1 и отражать операции исходя из независимого профессионального взгляда, который именно в российских условиях может отличаться от применяемого для целей составления национальной отчетности.

Исходя из опыта различных компаний, составляющих отчетность в соответствии с МСФО, их сравнимость между собой выше, чем в отчетности компаний из разных стран, составленных по разным национальным стандартам.

Можно выделить четыре типа трудностей, которые возникают у организаций при переходе на отчетность по МСФО.

К первому типу отнесены проблемы технического характера: реорганизация

учетных подразделений бухгалтерии, обеспечение материально-технической базы, оплата услуг специалистов, включая независимых аудиторов, и многое другое.

Ко второму типу относятся проблемы, связанные с изменением некоторых

принципиальных аспектов бухгалтерского учета: изменения, связанные с

окончательным переходом к методу

начислений при отражении доходов и расходов в бухгалтерском учете; учет операций по выплатам персоналу

организации (премии, медицинское обслуживание, обучение, прочие

социальные выплаты), которые по существу представляют собой расходы текущего

периода и не должны производиться из фондов.

Третий тип проблем связан с существенными изменениями в величинах активов и обязательств. В основном это изменение принципов формирования резервов и оценки некоторых активов. Здесь затрагивается деятельность организации в целом. Значительно изменяются показатели его финансового состояния, отражаемые в финансовой отчетности и прежде всего размер собственного капитала.

Проблемы четвертого типа - это специфические сложности, которые могут возникнуть у некоторых организаций из-за усиления требований к раскрытию информации об осуществляемых крупных сделках и связанных сторонах. Сюда же отнесены проблемы консолидации отчетности по МСФО.

В условиях перехода российских организаций на МСФО актуальными становятся проблемы их внедрения и использования в организации как хозяйствующем субъекте. Выделим и проанализируем эти проблемы.

Прежде всего для организаций, имеющих сложную холдинговую структуру, необходимо определить состав компаний, входящих в холдинг, информация о которых войдет в отчетность, и выработать методологию, в соответствии с которой будет в дальнейшем проведена их консолидация.

Согласно Международным стандартам IAS 27 консолидированная финансовая отчетность должна включать отчетность всех дочерних организаций. Компания признается таковой, если материнская организация прямо или косвенно владеет более половиной ее голосующих прав, кроме случаев, когда это не обеспечивает контроль. Организация признается дочерней и в том случае, если доля владения составляет менее пятидесяти процентов прав, но при этом материнская компания имеет возможность и полномочия управлять и контролировать деятельность дочерней компании на основании устава или соглашения с инвесторами. В то же время, с точки зрения российских стандартов бухгалтерского учета, оффшорные

компании, входящие в холдинг, как правило, не учитываются в отчетности. Поскольку по МСФО такие компании должны быть учтены, в зависимости от используемой системы (российских или международных стандартов) существенно изменяются отчетное финансовое состояние компании и, соответственно, ее оценка с точки зрения кредиторов, а также оценки рисков. Для решения этой проблемы многие организации вынуждены принимать в финансовый отдел сотрудников, которые обязаны осуществлять выверку взаимных расчетов и их контроль с клиентами, ведущими бизнес с холдингом, и между самими компаниями, включая оффшорные, а также осуществлять корректный учет. Выверка расчетов между структурами холдинга и консолидация являются большой проблемой для многих компаний, составляющих отчетность по МСФО, особенно впервые.

Внедрение и поддержка в актуальном состоянии МСФО для многих организаций возможны только с помощью внешних консультантов. При этом возникает проблема выбора консультанта. Это связано и с профессиональным уровнем предоставляемых консалтинговых услуг, и с возможностью сопровождения, и с проведением аудита. Консультантов выбирают обычно исходя из того пакета услуг, которые они могут предоставить организации. Помимо собственно услуг по внедрению МСФО, необходимы и услуги в области корпоративного управления: управление финансами, бизнес-процессами, повышение квалификации персонала, автоматизация учетных и плановых процедур. Конечно, не все консалтинговые компании могут обеспечить необходимый пакет услуг по приемлемой для заказчика цене.

Переход на МСФО и их применение практически невозможны без

использования информационных

технологий. Их разработка и эффективное применение связаны с проблемой участия в создании систем соответствующих специалистов, знающих предметную область и способных сформулировать задание на разработку информационных

систем и их программное обеспечение.

