Научная статья на тему 'Проблемы оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе'

Проблемы оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПОРТ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / EXPORT ACTIVITY / EXPORT / ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS / ECONOMY / DEVELOPMENT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якушев Николай Олегович

Возможность реализации стратегических приоритетов в региональном развитии и активизация экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства являются необходимыми условиями успешного развития страны, решения экономических задач в рамках принятых в конце декабря 2018 года национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности». Первоочередной для решения этой задачи является постановка правильного и грамотно организованного процесса управления экспортной деятельностью среди субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. При этом одним из главных элементов в процессе управления станет оценка экспорта в малом и среднем предпринимательстве, которая позволит установить наличие и степень проявления той или иной характеристики, тенденций, происходящих в развитии экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства, сегодня в Российской Федерации этого нет. Поэтому цель исследования заключается в определении проблем оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе. В статье представлены результаты анализа теоретических аспектов и характеристики экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе. Проведен анализ тенденций российского экспорта в период с 2015 по 2018 год. Определена доля экспорта товарной и сегментной группы в общем объеме поставок продукции России на зарубежные рынки. Изучена и обоснована взаимосвязь в экономической науке категорий «экспорт» и «предпринимательские структуры». Уточнена общемировая классификация экспорта малого и среднего предпринимательства по размеру бизнеса. Проанализированы существующие особенности, сложившиеся в российской практике, в подходах и характеристике МСП в экспорте. Представлен анализ и характеристика участников МСП, осуществляющих экспортную деятельность, с разбивкой по федеральным округам и субъектам Северо-Западного федерального округа РФ. Показаны тенденции экспорта МСП в российских регионах. Описывается и детализируется перечень ключевых проблем, возникающих в процессе управления развитием экспортной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства. В заключение определены ключевые направления развития экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation Problems of Export Activities of Small and Medium-Sized Businesses in the Region

The possibility to implement strategic priorities in regional development and enhance the small and medium-sized enterprises’ export activity are necessary conditions for the country’s successful development, the solving economic problems in the framework of the national project “Small and medium-sized businesses and supporting individual entrepreneurial initiatives” adopted at the end of December 2018 and the priority project “International cooperation and export in industry”. The priority for solving this problem is to establish the correct and well-organized process of managing export activities among small and medium-sized businesses at the regional level. One of the main elements in the management process will be the assessment of exports in small and medium enterprises, which will establish the presence and degree of manifestation of one or another characteristic, trends in the development of export activities of small and medium enterprises. This is not the case in the Russian Federation today. Therefore, the purpose of the study is to identify the problems of evaluating the export activity of small and medium-sized enterprises in the region. The article presents the results of the analysis of theoretical aspects and characteristics of export activities of small and medium-sized enterprises in the region. The analysis of Russian exports trends for the period from 2015 to 2018 is carried out. The share of commodity exports and segment groups in the total volume of deliveries of Russian products to foreign markets is determined. The relationship of the categories of “export” and “entrepreneurial structure” in economic science are studied and substantiated. The global classification of small and medium-sized enterprises’ exports by size of business is clarified. The existing features that have developed in Russian practice in the approaches and characteristics of SMEs in export are analyzed. The analysis and characteristics of SME participants engaged in export activities are presented by federal districts and subjects of the North-West Federal District of the Russian Federation. SME export trends in Russian regions are shown. The list of key problems arising in the process of managing the development of export activity in the sector of small and medium enterprises is described and detailed. In conclusion, the key areas for the development of export activities of small and medium enterprises are identified.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе»

ЭКОНОМИКА ТЕРРИТОРИИ

DOI: 10.15838/tdi.2019.4.49.2 УДК 339.564 | ББК 65.428.2

© Якушев Н.О.

