Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое управление лесными ресурсами / информационно-аналитическая система / земли сельскохозяйственного назначения / sustainable forest management / information and analytical system / agricultural land
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ»

Харионовская И.В.

м.н.с. Института социально -экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН,

г. Сыктывкар

airinh1976@yandexru

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОУПРАВЛЕНИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Ключевые слова: устойчивое управление лесными ресурсами, информационно -аналитическая система, земли сельскохозяйственного назначения.

Keywords: sustainable forest management, information and analytical system, agricultural land

Переход на принципы устойчивого управления лесными ресурсами является актуальной управленческой задачей как в Республике Коми, так и в России на протяжении двух последних десятилетий. Процесс внедрения принципов устойчивого управления лесами (УУЛ) в Республике Коми имеет свои особенности, связанные как с успешной реализацией, так и с проблемами и ограничениями.

Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 5 февраля 1998 года N 21 были утверждены «Критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации». Этим документом заявлена ориентация управления лесами России на организацию ресурсно неистощительного, экономически эффективного и социально ориентированного лесопользования.

Процесс организации УУЛ в Республике Коми условно можно разделить по следующим основным направлен и-ям и связанным с ними проблемным блокам:

1. Формирование информационно-аналитической системы лесного хозяйства, позволяющей лесопользователям получить актуальную и исчерпывающую информацию о состоянии и перспективах развития лесных ресурсов в зависимости от выбранного комплекса хозяйственного воздействия.

Особую значимость для использования резервов повышения эффективности лесного хозяйства имеет использование современных технологий сбора, обработки и анализа информации, основой которых является применение геоинформационных систем (ГИС). Это, наряду с необходимостью комплексного управления лесо хозяйственной деятельностью на региональном уровне, обусловливает актуальность создания в Республике Коми единой информационно-аналитической системы лесного хозяйства и лесопользования, позволяющей подробно характеризовать состояние и использование лесных ресурсов региона, собирать информацию о потребностях рынка в лесоматериалах, новых доступных технологиях, а также определять стратегические направления и конкретные задачи в сфере лесопользования Республики Коми.

Особенностью ГИС-технологий является возможность использования отраслевой картографической, статистической и лесотаксационной информации в выполнении операций пространственного анализа, моделирования и планирования. Частично на современном этапе данные функции выполняет Территориальный фонд информации Республики Коми (ТФИ). На основе пространственного анализа территории фондом сформирована система поквартальной оценки природно-ресурсного потенциала лесов Республики Коми по двум комплексным параметрам - породно-качественной характеристике и транспортной доступности. Также ТФИ предоставляет возможность интерактивного использования некоторых инструментов геоинформационного анализа данных по лесным ресурсам на сайте Геопортала Республики Коми1. Вместе с тем ТФИ не осуществляет анализ и экономическую оценку перспектив использования лесных ресурсов, ограничиваясь балльной оценкой их качества и транспортной доступности, а также не обладает функциями информирования населения и лесопользователей, выполняя функции информационного обеспечения только органов управления.

Основные функции информационно-аналитической системы лесного хозяйства (ИАС ЛХ) должны включать:

1) формирование пространственно -координированной повыдельной базы данных на основе таксационных описаний и первичных документов, а также данных, полученных с использованием технологий GPS и аэрофотосъемки;

2) формирование сводной и постоянно обновляющейся информации для анализа, планирования и принятия управленческих решений;

3) э кономическая оценка лесных ресурсов;

4) анализ лесосырьевой базы лесозаготовительных производств и обоснование целесообразности лесозаготовок;

5) планирование развития транспортной сети, обеспечивающей лесозаготовки;

6) справочно-информационное обслуживание.

1 Геопортал Республики Коми: природно-ресурсный потенциал. - http://gis.rkomi.ru/prp

598

Особого внимания заслуживает проблема экономической оценки лесных ресурсов. Несмотря на то, что в последнее время существует достаточно много исследовательских работ по оценке лесов, в лесном хозяйстве нет единства в подходах и методах ее определения 1. Результаты оценки в соответствии с разными методиками могут отличаться в разы, в зависимости от того, какой спектр лесных услуг и товаров был охвачен оценкой и каким способом она была определена 2.