Основной проблемой на начальном этапе перехода на МСФО является универсальная проблема неприятия

нововведений, в данном случае сотрудниками бухгалтерии.

Предметная сущность МСФО значительно отличается от привычных для российских бухгалтеров смыслов. С этим связана проблема несоответствия традиционной бухгалтерской информации и информации по МСФО.

Особого внимания требует проблема методического обеспечения работы по МСФО. Как правило, используются три способа получения финансовой отчетности по МСФО.

Первый способ - трансформация российской бухгалтерской отчетности.

Однако таким образом невозможно

составить отчетность в короткие сроки, поскольку первоначально необходимо ее подготовить по российским стандартам. Кроме того, этот метод исключает возможность оперативного контроля оборотных показателей и обращения к аналитике по данным МСФО.

Второй способ - ведение непрерывного учета всех хозяйственных операций для целей МСФО параллельно с учетом по российским стандартам

бухгалтерского учета. Такой подход дает возможность оперативного обращения к аналитике любого уровня, что важно для подготовки отчетности. Однако это сложная задача с методологической точки зрения, особенно для крупных организаций, так как необходимо применять международные стандарты к каждой хозяйственной операции. При этом возникает

необходимость постоянно сверять данные российских стандартов с международными стандартами на предмет полноты учета.

Третий способ - периодическая трансляция данных российского учета в отдельные регистры с последующими

корректировками. Метод трансляции экономичен и доступен, но с ним связаны довольно высокие риски, качество результата зависит от исполнителей.

Параллельный учет дорогостоящ, программные средства несовершенны. При

этом необходимо определить оптимальную периодичность трансляции, выбираемые регистры информации. Кроме того, при использовании этого метода

преобразования осуществляются

постепенно. Сначала реализуются лишь отдельные блоки. Затем процесс усложняется, количество выполняемых функций возрастает, а организационная структура постепенно совершенствуется. Такой замедленный процесс далеко не всегда отвечает потребностям организации. В связи с этим формирование отчетности на любую дату и восстановление информации итоговых показателей до первоисточника невозможны. Это затрудняет процесс аудита и снижает практическую ценность отчетности.

Необходимость ведения учета по МСФО требует определенных штатных изменений в организации. Для формирования отчетности по

международным стандартам финансовой отчетности должны создаваться

специальные подразделения, что приведет к дополнительным затратам. В том случае, если составление отчетности будет возлагаться на действующие подразделения и на сотрудников, выполняющих иные функции, то это приведет к перегрузке персонала, возникновению ошибок в работе и конфликтных ситуаций.

Отчетность по МСФО

рассматривается как основа для принятия управленческих решений. Однако управление организацией осуществляется постоянно, с учетом изменения внутренних и внешних факторов. В связи с этим отчетность, имеющая минимум месячную задержку, представляет мало интереса для оперативного менеджмента. Таким образом, МСФО не оказывает заметного влияния на адаптацию организации и ее управление в динамическом, повседневном режиме и не обеспечивает взаимодействия организации с органами власти, прежде всего налоговыми.

Кроме того, сроки представления отчетности по МСФО и российским стандартам бухгалтерского учета не совпадают. Международную отчетность при условии ежемесячного составления обычно закрывают раньше, чем российскую. В

связи с этим возникает проблема совместимости не только результатов отчетности, но и исходной информации. В результате исходные данные, используемые для формирования одной отчетности, должны быть тем или иным способом откорректированы для другой отчетности с целью обеспечения сопоставимости по срокам.

Относительная новизна МСФО для России обуславливает и кадровую проблему. С одной стороны, во многих организациях недостаточно специалистов, способных готовить отчетность по МСФО в установленные сроки с приемлемым качеством, с другой стороны, существует объективный процесс смены кадров. Постоянная ротация кадров активирует возникновение проблемы нехватки специалистов по МСФО. Кроме того, отмечается региональная неравномерность распределения специалистов по МСФО с их высокой концентрацией в отдельных регионах страны и недостатком в других. Это заставляет многие организации отказываться от внедрения МСФО или нести дополнительные расходы на подготовку или привлечение необходимых специалистов.

