Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА / ЗАКУПКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОПЫТ / БЮДЖЕТ / INITIAL PRICE / PROCUREMENT / REGULATION / PLANNING / EXPERIENCE / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курбанов С.А., Висмурадов А.А.

Государственные закупки являются малоизученным аспектом экономики страны. В связи с внесением постоянных поправок в законодательство в сфере государственных закупок, данное направление требует подробного изучения, поиска оптимальных решений для совершенствования данной сферы и наиболее выгодного сотрудничества государства и поставщика в лице частного бизнеса. В данном исследовании охарактеризована система осуществления государственных закупок, выявлены современные проблемы их осуществления и предложены соответствующие пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT IN RUSSIA

State for purchases are a little-studied aspect of the country's economy. In connection with the introduction of permanent amendments to the legislation in the field of state procurement, this area requires a detailed study, the search for optimal solutions for improving this area and the most profitable cooperation between the state and the supplier in the person of private business. The study describes the system of public procurement, identifies current implementation problems and suggests solutions.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ»

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ЗАКУПОК В РОССИИ

С.А. Курбанов, канд. экон. наук, доцент А.А. Висмурадов, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10933

Аннотация. Государственные закупки являются малоизученным аспектом экономики страны. В связи с внесением постоянных поправок в законодательство в сфере государственных закупок, данное направление требует подробного изучения, поиска оптимальных решений для совершенствования данной сферы и наиболее выгодного сотрудничества государства и поставщика в лице частного бизнеса. В данном исследовании охарактеризована система осуществления государственных закупок, выявлены современные проблемы их осуществления и предложены соответствующие пути решения.

Ключевые слова: начальная цена, закупка, регулирование, планирование, опыт, бюджет.

В системе государственных закупок на сегодняшний день большое количество проблем [1]. Проблемы есть на каждом этапе формирования государственного заказа: начиная с формирования плана закупок, руководствуясь 44-ФЗ, на котором базируется вся система государственных закупок, при формировании плана закупок, начальной цены, описания объекта закупки, разработки технического задания и прочей закупочной документацией и заканчивая проблемами в процессе исполнения закупки и качестве результатов выполненного контракта. Система нуждается в серьезной и основательной доработке.

На основе изученного успешного опыта осуществления государственных закупок США и других стран, проведенного нами в предыдущем исследовании, а также на основе анализа проблем эффективной реализации государственных закупок в Российской Федерации, разработаны следующие предложения для изменения системы государственных закупок:

1. Обязать заказчиков обосновывать целесообразность проведения закупки. Проблема фиктивных и необоснованных закупок одна из самых острых проблем государственных закупок. Должностные лица с целью личного обогащения проводят дорогие не обоснованные закупки, приобре-

тают дорогостоящие автомобили, часы, путевки и даже дома.

Обязанность заказчиков обосновывать закупку должна работать следующим образом: например, если заказчик хочет приобрести служебный автомобиль, он должен предоставить документы подтверждающие, что данный автомобиль необходим, в связи с тем, что, например, имеющийся устарел или находится в неисправном состоянии и не подлежит восстановлению. На ряду с этим, заказчику, приобретающему автомобиль, будет сложно обосновать то, что выгоднее и целесообразнее купить «Lexus», а не, например, отечественную «Ладу».

2. Ввести независимую экспертизу результатов закупки. Данная мера подразумевает формирование независимой комиссии, отвечающей за экспертизу результатов закупки на предмет коррупционной составляющей, сговора и т.д. Данная структура так же дополнительно проверяла бы предмет закупки, исследовала документацию, процесс проведения закупки и процедуру заключения контракта [2]. Такая комиссия была бы в праве аннулировать контракты как в процессе выполнения, так и по итогам, если, например, было обнаружено нарушение условий договора или качества работ. Такая комиссия должна иметь право применять штрафные

санкции за нарушение законодательства или условий договора не только по отношению к исполнителю, но и заказчику. Данная мера позволит избежать коррупции в государственных закупках, так же появится дополнительный регулирующий орган, что положительно будет сказываться и на процессе подготовки к закупкам, и на их осуществлении.

