Научная статья на тему 'Проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов в организациях железнодорожного транспорта'

Проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов в организациях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / EFFICIENCY / INVESTMENT PROJECTS / ENTERPRISES OF RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вовк Ю. А.

В статье излагаются результаты исследования, посвященного проблемам оценки эффективности инвестиционных проектов, в результате, которого автор пришел к выводу, что такая постановка задачи неправомерна, поскольку можно оценивать эффективность процесса, а не явления, которым является инвестиционный проект. Предлагается на этапе разработки инвестиционного проекта производить оценку его экономической целесообразности. Сформулированы принципы такой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of estimation of efficiency of investment projects in the organizations of railway transport

In article results of the research devoted to problems of an estimation of efficiency of investment projects, as a result, which author are stated has come to a conclusion that such statement of a problem is wrongful, as it is possible to estimate efficiency of process, instead of the phenomena which the investment project is. It is offered to make an estimation of its economic feasibility at a development cycle of the investment project. The principles of such estimation are formulated.

Текст научной работы на тему «Проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов в организациях железнодорожного транспорта»

транспорт.

Summary. In article lacks of an estimation of efficiency of activity of the organizations of a railway transport on the basis of indicators of capital productivity. It is offered to use for this purpose indicators the returns counted on the basis of cost expression of production and the capital, advanced in industrial activity. The order of definition of the size of the capital advanced in industrial activity, and its composed reveals: the core and working capital.

Keywords: performance, capital, working capital, rail transport.

Рецензент д.э.н., профессор МГУПС Коваленко Н.И. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.

УДК 658.152:656.2+001.895.656.2

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Вовк Ю.А., к.э.н., зам.нач.ЦФТО ОАО «РЖД»

У статті викладено результати дослідження, присвяченого проблемам оцінки ефективності інвестиційних проектів, у результаті якого автор дійшов висновку, що така постановка задачі неправомірна, оскільки можна оцінювати ефективність процесу, а не явища, яким є інвестиційний проект. Пропонується на етапі розробки інвестиційного проекту проводити оцінку його економічної доцільності. Сформульовані принципи такої оцінки.

Ключові слова: ефективність, інвестиційні проекти, підприємства залізничного

транспорту.

Вопросы экономической оценки

эффективности инвестиций являлись весьма актуальными на всех этапах развития экономики, о чем свидетельствует интерес к этим вопросам в экономической литературе.

Проблемам оценки эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте посвящены исследования д.э.н.,проф. Волкова Б.А. (Оценка экономической эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте), д.э.н.,проф. Терешиной Н.П. (Экономика железнодорожного транспорта). Однако в их исследованиях не рассматриваются вопросы оценки экономической целесообразности реализации инвестиционных проектов. Особенно актуальными эти вопросы становятся на нынешнем этапе развития, когда осуществляется становление рыночных отношений в экономике всех стран СНГ.

Сложившиеся научные подходы к оценке эффективности инвестиций в форме капитальных вложений основаны на расчете ряда известных показателей: чистого дисконтированного дохода,

индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока возврата (окупаемости) затрат.

В результате изучения их экономической сущности мы пришли к выводу, что названные показатели на деле не могут характеризовать эффективность инвестиций. Наша позиция основывается на том, что сами по себе инвестиции не могут быть ни более, ни менее эффективными, поскольку свойством эффективности обладают процессы, а не события, явления. С позиций производственной деятельности любой организации инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений- это изменения в составе орудий труда, технологии производства, происходящие в процессе обновления орудий труда (воспроизводства основного капитала), т.е. замены на более производительные. Факт осуществления инвестиций подтверждается составлением акта приемки- передачи полученного результата в эксплуатацию (основных средств, нематериальных активов, технологии

производственного процесса). Именно поэтому инвестиции с позиций производственной деятельности событие, явление и не более того.

20l

В экономической литературе обычно вопросы оценки эффективности инвестиций излагаются в прошедшем времени или, по крайней мере, в настоящем, хотя логично было бы говорить

о будущем, т.е. о возможных (ожидаемых) результатах. Это было бы весьма корректным.

Важным для понимания сущности инвестиций является тот факт, что инвестиции, как таковые не создают полезный эффект, а он является результатом использования обновленных орудий труда или более совершенных технологий в процессе производственной деятельности. Поэтому корректно можно говорить только об оценке возможной степени повышения

эффективности производственной деятельности в результате инвестиций.

Вследствие неправомерности постановки задачи оценки эффективности инвестиций полагаем необходимым на этапе разработки

инвестиционного проекта производить оценку экономической целесообразности его реализации.