Особенности становления

отечественного бизнеса обусловили его чувствительность к распространению внутренней информации, особенно

финансового характера. Однако это входит в противоречие с требованиями МСФО именно об адекватной информационной открытости организации. Стандарт IFRS 7 требует обширного раскрытия информации в отчетности. В числе требований этого стандарта - степень подверженности

предприятий рискам, связанным с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

использованием финансовых инструментов, описание целей руководства, политики и процедур в области управления рисками. Однако часто отечественные компании не имеют подобных сведений, практики их сбора и анализа или считают нужным скрывать такую информацию.

Проблема внедрения МСФО связана и с фактором времени. Обычно внедрение МСФО происходит в два этапа. Вначале привлекаются аудиторы, которые по

завершении отчетного периода берут данные из бухгалтерской отчетности по российским стандартам и начинают их трансформировать по МСФО. Далее прибегают к услугам других аудиторов, которые, в свою очередь, проверяют переложенную отчетность и заверяют ее. Таким образом, вся процедура может занимать очень длительный промежуток времени. В результате для организации актуализируются производные проблемы, среди которых:

- недостаток квалифицированных кадров, что приводит к необходимости повышения расходов на привлечение квалифицированных специалистов и аудиторов;

- трудоемкость и высокая стоимость трансформации отчетности, ведущие к росту постоянных затрат;

- низкая актуальность отчетности за счет добавления к периоду задержки бухгалтерских данных времени на трансформацию и выверку данных;

- формальность отчетности. Это связано с тем, что улучшаются только алгоритмы составления отчетности, в то время как сами сотрудники и процедуры корпоративного управления остаются на прежнем уровне.

Также с внедрением МСФО связана проблема выбора учетной политики. Известно, что по стандарту IFRS 1 «Первое применение МСФО» организация должна сформировать новую учетную политику, соответствующую МСФО, которая будет действовать на отчетную дату, и утвердить ее. При этом нужно иметь в виду, что принятая учетная политика должна применяться ко всем отчетным периодам, отраженным в отчетности. Ошибки при формировании учетной политики и выборе методов и принципов ведения учета могут обойтись компании очень дорого, так как внесение изменений в учетную политику по МСФО возможно в очень редких случаях. Как результат, компания будет вынуждена использовать тот метод, который прописан в ее учетной политике. При этом возможно, альтернативный вариант такого способа учета смог бы представить финансовый результат компании в более

привлекательном виде.

Согласно Федеральному закону от

06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», вступившему в силу с 1 января 2013 г., одним из принципов регулирования российского бухгалтерского учета и отчетности юридического лица является применение международных стандартов финансовой отчетности как основы разработки федеральных стандартов [3].

В 2011 г. был также принят целый ряд важнейших документов, призванных обеспечить использование МСФО на территории РФ: Положение о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснения МСФО для применения на территории России, утвержденыПостановлением Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 107 (в ред. Постановлений Правительства РФ от

27.01.2012 № 35, от 30.01.2013 № 67), Приказ Минфина РФ от 25 ноября 2011 года № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации», Приказ Минфина России от 18.07.2012 № 160н «О введении в действие и прекращение действия документов международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».

Приказ № 160н на территории РФ были введены в действие 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.

При этом практически завершена работа по переводу международных стандартов на русский язык, Приказом Минфина РФ от 22 ноября 2011 г. № 156н «Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности» в качестве такового был определен журнал «Бухгалтерский учет». В журнале будут публиковаться сами стандарты, Разъяснения к ним, вносимые в них изменения, а также иные документы, определенные Фондом Международных стандартов финансовой отчетности в качестве неотъемлемой части МСФО и их

Разъяснений.

Приказом Минфина России от

30.11.2011 № 440 утвержден План

Министерства финансов Российской

Федерации на 2012-2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В данный приказ были внесены изменения приказом Минфина России от 30.11.2012

№ 455.

На 2013 год запланировано определение перечня МСФО,

непосредственно применяемых для составления бухгалтерской (финансовой)

отчетности, и принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих непосредственное применение МСФО (по установленному перечню) для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ. Речь здесь идет не о консолидированной, а именно о бухгалтерской (финансовой) отчетности, поэтому новшества затронут практически всех.

До 2015 года Минфин России рассчитывает завершить приведение ранее принятых нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в соответствие с МСФО и утвердить новые нормативные акты, соответствующие международным

стандартам. Кроме того, планируется разработать предложения по

осуществлению дифференцированного подхода к ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности хозяйствующими субъектами.

Применяемыми в РФ признаны только те стандарты, которые способствуют формированию полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении,

необходимой внутренним пользователям отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним -инвесторам, кредиторам и другим пользователям финансовой отчетности.

