Научная статья на тему 'Проблемы пенсионного фонда России'

Проблемы пенсионного фонда России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2359
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ДЕФИЦИТ ФОНДА / ПЕНСИОННАЯ ФОРМУЛА / PROVISION OF PENSIONS / PENSION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пучкова Людмила Михайловна

Освещены проблемы функционирования Пенсионного фонда России и предложена разработка программы долгосрочного развития пенсионной системы как один из путей решения рассмотренных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Problems of functioning of Pension Fund of the Russian Federation are covered and the development of the program of long-term development of pension system as one of solutions of the considered problems is offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы пенсионного фонда России»

УДК 369.5

ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ

Л.М. Пучкова

Освещены проблемы функционирования Пенсионного фонда России и предложена разработка программы долгосрочного развития пенсионной системы как один из путей решения рассмотренных проблем.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение; Пенсионный фонд; дефицит фонда; пенсионная формула.

L.M. Puchkova. PROBLEMS OF PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION

Problems of functioning of Pension Fund of the Russian Federation are covered and the development of the program of long-term development of pension system as one of solutions of the considered problems is offered.

Keywords: provision of pensions; Pension fund; deficiency of fund; pension formula.

Социальная политика государства реализуется через систему социальной защиты, важным элементом которой является социальное страхование. В современных экономических и правовых условиях, сложившихся в РФ, деятельность государственных внебюджетных фондов имеет первостепенное значение, поскольку они аккумулируют значительные финансовые средства и осуществляют финансовое обеспечение конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование.

Одним из крупнейших внебюджетных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), созданный непосредственно для управления финансами системы пенсионного страхования. Средства ПФР формируются за счет страховых взносов предприятий и учреждений всех форм собственности, зависящих от фонда оплаты труда и от законодательно утвержденной ставки страховых взносов.

Перед Пенсионным фондом России в настоящее время стоит ряд проблем, которые препятствуют осуществлению эффективной деятельности как Фонда, так и системы пенсионного обеспечения в целом.

К числу основных проблем относят следующие:

1. Рост общей численности пенсионеров. В России на сегодняшний день соотношение трудоспособного населения и граждан пенсионного возраста является неблагоприятным, так как наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности работающих россиян в возрасте от 18 до 55 лет и увеличивается количество пенсионеров. Это обусловлено низким уровнем рождаемости и быстрым процессом старения населения. Прогнозируется, что в течение

2015 г численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 3 тыс. человек - с 42,1 до 42,7 млн человек. Демографическая ситуация в стране ухудшается: в ближайшие 20-30 лет число пенсионеров в России сравняется с числом работающих граждан, и государство в этой ситуации не сможет обеспечивать тех, кто заканчивает трудовую деятельность и выходит на пенсию.

2. Растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России, что является следствием дисбаланса работающих и неработающих граждан. Острота проблемы усугубляется растущими обязательствами правительства по повышению пенсий гражданам. Для решения данной проблемы было предложено повышение пенсионного возраста выхода на пенсию как реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во-вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни в целом гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, о существить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся.

3. Низкий уровень финансовой грамотности населения. Слабая информированность населения, низкий уровень его финансовой грамотности, а также небольшой охват услугами пенсионных фондов жителей сельской местности и граждан, занимающихся индиви-

60

вестник Российского университета кооперации. 2015. №3(21)

дуальным предпринимательством, не создают условий для повышения качества деятельности негосударственных пенсионных фондов. В настоящее время деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляет почти 300 негосударственных пенсионных фондов. 700 тыс. человек уже получают негосударственную пенсию. Для продолжения социально-страховой пенсионной реформы была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. №№ 1662-р, основной целью которой является снижение бремени государства в деле пенсионного обеспечения путем повышения ответственности работодателей перед своими работниками через систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, Концепция направлена на установление тесной связи между размером пенсии и прошлым заработком пенсионера и на создание равных условий для всех институтов, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование. Одним из важнейших результатов пенсионной реформы должна стать перестройка массового сознания. Сегодня уровень информированности людей о сущности и целях реформы недостаточен. Необходимо убедить граждан, что достойный уровень жизни человека в старости есть предмет его заботы на протяжении всей жизни, что достойное будущее создается собственными руками, а задачей государства в вопросе пенсионного обеспечения является создание условий для формирования соответствующих пенсионных накоплений и некоторого минимального уровня пенсий.

4. Низкий размер пенсионного обеспечения. Современный уровень пенсий у большинства населения России не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни, несмотря на проводимую политику ускоренного повышения пенсий. Коэффициент замещения - соотношение средней пенсии к средней заработной плате - в настоящее время составляет 35%. Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может гарантировать достаточный уровень жизни, считается размер пенсии не менее 40 % заработной платы. Но недостаточная ресурсная база Пенсионного фонда России не позволяет достичь этого показателя.

