Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА'

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
114
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местный бюджет / контроль / бюджетные средства / исполнение / планирование / муниципальное образование / местные финансы / налоговые поступления / безвозмездные поступления / local budget / control / budget funds / execution / planning / municipality / local finance / tax revenues / gratuitous revenues

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шагиева Зухра Хайдаровна, Садретдинова Альфина Ринатовна

Статья посвящена выявлению особенностей и проблем осуществления контроля за исполнением местного бюджета. Местные бюджеты являются важной составляющей бюджетной системы страны. Местные органы власти имеют определенную автономию в управлении местными финансами, в частности, они разрабатывают и утверждают бюджет, определяют приоритетные направления расходования бюджетных средств. Важную роль в повышении эффективности исполнения местного бюджета играет контроль. Эффективный контроль и прозрачность при исполнении местного бюджета важны для повышения уровня доверия общества к власти и предотвращения коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CONTROL OVER THE EXECUTION OF THE LOCAL BUDGET

The article is devoted to identifying the features and problems of monitoring the execution of the local budget. Local budgets are an important component of the country's budget system. Local authorities have some autonomy in managing local finances; in particular, they develop and approve the budget and determine priority areas for spending budget funds. Control plays an important role in increasing the efficiency of local budget execution. Effective control and transparency in the execution of the local budget are important for public trust in government and the prevention of corruption.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА»

Мир науки и мысли. The World of Science and Ideas. 2023. № 4 Юридические науки

_____________________________________________________________Jurisprudence_______ 111

8. Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.01.2021 по делу № 66а-133/2021. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (ред. от 17.12.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации». СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

10. Обзор судебной практики кассационного военного суда по гражданским и административным делам в первом полугодии 2022 года, утвержденный президиумом кассационного военного суда 19 августа 2022 года. URL: https://vkas.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&id=26120. СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г. А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа». СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 10.10.2023).

УДК 347.73

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Шагиева З. Х.

кандидат юридических наук Садретдинова А. Р.

студент магистратуры

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей и проблем осуществления контроля за исполнением местного бюджета. Местные бюджеты являются важной составляющей бюджетной системы страны. Местные органы власти имеют определенную автономию в управлении местными финансами, в частности, они разрабатывают и утверждают бюджет, определяют приоритетные направления расходования бюджетных средств. Важную роль в повышении эффективности исполнения местного бюджета играет контроль. Эффективный контроль и прозрачность при исполнении местного бюджета важны для повышения уровня доверия общества к власти и предотвращения коррупции.

Ключевые слова: местный бюджет, контроль, бюджетные средства, исполнение, планирование, муниципальное образование, местные финансы, налоговые поступления, безвозмездные поступления.

PROBLEMS OF CONTROL OVER THE EXECUTION OF THE LOCAL BUDGET

Shagieva Z. H.

Candidate of Jurisprudence Sadretdinova A. R.

Master's Student

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch

Sterlitamak, Russia

Abstract. The article is devoted to identifying the features and problems of monitoring the execution of the local budget. Local budgets are an important component of the country's budget system. Local authorities have some autonomy in managing local finances; in particular, they develop and approve the budget and determine priority areas for spending budget funds. Control plays an important role in increasing the efficiency of local budget execution. Effective control and transparency in the execution of the local budget are important for public trust in government and the prevention of corruption.

Keywords: local budget, control, budget funds, execution, planning, municipality, local finance, tax revenues, gratuitous revenues.

Местные бюджеты играют важную роль в развитии муниципальных образований. Они составляют финансовую основу деятельности местных органов власти, которые реализуют полномочия в целях улучшения качества жизни и обеспечения развития муниципальных образований, а также в поддержании местной экономической устойчивости и процветания.

Неотъемлемой частью процесса муниципального управления выступает финансовый контроль, который охватывает как процесс планирования бюджета, так и контроль за его исполнением. Рассмотрение проблем, связанных с контролем за исполнением местного бюджета, представляется своевременным и актуальным, поскольку определение и решение их являются важной составляющей для сохранения доверия общества к власти. А эффективная работа в этой области есть один из векторов борьбы с коррупцией.