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ1

ЯКУШЕВ НИКОЛАЙ ОЛЕГОВИЧ

Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

ORCID: 0000-0003-4255-4493; ResearcherlD: I-8530-2016

Возможность реализации стратегических приоритетов в региональном развитии и активизация экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства являются необходимыми условиями успешного развития страны, решения экономических задач в рамках принятых в конце декабря 2018 года национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и приоритетного проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности». Первоочередной для решения этой задачи является постановка правильного и грамотно организованного процесса управления экспортной деятельностью среди субъектов малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. При этом одним из главных элементов в процессе управления станет оценка экспорта в малом и среднем предпринимательстве, которая позволит установить наличие и степень проявления той или иной характеристики, тенденций, происходящих в развитии экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства, сегодня в Российской Федерации этого нет. Поэтому цель исследования заключается в определении проблем оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе. В статье представлены результаты анализа теоретических аспектов и характеристики экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе. Проведен анализ тенденций российского экспорта в период с 2015 по 2018 год. Определена доля экспорта товарной и сегментной группы в общем объеме поставок продукции России на зарубежные рынки. Изучена и обоснована взаимосвязь в экономической науке категорий «экспорт» и «предпринимательские структуры». Уточнена общемировая классификация экспорта малого и среднего предпринимательства по размеру бизнеса. Проанализированы существующие особенности, сложивши-

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания № 0168-2019-0006 «Управление процессами структурной трансформации экономики регионов на основе развития малого и среднего предпринимательства».

еся в российской практике, в подходах и характеристике МСП в экспорте. Представлен анализ и характеристика участников МСП, осуществляющих экспортную деятельность, с разбивкой по федеральным округам и субъектам Северо-Западного федерального округа РФ. Показаны тенденции экспорта МСП в российских регионах. Описывается и детализируется перечень ключевых проблем, возникающих в процессе управления развитием экспортной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства. В заключение определены ключевые направления развития экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства.

Экспортная деятельность, экспорт, предпринимательство, бизнес, экономика, развитие, регион.

Одним из составных элементов и источников роста экономики в регионе является экспортная деятельность. В Российской Федерации время крупномасштабных преобразований в экспорте обусловлено созданием института развития АО «Российский экспортный центр», правовой статус которого был закреплен в 2015 году2. В период с 2015 по 2018 год в российском экспорте наблюдались следующие тенденции3: во-первых, стоимостные объемы экспорта в 2018 году составили 450 млрд долл. США и по сравнению с 2015 годом увеличились на 31%; во-вторых, наибольшая доля в структуре экспорта приходится на минеральные продукты (топливно-энергетические товары) с долей 64,8% в 2018 году (63,8% - 2015 год), металлы и изделия из них - 9,9% (9,6%), продукцию химической промышленности - 6,1 (7,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 5,5% (4,7%), древесину и целлюлозно-бумажные изделия-3,1% (2,9%); в-третьих, доля продукции машиностроительного комплекса сократилась с 7,4 до 6,5%; в-четвертых, доля несырьевого неэнергетического сегмента товарного экспорта согласно подходу Группы РЭЦ составила 33,2% в 2018 году (включая зерно, удобрения в первичных формах, полуфабрикаты нелегированной стали, алюминий

и его сплавы, пиломатериалы, продукцию машиностроения и прочие изделия и группы товаров)4. При этом значимость субъектов малого и среднего предпринимательства среди ключевых российских экспортеров несырьевых товаров должна возрасти. Так, одной из ключевых задач в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» является увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства не меньше чем на 10% в общем объеме несырьевого экспорта к концу 2024 года5, что, в свою очередь, говорит об актуальности исследования в части экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства как приоритетной задачи, стоящей перед российской экономикой, которую необходимо решить в ближайшее время.

Но провести анализ экспортной деятельности среди участников предпринимательских структур с возможностью характеристики субъектов малого и среднего бизнеса и их доли в региональном экспорте в текущих условиях доступности и наличия аналитических данных достаточно проблематично, что требует дополнительных научных изысканий и их подтверждения [1]. Первоочередной для решения этой задачи является

2 Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» и статью 970 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001201506300081

3 Таможенная статистика внешней торговли / Федеральная таможенная служба Российской Федерации. URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:1:4342978373323340::N0

4 Развитие общего и несырьевого экспорта России в январе - декабре 2018 года. URL: https://www.exportcenter. ru//upload/iblock/6f1/Экспорт%20России%202018_12%20(справка).pdf

5 Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: http://static.government.ru/media/files/ualhTsG0c72APotuE0UjhoENhq1qYz4H.pdf

постановка правильного и грамотно организованного процесса оценки экспорта МСП на региональном уровне [2]. Это позволит установить наличие и степень проявления той или иной характеристики, тенденций, происходящих в развитии экспортной деятельности МСП, сегодня в Российской Федерации этого нет.