3. Усовершенствование процесса формирования начальной максимальной цены контракта. Как уже упоминалось ранее, завышение начальной цены контракта является одной из актуальных проблем государственных закупок. На данный момент начальная цена контракта формируется по итогам запроса трех коммерческих предложений от потенциальных исполнителей, так как коммерческие предложения запрашиваются у потенциальных подрядчиков, уже на этом этапе они завышают цены коммерческих предложений, т.к. знают, что по итогам их предложений будет сформирована закупка и чем выше будет цена этой закупки, тем, соответственно, выгоднее для потенциальных исполнителей. Решение проблемы - очень простое, нужно формировать начальную цену контракта не на основе трех коммерческих предложений, а по итогам запроса и мониторинга цен, как через интернет, так и по средствам обзвона компаний-производителей товаров или материалов, а также на основе уже проведенных закупок по аналогичному виду деятельности, ну и соответственно запросов цен должно быть не три, а минимум пять, что снизит возможность сговора как между участниками, так и между заказчиком и участниками.

4. Предоставление информации о соисполнителях или субподрядчиках. Данное предложение основано на опыте стран ЕС [3], где при проведении закупки на строительство, подразумевающей привлечение соисполнителей, в обязательном порядке должен быть предоставлен предварительный договор с субподрядчиком. В России данная мера имеет место быть только в крупных государственных закупках, например, на крупное строительство. Обязательное предоставление информации о соисполнителях сократит вероятность, когда

исполнитель оказывается не в состоянии выполнить работы и отказывается от государства ионного контракта, что приводит к необходимости повторного проведения закупки, что влечет за собой убытки для государственного бюджета.

5. Введение централизованных закупок. Анализируя опыт развитых стран в системе государственных закупок, вполне актуально перенять систему централизованных закупок. Сейчас в России система государственных закупок децентрализована - каждый федеральный округ, субъект, муниципалитет проводит закупки обособленно основываясь на своих потребностях и планах. Однако переход к частичной централизованной системе закупок, позволит существенно сэкономить бюджетные средства. Например, на централизованные закупки можно перевести практически все закупки, связанные со здравоохранением, закупка медикаментов, оборудования, поставки. Проведя одну крупную закупку на приобретение медикаментов или медицинского оборудования, а потом распределив закупленное по более мелким заказчикам, государство сможет существенно снизить затраты, а также существенно снизится количество закупок, проведенных с нарушениями.

6. Модернизация планирования закупок. Основываясь на опыте Австралии, принимая за основу успешно прошедшие закупки прошлого года, т.к. большинство закупок ежегодно повторяются. Такие изменения так же повлияют и на правильное формирование начальной цены контракта. Цена, процентное снижение, используемые материалы, в прошедших аукционах дадут правильную основу для формирования бюджета закупки.

7. Введение более серьезной ответственности за нарушения при осуществлении государственных закупок. Ужесточение наказаний по фактам коррупции в данное время просто необходимо, это позволит существенно снизить коррупцию в государственных закупках.

8. Открытие учебных центров для обеспечения структур государственного заказа квалифицированными кадрами. Открытие государственных учебных центров просто

необходимо системе государственного заказа. В связи с тем, что подавляющее большинство сотрудников, работающих в сфере государственных закупок и отвечающих расходования бюджетных средств, не имеют должной квалификации

и знаний. Но даже те специалисты, которые получили знания в частных образовательных учреждениях, зачастую оказываются не в состоянии уследить за постоянно меняющимся законом и условиями осуществления государственных закупок.

Библиографический список

1. Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. - М.: Норма, 2014.

2. Богатиков А. Способы определения поставщика: анализ эффективности // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. - 2015.

3. Васильев М.И. О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения // Налоговый вестник. - 2013. - №6. - С. 15.

PROBLEMS OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT IN RUSSIA

S.A. Kurbanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.A. Vismuradov, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. State for purchases are a little-studied aspect of the country's economy. In connection with the introduction of permanent amendments to the legislation in the field of state procurement, this area requires a detailed study, the search for optimal solutions for improving this area and the most profitable cooperation between the state and the supplier in the person of private business. The study describes the system of public procurement, identifies current implementation problems and suggests solutions.

Keywords: initial price, procurement, regulation, planning, experience, budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.