DOI: 10.12731/2070-7568-2023-12-4-45-60 УДК 332.1
Научный обзор | Региональная и отраслевая экономика
ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Л.С. Федоткина, Н.В. Левкин
Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств является важной составляющей бюджетного процесса, направленной на обеспечение законного, целесообразного и результативного использования государственных финансовых ресурсов, и осуществляется рядом уполномоченных органов власти, деятельность которых регулируется множеством нормативных правовых актов.
Вопросы организации и осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств в России, его правового регулирования, правового статуса органов государственного финансового контроля, эффективности их функционирования являются дискуссионными. Недостаточная эффективность механизма контроля за управлением государственными финансовыми ресурсами на сегодняшний день существует, что в результате приводит к таким проблемам, как неэффективное или нецелевое использование бюджетных средств.
Актуальность работы заключается в том, что государственный финансовый контроль за использованием государственных финансовых ресурсов является одним из приоритетных направлений государственной деятельности, поскольку эффективное его осуществление обеспечивает поступательное развитие экономики государства, политическую и социальную стабильность общества, способствует финансово-экономической стабильности нашей страны.
Цель исследования: Раскрыть и проанализировать сущность, понятие, цели, задачи и принципы, классификацию государственного финансового контроля.
Материалы и методы. Методологической основой данного исследования являются общенаучные и специальные методы познания - это научно-теоретический и научно-практический анализ, метод правовой и сравнительно-правовой характеристики, метод исследования и сопоставления, метод ста-
тистического сравнения и выборки, метод обобщения, разделения выделения, метод синтеза и анализа, метод моделирования и критического анализа.
Нормативной базой исследования является действующее российское законодательство - Конституция РФ, федеральные законы и действующие нормативно-правовые акты, подзаконные и ведомственные приказы, постановления и распоряжения.
Информационной базой исследования выступают материалы теоретических и научных исследований, содержащиеся в различный научных статьях, монографиях, диссертациях и докладах по данной теме.
Результаты. Показаны сущность, важность осуществления эффективного, качественного государственного финансового контроля, что прежде всего обеспечивает поступательное развитие экономики государства, политическую и социальную стабильность общества.
Область применения результатов. Полученные выводы могут быть использованы в качестве разработки механизмов стандартизации к области качества контрольной деятельности на различных уровнях бюджетной системы Российской Федерации и при разработке системы показателей оценки качества государственного финансового контроля финансовой деятельности бюджетных организаций на основе применения сбалансированной системы показателей.
Рекомендации. Финансовым организациям рекомендовано осуществлять более тщательный финансовый контроль на местах, что в целом даст положительные результаты отлаженного механизма осуществления государственного финансового контроля.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль; бюджетные средства; целевое расходование; система управления; финансовая политика
Для цитирования. Федоткина Л.С., Левкин Н.В. Подходы к анализу сущности государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств // Наука Красноярья. 2023. Т. 12, №4. С. 45-60. DOI: 10.12731/2070-7568-2023-12-4-45-60
Scientific Review | Regional and Branch Economy
APPROACHES TO ANALYZING THE ESSENCE OF STATE FINANCIAL CONTROL OVER THE USE OF BUDGETARY FUNDS
L.S. Fedotkina, N.V. Levkin
State financial control over the use of budgetary funds is an important component of the budgetary process aimed at ensuring the legitimate, expedient and effi-
cient use ofpublicfinancial resources, and is carried out by a number of authorized authorities, the activities of which are regulated by a variety of normative legal acts.
The issues of organization and implementation of state financial control over the use of budgetary funds in Russia, its legal regulation, the legal status of state financial control bodies, the effectiveness of their functioning are debatable. Insufficient efficiency of the mechanism of control over the management ofpublic financial resources today exists, which as a result leads to such problems as inefficient or inappropriate use of budgetary funds.
The relevance of the work lies in the fact that the state financial control over the use ofpublic financial resources is one of the priority areas of government activity, as its effective implementation provides progressive development of the state economy, political and social stability of society, contributes to the financial and economic stability of our country.