В связи с этим актуальность исследования определяет его цель, которая заключается в дефиниции проблем оценки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе для дальнейшей разработки единого подхода к содействию развитию экспорта МСП в направлении стимулирования несырьевого сегмента. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: уточнить взаимосвязь между категориями «экспорт» и «предпринимательские структуры»; изучить существующие подходы к определению категории МСП в разрезе экспортной деятельности; разработать и предложить направления совершенствования процессов управления развитием экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства.

В экономической науке категории «экспорт» и «предпринимательство» имеют прямую взаимосвязь и взаимообусловленность, отраженные в разных характеристиках и составляющих. Так, А. Бернард, Дж. Джен-сон6, Э. Хелпман, С.С. Иипл, М. Мелиц рассматривают в исследованиях роль фирмы на обособленной территории через приток инвестиции с оценкой факторов внешнего воздействия при входе на экспорт [3-6]. В работах Дж. Брандера, Б. Спенсера, Э. Ха-рисона7, Г. Хансона анализируется состояние экспорта бизнес-структур через оценку существующих мер государственной поддержки и предоставление субсидии при выходе на международные рынки [7-10]. Также особое значение в исследованиях Дж. Теса-ра, У. Билки, С. Рейда, А. Бонаккорси, Л. Леониду, К. Кацикеас приобретает изучение экспортного поведения малых и средних

фирм-производителей в процессе развития и наращивания совокупного экспорта территории [11-16].

В исследовании В.А. Авиловой, С.А. Баш-кирцевой, М.А Осиповой, М.Е. Косова, С.А. Коробова, С.И. Фоминой субъекты малого и среднего предпринимательства выделяются, как необходимый элемент в инфраструктуре поддержки и развития экспорта [17-21]. Особенности и перспективы развития предпринимательства со сформированным портфелем высокотехнологичной продукции, потенциально ориентированной на экспорт, рассматриваются в работах А.И. Александровой, Т.А. Туренко, Я.Л. Овчинникова, И.Н. Сычевой, А.В. Глотко, Ю.Е Проскуриной, А.Н. Зотова, А.Е. Гороховой, В.В. Гусева, К.Ю. Решетова, В.И. Мысаченко [22-29]. Внешнеэкономические риски и влияние экспорта в развитии предпринимательства в регионе приводится в работах А.А. Анненковой, А.В. Позднякова, С.А. Соболевой [30]. Основные черты в условиях глобализации предпринимательства, создания совместных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию для выхода на мировую арену, и развития несырьевого экспорта отражены в исследованиях С.В. Шишина, Н.В. Каймачниковой, А.В. Андреева, Д.Е. Васильева, В.А. Шестакова, М.Д. Шарыгина, И.И. Кро-това [31-36].

Таким образом, в исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов прослеживается взаимосвязь рассмотрения предпринимательских структур и экономической категории «экспорт» (табл. 1).

В результате изучения работ как зарубежных, так и российских ученых можно отметить, что в исследованиях авторы проводят многосторонний анализ взаимосвязи экспорта и предпринимательства через различные аспекты: финансовые, управленческие, организационные. При этом, с нашей точки зрения, взаимосвязь «предпринимательства» и «экспорта» должна являться составным элементом в цепочке производства про-

6 Jensen J.B., Redding S.J., Schott P.K. CEP Discussion Paper No 1420 April 2016 Global Firms Andrew B. Bernar, 2016.

7 Harrison A. International trade: Who is left behind and what to do about it. - United Nations, Department of Economics and Social Affairs, 2018, no. 045.

Таблица 1. Взаимосвязь экономической категории «экспорт» и «предпринимательских структур» (теоретический аспект)

Авторы Основная идея исследования в экспортной тематике Целевая установка экономической категории «экспорта» в предпринимательстве

А. Бернард, Дж. Дженсон, Э. Хелпман, С. Иипл, М. Мелиц Роль предпринимательства через выход на экспорт, обеспечивающего приток инвестиций Через определение факторов внешнего воздействия при входе на экспорт для конкретных территорий

Дж. Брандер, Б. Спенсер, Э. Харисон, Г. Хадсо Финансовый базис, обусловливающий развитие фирмы (бизнеса) за счет реализации инструментов господдержки при выходе на зарубежный рынок В ходе анализа состояния развития экспорта малых и средних компании (бизнес-структур) с учетом использования инструментов государственной поддержки и предоставления субсидии при выходе на мировой рынок