2. Организационная, кадровая и финансовая поддержка развития местных предприятий, специализирующихся на лесохозяйственной деятельности

Реорганизация органов управления лесным хозяйством привела к разграничению управленческих и хозяйственных функций и внедрению контрактной формы организации лесного хозяйства. При этом право проведения лесо-хозяйственных работ в настоящее время стало предоставляться на основе конкурса среди организаций, занимающихся на данной территории лесохозяйственной деятельностью. Однако необдуманное отделение лесо хозяйственных предприятий от системы государственного управления привело к ухудшению их финансового состояния и деградации, оттоку квалифицированных кадров и потере материально -технического фонда. Специфика лесохозяйственных работ такова, что они зачастую носят периодический и сезонный характер, что не позволяет лесо хозяйственным предприятиям функционировать устойчиво и принуждает их к поиску дополнительных источников дохода, при этом лесовос-становление перестает быть основным видом деятельности. Зачастую такие предприятия не имеют специализированного оборудования и достаточной квалификации. Для того, чтобы деятельность таких предприятий стала эффективной, необходима их технологическая, финансовая и кадровая поддержка, включающая инструменты лизинга и другого льготного кредитования покупки специализированной лесохозяйственной техники, а также обучающие программы для сотрудников. Одним из факторов повышения эффективности является также разработка технологических регламентов лесо хозяйственных мероприятий, позволяющая правильно организовать лесохозяйственную деятельность.

3. Формирование экономической заинтересованности лесопользователей, включая арендаторов лесного фонда, в проведении лесовосстановительных мероприятий в соответствии с эффективной лесовосстановительной моделью

В настоящее время 80% лесовосстановительных работ выполняется арендаторами и другими лесопользователями своими силами и за свой счет. При этом государственный контроль за их проведением ограничивается лишь обязательствами по рекультивации земель и посадке леса и упускает из виду весь цикл лесовосстановления, включающий следующий за посадкой агротехнический уход, рубки осветления и прочистки и в совокупности занимающий от 10 до 20 лет. Затраты на лесовосстановление являются для арендатора дополнительным обременением, не связанным с размером арендной платы и не включаемым в себестоимость продукции. Происходит их «двойной счет», так как плата за лесные ресурсы также рассчитывается с использованием повышающего коэффициента на лесовосстановление. Таким образом, необходим пересмотр механизма организации и финансирования лесовосстановительных работ лесопользователями, повышающий заинтересованность в их проведении и влияющих на размер платежей за лесопользование.

4. Формирование финансового механизма обеспечения и инвестирования лесного хозяйства через аккумуляцию полученного от использования лесного фонда дохода (лесного дохода)

Для того, чтобы лесное хозяйство как отрасль экономики стало эффективным, необходимо внедрение экономических стимулов, основным из которых является самофинансирование через аккумуляцию поступлений от использования лесных ресурсов в форме лесного дохода. В настоящее время практикуется бюджетно -сметный подход, когда практически все доходы перераспределяются через федеральный бюджет независимо от их размера в конкретном регионе или муниципальном образовании. Доходы в части, превышающей минимальные ставки платежей за лесные ресурсы, остаются в республиканском бюджете, однако их размер также напрямую не влияет на размер финансир ования лесного хозяйства. В качестве инструмента аккумулирования дохода целесообразно использовать внебюджетные фонды лесного хозяйства различных уровней управления, либо определять в бюджетах целевое назначение средств, полученных от лесного дохода, для обеспечения воспроизводства лесов.

Для организации товарных отношений необходимо также формирование и нормативное определение законченных лесо хозяйственных объектов, подлежащих принятию и оплате при контрактной форме лесного хозяйства.

Так как лесное хозяйство имеет длительный период возмещения инвестиций, необходима разработка механизмов привлечения и защиты долгосрочных инвестиций, учитывающих эту специфику.

1 Носков В.А., Шишелов М.А. Подходы к оценке природного капитала лесов и перспективы модернизации лесопользования в контексте «зеленой» экономики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. - № 6. - С. 41-56; Лопатин Е.В. Интенсивность добавляет стоимость // Лесная индустрия. 2015. - № 4. - С. 12-13.