Purpose of the research: To reveal and analyze the essence, concept, goals, objectives, tasks and principles, classification of state financial control;
Materials and methods. The methodological basis of this study are general scientific and special methods of cognition are scientific-theoretical and scientific-practical analysis, method of legal and comparative-legal characterization, method of research and comparison, method ofstatistical comparison and sampling, method of generalization, separation of selection, method of synthesis and analysis, method of modeling and critical analysis.
The normative base of the study is the current Russian legislation - the Constitution of the Russian Federation, federal laws and current normative-legal acts, subordinate and departmental orders, decrees and regulations.
The empirical base of the study is the materials of theoretical and scientific research contained in various scientific articles, monographs, dissertations and reports on this topic.
Results. The essence, importance of realization of effective, qualitative state financial control that first of all provides progressive development of the state economy, political and social stability of the society are shown.
Scope of application of the results. The obtained conclusions can be used as the development of standardization mechanisms to the quality of control activities at different levels of the budgetary system of the Russian Federation and in the development of a system of indicators for assessing the quality ofpublicfinancial control of financial activities of budgetary organizations on the basis of the application of a balanced system of indicators.
Recommendations. Financial organizations are recommended to carry out more thorough financial control in the field, which in general will give positive results of the well-established mechanism of state financial control.
Keywords: state financial control; budgetary funds; target spending; management system; financial policy
For citation. Fedotkina L.S., Levkin N.VApproaches to Analyzing the Essence of State Financial Control over the Use of Budgetary Funds. Krasnoyarsk Science, 2023, vol. 12, no. 4, pp. 45-60. DOI: 10.12731/2070-7568-2023-12-4-45-60
Введение
Государственный контроль является важным элементом системы управления и власти, поскольку он позволяет проводить проверку эффективности исполнения действующих нормативных правовых актов. Одним из видов государственного контроля является государственный финансовый контроль, осуществляемый системой федеральных и региональных органов власти.
Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств составляет основу финансовой политики любого государства и является обязательным условием обеспечения его финансовой стабильности. Также это приоритетное направление государственной деятельности, поскольку эффективное его осуществление обеспечивает поступательное развитие экономики государства, политическую и социальную стабильность общества.
В настоящее время механизм контроля за управлением государственными финансовыми ресурсами недостаточно отлажен. Это в результате приводит к таким проблемам как неэффективное или нецелевое использование бюджетных средств и не способствует финансово-экономической стабильности нашей страны.
Цель исследования: Раскрыть и проанализировать сущность, понятие, цели, задачи и принципы, классификацию государственного финансового контроля, определить его важность и значимость.
Материалы и методы
Методологической основой данного исследования являются общенаучные и специальные методы познания - это научно-теоретический и научно-практический анализ, метод правовой и сравнительно-правовой характеристики, метод исследования и сопоставления, метод статистического сравнения и выборки, метод обобщения, разделения выделения, метод синтеза и анализа, метод моделирования и критического анализа.
Результаты
Институт государственного финансового контроля за использованием государственных финансов в России имеет длинную историю. Рас-
поряжением Президента Российской Федерации от 14.02.2006 № 65-РП «О праздновании 350-летия установления государственного финансового контроля в России»[1], 10 марта 1656 года стало официальным днем рождения финансового контроля в России. В этот день был организован Приказ Счета Большой казны (Счетный приказ) - своеобразный прообраз существующих ныне казначейств.
На данный момент нормативно правовая база РФ не содержит однозначного определения понятия «государственный финансовый контроль», хотя ранее предпринимались попытки определить это термин, так, например, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996 № 1095 [2], признанным утратившим силу с 25.10.2018 года, была установлена контролирующая функция государственного контроля и определены такие ее сферы, как исполнение бюджета, кредитные организации и ресурсы, льготы и преимущества (финансовые и налоговые), денежное обращение, государственный долг и резервы. Безусловно, данное определение не являлось исчерпывающим.
В свою очередь, вопрос определения понятия государственного финансового контроля достаточно широко освещен в юридической и экономической литературе.
