Тезисы
пространственного восприятия структурных элементов тела человека. Модели позволяют изучать особенности строения и варианты строения живота и таза.
Кафедра семейной медицины СПбМАПО активно перенимает опыт кафедры оперативной и клинической хирургии с топографической анатомией, имеющей большой опыт создания моделей различных анатомических отделов. На основе компьютерного синтеза построено более 30 вариантов строения правого и левого легкого, более 20 вариантов строения анатомических элементов верхнего этажа брюшной полости и таза. В трехмерной графической модели воспроизведено многослойное и объемное изображение органов груди и живота для более эффективного изучения и анализа топографической анатомии. Такой графический образ можно изменять в диалоговом интерактивном режиме, воспроизводить в большинстве компьютерных графических форматов, пересылать полученные модели в сети Интернет, проводя дистанционное обучение и консультирование.
Наш опыт показывает, что методический подход с использованием компьютерных моделей, позволяет лучше отображать послойное расположение анатомических элементов по сравнению с материалами атласов и руководств, обеспечивает возможность существенного расширения и дополнения процесса обучения, что в целом призвано повышать его качество.
ПРОБЛЕМЫ ПАДЕНИЙ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВРАЧА
А.К.Лебедев, Л.Н.Дегтярева
ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
PROBLEMS OF FALLS AMONG ELDERLY IN GENERAL PRACTICE
A.K.Lebedev, L.N.Degtyareva
St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies
В России проживает около 30 млн лиц пожилого возраста и отмечается тенденция к увеличению доли лиц пожилого возраста в популяции. По данным официальной статистики, более трети лиц старше 60 лет падают, по крайней мере, один раз в году, причем половина падений приводит к повреждениям тканей организма. Из больных с переломами бедренной кости 25% погибают в течение первых 6 мес. после травмы, и только 25% возвращаются к прежней активности. При этом, если переломы шейки бедра обычно регистрируются, то компрессионные переломы тел позвонков, сопровождающиеся «лишь» болевым синдромом, нарушением осанки и искривлением позвоночника, зачастую остаются недиагностированными.
Чтобы помочь пожилому человеку справиться с возрастными изменениями, необходимо хорошо знать, что происходит со стареющим организмом. Этому вопросу мы стараемся уделять достаточное внимание при обучении семейных врачей на кафедре семейной медицины СПбМАПО. Несмотря на то, что остеопороз и его осложнения — не только медицинская, но и социально-психологическая проблема, именно врач первичного звена является основным специалистом, который сталкивается с ними. В этой связи врач должен помнить, что медицинские и социально-психологические проблемы тесно
связаны, и решение одной из них может дать положительный результат в решении другой, и наоборот. Например, при потере надежды на выздоровление в результате госпитализации в больницу по поводу перелома шейки бедра, когда больному 70-ти лет отказано в хирургическом лечении, а уходом никто не занимается, развивается депрессия, сопровождающаяся отказом от приема пищи. Быстро возникающие из-за этого пролежни приводят к гибели больного.
Значительной проблемой является осуществление профилактических мероприятий медицинскими работниками. Ведущая причина этого даже не высокая загруженность врачей и медицинских сестер, а нежелание населения проявлять заботу о себе и своем ближнем при отсутствии выраженных клинических проявлений патологии. На кафедре семейной медицины СПбМАПО разработаны и активно внедряются в практику лекции и практические занятия, посвященные психологическим аспектам взаимоотношений врача и больного, возрастной психологии, повышению мотивации пациентов на здоровый образ жизни, другим вопросам медицинской психологии в семейной медицине. Консультирование пожилого пациента является особым видом медицинской помощи, которым врач общей практики должен овладеть в совершенстве наряду с традиционными дисциплинами.
Кроме того, бороться за изменение привычек и образа жизни пациентов становится все труднее. При этом ведущую роль играет не только финансовый фактор, а надежды пациента достигнуть желаемого результата, не прилагая для этого усилий, с помощью заветной таблетки, тогда как в профилактике остеопороза большое значение имеет гимнастика.
Физические упражнения не только приостанавливают потерю мышечной и костной массы, но и способствуют нарастанию силы, увеличению двигательной активности даже у очень пожилых людей. При выраженном болевом суставном синдроме показаны изометрические упражнения. После занятий физкультурой в течение 1-2 мес. многие пожилые люди отказываются от тростей и ходунков. Двигательная активность и физические упражнения с дозированной нагрузкой помогают сохранить подвижность и физическую силу в любом возрасте.
Семейные врачи должны знать, что походка пожилых становится медленной, неустойчивой, с укороченным шагом, шаркающей. Поворачивается пожилой человек медленно, неуклюже, с разной скоростью в разных частях тела. Такие нарушения походки часто приводят к падению и к переломам костей. Для профилактики падений при ходьбе должна быть хорошая опора в виде прочной трости, ходунков, поручней вдоль стен. Обувь должна быть удобной и устойчивой, а при наличии деформаций стоп — ортопедической. Подошвы ботинок необходимо снабжать приспособлениями, предотвращающими скольжение. Полы в кухне, коридорах, ванной и туалете должны быть сухими и нескользкими, покрытыми резиновыми ковриками, препятствующими скольжению. Края напольных покрытий должны быть фиксированы к полу, наличие стыков крайне нежелательно. Мебель не должна мешать передвижению, иметь по возможности закругленные края, а углы стен рекомендуется закрывать резиновыми протекторами. Доказано, что ношение протекторов бедра достоверно снижает частоту переломов шейки бедра у лиц, имеющих факторы риска. Надо помнить, что, до 2/з падений пожи-
лых людей могут быть предотвращены. А несложное обучение основным правилам, которые надо соблюдать при падении, снижает частоту и тяжесть переломов. Эти и многие другие важные проблемы обучения пациентов рассматривают на практических занятиях по физической активности и ее значению для нормальной жизнедеятельности и предупреждению заболеваний, а также по обучению населения и консультированию пациента по вопросам здорового образа жизни.