У. Билк, Дж. Тесар, С. Рейд, А. Бонаккорси, Л. Леониду, К. Кацикеас Дефиниция управленческих решений и характеристик менеджмента в построении тактики фирмы, в стратегических приоритетах, включая выход на экспортный рынок При изучении поведения на международном рынке малых и средних фирм-производителей в процессе развития и наращивания совокупного экспорта территории

B.А. Авиловой, C.А. Башкирцевой, М.Е. Косова, С.А. Коробова, С.И. Фомина, М.А. Осипова Экспорт выделяется как составляющее звено в формировании субъектов малого и среднего предпринимательства При определении связующих элементов и направлений в инфраструктуре поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства

А.И. Александрова, Т.А. Туренко, Я.Л. Овчинников, И.Н. Сычева, А.В. Глотко, Ю.Е. Проскурин, А.Н. Зотов, A.Е. Горохова, В.В. Гусев, К.Ю. Решетов, B.И. Мысаченко В интерпретации перспектив развития предпринимательства, включая создание нового продукта, ориентированного на экспорт При разработке концепции предпринимательства с выделением сегмента высокотехнологичной продукции, потенциально ориентированной на экспорт

А.А. Анненковой, А.В. Позднякова, С.А. Соболева Влияние экспорта на развитие предпринимательства в регионе В основе анализа развития предпринимательства в регионе с учетом определения рисков при выходе на международный рынок

С.В. Шишин, Н.В. Каймач-никова, А.В. Андреев, Д.Е. Васильев, В.А. Шеста-ков, М.Д. Шарыгин, И.И. Кротов При характеристике особенностей в условиях глобализации предпринимательства, включающего загрузку и встраивание в цепочки добавленной стоимости При определении условии глобализации предпринимательства, включающего создание и развитие совместных экспортно ориентированных производств

Составлено по: [3-36].

дукции с высокой добавленной стоимостью, ориентированной на зарубежные рынки, с учетом анализа общей конкурентной среды и ситуации на конкретном рынке [37-39].

Анализируя состав и характеристики участников экспортной деятельности в регионах, стоит учитывать особенности критериев и показателей, применяемых при оценке субъектов малого и среднего предпринимательства. Существуют разнообразные шкалы и границы, определяющие масштаб и размер участников в международной торговле и, в частности, в экспорте как в за-

рубежной, так и в российской практике. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)8 дает оценку экспорта МСП с классификацией по размеру бизнеса. Этот показатель отражает вклад в экспорт предприятий разных размеров. Размер бизнеса определяется количеством работников, а экспорт - стоимостным выражением в миллионах долларов США. На одном МСП занято менее 250 человек с дальнейшим разделением на микропредприятия (менее 10 человек), малые предприятия (от 10 до 49 человек), средние предприятия (от 50 до 249

8 What we do and how. The Organisation for Economic Cooperation and Development (OECD). URL: http://www. oecd.org/about/whatwedoandhow

человек). На крупных предприятиях работают 250 и более человек9. Данные показатели разбиты по экономическим группировкам, по странам и регионам, входящим в ОЭСР, где большую часть государства составляют члены Европейского Союза.

В Российской Федерации характеристика участников экспортной деятельности в количественных единицах в разрезе регионов формируется на официальном ресурсе Министерства экономического развития и публикуется в открытых данных статистическим органом. Федеральной службой государственной статистики осуществляется сбор показателя «Количество малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность», который измеряется в единицах с базой данных с 2014 по 2018 год. Детализация методики расчета определяется по данным Федеральной таможенной службы России по субъектам Российской Фе-дерации10. При этом, согласно Федеральному плану статистических работ, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 671-р (с учетом обновлений от 31.01.2019), сбор и расчет данного показателя с 2019 года прекращен, и дальнейшая его перспектива в документе не комментируется11, и это при условии поставленных задач в части поддержки и развития экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках реализации национальных проектов12. Следует также отметить, что стоимостные объемы экспорта МСП в настоящее время в открытых данных федеральных ведомств не размещаются, что не позволяет, в свою очередь, провести корректную оценку их доли в общем объеме несырьевого экспорта.