Е.Ю. Грачева исследует двойственную природу государственного финансового контроля. Она рассматривает государственный контроль как функцию государственного управления и как управленческую деятельность. В первом случаем контроль - это инструмент реализации политики государства, во втором случае он имеет свои способы, методы и формы осуществления. «Такое рассмотрение способствует наиболее полному раскрытию сущности контроля», - считает Е.Ю. Грачева [3]. В целом Е.Ю. Грачева предлагает дать понятие государственному финансовому контролю как контролю за законностью действий при сборе, распределении и использовании денежных средств [4].
Е.П. Кочаненко предлагает определить государственный контроль как деятельность, направленную на соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов. Он полагает, что большая роль должна отводиться полноте, достоверности, и соответствию нормативным требованиям бюджетной отчетности; результативности, экономности, и эффективности использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [5].
Н.А. Саттарова считает, что государственный финансовый контроль -это деятельность государства в вопросах установления законности и до-
стоверности операций по движению финансовых ресурсов и объективной оценке эффективности финансово-хозяйственной деятельности в целях соблюдения финансовой дисциплины подконтрольными субъектами» [6].
Т.В. Конюхова в определении государственного финансового контроля большую роль уделяет проверке соблюдения норм финансового законодательства и эффективности использования материальных ресурсов [7].
«Государственный финансовый контроль - это комплексная система контрольных действий органов власти и управления, базирующаяся на Конституции и других законах государства», полагает О.В. Никулина [8].
По нашему мнению, представляется возможным также определить государственный финансовый контроль как контроль со стороны уполномоченных государством органов за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования финансовых ресурсов государства в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.
Исходя из всех вышеперечисленных определений, можно констатировать, что государственный финансовый контроль - это целостная система экономико-правовых действий конкретных органов государственной власти, в основе которой заложена определенная нормативно-правовая база, субъектами государственного финансового контроля являются прежде всего государственные органы, наделенные определенными полномочиями, а его объектом - система финансовых отношений.
Что касается целей государственного финансового контроля, отметим, что в нормативно-правовых актах федерального уровня они также четко не обозначены. Как верно отмечает Я.С. Клейменов, это также подтверждает, что на сегодняшний день единая и однозначная терминология и методология не разработаны [9], что влечет за собой недостаточную урегулирован-ность контрольной деятельности органов государственной власти.
Вместе с тем, в юридической и экономической литературе можно встретить различные формулировки целей государственного финансового контроля.
О.В. Никулина полагает, что цель государственного финансового контроля - максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого и неэффективного расходования. «Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации», пишет О.В. Никулина [10].
В целом, под целями государственного финансового контроля, как правило, видится обеспечение соблюдения законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управ-
лению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.
В отличие от понятия и целей государственного финансового контроля, ту или иную формулировку его задач можно встретить в ряде нормативных правовых актах, регулирующих деятельность отдельных органов государственного финансового контроля. Так, например, в ст.5 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [11] установлены задачи Счетной палаты.
В научной литературе также можно встретить различные вариации обозначения задач государственного финансового контроля. Так, К.Е. Лу-кичев выделяет многочисленные задачи государственного финансового контроля, в, частности [12]:
а) формирование доходной части государственного бюджета посредством поступления налоговых, таможенных, прочих платежей;
б) оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
в) контроль ведение ведения бухгалтерского учета и отчетности;
г) обеспечение бюджетной и налоговой дисциплины.
Е.Ю. Грачева среди задач государственного финансового контроля указывает на [13]:
а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством органами всеми субъектами финансовых правоотношений;
б) проверку правильности использования денежных средств;
в) проверку соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения денежных средств названными ранее субъектами;
г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования материальных и денежных ресурсов;
д) превентивную задачу, состоящую в предупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового законодательства и финансовой дисциплины;
е) проверку законности деятельности государственных органов, участвующих в финансовой деятельности.
Именно реализация этих задач позволяет достичь правопорядка в ведении финансовой деятельности.
Л.Г. Вострикова считает, что государственный финансовый контроль это средство обеспечения законности и целесообразности в финансовой
и хозяйственной деятельности государства. Основные его задачи, по её мнению, заключаются в [14]:
а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
г) выявлении внутренних резервов производства;
д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.