Таким образом, процесс перемен в российском бухгалтерском учете в

направлении сближения с МСФО вступает в новую фазу. Из ее особенностей обратим внимание на следующие две:

- ускоренный характер перемен - за 3 года надо завершить приведение ранее принятых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица в соответствие с МСФО, разработать и утвердить новые нормативные правовые акты по бухгалтерской (финансовой) отчетности юридического лица на основе МСФО;

- наличие вступивших в силу на территории РФ Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений. В ближайшей перспективе сохранится уникальная для российского бухгалтерского учета ситуация, когда одновременно действуют два комплекта документов: национальные стандарты для отчетности юридического лица и консолидированной отчетности - международные стандарты.

Таким образом, переход на МСФО -достаточно сложный процесс, требующий серьезных трудовых и финансовых затрат. При этом результаты финансовой отчетности по МСФО могут значительно отличаться от финансовых результатов по российским стандартам бухгалтерского учета. Поэтому при переходе на МСФО организация должна четко сформулировать цели и задачи, которые должны быть реализованы в ходе проекта: кто будет являться пользователем отчетности, регулярность/оперативность ее

предоставления, способ организации учета, ресурсы для реализации проекта.

Можно выделить четыре основных этапа перехода на МСФО:

1) аналитическая работа по сближению методов бухгалтерского и управленческого учета со стандартами учета МСФО;

2) разработка единой методологии учета;

3) формирование первоначального баланса на дату перехода;

4) составление отчетности по МСФО.

На первом этапе определяются

основные принципы и порядок ведения учета. Для организаций, у которых в штате

нет специалистов по МСФО, на этом этапе целесообразно привлечь консультанта, что позволит сформировать качественный рабочий инструмент в виде учетной политики и минимизировать

методологические споры в части профессиональных суждений при формировании отчетности. Кроме того, проводится анализ соответствия методов бухгалтерского и управленческого учета требованиям международных стандартов финансовой отчетности и разрабатываются рекомендации по сближению.

На втором этапе формируются следующие документы:

- Единая учетная политика в целях бухгалтерского учета, максимально приближенная к МСФО;

- Единая учетная политика в целях управленческого учета, максимально приближенная к МСФО;

- Единая учетная политика по МСФО.

Очень важно при создании учетной

политики, выборе методов и принципов учета предусмотреть все возможные варианты развития организации. Это связано с тем, что внесение изменений в учетную политику по МСФО возможно в очень редких случаях, поэтому методологический просчет может иметь негативные последствия в будущем.

С целью унификации аналитического учета необходимо разработать Единый план счетов по российским стандартам и международным стандартам финансовой отчетности.

Третий этап - формирование первоначального баланса на дату перехода. Процесс перехода на составление отчетности по МСФО регламентирован стандартом IFRS 1 «Первое применение МСФО», который содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности:

- определение статей активов и обязательств по МСФО. Необходимо провести сплошную инвентаризацию активов и обязательств на дату перехода на МСФО. Цель - подтверждение признания либо непризнания активов и обязательств в целях МСФО;

- оценка активов и обязательств. Существуют различия в оценке активов и

обязательств между российскими стандартами бухгалтерского учета и международными стандартами финансовой отчетности. Они могут быть связаны с разными принципами капитализации статей затрат или с различием в оценках будущих денежных потоков, формирующих балансовую стоимость актива;

- корректировка собственного

капитала. После прохождения этапов признания и оценки величина чистых активов компании по МСФО может отличаться от величины капиталов и резервов по ПБУ. В соответствии с МСФО (IFRS) 1 эта разница должна найти отражение в нераспределенной прибыли.

На четвертом этапе выбирают метод составления отчетности - параллельный учет или трансформацию. Выбор метода составления отчетности зависит от уровня автоматизации и специфики ведения учета в организации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гетьман, В.Г. Международные стандарты учета и финансовой отчетности / Гетьман В. Г., Рожнова О.В. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 559 с.

2. Никифорова, Е.А. Анализ рисков и проблем, связанных с переходом в Российской Федерации бухгалтерского учета и отчетности на международные стандарты финансовой отчетности // Вопросы анализа риска.- 2008. - № 3.

3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс] // Гарант: [сайт информ.-правовой компании].- Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSЮN/PILOT/main.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.