Однако ранее (до 2016 года) показатели по стоимостным объемам экспорта МСП (включая микропредприятия) с разбивкой по группам на микро-, малые и средние в региональном разрезе публиковались на Едином портале внешнеэкономической информации13. Добавим, что идея создания ресурса «Единый портал внешнеэкономической информации» была разработана Министерством экономического развития Российской Федерации в целях развития и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в стране, включая наполнение цифровыми данными об экспорте. Существующая база данных АО «Российского экспортного центра», в том числе исследования, проводимые центром, также не позволяет оценить объемы поставок, совершенных на зарубежные рынки субъектами малого и среднего предпринимательства в российских регионах. В связи с этим в настоящий момент становится практически невозможным проведение статистической и аналитической оценки экспортной деятельности МСП в России, а значит, и понимание текущей ситуации в данном сегменте на региональном уровне14.

В результате анализа показателей экспорта МСП в настоящее время можно охарактеризовать только количественный состав и размер предприятий в российских регионах, осуществляющих экспортную деятельность (табл. 2).

Анализ трендов по количеству субъектов предпринимательства в регионах, осуществляющих экспортную деятельность, в расчете на душу населения, показывает следующие результаты (на 2018 год)15. Рост экспортеров МСП в расчете на 100 тыс. человек

9 OECD (2019), Exports by business size (indicator). URL: https://data.oecd.org/trade/exports-by-business-size.htm

10 Количество малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность. URL: https://fedstat. ru/indicator/54389

11 Федеральный план статистических работ. URL: http://www.gks.ru/metod/fpl08-10.html

12 Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. URL: http://static.government.ru/ media/files/p7nn2CS0pVhv09800wAt2dzCIAiet0ih.pdf

13 Единый портал внешнеэкономической информации / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.ved.gov.ru/about

14 Портал открытых данных Российской Федерации. URL: https://data.gov.ru/o-proekte

15 Количество малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность (по данным ФТС России). URL: https://fedstat.ru/indicator/54389

Таблица 2. Тренд регионов по количеству малых и средних предприятий, осуществляющих экспортную деятельность (по данным ФТС России), в расчете на душу населения (100 тыс. человек)

Субъект/регион 2015 год 2018 год Изменения с 2018 года по 2015 год

М С М С М С

Центральный ФО 9 1 43 3 34 2

Северо-Западный ФО 19 2 51 3 32 1

Республика Карелия 15 1 38 1 23 0

Республика Коми 4 0 7 0 3 0

Архангельская область 3 1 8 1 5 0

Вологодская область 5 1 21 1 16 0

Калининградская область 35 3 72 3 38 0

Ленинградская область 10 1 19 2 10 2

Мурманская область 10 1 15 2 5 1

Новгородская область 8 1 23 2 15 1

Псковская область 23 2 58 3 35 1

Г. Санкт-Петербург 30 3 88 5 58 2

Южный ФО 6 1 21 1 15 0

Северо-Кавказский ФО 2 0 6 1 4 1

Приволжский ФО 6 1 23 2 17 1

Уральский ФО 6 1 26 2 20 1

Сибирский ФО 8 1 27 1 19 0

Дальневосточный ФО 9 1 23 2 14 1

Российская Федерация 8 1 30 2 22 1

Рассчитано по: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: https://fedstat.ru/indicator/54389 Пояснение: М - малые предприятия; С - средние предприятия.

по сравнению с 2015 годом на уровне, равном общероссийскому (23 единицы) и выше, наблюдается в 36 из 82 регионов, что составляет меньше половины. Среди всех регионов Смоленская область занимает лидирующие позиции в Центральном федеральном округе по количеству малых и средних компаний-экспортеров на душу населения в регионе, что составляет 185 единиц с ростом в 172 ед. и является наибольшим значением в целом по России. На втором месте по количеству экспортеров МСП на 100 тыс. человек находится Санкт-Петербург с показателем в 93 единицы, что по сравнению с 2015 годом больше на 60 ед. Третье место занимает г. Москва, так количество экспортеров МСП выросло на 53 единицы. Далее за ней идут Новосибирская (39 ед.), Калининградская (38 ед.) и Брянская (38 ед.) области, прибавка в 37 ед. отмечается в Кировской, Самарской, Нижегородской областях. Затем по коли-

честву экспортеров МСП на 100 тыс. человек следует Приморский край с величиной 35 единиц, Псковская (36 ед.), Ивановская (31 ед.), Белгородская (30 ед.) области, Алтайский край (30 ед.), Омская (26 ед.), Московская (25 ед.), Ярославская (24 ед.) области. Равновесные позиции отражаются во Владимирской области и Республике Карелии - на 23 единицы стало больше экспортеров среди МСП.