«Обеспечить общество информацией относительно законности финансовых операций в государственных денежных фондах - задача и назначение государственного финансового контроля», считает Е.Е. Фролова [15]. Таким образом, единого перечня задач государственного финансового контроля российским законодательством пока не предусмотрено, а в научной литературе единая точка зрения по данному поводу также отсутствует. Считаем, что это является упущением законодателя, которое приводит к недостаточной урегулированности государственного финансового контроля в целом.
Относительно принципов государственного финансового контроля отметим, что законодательством Российской Федерации они четко не определены, однако, как правило, они установлены в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность отдельных органов финансового контроля.
Так, например, согласно Федеральном законе от 05.04.2013 № 41-ФЗ деятельность Счетной палаты Российской Федерации основывается на следующих принципах: принцип законности, принцип эффективности, принцип объективности, принцип независимости, открытости и гласности.
В юридической литературе встречаются различные вариации формулировки принципов государственного финансового контроля, среди них, на наш взгляд, интересно мнение А.И. Бирюкова, который выделяет принцип законности, принцип независимости, принцип объективности, принцип ответственности, принцип гласности и принцип системности в качестве основ для реализации государственного финансового контроля [16].
Принцип законности означает соблюдение норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации, и распространяется на все органы, которые реализуют государственный финансовый контроль.
Принцип независимости гласит, что контрольно-ревизионная деятельность, которую реализуют органы государственного финансового контроля выполняется независимо от других органов государственной власти.
Принцип объективности подразумевает деятельность квалифицированных специалистов, которая основывается на фактических данных.
Принцип ответственности распространяется на всех субъектов государственного финансового контроля, как проверяемых, так и проверяющих и означает, что финансовые правонарушения наказуемы в рамках бюджетного, административного, уголовного и трудового законодательства.
Принцип гласности говорит, что информация о результатах работы государственного финансового контроля, если она не относится к государственной или коммерческой тайне, находится в открытом доступе для общества и СМИ.
Принцип системности подразумевает регулярность контрольно-ревизионных мероприятий, взаимодействие органов государственного финансового контроля и единстве правовых основ их деятельности.
Итак, мы определили понятие государственного финансового контроля, рассмотрели его цели, задачи и принципы. Заметим, что для того, чтобы система государственного финансового контроля в целом в нашей стране работала более эффективно, необходимо его детальное законодательное урегулирование, с четким определением его понятия, целей, задач и принципов.
Теперь перейдем к классификации государственного финансового контроля, который играет важную роль в процессе его изучения, поскольку позволяет более четко сформировать понятийный аппарат, понять сущность государственного финансового контроля в целом.
В теории права встречаются различные классификации государственного финансового контроля, что подтверждает тот факт, что среди ученых и специалистов отсутствуют единые подходы в выборе критериев, признаков классификации. Среди различных авторов нет единства даже в разграничении понятий «вид», «форма», «метод» государственного финансового контроля. Отчасти это связано с тем, что законодатель также не дает трактовку данных понятий, используя в различных нормативных правовых актах различные категории. Так, например, ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации [17] определяет такие формы финансового контроля со стороны законодательных органов государственной власти, как внешний, внутренний, предварительный, последующий. Вместе с тем, в абзаце 2 п. 1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации [18] законодатель устанавливает, что «налоговый контроль проводится... посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода
(прибыли), а также в других формах». Соответственно, остается неясным, что законодатель понимает под формой контроля.
Проанализировав ряд работ по данной тематике, приведем следующие классификации государственного финансового контроля.
а) По сферам контроля государственный финансовый контроль делится на бюджетный контроль (раздел IX Бюджетного кодекса Российской Федерации), налоговый контроль (раздел V Налогового кодекса Российской Федерации), банковский контроль (Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N° 86-ФЗ[19]), валютный контроль (Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-Ф3[20]) и другие [21].
б) По уровням бюджетной системы (федеральный и региональный бюджет). Финансовый контроль на федеральном уровне является общегосударственным, а на региональном уровне производится в субъектах Российской Федерации.
в) В зависимости от субъекта контроля в юридической литературе встречаются различные варианты классификации государственного финансового контроля. Приведем несколько примеров.
Первый вариант. Различают парламентский, независимый и административный государственный финансовый контроль [22].
