DOI: 10.12731/2070-7568-2023-12-3-44-53 УДК 332.1
Научная статья | Региональная и отраслевая экономика
ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Л.С. Федоткина
Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств является важной составляющей финансовой политики государства, обеспечивающий его финансовую стабильность, которая напрямую зависит от организации и деятельности различных органов контроля за использованием финансовых ресурсов государства.
Анализу деятельности органов государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств посвящено значительное количество исследований, где указывается на наличие в нашей стране ряда проблем, которые требуют решения.
Цель исследования: выявить проблемы осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств и предложить пути их решения
Материалы и методы. Общенаучные и специальные методы познания (научно-теоретический и научно-практический анализ, метод правовой и сравнительно-правовой характеристики, метод исследования и сопоставления, метод обобщения, разделения выделения, метод синтеза и анализа, метод критического анализа). Информационной базой данной работы являются материалы теоретических и научных исследований (научные статьи, монографии, диссертации и доклады).
Результаты. Выявленные в работе проблемы осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, приводят к понижению качества проводимых самих контрольных мероприятий. В результате это приводит к нарушениям бюджетного законодательства, в том числе в части использования бюджетных средств.
Были предложены пути их решения, а именно в необходимости создать в Российской Федерации единую систему финансового контроля для всех упол-
номоченных органов, в полном их взаимодействии, которая будет функционировать на основе единой нормативно-правовой базы, на основе закона о государственном финансовом контроле, стандартизации контроля.
Область применения результатов. Полученные выводы могут быть использованы в ходе работы от планирования до вынесения результатов проверок финансовыми органами по контролю.
Рекомендации. Эффективность и результативность государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств напрямую зависит от уровня его правовой регламентации, организованности и система-тизированности. Реализация мер по устранению проблем осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств станет залогом успешного осуществления экономической политики в России.
Ключевые слова: финансовый контроль; проблемы осуществления; бюджетные средства; целевое расходование; система управления; финансовая политика
Для цитирования. Федоткина Л.С. Проблемы осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств // Наука Красноярья. 2023. Т 12, №3. С. 44-53. DOI: 10.12731/2070-7568-202312-3-44-53
Original article | Regional and Sectoral Economics
PROBLEMS OF REALIZATION OF THE STATE FINANCIAL CONTROL OVER THE USE BUDGETARY FUNDS
L.S. Fedotkina
State financial control over the use of budgetary funds is an important component of the financial policy of the state, providing its financial stability, which directly depends on the organization and activities of various bodies of control over the use offinancial resources of the state.
A significant number of studies are devoted to the analysis of activity of bodies of state financial control over the use of budgetaryfunds, where it is pointed out that there are a number of problems in our country, which need to be solved.
The purpose of the research. To reveal the problems of realization of the state financial control over the use of budgetary funds and to offer ways of their solution
Materials and methods. General scientific and special methods of cognition (scientific-theoretical and scientific-practical analysis, method of legal and comparative-legal characteristics, method of research and comparison, method of gen-
eralization, separation of selection, method of synthesis and analysis, method of critical analysis). The information base of this work is the materials of theoretical and scientific research (scientific articles, monographs, dissertations and reports).
Results. The problems of realization of the state financial control over the use of budgetary funds, revealed in the work, lead to a decrease in the quality of the control activities themselves. As a result, it leads to violations of budgetary legislation, including in the part of budgetary funds utilization.
Ways of their solution were proposed, namely in the need to create in the Russian Federation a unified system of financial control for all authorized bodies, in theirfull interaction, which willfunction on the basis of a unified regulatory framework, on the basis of the law on state financial control, standardization of control.
Scope of application of the results. The obtained conclusions can be used in the course of work from planning to issuing the results of inspections by financial control bodies.
Recommendations. Efficiency and effectiveness of the state financial control over the use of budgetary funds directly depends on the level of its legal regulation, organization and systematization. Realization of measures on elimination ofprob-lems of realization of the state financial control over use of budgetary means will be the key to successful realization of economic policy in Russia.
Keywords: financial control; problems of realization; budgetary funds; target spending; management system; financial policy
For citation. Fedotkina L.S. Problems of Realization of the State Financial Control over the Use Budgetary Funds. Krasnoyarsk Science, 2023, vol. 12, no. 3, pp. 44-53. DOI: 10.12731/2070-7568-2023-12-3-44-53
Введение
Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств в нашей стране является недостаточно эффективным и результативным, а его осуществление связано с рядом проблем. При этом в доступных нам источниках нет систематизированного подхода к описанию сущности этих проблем и к разработке рекомендаций по их решению. С учетом важности государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств для реализации мер экономической политики можно говорить о существовании потребности в выявлении проблем в данной сфере и в предложении рекомендаций по их решению.