Наименьшие значения фиксируются в пяти регионах: Тюменской области и Республике Хакасии - рост составил 3 ед., увеличение в 2 ед. отмечается в Республике Саха (Якутия), Карачаево-Черкесской Республике, Магаданской области, в республиках Калмыкии, Дагестане, Ингушетии - 1 ед. Вместе с тем стоит отметить, что согласно реестру Федеральной налоговой службы, количество субъектов МСП увеличилось в 2018 году на 18 тыс. ед. по сравнению с 2015 годом.

Анализ экспортной деятельности в российских регионах участников среди МСП позволил выделить следующие характерные особенности.

1. Наибольший рост числа экспортеров в 2018 году по сравнению с 2015 годом зафиксирован в сегменте малого предпринимательства (в среднем на 394 единицы), в большей степени за счет мегаполисов и крупных городов. Так, рост в г. Москве составил 6439 ед., в г. Санкт-Петербурге - 3172 ед. (в абсолютных значениях).

2. Наибольшее количество малых и средних компаний-экспортеров в расчете на душу населения в общероссийских значениях наблюдается в Северо-Западном федеральном округе.

3. Ключевые позиции по количеству экспортеров малого предпринимательства на 100 тыс. человек при региональном рассмотрении в 2018 году занимают Смоленская область - 181 единица (в 2015 году - 11 ед.), г. Санкт- Петербург - 88 ед. (30), Калининградская область - 72 ед. (35).

4. Основными регионами по наибольшему числу экспортеров среди среднего предпринимательства на 100 тыс. человек являются г. Санкт-Петербург - 5 ед. (в 2015 году - 3 ед.), Смоленская область - 5 ед. (2), Московская область - 4 ед. (2).

Из этого следует, что количество экспортеров малого предпринимательства в России увеличивается за счет роста не только в городах федерального значения, но и в регионах. При этом доля экспортеров в общем количестве субъектов МСП в России составляет следующую пропорцию: в малом предпринимательстве - 1,6%, среднем предпринимательстве - 15,1%. Вместе с тем при средних значениях роста количества экспортеров МСП в Российской Федерации на 394 единицы явных региональных суперлидеров не выявляется.

С учетом изложенного можно выделить ключевую проблему в развитии экспортной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства - это отсутствие методики оценки реальной ситуации в экспорте МСП, учитывающей существующий

российский и зарубежный опыт, а также региональную специфику и специализацию в стоимостных показателях и физическом объеме.

Таким образом, для совершенствования процессов управления развитием экспортной деятельности в секторе малого и среднего предпринимательства на региональном уровне и в части решения задачи в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» органам власти, курирующим внешнеэкономический блок, целесообразно учитывать необходимость реализации следующих направлений.

Во-первых, необходима разработка методики, оценивающей экспортную деятельность малого и среднего предпринимательства, с учетом имеющегося российского и зарубежного опыта статистической оценки.

Во-вторых, стоит рассматривать экспорт субъектов МСП не только в стоимостном выражении, но и с выделением конкретной специализации и спецификации в регионе на основе таможенной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

В-третьих, целесообразно проводить оценку вклада экспортеров МСП в экономику страны и регионов. Также при проведении оценки на региональном уровне важно учитывать экспортную специфику территории.

В-четвертых, для проведения оценки экспорта МСП следует использовать результаты проводимых научными учреждениями и вузами исследований.

В-пятых, необходима организация сетевого взаимодействия между всеми участниками, занимающимися вопросами экспортной тематики, предпринимательства и регионального управления, для осуществления оценки экспорта МСП в целях обеспечения развития экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства в регионе, способствующей росту экономики.

Результаты представленного исследования вносят вклад в развитие теории и практики предпринимательства в направ-

лении развития экспортной деятельности и внешнеэкономического сектора региона. В перспективе планируется разработать ин-

струментарий, позволяющий оценить вклад экспорта МСП в экономику не только страны, но и конкретного региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5-28.

