Научная статья на тему 'Проблемы оценки туристского потенциала региона'

Проблемы оценки туристского потенциала региона Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Тимошевская А.Ю.

Рассмотрены вопросы оценки потенциала туристского региона, приведены основные подходы к оценке, определены существующие проблемы в данном направлении и предложены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки туристского потенциала региона»

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

© Тимошевская А.Ю.*

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Рассмотрены вопросы оценки потенциала туристского региона, приведены основные подходы к оценке, определены существующие проблемы в данном направлении и предложены пути их преодоления.

Россия, обладая грандиозными природными и культурными ресурсами, остается одной из наименее развитых стран в области туризма. Доходы от туристской деятельности в регионах незначительны, а уровень развития туризма остается на низком уровне, за исключением шести регионов: Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, района Кавказских Минеральных вод, Краснодарского края, Калининградской области, регионов Золотого Кольца [1].

В ряду причин, по которым отсутствует бурное развитие туристской индустрии в остальных регионах, на первом месте стоит проблема оценки туристско-рекреационного потенциала различных территорий и регионов, с последующим выявлением перспектив роста.

Как отмечают специалисты «туристский ресурс есть всюду, только его нужно уметь выявить, оценить, определить степень привлекательности для различных категорий потребителей и поставить на службу...» [2].

Возможность получения объективных оценок о потенциале туризма способна явиться мощным стимулом для привлечения инвестиций в данную отрасль.

Оценка туристского потенциала должна основываться на всестороннем анализе имеющихся рекреационных ресурсов и уровня их освоенности, включая инфраструктуру туризма, текущее состояние туристской индустрии региона, потенциальных потребителей, которых могут заинтересовать имеющиеся ресурсы.

Существует распространенное мнение о том, что иностранные туристы массово не посещают регионы России из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Однако успешный опыт в области туризма менее благополучных и даже крайне бедных стран доказывает, что туристский интерес не всегда вызывается уровнем обслуживания. Известно, что рекреационный эффект достигается благодаря смене привычной для человека среды обитания, путем выезда за пределы постоянного места жительства [3].

♦ Аспирант кафедры «Экономика и экономическая безопасность»

Полная смена привычных условий жизни, включая язык, архитектуру, климат, кухню чаще всего имеет положительный эффект на физическое и психическое состояние человека, оставляя так называемые туристские впечатления. Именно этим и вызван интерес у большинства туристов увидеть дальние страны и почувствовать «местный колорит». В связи с этим, необходимо развитие туристской индустрии с сохранением местных, национальных особенностей. Совершенно другой вопрос - несоответствие уровня обслуживания и уровня цены, которую готовы заплатить иностранцы за посещение того или иного региона. На практике чаще всего цены оказываются завышенными, что является отпугивающим фактором, и сдерживает развитие туризма. Поэтому необходима оценка стоимости регионального туристского продукта и выявление оптимального уровня цен, т. е. при оценке потенциала требуется позиционирование регионального туристского продукта и анализ его конкурентоспособности.

Оценку потенциала туристского региона обычно осуществляют в разрезе следующих направлений:

- экономическая оценка состояния туристского рынка;

- оценка рекреационного потенциала, туристских возможностей региона.

К основным экономическим показателям, характеризующим состояние туристского рынка, относят:

- международные туристские потоки;

- туристские перевозки;

- деятельность туристских фирм региона (основные показатели деятельности туристских фирм, занятость, структура туристских фирм по видам деятельности, число отправленных туристов, число проданных путевок, стоимость проданных путевок, средняя стоимость одной путевки и т.д.);

- показатели деятельности гостиниц и аналогичных средств размещения;

- показатели деятельности специализированных средств размещения;

- показатели деятельности предприятий общественного питания;

- показатели использования туристских ресурсов

- показатели производства товаров для туризма;

- цены на туристские услуги;

- количество подготовленных кадров в сфере туризма;

При оценке рекреационного потенциала региона на первое место выходит проблема определения потенциала культурных и природных объектов туризма, т.к. именно они составляют основу туристского интереса к конкретному региону.

Традиционно методики оценки туристских объектов построены на системе экспертного определения наиболее привлекательных из них путем присвоения каждому объекту определенной суммы баллов. При этом учитывается ограниченный набор характеристик, оценка производится по 3-5 балльной шкале. Наиболее распространенным методом является оценка по 7 основным показателям:

- познавательная ценность;

- известность объекта;

- необычность (экзотичность) объекта;

- выразительность объекта;

- сохранность объекта;

- местонахождение объекта;

- временное ограничение показа объекта [4].

По каждому пункту туристскому объекту присваивается количество баллов. Объекты, получившие большее количество баллов признаются наиболее значимыми.

Тем не менее, многими исследователями в области туризма поднимается вопрос о субъективности и неточности подобных оценок при их высокой трудоемкости. Данная проблема отражена в работах многих авторов и продолжает интересовать специалистов. В предлагаемых исследователями методиках техника оценки остается прежней - система баллов полученных экспертным путем, однако предлагаются различные индикаторы и их количество.

Так, одна из последних предложенных методик включает 25 оценочных критериев и осуществляется по 10-балльной системе. Затем расчет потенциала р культурного или природного объекта (памятника, города, уникального природного явления или маршрута) определяется как арифметическая сумма оценок по каждому из параметров [5].

Несмотря на активные разработки, происходящие в этой области, вопрос создания универсальной методики, позволяющей оценить туристский потенциал региона, остается нерешенным.

Практика свидетельствует, что порой исторически и культурно значимые объекты остаются без внимания и развитая инфраструктура туризма не привлекает ожидаемое количество отдыхающих, а малоподходящие для туризма территории получают повышенный интерес со стороны туристов. Так, в последние годы активно развивается деревенский туризм. Что заставляет людей платить за отдых в деревне, вдали от цивилизации и удобств? В этом заключается «феномен» туристского интереса, который требует глубокого изучения и анализа и в других аспектах. Существует ли мода на определенный туристский продукт, и как это связано с изменениями ритма жизни людей? Каковы потенциальные туристские предпочтения? Эти вопросы остаются открытыми.

Таким образом, методика оценки туристского потенциала региона должна включать:

- определение наиболее предпочтительных видов туризма для конкретного региона;

- популярность данных видов туризма среди туристов.

- оценку туристских ресурсов, с учетом, того, что ценность одного и того же туристского ресурса для разных видов туризма может быть различной;

- потенциальные доходы от развития этих видов туризма;

Построение методики оценки туристского региона с учетом этих аспектов позволит сделать ее более объективной и практически значимой.

Список литературы:

1. Стратегия развития туризма в России. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/section_449/

2. Зорин И.В. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма. Тезисы доклада на межрегиональной научно-практической конференции, 2005. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rmat.ru/2005/ 09/27/problemy-i-perspektivy-razvitiya-vnutrennego-turizma.html.

3. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 04.10.1996.

4. Савина Н.В. Экскурсоведение - Минск, 2004. - С. 42.

5. Караневский П.И. Комплексная методика оценки потенциала культурных и природных объектов туризма // Туризм и региональное развитие. - 2008. - № 5 - С. 23.

МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

© Томилко Ю.В.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В данной статье рассмотрены основные методы обеспечения устойчивого развития муниципального образования. Предложены методы нейтрализации факторов, влияющих на стабильное развитие муниципального образования.

♦ Доцент кафедры Налогообложения и инфраструктуры бизнеса, кандидат экономических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.