Цель исследования
Выявить проблемы осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств и предложить пути их решения
Материалы и методы
Общенаучные и специальные методы познания (научно-теоретический и научно-практический анализ, метод правовой и сравнительно-правовой характеристики, метод исследования и сопоставления, метод обобщения, разделения выделения, метод синтеза и анализа, метод критического анализа). Информационной базой для данной статьи послужили материалы теоретических и научных исследований (научные статьи, монографии, диссертации и доклады).
Результаты
Рассмотрим проблемы государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств более подробно. К числу этих проблем, как показал выполненный нами анализ литературы, относятся:
а) Несогласованность деятельности, дублирование функций различных органов государственного финансового контроля.
Существующая сегодня система государственного финансового контроля в Российской Федерации недостаточно проста и последовательна, для нее свойственны разветвленность и сложная структура. Различные государственные органы, службы, ведомства вовлечены в эту деятельность в большей или меньшей мере. По словам Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина, сказанным им еще в 2008 году, в стране наблюдается явный переизбыток контролирующих органов. Только на федеральном уровне исполнительной власти действует 28 различных органов, имеющих самые широкие полномочия в сфере контроля и надзора[1].
В теории каждый орган государственного финансового контроля должен осуществлять свою контрольно-ревизионную деятельность строго в пределах своих полномочий, которые установлены действующим законодательством Российской Федерации, не дублируя и не подменяя друг друга. Однако на практике зачастую органы государственного финансового контроля действуют несогласованно и разобщено, их работа не является скоординированной, присутствует дублирование функций различных органов государственного финансового контроля.
В. Азжеуров говорит о разобщенности и несистемности государственного финансового контроля, об отсутствии единой концепции этой системы и несовершенстве нормативно-правовой базы [2].
В.В. Владимиров полагает, что для системы государственного финансового контроля свойственно дублирование органов, которые используют
разные подходы и методы реализации контроля в сходных областях совей деятельности [3].
Интересно отметить, что проблема дублирования неоднократно была отмечена в Бюджетных посланиях Президента Российской Федерации. Так, в Бюджетном послании Президента Российской Федерации в июне 2008 г.[4], говорилось, что для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации надлежало сосредоточиться, в том числе, на решении совершенствовании структуры и механизмов государственного финансового контроля, исключении дублирования в этой сфере. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации в мае 2009 г. [5] делался акцент на необходимости смены подходов к осуществлению государственного и муниципального контроля, четкого разграничения полномочий и ответственности органов государственного и муниципального контроля, устранения параллелизма и дублирования в их работе.
Таким образом, наличие проблемы несогласованности деятельности, дублирования функций различных органов государственного финансового контроля не только вызывает широкое обсуждение в юридической и экономической литературе, но и признается органами власти страны, что дает надежду на дальнейшее изменение данной ситуации к лучшему.
б) Отсутствие единой системы государственного финансового контроля.
На данный момент многочисленные органы государственного финансового контроля не составляют единую законодательно установленную систему. В настоящее время в России нет ни одного нормативно правового акта, который четко определял полный список органов государственного контроля и устанавливал бы их иерархию. Это влечет за собой разрозненность деятельности органов государственного финансового контроля, не способствует эффективности контроля и является одной из причин случаев нецелевого использования государственных бюджетных средств.
О несформированности этой системы и ее разрозненности пишет Я.С. Клейменов [6].
В.А. Атаманов отмечает существование множества органов ГФК, но отмечает отсутствие системы, иерархии и разграничения компетенции [7]. Это же мнение разделяет И.В. Левакин, который отмечает отсутствие единства системы государственного финансового контроля на уровне законодательства [8].
Н.И. Даниленко рассматривает раздробленность системы государственного финансового контроля [9] и отмечает отсутствие терминологии и един-
ства трактовок терминов, неразработанность методологии и недостаточность взаимодействия между органами государственного финансового контроля, отсутствие единства подходов к оценке деятельности этой системы.
Те же проблемы видит В.Е. Кузнеченкова, добавляя к ним ведомственную закрытость[10].
в) Недостаточная правовая регламентация деятельности органов государственного финансового контроля.
Действующее законодательство Российской Федерации, касающееся осуществления государственного финансового контроля за исполнением бюджетных средств, не отвечает современным реалиям, оно недостаточно четко и полно регулирует указанную сферу деятельности государства, что приводит к снижению результативности данной деятельности. До настоящего времени нет единого нормативно установленного на федеральном уровне определения понятия «государственный финансовый контроль», законодательно не установлены его виды, методы и принципы, что, по нашему мнению, является причиной разлаженности всего механизма контроля в целом.