Основная цель финансового контроля - повышение эффективности за расходованием бюджетных средств в целях обеспечения финансовой устойчивости муниципального образования и достижения стратегических целей муниципального развития.

Муниципальный финансовый контроль непосредственно оказывает влияние на социальное и экономическое развитие муниципального образования. Правильное распределение бюджетных средств на образование, здравоохранение, социальную поддержку и строительство способствует улучшению качества жизни граждан и стимулирует экономический рост. Кроме того, эффективный контроль позволяет минимизировать риски финансовых кризисов и обеспечивать стабильность экономической среды.

Проанализировав различные аспекты осуществления контроля за исполнением местного бюджета, можно отметить ряд проблемы в указанной области.

Во-первых, в российском законодательстве отсутствует определение понятия «местный бюджет». Такое положение может привести к различным интерпретациям и спорам. Это влечет за собой затруднение принятия юридически обоснованных решений и нормативных актов в этой области. Кроме того, отсутствие четкой дефиниции местного бюджета создает возможности для недобросовестных действий со стороны местных чиновников или органов власти, которые могут попытаться ненадлежащим образом использовать средства, не попадающие под такое определение. Все это в целом может затруднить планирование и управление ресурсами на местном уровне, снизить эффективность использования бюджетных средств.

Учитывая ранее изложенное, на законодательном уровне следует закрепить однозначное определение термина «местный бюджет», что позволит создать правовую ясность, обеспечить прозрачность в управлении местными финансами, а также будет содействовать долгосрочному развитию муниципалитетов.

Вторая - проблема финансовой необеспеченности местного самоуправления, что в целом свидетельствует о нереализации принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Проблема недостаточности бюджетных средств для обеспечения муниципальных образований является серьезным вызовом для местного развития и оказывает отрицательное воздействие на качество жизни населения муниципального образования.

Как отмечает Н. В. Васильева, российская действительность демонстрирует несоблюдение принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления [2, с. 118].

В настоящее время в большинстве случаев основу доходной части местного бюджета составляют дотации и субсидии из федерального бюджета. В доход местного бюджета поступают два самых «непопулярных» налоговых поступления - земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Рассмотрим это на примере муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан. Основная часть бюджета сформирована за счет безвозмездных поступлений, которая составляет 78,1% к общей сумме доходов. Общий объем безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет муниципального района за 2022 год составил 823 182 тыс. руб., увеличившись по сравнению с уровнем 2021 года на 33 296 тыс. руб., или на 4,22% [1]. Таким образом, основной источник дохода местного бюджета -безвозмездные поступления, что в целом не свидетельствует о финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Для исправления такого перегиба необходим комплексный механизм, включающий правовые и финансовые меры по корректировке системы пополнения доходов местных бюджетов, в частности:

- увеличение местных доходов через налоговую политику;

- повышение эффективности использования бюджетных средств;

- привлечение инвестиций и повышение финансовой автономии муниципалитетов.

Важно обеспечить сбалансированный бюджет, который учитывает потребности и

возможности каждого муниципалитета, чтобы обеспечить устойчивое развитие и повышение качества жизни местного населения

Третья проблема связана с отсутствием проработанной методической основы для контроля за исполнением бюджета. Следствием ее является следующее:

- отсутствие четких унифицированных методических рекомендаций может привести к разнородности и несогласованности подходов к контролю за исполнением бюджета в разных муниципальных образованиях;

- отсутствие методической основы может привести к неправильной оценке исполнения бюджета, что в свою очередь повлечет за собой недооценку или завышенную оценку фактических расходов и доходов, что затруднит корректное планирование бюджетных ресурсов;

- неясные или неполные методические инструкции могут привести к неэффективным формам и методам контроля за исполнением бюджета, что стимулирует коррупцию и недобросовестное использование бюджетных средств.