Второй вариант классификации строится на разделении государственного финансового контроля по сфере компетенции, которая может быть общей, отраслевой, межотраслевой и специальной [23].
Третий вариант. В зависимости от субъекта некоторые авторы [24] выделяют финансовый контроль: 1) представительных органов государственной власти; 2) президента; 3) исполнительных органов власти общей компетенции; 4) ведомственный и внутрихозяйственный.
г) В зависимости от формы государственный финансовый контроль осуществляется в формах внутреннего, внешнего, предварительного, и последующего контроля. Данные формы финансового контроля, осуществляемого законодательными органами государственной власти, установлены ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
д) По характеру взаимоотношений контролирующей и контролируемой организаций государственный финансовый контроль разделяют на внешний и внутренний.
Внешний контроль осуществляется специально созданными государственными контрольными органами, организационно и функционально независимыми от контролируемых объектов. А. Гусев связывает внешний
государственный финансовый контроль с проявлением демократического правового общества, объясняя это тем фактом, что внешний контроль обеспечивает объективность информации об использовании государственных финансовых ресурсов, гарантирует ответственность органов власти за законность и эффективность финансового управления [25].
Значение внешнего государственного финансового О.В. Болтинова видит в его объективности и возможности использовать его для анализа реализации различных финансовых программ, а также в его воздействии на те решения, которые принимаются на основе информации, полученной в результате внешнего контроля [26].
Внутренний контроль осуществляется специально созданным структурным подразделением ведомства. Его контрольная деятельность распространяется на подведомственные организации и структурные подразделения.
е) По регламенту осуществления разделяют обязательный и инициативный государственный финансовый контроль [27]. Обязательный финансовый контроль проводится в силу требований законодательства, а инициативный по самостоятельному решению уполномоченных государственных органов.
ж) По методу осуществления [28] выделяют государственный финансовый контроль в виде ревизии, наблюдения, обследования, проверки, анализа и др.
з) В.В. Бурцев, подразделяет государственный финансовый контроль на финансово-бюджетный и финансово-хозяйственный виды, при этом финансово-бюджетный контроль, по его мнению, в основном включает различного рода мероприятия в рамках непосредственно бюджетного процесса, а финансово-хозяйственный выражается в проверках и ревизиях финансово-хозяйственных операций экономических субъектов [29].
Следует отметить, что, ряд авторов считает [30] , что в современных условиях существует необходимость введения нового самостоятельного вида государственного финансового контроля - аудита эффективности использования государственных ресурсов. Рассмотрим его более подробно.
Как поясняет Н.Н. Жилина, аудит эффективности возник в некоторых странах в 1950-1960 гг. Аудит эффективности появился в результате деятельности органов государственного финансового контроля таких стран как Великобритания, Канада, Швеция и США. Он был связан с проверкой государственных расходов с точки зрения их эффективности, результативности для общества. Иными слова, при помощи аудита эффективности оценивалось, какие преимущества и выгоды получило общество благодаря потраченным финансовым ресурсам. Речь шла именно о социальной полезности. Данная тенденция получила широкое распространение и сегодня аудит эффектив-
ности применяется в большинстве стран мира, а в международную организацию высших органов государственного финансового контроля (ИНТОСАИ) входят органы государственного аудита 186 стран [30].
Н.Н. Жилина также отмечает более высокую социальную результативность и эффективность использования государственных средств при условии использования аудита эффективности [31]. Несмотря на актуальность применения подобного механизма и его необходимость, сегодня российское законодательство не имеет даже определение понятия «аудит эффективности», и иных сопутствующих ему категорий, в том числе таких как: внутренний контроль, внутренний аудит, внешний аудит, внутренний финансовый аудит, аудит и др.
Вместе с тем, в юридической литературе аудит эффективности является активной темой для обсуждения. Относительно определения данной категории у различных авторов нет единого мнения.
Говоря об аудите эффективности необходимо отметить, что термины «аудит», «финансовый аудит», «банковский аудит» и «аудит эффективности» не является тождественными, более того, их нужно четко разграничивать между собой.