Я.С. Клейменов выделяет следующие проблемы [11]:
• полномочия контрольных органов не определены полностью и однозначно;
• дублирование, смешение функций и пересечение сфер контроля;
• неопределенность круга объектов финансового контроля;
• отсутствие алгоритма и порядка реагирования на выявленные нарушения как органов, так и объектов контроля;
• низкая оперативность принятия нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по осуществлению финансового контроля;
• отсутствие четких внутренних стандартов составления нормативно-правовых актов.
Использование разных методик и принципов при реализации мероприятий государственного финансового контроля влечет за собой невозможность сопоставить и сравнить результаты контрольно-ревизионной деятельности. Это искажает объективную реальность и не отражает эффективность деятельности работы этих органов.[12].
Решение данной проблемы многие авторы видят в принятии федерального закона о государственном финансовом контроле.
А.М. Алклычев и З.Р. Хамбулатова отмечают очевидную необходимость принятия такого закона [13]. По их мнению, данная необходимость связана с разрозненности и несогласованности методологии, отсутствием стандартизированной отчетности, что не позволяет сравнить и анализи-
ровать материалы, полученные в ходе проверок [13]. Разночтения материалов связаны с разными требованиями и разным регламентом проверок.
Однако пока такого закона в нашей стране не принято.
г) Отсутствие единых информационных баз.
В.В. Владимиров видит отсутствие единых баз данных причиной недостаточного обмена информацией, что и приводит к разрозненности контрольных органов и снижает эффективность их деятельности.[14]
д) Недостаточность контроля и низкое качество контрольных процедур.
Я.С. Клейменов [15] к проблемам, связанным с недостатками работы
органов финансового контроля, относит такие как: недостаточность и неправомерность мер по исполнению доходной части бюджета (сбор налогов и сборов, установление различных льгот и освобождение от уплаты платежей, растущая задолженность перед бюджетом); невыполнение требований соответствующих нормативных актов; отсутствие должного контроля за эффективным расходованием государственных финансовых средств; нарушения самими контрольными органами действующего законодательства; нецелевое расходование средств; функциональная разобщенность органов финансового контроля и другие.
Рассматривая низкое качество контрольной деятельности федеральных органов на региональном уровне, А.М. Алклычева и З.Р. Хамбулатова отмечают его причинами отсутствие периодичности, которая вызвана нерациональной организацией контроля.
Решение вышеназванных проблем исследователь Я.С. Клейменов видит в создании на территории Российской Федерации единой системы финансового контроля, функционирующей на основе единой нормативно-правовой базы [16]. Мы согласны с мнением данного автора.
По нашему мнению, необходимо создать в Российской Федерации единую систему финансового контроля, которая будет функционировать на основе единой нормативно-правовой базы.
Для этого должны быть проведены следующие государственные меры:
а) Четкая нормативно-правовая регламентация государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, включающей в себя: определение единого понятия государственного финансового контроля, его видов, методов, принципов и задачей, возможно путем принятия закона о государственном финансовом контроле;
б) Подробная регламентация полномочий органов контроля, исключающей возможность дублирования контрольных функций различных органов;
в) Установление единой системы государственного финансового контроля, законодательного определения структуры и иерархии органов го-
сударственного финансового контроля, совершенствования механизмов финансового контроля;
г) Стандартизация контроля, создания унифицированных видов отчетности и единых информационных баз;
д) Увеличение объема контрольных мероприятий;
е) Организация взаимодействия контрольных органов.
Выводы
Можно предположить, что реализация данных мер позволит повысить эффективность и результативность государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств, поскольку оно напрямую зависит от уровня его правовой регламентации, организованности и си-стематизированности. Это, в свою очередь, станет залогом успешного осуществления экономической политики в России, поскольку для него необходим тщательный контроль целевого использования бюджетных средств.
Список литературы
1. Степашин С.В. Качество контроля намного важнее его количества (выступление на совещании в Кремле по вопросу совершенствования государственного контроля в Российской Федерации) // Вестник АКСОР. 2008. № 4. С. 7.
2. Азжеуров В. Аудит эффективности использования бюджетных средств в интересах стратегии социально-экономического развития Российской Федерации // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2007. № 6. С. 57.
3. Владимиров В.В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2009. № 14. С.22.
4. Бюджетное послание Президента Российской Федеральному Собранию Российской Федерации от 23.06.2008 г. // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. 2008. № 9. С. 66-72. http://vgss.ru/ агЛ^е/2008_9/66^р
5. Послание Президента о бюджетной политике в 2010-2012 годах // Российская газета. 25.05.2009. https://rg.ru/2009/05/25/poslanie.html
6. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 71.