Для решения указанной проблемы необходимо разработать и внедрить единообразные и актуальные методические основы для проведения контрольных мероприятий органами внутреннего финансового контроля. Такие рекомендации должны учитывать современные технологии и стандарты управления финансами, обеспечивая прозрачность, точность и эффективность в бюджетном процессе.

Четвертая - проблема недостаточного взаимодействия органов внутреннего и внешнего контроля за исполнением местного бюджета, следствием чего является следующее:

- отсутствие согласованности между органами внутреннего и внешнего контроля может привести к дублированию усилий и ресурсов. Это означает, что органы и внутреннего, и внешнего контроля могут проводить одни и те же проверки, что не только увеличивает расходы на проведение контрольных мероприятий, но и может стать причиной конфликтов и недовольства объектов и субъектов контроля;

- внутренний контроль часто ориентирован на непосредственное управление и оптимизацию бюджетных процессов, в то время как внешний контроль более сосредоточен на независимой оценке бюджетных деятельностей. Недостаточное взаимодействие между ними снижает общую эффективность контроля. Для решения этой проблемы необходимо установить четкие механизмы сотрудничества между органами внутреннего и внешнего контроля, определить их роли и обязанности, а также обеспечить обмен информацией и результатами проверок. Это способствует повышению эффективности контроля и улучшению финансовой прозрачности и управления.

Наконец, пятая проблема связана с кадровым обеспечением системы контроля за исполнением местного бюджета. Она включает в себя следующие аспекты:

- недостаток квалифицированных специалистов. Нехватка сотрудников с соответствующим опытом в области бюджетного контроля затрудняет эффективное функционирование системы контроля;

- отсутствие системы обучения и развития сотрудников, занимающихся бюджетным контролем, может привести к использованию устаревших навыков и знаний при проведении контроля за исполнением местного бюджета. Только в 11 субъектах Российской Федерации проводятся мероприятия по повышению квалификации внутренних контролеров и внутренних аудиторов, в 9 субъектах Российской Федерации принимаются мероприятия по повышению ответственности за невыполнение мероприятий по росту качества финансового менеджмента [3, с. 46].

- недостаточное использование современных информационных технологий и программных инструментов для обработки и анализа данных.

Для решения указанных последствий важно разработать стратегию обучения квалифицированных сотрудников, обеспечивать мотивацию, а также инвестировать в современные технологии и инструменты для улучшения эффективности системы контроля за исполнением местного бюджета.

Таким образом, контроль за исполнением местного бюджета неотъемлемо связан с муниципальным управлением и имеет решающее значение для финансовой устойчивости и развития муниципального образования. В статье мы остановились на определении ряда нерешенных проблем, осложняющих контроль за исполнением местного бюджета, в числе которых:

- отсутствие определения понятия «местный бюджет» в российском законодательстве;

- финансовая необеспеченность местного самоуправления, что в целом свидетельствует о нереализации принципа финансовой самостоятельности местного самоуправления;

- отсутствие проработанной методической основы для контроля за исполнением бюджета;

- недостаточное взаимодействие органов внутреннего и внешнего контроля за исполнением местного бюджета;

- недостаточность кадрового обеспечения системы контроля за исполнением местного бюджета.

Предложенный нами решения указанных проблем будут способствовать повышению эффективности контроля и соблюдения бюджетного законодательства, результативности использования средств местного бюджета.

Список литературы

1. Бюджет для граждан, разработанный на основе годового отчета об исполнении

бюджета муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета муниципального района Зианчуринский Республики Башкортостан за 2022 год». URL:

https://zianchura.bashkortostan.ru/documents/other/483903/ (дата обращения: 27.09.2023)

2. Васильева Н. В. Доходы местных бюджетов как залог финансовой самостоятельности местного самоуправления: правовой аспект // Известия ИГЭА. 2015. № 1. С. 117-125.

3. Теребилова К. Е. Внутренний муниципальный финансовый контроль: проблемные аспекты // Академическая публицистика. 2018. № 10. С. 46-50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.