2. Гринберг Р.С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы. Общие итоги системной трансформации // Век глобализации. 2015. № 1. С. 166-182.

3. Bernard A.B. Why some firms export. Review of economics and Statistics, 2004, vol. 86, no. 2, pp. 561-569.

4. Helpman E. Foreign trade and investment: Firm-level perspectives. Economica, 2014, vol. 81, no. 321, pp. 1-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Yeaple S., Nocke V. Globalization and multiproduct firms. International Economic Review, 2014, vol. 55, no. 4, pp. 993-1018.

6. Melitz M. In trade competition and reallocations in a small open economy. In: Yan Ing L., Miaojie Yu (Eds.). World Trade Evolution. Growth, Productivity and Employment. Routledge. London, 2018, pp. 60-81.

7. Brander J.A., Spencer B.J. Export subsidies and international market share rivalry. Journal of international Economics, 1985, vol. 18, № 1-2, pp. 83-100.

8. Head K., Spencer B.J. Oligopoly in international trade: Rise, fall and resurgence. Canadian Journal of Economics, 2017, vol. 50, no. 5, pp. 1414-1444.

9. Harrison А. [et al.]. Industrial policy and competition. American Economic Journal: Macroeconomics, 2015, vol. 7, no. 4, pp. 1-32.

10. Hanson G.H. In understanding regional export growth in China. In: Yan IngL., Miaojie Yu (Eds.). World Trade Evolution. Growth, Productivity and Employment. Routledge. London, 2018, pp. 195-228.

11. Tesar G., Bilkey W.J. The export behavior of smaller-sized Wisconsin manufacturing firms. Journal of international business studies, 1977, vol. 8, no. 1, pp. 93-98.

12. Bilkey W.J. Development of export marketing guidelines. International marketing review, 1985, vol. 2, no. 1, pp. 31-40.

13. Reid S.D. The decision-maker and export entry and expansion. Journal of international business studies, 1981, vol. 12, no. 2, pp. 101-112.

14. Bonaccorsi A. On the relationship between firm size and export intensity. Journal of international business studies, 1992, vol. 23, no. 4, pp. 605-635.

15. Leonidou L.C. [et al.]. Antecedents and consequences of infidelity in cross-border business relationships. Journal of International Marketing, 2017, vol. 25, no. 1, pp. 46-71.

16. Katsikeas C.S. Special Issue on the Future of International Marketing: Trends, Developments, and Directions. Journal of International Marketing, 2018, vol. 26, no. 1, pp. 1-3.

17. Авилова В.В., Башкирцева С.А. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах // Вестн. Казан. технол. ун-та. 2011. № 10. С. 238-246.

18. Осипов М.А. Состояние и эффективность института развития малого предпринимательства в России // Фундамент. исслед. 2013. Т. 13. № 10. С. 2916-2920.

19. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г. Экономическое неравновесие российского предпринимательства // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 14 (299). С. 33-43.

20. Коробов С.А. Развитие экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства Волгоградской области: проблемы и решения // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 3 «Экономика. Экология». 2017. № 3 (40). С. 127-134.

21. Фомина С.И., Мосейко В.О. Современные тенденции и закономерности зарубежной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестн. Волгогр. гос. унта. Сер. 3 «Экономика. Экология». 2012. № 1. С. 291-297.

22. Александрова А.И. Концепция инновационного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 14 (236). С. 4-14.

23. Туренко Т.А. Проблемы и перспективы развития малого инновационного предпринимательства // Baikal Research Journal. 2010. № 6. С. 1-5.

24. Сычева И.Н., Овчинников Я.Л. Малое инновационное предпринимательство: проблемы и потенциал развития в нестационарных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2016. № 7. С. 70-78.

25. Глотко А.В. Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства // Экономика. Профессия. Бизнес. 2017. № 2 (2). C. 57-62.

26. Проскурина Ю.Е. Управление инновациями в промышленной политике: мировой опыт и возможности его адаптации в российских условиях // Вестн. гос. ун-та управления. 2016. № 2. C.180-183.

27. Зотов А.Н., Горохова А.Е. Развитие инновационного предпринимательства в России // Изв. Моск. гос. машиностроит. ун-та «МАМИ». 2013. № 2 (16). С. 204-209.

28. Гусев В.В., Гусева Я.В. Инновационное предпринимательство как драйвер экономики будущего: контуры новой политики в управлении инновационным развитием // Вопросы управления. 2016. № 4 (22). С. 121-127.