7. Артамонов В.А. Государственный и муниципальный финансовый контроль: старт реформы // Бюджет. 2011. № 1. С. 29.
8. Левакин И.В., Абрамов А.М. Совершенствование правовой основы деятельности Счетной палаты Российской Федерации и международные стандарты государственного аудита // Российская юстиция. 2011. № 1. С. 3.
9. Даниленко Н.И. Концептуальные подходы к созданию единой системы государственного и муниципального финансового контроля // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 15. С. 35.
10. Кузнеченкова В.Е. Принцип системности - основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право. 2010. № 3. С. 23.
11. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 69.
12. Владимиров В.В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2009. № 14. С.24.
13. Брызгалин А.В., Ильин А.В. и др. Отражение отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете в связи с изменениями налогового законодательства в 2009 году // Налоги и финансовое право. 2009. № 2. С. 239.
14. Владимиров В.В. Об особенностях деятельности органов государственного финансового контроля в Российской Федерации // Официальные материалы для бухгалтера. Комментарии и консультации. 2009. № 14. С.25.
15. Клейменов Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 69.
16. Отражение отдельных хозяйственных операций в бухгалтерском учете в связи с изменениями налогового законодательства в 2009 году / А. В. Брызгалин, А. Н. Головкин, О. С. Федорова, О. Л. Харалгина // Налоги и финансовое право. 2009. № 2. С. 25-66.
References
1. Stepashin S.V. VestnikAKSOR, 2008, no. 4, p. 7.
2. Azzheurov V. Byudzhetnye uchrezhdeniya: revizii iproverki finansovo-khozyay-stvennoy deyatel'nosti, 2007, no. 6, p. 57.
3. Vladimirov V.V. Ofitsial'nye materialy dlya bukhgaltera. Kommentarii i kon-sul'tatsii, 2009, no. 14, p. 22.
4. Budget message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated June 23, 2008. Vestnik gosudarstvennogo sotsial'nogo strakhovaniya. Sotsial'nyy mir, 2008, no. 9, pp. 66-72. http://vgss. ru/archive/2008_9/66.php
5. Poslanie Prezidenta o byudzhetnoypolitike v 2010-2012 godakh [Message from the President on budget policy in 2010-2012]. Rossiyskayagazeta. 25.05.2009. https://rg.ru/2009/05/25/poslanie.html
6. Kleymenov Ya.S. Administrativnoe i munitsipal'noepravo, 2010, no. 6, p. 71.
7. Artamonov V.A. Byudzhet, 2011, no. 1, p. 29.
8. Levakin I.V., Abramov A.M. Rossiyskayayustitsiya, 2011, no. 1, p. 3.
9. Danilenko N.I. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2012, no. 15, p. 35.
10. Kuznechenkova V.E. Finansovoepravo, 2010, no. 3, p. 23.
11. Kleymenov Ya.S. Administrativnoe i munitsipal'noepravo, 2010, no. 6, p. 69.
12. Vladimirov V.V. Ofitsial'nye materialy dlya bukhgaltera. Kommentarii i kon-sul'tatsii, 2009, no. 14, p. 24.
13. Bryzgalin A.V., Il'in A.V. et al. Nalogi i finansovoepravo, 2009, no. 2, pp. 239.
14. Vladimirov V.V. Ofitsial'nye materialy dlya bukhgaltera. Kommentarii i kon-sul'tatsii, 2009, no. 14, p. 25.
15. Kleymenov Ya.S. Administrativnoe i munitsipal'noe pravo, 2010, no. 6, p. 69.
16. Otrazhenie otdel'nykh khozyaystvennykh operatsiy v bukhgalterskom uchete v svyazi s izmeneniyami nalogovogo zakonodatel'stva v 2009 godu [Reflection of individual business transactions in accounting in connection with changes in tax legislation in 2009]. A. V. Bryzgalin, A. N. Golovkin, O. S. Fedorova, O. L. Kharalgina. Nalogi i finansovoe pravo, 2009, no. 2, pp. 25-66.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Федоткина Любовь Сергеевна, аспирант кафедры «Экономической теории и менеджмента», Института экономики и права ФГБОУВО «Петрозаводский государственный университет» пр. Ленина, 33, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910, Российская Федерация lc030886@rambler. ru
DATAABOUT THE AUTHOR Lyubov S. Fedotkina, Graduate Student of the Department of Economic Theory and Management, Institute of Economics and Law Petrozavodsk State University
33, Lenin Ave., Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185910, Russian Federation
lc030886@rambler. ru
Поступила 04.09.2023 Received04.09.2023
После рецензирования 25.09.2023 Revised25.09.2023
Принята 30.09.2023 Accepted30.09.2023