В 2015 г. впервые размер страховых пенсий будет устанавливаться по новой пенсионной

формуле с учетом стоимости пенсионного коэффициента, СПК (стоимости «пенсионного балла»). На 1 января 2015 г. его размер составляет 64,1 руб. В бюджете ПФР заложены расходы на индексацию стоимости коэффициента с 1 февраля 2015 г. на 7,5%, однако пенсии будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за

2014 г. Переход на новую пенсионную формулу позволит, помимо прочего, окончательно упростить структуру трудовой пенсии, отказавшись от применения фиксированного базового размера страховой части этой пенсии, и унифицировать порядок индексации размера назначенной пенсии, поскольку механизм «осовременивания» прошлых заработков будет непосредственным образом встроен в саму формулу.

Новый порядок расчета пенсий предусматривает формирование пенсионных прав граждан на страховую пенсию в пенсионных баллах (индивидуальных пенсионных коэффициентах). А сумма пенсии рассчитывается как сумма ИПК х СПК + фиксированная выплата (аналог сегодняшнего фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости).

При этом средний размер страховой пенсии в течение 2015 г. увеличится на не менее чем 837,97 руб. (с 11207,8 до 12045,77 руб.), а социальной пенсии - на 901,73 руб. (с 7577,56 до 8479,29 руб.). Таким образом, среднегодовой размер страховой пенсии в 2015 г. составит не менее 11970 руб.

Прожиточный минимум пенсионера в

2015 г. достигнет 7,161 тыс. руб., в 2016 г. -7,476 тыс., в 2017 г. - 7,797 тыс. руб. Среднегодовой размер социальной пенсии составит в 2015 г. 8,255 тыс. руб. (115,3% прожиточного минимума пенсионера), в 2016 г. - 8,906 тыс. руб. (119,1%), в 2017 г. - 9,346 тыс. руб. (119,9%).

Расходы Пенсионного фонда России на выплату пенсий и пособий в 2015 г. запланированы на уровне 6,172 трлн руб. (это на 10,9% выше, чем в 2014 г.). Проект бюджета сформирован в 2015 г. с дефицитом в 622,98 млрд руб., в 2016 и 2017 гг. - с профицитом в 93,12 млн руб. и 169,39 млн руб.

Для решения вышеуказанных проблем следует разработать программу долгосрочного развития пенсионной системы, обеспечивающую социально приемлемый уровень пенсий по сравнению с заработной платой и в то же время исключающую как дальнейшее повышение ставки социальных взносов, так и рост дефицита пенсионной системы.

Список литературы

1. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: федер. закон от 01.12.2014 г. № 385-Ф3 (ред. от 20.04.2015 г.).

2. О негосударственных пенсионных фондах: федер. закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (ред. от 03.12.2012 г.).

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Доступ из информационно-правового портала «Гарант».

4. Матвеев Д.А. Проблемы Пенсионного фонда России // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 299-301.

5. Сайт Пенсионного фонда РФ. URL: http:// www.pfrf.ru.

ПУЧКОВА Людмила Михайловна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]

PUCHKOVA, Lyudmila Mikhaelovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]

УДК 352

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

А.Н. Ремеслова, О.Е. Рассанова

Исследовано состояние управления муниципальным образованием, проведена оценка эффективности и результативности управления конкретным муниципальным образованием, рассмотрены возможности применения различных методик в данной области.

Ключевые слова: муниципальное образование; управление; эффективность; результативность; методика.

A.N. Remeslova, O.E. Rassanova. APPROACHES TO THE ASSESSMENT OF THE EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS MUNICIPALITY MANAGEMENT

The article considers the condition of management of municipality, the assessment of the efficiency and effectiveness of the particular municipality management. The opportunities of using different methods in this sphere were considered.

Keywords: municipality; management; efficiency; effectiveness; method.

Важнейшей проблемой социально-экономического развития России остается проблема обеспечения процесса стабилизации и роста экономики как неразрывного единого процесса трансформационного перехода её к устойчивому развитию. Одним из основных звеньев данного процесса является трансформация государственной региональной экономической политики, включая проблемы управления системой муниципальных образований региона [3].

Оценка эффективности и результативности управления муниципальным образованием необходима для расчета эффективности расходования бюджетных средств, выявления динамики показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития

муниципального образования, системного исследования результативности управления муниципальным образованием, принятия мер по совершенствованию управления муниципальным образованием. Результаты оценки позволяют определить перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органов местного самоуправления, выявить внутренние резервы для повышения объема и качества предоставляемых услуг населению.

Необходимость проведения данной оценки предполагает обязательность уточнения и разграничения понятий «результативность» и «эффективность» деятельности органов исполнительной власти на муниципальном уровне.

Поскольку результативность - это, прежде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.