Харионовская И.В. Прогноз состояния и стоимостная оценка лесных ресурсов в соответствии с основными сценариями ведения лесного хозяйства (на примере Ношульского лесничества Республики Коми) // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера - 2020: Сборник статей Седьмой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (9-11 сентября 2020 г., Сыктывкар): в 2 ч. - Сыктывкар, 2020. - Ч. I. - С. 320-327.

5. Нормативное обеспечение лесохозяйственной деятельности в соответствии с принципами устойчивого лесопользования и лесовосстановления

Существующая система нормативных документов, устанавливающих правила лесопользования и лесовосстановления, оперирует достаточно укрупненными нормативами и правилами, слабо дифференцированными в зависимости от разнообразия природно -экономических условий конкретной местности. В этих условиях проблематично использовать ландшафтный подход, наиболее полно учитывающий конкретные особенности лесных участков. Разработка гибкой системы нормативов позволит организовать лесо хозяйственную деятельность в соответствии с наиболее эффективными сценариями развития и использования лесных ресурсов. Важную роль при этом может сыграть внедрение автоматизированных систем планирования и прогнозирования развития лесных участков на основе использования современных программных средств и методов моделирования, имеющихся научно-практических разработок и результатов полевых исследований пилотных участков леса, а также данных дистанционного зондирования.

6. Решение правовых и организационных аспектов использования зарастающих лесом земель

сельскохозяйственного назначения

Вопрос об использовании зарастающих лесом земель сельскохозяйственного назначения остро стоит в последние годы. В соответствии с действовавшим до сентября 2020 года законодательством, наличие леса на таких землях рассматривалось как использование не по целевому назначению с наложением штрафа до 700 тысяч рублей и принудительным изъятием участка. Это приводило к тому, что владельцы выжигали участок, чтобы избежать наказания. Позднее, в 2017 году, наличие леса стало допускаться до принятия решения о статусе земли, но владельцы земель не были вправе культивировать и распоряжаться лесными насаждениями. Передача земель в лесной фонд не могла удовлетворительно решить задачу эффективного лесовосстановления на таких землях, так как леса отчуждались в государственную собственность и приобретали все те проблемы, которые есть в системе управления лесным фондом. Вместе с тем территории, которые по каким-то причинам стали непригодны для высокоэффективного сельского хозяйства, обладают достаточно высокими характеристиками для различных форм лесного и комбинированного хозяйства, в частности, для агролесоводства, лесного фермерства, плантационного лесоразведения, а также для восстановление утраченных ценных лесных экосистем вблизи населенных пунктов. Чтобы такие территории использовались эффективно, им был нужен особый статус1.

Согласно принятому постановлению Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения», собственники земель получили право выращивать на них лес и распоряжаться им по собственному усмотрению, без необходимости составлять проекты освоения лесов, подавать лесную декларацию, а также пр е-доставлять отчеты об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. При этом учет, маркировку, транспортировку и декларирование сделок с древесиной собственники земель должны осуществлять в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ. Данное постановление является большим шагом вперед, однако требует организационной и нормативной доработки. Не решены до конца вопросы оформления сделок с такими лесными ресурсами в Единой государственной автоматизированной системе учета древесины (ЕГАИС), так как за владельцами участков четко не закреплены права собственности на древесину. Также нужны дополнительные приказы Федеральной службы лесного хозяйства, разъясняющие порядок использования лесов.

Таким образом, инструменты, обеспечивающие переход на устойчивую модель лесопользования и лесовосстановления, включают информационную, технологическую, организационную, кадровую и финансовую поддержку предприятий лесного хозяйства, арендаторов и других лесопользователей, а также решение вопросов использования лесных земель сельскохозяйственного назначения. Решение рассмотренных проблем, связанных с внедрением и использованием данного инструментария УУЛ, позволит перейти на принципы эффективного лесопользования и лесо-управления как по экономическим, так и по экологическим и социальным критериям.

1 Подосенова О. Из пашни в лес. - https://bellona.ru/2019/12/11/iz-pashni-v-les. Опубликовано 11.12.2019.

600

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.