Выводы
Нами определены понятие государственного финансового контроля, рассмотрены его цели, задачи и принципы. Заметим, что для того, чтобы система государственного финансового контроля в целом в нашей стране работала более эффективно, необходимо его детальное законодательное регулирование с четким определением его понятия, целей, задач и принципов.
Государственный финансовый контроль за использованием бюджетных средств является важным направлением государственного финансового контроля, регулируемым бюджетным законодательством и представляющим собой осуществляемый уполномоченными государственными органами контроль за эффективным использованием государственных финансовых средств бюджетов всех уровней.
Государственный финансовый контроль является сложным комплексным направлением деятельности государства, в отношении видов которого в юридической и экономической литературе существует множество мнений.
Мы считаем, что государственный финансовый контроль можно рассматривать как обеспечение законности действий по сбору, распределению и использованию финансовых ресурсов для осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан.
Список литературы
1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. ст. 916.
2. Собрание законодательства Российской Федерации. 29.07.1996. № 31. ст. 3696.
3. Грачева Е.Ю. Финансовый контроль - подотрасль финансового права // Финансовое право. 2002. № 2. С. 57-62.
4. Тютина, Ю.В. Актуальные вопросы правового регулирования и проведения бюджетного контроля в Российской Федерации / Ю.В. Тютина // Финансовое право.- 2010.- № 1.- С. 6.
5. Кочаненко Е.П. Некоторые аспекты оптимизации структуры и полномочий органов государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2011. № 12. С. 5.
6. Саттарова, Н.А. Финансовый контроль как фактор эффективной финансовой политики в условиях экономического кризиса: вопросы правового регулирования // Вестник Московского университета. Государственный аудит. 2010. № 1. С. 83.
7. Конюхова, Т.В. К вопросу о концепции проекта Федерального закона «О финансовом контроле» // Журнал российского права. 2006. № 6. С. 20.
8. Никулина, О.В. Эффективность бюджетного контроля в России и за рубежом // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 15. С.85.
9. Клейменов Я.С. Особенности взаимодействия органов государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 2. С. 21.
10. Никулина О.В. Эффективность бюджетного контроля в России и за рубежом // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 15.С. 85.
11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. ст. 1649.
12. Лукичев К.Е. Об актуализации подходов к осуществлению государственного и муниципального финансового контроля в посткризисный период // Финансовое право. 2011. № 4. С. 17.
13. Грачева, Е.Ю. Финансовое право: Учебник / Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова. М.: Инфра-М, 2010. С. 40.
14. Вострикова, Л.Г Финансовое право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007. С. 95.
15. Фролова, Е.Е. Финансовые правоотношения в сфере контроля за денежным обращением // Юридический мир. 2011. № 3. С. 39.
16. Бирюков, А.И. Теория и практика финансового контроля // Бюджетный учет. 2007. № 2. С. 58.
17. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31.- ст. 3823.
18. Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 1998. ст. 3824.
19. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. ст. 2790.
20. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50. ст. 4859.
21. Соколова, Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М.: Юриспруденция, 2009. С. 248.
22. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2009. С. 38.
23. Клейменов, Я.С. Проблемы организации государственного финансового контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 70.
24. Вострикова, Л.Г Финансовое право: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2007. С. 97.
25. Гусев А. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности. 2011. № 9. С. 41.
26. Болтинова О.В. Проблемы развития бюджетного контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2011. № 7. С. 14.
27. Никулина О.В. Эффективность бюджетного контроля в России и за рубежом // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 15. С. 85.
28. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. -М.: Юристъ, 2003. С. 134.
29. Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. М.: Маркетинг, 2000. С. 86.
30. Жилина, Н.Н. Реализация аудита эффективности в системе государственного финансового контроля бюджетных расходов // Международный бухгалтерский учет.2011. № 5. С. 45-47.
31. Никулина О.В. Эффективность бюджетного контроля в России и за рубежом // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 15. С. 86.