Таким образом, развитие профилактического направления у пациентов пожилого возраста, повышение мотивации пациентов к контролю состояния костно-мышечной системы, а также повышение информированности медицинского персонала и обучение пациентов представляются наиболее важными аспектами в работе с пожилыми людьми.
ДЕСЯТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ЦИКЛА «ACLS» НА КАФЕДРЕ СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ СПбМАПО
В.В.Мордовин, Т.А.Дубикайтис
ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
TEN-YEARS TRAINING EXPERIENCE OF «ACLS» COURSE AT THE DEPARTMENT OF FAMILY MEDICINE
V.V.Mordovin, T.A.Dubikaytis
St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies
В отличие от многих стран, где широко внедрены обучающие программы по оказанию помощи пострадавшим с остановкой сердца, в нашей стране необходимость широкого обучения врачей навыкам сердечно-легочной реанимации, к сожалению, актуальна и сегодня. Связано это с тем, что в программах медицинских вузов не уделено должное время обучению сердечно-легочной реанимации и отсутствуют единые стандарты преподавания.
Тестирование ординаторов и интернов СПбМАПО по данному предмету показало, что теоретические знания отрывочны и не могут быть применимы в полной мере на практике, а необходимые практические навыки по поддержанию жизненно важных функций пострадавшего почти полностью отсутствуют или выполняются неправильно. Также следует отметить низкую степень мотивации к обучению у большинства студентов. Аргументами служат фразы типа: «Мы с этим никогда не столкнемся» (характерно для будущих косметологов, дермато-венерологов, физиотерапевтов, стоматологов) и «если что-то произойдет, то позовем реаниматолога» (характерно для терапевтов, хирургов, гинекологов).
В то же время совершенно очевидно, что с внезапной остановкой сердца может столкнуться не только врач любой специальности, но и любой человек, не имеющий медицинского образования. От правильности, быстроты наших действий будет зависеть жизнь пострадавшего. Поэтому, начиная с 1996 г. приказом ректора в СПбМАПО было введено обязательное обучение клинических ординаторов и интернов академии на цикле «Расширенная реанимация» на базе кафедры семейной медицины. Основой такого курса стали международные стандарты оказания неотложной помощи Advanced
Cardiac Life Support (ACLS), разработанные Американской ассоциацией сердца, регулярно пересматриваемые и основанные на принципах научно-доказательной медицины. Все преподаватели цикла прошли международную подготовку в рамках американского обучающего тренинга.
В адаптированный курс включены следующие разделы: базисная реанимация, общие принципы расширенной реанимации, клиническая фармакология препаратов, используемых при сердечно-легочной реанимации, алгоритмы проведения расширенной реанимации; реанимационные мероприятия, требующие использования специального оборудования; шок и противошоковая терапия, основы ЭКГ, а также особенности оказания неотложной помощи у детей. Особое внимание уделено формированию правильных практических навыков при оказании неотложной помощи, для чего был создан манекен-ный класс.
За время существования курса «Расширенная реанимация» на кафедре семейной медицины обучено 1790 слушателей. Подавляющее большинство из них после обучения на цикле начали серьезно относиться к предмету, понимая полезность полученных знаний, что отразилось в результатах итогового тестирования, а также при сдаче экзамена на манекене. Это подтверждается и результатами анонимного опроса слушателей. Цикл оценивался как крайне полезный и интересный.
Понимая высокую востребованность учащимися современных пособий по сердечно-легочной реанимации, наша кафедра совместно с кафедрой анестезиологии и реаниматологии СПбМАПО в 2005 г. выпустила учебное пособие «Сердечно-легочная и расширенная реанимация», получившее гриф УМО и рекомендованное для системы послевузовского профессионального образования врачей.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ВАЖНЫЙ РЕСУРС ПОДГОТОВКИ СЕМЕЙНЫХ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Е.Б.Шемборская
ГОУ ДПО «Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
INTERNATIONAL COLLABORATION AS IMPORTANT RESOURCES FOR TRAINING OF FAMILY PHYSICIANS UNDER OF CONDITION OF REFORMING OF HEALTH CARE AND FACTOR OF COMPETITIVENESS IN NEW ECONOMICAL SITUATION
E.B.Shemborskaya
St-Petersburg Medical Academy of Postgraduate Studies
На этапе реформирования системы здравоохранения в России и с развитием процессов глобализации и интернационализации во всех сферах жизни современного общества, в том числе и в здравоохранении, перед СПбМАПО, как образовательным учреждением последипломного медицинского образования, была поставлена новая цель — подготовка семей-