Решая эту задачу, необходимо исходить из того, что реализация инвестиционного проекта является частью процесса воспроизводства основного капитала. Денежные средства,

направляемые на эти цели, независимо от

источников их формирования, до момента полной реализации проекта составляют капитал,

авансированный на инвестиции. После завершения проекта, созданные или приобретенные орудия труда, вводятся в эксплуатацию, о чем составляются соответствующие акты, являющиеся основанием для отражения этого факта в бухгалтерском учете. Именно так признается факт увеличения капитала, авансированного в производственную деятельность организации, на размер осуществленных инвестиций. Однако увеличение капитала не должно быть чисто механическим. В любом случае капитал должен авансироваться в технически более совершенные орудия труда, использование которых обеспечивает повышение эффективности производства.

В связи с этим предлагается различать три этапа реализации инвестиционного проекта:

• техническая разработка проекта (этот этап в статье не рассматривается);

• оценка экономической

целесообразности реализации проекта;

• собственно реализация проекта.

Оценка экономической целесообразности

реализации инвестиционного проекта должна включать в себя оценку возможного влияния реализации проекта на динамику эффективности производственной деятельности. Исходным для этого является обоснованное положение о системе объективно существующих показателей

эффективности производственной деятельности

[1], включающей:

• производительность труда;

• производительность коллектива

организации;

• себестоимость единицы

продукции (далее - себестоимость продукции);

• отдачу капитала, авансированного

в производственную деятельность;

• рентабельность продукции и

рентабельность производственной деятельности.

Реализация инвестиционного проекта предполагает обязательное повышение

производительной силы труда, т. е. создание условий для дальнейшего роста

производительности труда. Поэтому обоснование экономической целесообразности реализации инвестиционного проекта на первом этапе должно предусматривать оценку возможного повышения производительной силы труда, а также снижения себестоимости продукции.

Дело в том, что с позиций собственника средств производства экономическая

целесообразность реализации инвестиционного проекта заключается именно в том, чтобы проект обеспечивал прирост прибыли, если не сразу после реализации, то через определенное время. Для этого проект должен гарантировать рост производительной силы труда и снижение себестоимости продукции в целом при увеличении амортизации капитала, первоначально

авансированного на орудия труда, и уменьшении издержек на наем рабочей силы. Такими свойствами должен обладать любой проект, независимо от сферы его реализации. Проект, реализуемый в, так называемой, социальной сфере, по нашему мнению, также должен быть экономически целесообразным, т. е. обеспечивать повышение эффективности производственной деятельности в организациях региона.

Увеличение производительной силы труда после реализации инвестиционного проекта, обеспечивая экономию издержек на наем рабочей силы, в то же время обусловливает рост издержек по амортизации капитала, первоначально авансированного на орудия труда, введенные в действие в процессе реализации проекта. При экономически целесообразном инвестиционном проекте экономия издержек на наем рабочей силы превышает перерасход издержек по амортизации капитала, первоначально авансированного на орудия труда, в результате чего себестоимость продукции снижается.

Таким образом, налицо два противоречивых процесса:

• относительная экономия

оборотного капитала, авансированного на наем

рабочей силы, в связи с ростом производительной силы труда;

• относительное увеличение

основного капитала в процессе его воспроизводства, при котором себестоимость продукции в целом должна снижаться, вследствие снижения себестоимости в части издержек на наем рабочей силы при росте себестоимости в части амортизации капитала, первоначально

авансированного на орудия труда, в которых воплощается воспроизведенный основной капитал.

То есть должны выполняться условия, описанные системой неравенств:

т£ □ 1;

№^^рсН > lmz^J, (1)

где т^ - темп прироста себестоимости продукции в результате реализации инвестиционного проекта,

%;

т^рсН - темп прироста себестоимости продукции в части издержек на наем рабочей силы в связи с ростом производительной силы труда, %; т^а - темп прироста себестоимости продукции в части издержек на амортизацию капитала, первоначально авансированного на орудия труда, в которых воплощается воспроизведенный основной капитал, %.

Учитывая нестандартную ситуацию,

когда показатели рассчитываются на основе относительной экономии (перерасхода) издержек производства, а не абсолютного их прироста, рассмотрим детально порядок расчета темпов прироста себестоимости продукции и относительной экономии (перерасхода) различных издержек производства.

Темп прироста себестоимости продукции в части издержек на наем рабочей силы на основе относительной экономии этих издержек

рассчитывается по формуле

т^ рсН = Щм х 100/ЕРСо/е, (2)

где АЕрсН - относительная экономия издержек на наем рабочей силы в связи с ростом производительной силы труда, млн руб.;

ЕРС0 - издержки на наем рабочей силы в базисном периоде, млн руб.;

/Q - ожидаемая степень роста продукции

организации в перспективном периоде после реализации инвестиционного проекта.