29. Решетов К.Ю., Мысаченко В.И. Конкурентоспособность в среде инновационного предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. №3-1 (23). С. 95-102.

30. Анненкова А.А., Поздняков А.В., Соболева С.А. Внешнеэкономическое предпринимательство региона: структурные сдвиги и тенденции развития в посткризисный период // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. «История. Политология. Экономика. Информатика». 2012. № 1 (120). Вып. 21/1. С. 82-89.

31. Шишин С.В. Предпринимательство в условиях глобализации: проблемы и риски. М.: Олма-Пресс, 2005. 349 с.

32. Каймачникова Н.В. Современное российское предпринимательство в системе факторов производства // Пространство экономики. 2011. № 2-2. С. 133-138.

33. Андреев А.В. Об актуальности государственной поддержки несырьевого экспорта в России // Российское предпринимательство. 2013. № 1 (223). С. 4-10.

34. Васильев Д.Е. Аутсорсинг в совместном предпринимательстве на мировых рынках наукоемких товаров // Рос. внешнеэкон. вестн. 2008. № 9. С. 60-69.

35. Шестаков В.А. Особенности и барьеры развития российских малых инновационных предприятий // Креативная экономика. 2014. № 11 (95). С. 155-161.

36. Шарыгин М.Д., Кротов И.И. Основные факторы территориальной организации малого предпринимательства // Вестн. Балт. фед. ун-та им. И. Канта. Сер. «Гуманитарные и общественные науки». 2014. № 9. С. 155-168.

37. Татаркин А.И., Липецкий А.Ф. Развитие внешнеэкономической деятельности России на основе использования особенностей социально-экономического комплекса региона // Экономика региона. 2009. № 1. С. 125-135.

38. Якушев Н.О. Вклад малого бизнеса в российский экспорт // Вопросы территориального развития. 2018. № 5 (45). URL: http://vtr.vscc.ac.ru/article/27991. DOI: 10.15838/tdi.2018.5.45.7

39. Малое предпринимательство в экономике территорий: монография / К.А. Гулин [и др.]. Вологда: ВолНЦ РАН, 2017. 128 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Якушев Николай Олегович - научный сотрудник отдела проблем научно-технологического развития и экономики знаний. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: [email protected]. Тел.: +7(8172) 59-78-10.

Yakushev N.O.

EVALUATION PROBLEMS OF EXPORT ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE REGION

The possibility to implement strategic priorities in regional development and enhance the small and medium-sized enterprises' export activity are necessary conditions for the country's successful development, the solving economic problems in the framework of the national project "Small and medium-sized businesses and supporting individual entrepreneurial initiatives" adopted at the end of December 2018 and the priority project "International cooperation and export in industry". The priority for solving this problem is to establish the correct and well-organized process of managing export activities among small and medium-sized businesses at the regional level. One of the main elements in the management process will be the assessment of exports in small and medium enterprises, which will establish the presence and degree of manifestation of one or another characteristic, trends in the development of export activities of small and medium enterprises. This is not the case in the Russian Federation today. Therefore, the purpose of the study is to identify the problems of evaluating the export activity of small and medium-sized enterprises in the region. The article presents the results of the analysis of theoretical aspects and characteristics of export activities of small and medium-sized enterprises in the region. The analysis of Russian exports trends for the period from 2015 to 2018 is carried out. The share of commodity exports and segment groups in the total volume of deliveries of Russian products to foreign markets is determined. The relationship of the categories of "export" and "entrepreneurial structure" in economic science are studied and substantiated. The global classification of small and medium-sized enterprises' exports by size of business is clarified. The existing features that have developed in Russian practice in the approaches and characteristics of SMEs in export are analyzed. The analysis and characteristics of SME participants engaged in export activities are presented by federal districts and subjects of the North-West Federal District of the Russian Federation. SME export trends in Russian regions are shown. The list of key problems arising in the process of managing the development of export activity in the sector of small and medium enterprises is described and detailed. In conclusion, the key areas for the development of export activities of small and medium enterprises are identified.

Export activity, export, entrepreneurship, business, economy, development, region.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Yakushev Nikolay Olegovich - Research Associate, Department of Scientific and Technological Development and Knowledge Economics. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: [email protected]. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.