References
1. Sobranie zakonodatel 'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2006. № 8. st. 916.
2. Sobranie zakonodatel 'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation]. 29.07.1996. № 31. st. 3696.
3. Gracheva E.Yu. Finansovoepravo, 2002, no. 2, pp. 57-62.
4. Tyutina Yu.V Finansovoepravo, 2010, no. 1, p. 6.
5. Kochanenko E.P. Zakonodatel'stvo i ekonomika, 2011, no. 12, p. 5.
6. Sattarova N.A. Vestnik Moskovskogo universiteta. Gosudarstvennyy audit, 2010, no. 1, pp. 83.
7. Konyukhova T.V. Zhurnal rossiyskogoprava, 2006, no. 6, p. 20.
8. Nikulina, O.V. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh orga-nizatsiyakh, 2007, no. 15, p. 85.
9. Kleymenov Ya.SMunitsipal'nayasluzhba:pravovye voprosy, 2010, no. 2, p. 21.
10. Nikulina O.V. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh orga-nizatsiyakh, 2007, no. 15, p. 85.
11. Sobranie zakonodatel 'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2013. № 14. st. 1649.
12. Lukichev K.E. Finansovoe pravo, 2011, no. 4, p. 17.
13. Gracheva E.Yu., Sokolova E.D. Finansovoe pravo [Financial law]. M.: Infra-M, 2010, p. 40.
14. Vostrikova, L.G. Finansovoe pravo [Financial law]. M.: Yustitsinform, 2007, p. 95.
15. Frolova, E.E. Yuridicheskiy mir, 2011, no. 3, p. 39.
16. Biryukov A.I. Byudzhetnyy uchet, 2007, no. 2, p. 58.
17. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation].1998. № 31. st. 3823.
18. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation].№ 31. 1998. st. 3824.
19. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation]. 2002. № 28. st. 2790.
20. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of legislation of the Russian Federation].2003. № 50. st. 4859.
21. Sokolova E.D. Pravovoe regulirovanie finansovoy deyatel'nosti gosudarstva i munitsipal'nykh obrazovaniy [Legal regulation of financial activities of the state and municipalities]. M.: Yurisprudentsiya, 2009, p. 248.
22. Finansovoe pravo [Financial law] / Ed. E.Yu. Gracheva, G.P. Tolsto-pyatenko. M.: Prospekt, 2009, p. 38.
23. Kleymenov Ya.S. Administrativnoe i munitsipal'noepravo, 2010, no. 6, p. 70.
24. Vostrikova L.G. Finansovoe pravo [Financial law]. M.: Yustitsinform, 2007, p. 97.
25. Gusev A. Byudzhetnye uchrezhdeniya: revizii i proverki finansovo-khozyayst-vennoy deyatel'nosti, 2011, no. 9, p. 41.
26. Boltinova O.V. Finansovoe pravo, 2011, no. 7, p. 14.
27. Nikulina O.V. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh orga-nizatsiyakh, 2007, no. 15, p. 85.
28. Finansovoepravo [Financial law]/ Ed. N.I. Khimicheva. M.: Yurist", 2003, p. 134.
29. Burtsev V.V. Gosudarstvennyy finansovyy kontrol': metodologiya i organizatsiya [State financial control: methodology and organization]. M.: Marketing, 2000, p. 86.
30. Zhilina N.N. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet, 2011, no. 5, pp. 45-47.
31. Nikulina O.V Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh orga-nizatsiyakh, 2007, no. 15, p. 86.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Федоткина Любовь Сергеевна, аспирант кафедры «Экономика» Института экономики и права
Петрозаводский государственный университет пр. Ленина, 33, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910, Российская Федерация lc030886@rambler. ru
Левкин Николай Владимирович, профессор, доктор экономических наук, доцент
Петрозаводский государственный университет пр. Ленина, 33, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185910, Российская Федерация levkip@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Lyubov S. Fedotkina, graduate student of the Department of Economics, Institute of Economics and Law Petrozavodsk State University
33, Lenin Ave., Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185910, Russian Federation
lc030886@rambler. ru
Nikolay V. Levkin, professor, doctor of economic sciences, associate professor Petrozavodsk State University
33, Lenin Ave., Petrozavodsk, Republic of Karelia, 185910, Russian
Federation
levkip@mail.ru
Поступила 20.11.2023
После рецензирования 13.12.2023
Принята 18.12.2023
Received 20.11.2023 Revised 13.12.2023 Accepted 18.12.2023