Издержки на наем рабочей силы складываются из фонда заработной платы ЕЗП, отчислений в социальные фонды Е°СФ и прочих издержек ЕПР'РС:

ЕРС = ЕЗП + Е°СФ + ЕПРРС, (3)

Как известно, повышение

производительной силы труда проявляется в относительной экономии труда, расчет ожидаемого размера которой рекомендуется производить по формуле

Ыш = ^иН0/ - ^gllНli, (4)

где Н0/ и Н^- - нормы затрат труда на единицу

продукта /-го вида соответственно до и после

реализации инвестиционного проекта, ч;

glI■ - ожидаемый размер производства продукта

труда /-го вида после реализации инвестиционного

проекта в планируемом (перспективном) периоде,

ед.

Ожидаемый размер индекса /Нв производительной силы труда после реализации инвестиционного проекта определяется на основе расчета:

/Не = 2glIН0i/EglIНli, (5)

Из приведенных формул расчета

ожидаемой экономии затрат труда следует, что на этапе обоснования экономической

целесообразности инвестиционного проекта

должны быть весьма тщательно оценены

возможности изменения норм труда после его реализации. От объективности такой оценки зависит вывод о степени экономической целесообразности инвестиционного проекта.

На следующем этапе на основе

результатов оценки ожидаемой относительной экономии труда за счет возможного роста производительной силы труда ДТН следует оценивать возможность экономии оплаты труда ДЕ°Тн, используя для этого формулу

ДЕ°Тн = ДТн х Тсо, (6)

где Тс0 - средняя часовая тарифная ставка базисного периода (периода, по отношению к которому производится расчет ожидаемых

размеров экономии оплаты труда), руб.

Здесь результат со знаком "плюс"

указывает на экономию оплаты труда с позиций собственника средств производства, но при оценке влияния на себестоимость продукции, с тем, чтобы характеризовать ее снижение относительная экономия издержек на наем рабочей силы используется со знаком "минус".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет относительной экономии издержек на наем рабочей силы в связи с ростом

производительной силы труда ДЕ3®рсН предлагается производить по формуле

ДЕ $ рсН = -[ДЕ°Тя(1 + *0^X1 + к0СФ + к0ПРРС)Ъ (7)

где к0ДПРК - соотношение фонда доплат, премий и

компенсаций ЕДПРК с фондом оплаты труда Е°т в

базисном периоде, к0ДПРК = ЕДПРК/Е°Т;

еДлр.к - фонд доплат, премий и компенсаций, млн

руб.;

Е°т - фонд оплаты труда, млн руб.

1 СФ

кз - соотношение отчислений в социальные

фонды с фондом заработной платы в базисном периоде, кСФ = Е°СФ/ЕЗП;

ЕЗП = Е°т + ЕДПРК;

7 ПР РС

ко - соотношение прочих издержек на наем

рабочей силы с фондом заработной платы в базисном периоде, коПРРС = ЕПРРС/ЕЗП.

Темп прироста себестоимости продукции в части издержек по амортизации капитала, первоначально авансированного на орудия труда, созданные в результате реализации инвестиционного проекта, следует рассчитывать по формуле

т£а = АЕгва х 100/Е/& (8)

где АЕгва - размер относительной экономии ("минус"), перерасхода ("плюс") издержек по амортизации капитала, первоначально

авансированного на орудия труда, созданные в результате реализации инвестиционного проекта, млн руб.

Расчет относительного перерасхода издержек по амортизации капитала, первоначально авансированного на орудия труда, созданные в результате реализации инвестиционного проекта, следует производить по формуле

АЕгва = ЕУе - ЕАі, (9)

т~А г~А

где Е 0 и Е і - издержки по амортизации капитала, первоначально авансированного на орудия труда организации соответственно до и после реализации инвестиционного проекта, млн руб.

Таким образом, возможная относительная экономия АЕг^ш издержек производства в результате реализации инвестиционного проекта складывается из относительной экономии АЕгврсН издержек на наем рабочей силы за счет роста производительной силы труда и относительного перерасхода АЕгва издержек в части амортизации капитала, первоначально авансированного на орудия труда:

ДЕЛп = ЬЕ?а + ^рсН; (10)

В этих условиях темп прироста

себестоимости продукции следует рассчитывать по формуле

т^ип = ДЕ^ип х l00/Ео/Q, (11)

где Е0- издержки производства организации до реализации инвестиционного проекта, млн руб.

На практике может возникнуть необходимость одновременной оценки

экономической целесообразности реализации нескольких проектов, из которых надо выбрать один. В этом случае после оценки экономической целесообразности каждого из них надо выполнять оценку возможного влияния каждого проекта на

динамику других показателей эффективности

производства: отдачи основного капитала,

рентабельности производства и рентабельности производственной деятельности и на основе полученных результатов выбрать проект, обеспечивающий более значительный рост названных показателей. Таким образом, становится очевидным отсутствие необходимости в, так называемой, сравнительной оценке эффективности инвестиционных проектов.

Установленная зависимость между показателями эффективности производственной деятельности показывает, что в этом случае и другие показатели системы отразят ожидаемые изменения условий производства и произойдет повышение отдачи основного и оборотного капитала, а, следовательно, всего капитала, авансированного в производственную

деятельность. Эти ожидаемые изменения обязательно окажут влияние на динамику рентабельности продукции, производства и функционирования организации.

Полученные результаты позволяют выбирать наиболее экономически целесообразный проект из нескольких возможных, руководствуясь размером ожидаемых темпов роста показателей эффективности производственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вовк А.А. Оценка эффективности транспортного производства и резервов ее роста. -М.: Крома, 2000. - 295 с.

Аннотация. В статье излагаются результаты исследования, посвященного проблемам оценки эффективности инвестиционных проектов, в результате, которого автор пришел к выводу, что такая постановка задачи неправомерна, поскольку можно оценивать эффективность процесса, а не явления, которым является инвестиционный проект. Предлагается на этапе разработки инвестиционного проекта производить оценку его экономической целесообразности. Сформулированы принципы такой оценки.

Ключевые слова: эффективность, инвестиционные проекты, предприятия железнодорожного транспорта.

Summary. In article results of the research devoted to problems of an estimation of efficiency of investment projects, as a result, which author are stated has come to a conclusion that such statement of a problem is wrongful, as it is possible to estimate efficiency of process, instead of the phenomena which the investment project is. It is offered to make an estimation of its economic feasibility at a development cycle of the investment project. The principles of such estimation are formulated.

Keywords: efficiency, investment projects, enterprises of railway transport.

Рецензент д.э.н., профессор МГУПС Коваленко Н.И. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Токмакова И.В.

УДК 658:656.12 Т 804

ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО КАПИТАЛА ГРУЗОВЫХ КОМПАНИЙ

Трушина И.А., ст. преподаватель (РОАТ)

У статті при вирішенні питань оцінки ефективності використання основного капіталу вантажних компаній запропонувано враховувати особливості його формування. Тому, поряд із загальним показником віддачі основного капіталу пропонується визначати показники віддачі по доходах та грузобороту основного капіталу, авансованого на вантажні вагони, які використовуються при оперуванні, і віддачу основного капіталу, авансованого на інші знаряддя праці. В якості факторів зростання віддачі основного капіталу вантажної компанії пропонуеться розглядати собівартість одиниці продукції в частині амортизації капіталу, первісно авансованного на знарядя праці, і тривалість обертання основного капіталу.

Ключові слова: ефективність, основний капітал, вантажні компанії, собівартість, грузооборот, дохід.

Эффективность использования основного капитала грузовых компаний является одним из факторов роста рентабельности производства. В этой связи весьма важным вопросом является разработка и совершенствование системы показателей, характеризующих эффективность его использования.

Проблемы оценки эффективности использования основного капитала на железнодорожном транспорте рассматривались в работах д.э.н. проф. Вовка А.А.(Оценка эффективности транспортного производства и резервов ее повышения), к.э.н., доц. Литовченко В.Б. (Экономическая оценка эффективности использования грузовых вагонов различных собственников) и ряда других ученых. Однако в них не нашли отражения проблемы оценки эффективности использования основного капитала грузовых компаний, которые были созданы в процессе реформирования железнодорожного транспорта России.

При разработке системы показателей оценки эффективности использования основного капитала грузовой компании следует учитывать

особенности его формирования. Так, грузовые компании в качестве орудий труда используют преимущественно грузовые вагоны (собственные или арендованные), что происходит в процессе оперирования. Другую часть орудий труда составляют здания и различные сооружения. Поэтому наряду с общим показателем отдачи основного капитала предлагается определять показатели отдачи по продукции основного капитала, авансированного на грузовые вагоны, используемые при оперировании, и отдачи основного капитала, авансированного на прочие орудия труда.

Расчет показателей отдачи основного капитала по продукции ОсОк следует производить путем деления стоимости продукции грузовой компании в неизменных ценах на размер каждой части ее основного капитала в среднем за период. Тогда показатель будет измерен в руб./руб.

°^Ок 0 = т.0р,0/Ок0; °^Ок 1 = XQl.lрl.0/Окl., (1)

В связи с отмеченным, для характеристики эффективности использования основного капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.