Научная статья на тему 'Организация государственного и хозяйственного управления лесами в Республике Коми'

Организация государственного и хозяйственного управления лесами в Республике Коми Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Визниченко И. А.

Лесной кодекс 2006 года ввел радикальные преобразования в системе управления лесами Российской Федерации. Раздельное исполнение госу­ дарственных и хозяйственных функций изменило ситуацию в сфере управ­ления лесами, их использования и воспроизводства [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация государственного и хозяйственного управления лесами в Республике Коми»

14. Львовский Е.Н. Статистические методы построения эмпирических формул. - М.: Высш. шк., 1982. - 224 с.

15. Магомедмирзаев М.М. Введение в количественную морфогенетику. - М.: Наука, 1990. - 229 с.

16. Михалевская О.Б. Структура и развитие боковых силлептических побегов у древесных растений и представление об элементарном побеге / Актуальные вопросы экологической морфологии растений. - М.: Прометей, 1995. - С. 70-76.

17. Назаров М.И. Salix / Флора СССР. - Т. 5. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. - С. 24-216, 707-713.

18. Свирижев Ю.М. Основы математической генетики / Ю.М. Свири-жев, В.П. Пасеков // М.: Наука, 1982. - 512 с.

19. Цвелев Н.Н. Определитель сосудистых растений Северо-Западной России (Ленинградская, Псковская и Новгородская области). - СПб.: Изд-во СПХФА, 2000. - 781 с.

20 Цивенкова Н.М. Леса - неисчерпаемые энергоресурсы России / Н.М. Цивенкова, А.А. Самылин - [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа: www.ccr.ru/print.php?id=5975.

21. Bollmark L. Seasonal dynamics and effects of nitrogen supple rate on nitrogen and carbohydrate reserves in cutting-derived Salix viminalis plants / L. Bollmark, L. Sennerby-Forsse, T. Ericsson // Can. J. Forest Res. - 1999. -29, № 1. - P. 85-94.

22. Dawson W.M. Clonal selection in willow (Salix) grown as short rotation coppice for energy production / W.M. Dawson, A.R. McCracken // Ann. Appl. Biol. - 1998. - 132, Suppl. - P. 56-57.

23. McCracken A.R. Interaction of willow (Salix) clones growing in mixtures // Ann. Appl. Biol. - 1998. - 132, Suppl. - P. 54-55.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

© Визниченко И.А.*

Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, г. Пушкино

Лесной кодекс 2006 года ввел радикальные преобразования в системе управления лесами Российской Федерации. Раздельное исполнение госу-

* Старший преподаватель кафедры Экологии, лесоводства а современных технологий в лесном хозяйстве.

дарственных и хозяйственных функций изменило ситуацию в сфере управления лесами, их использования и воспроизводства [1].

На территории Республики Коми государственное управление землями лесного фонда осуществляет Комитет лесов Республики Коми, в ведении которого находится 32 лесничества.

До 1995 г. на территории региона весь объем лесохозяйственной деятельности по отпуску леса в рубку главного и промежуточного пользова-ния лесом, лесовосстановительные работы, охрана и защита лесного фонда, а также контроль за деятельностью лесозаготовительных организаций был сконцентрирован в лесхозах.

С 1995 г. начался процесс передачи земель лесного фонда лесопользователям в долгосрочную аренду. При этом, в соответствии с договором аренды лесопользователь брал на себя часть функций лесохозяйственной деятельности связанных в основном с лесовосстановлением, охраной и защитой лесного фонда на арендованных территориях. Арендатор осуществлял лесопользование и выполняет лесохозяйственные работы в соот-ветствии и Планом организации лесопользования, который разрабатывался специализированными организациями и согласовывался с лесоуправ-ляющей структурой - лесхозом [2].

С принятием нового лесного законодательства изменилась система управления лесами и в Республике Коми. В соответствии со статьей 81 Лесного кодекса РФ и Приказом Федерального агентства лесного хозяйства №142 от 7 мая 2008 г. «Об определении количества лесничеств на территории Республики Коми и установлении их границ», на территории Республики Коми для обеспечения государственного управления лесами было организовано 32 лесничества в форме государственных учреждений, с общей численностью 855 человек. Организация управления землями лесного фонда в Республике Коми представлена на рис. 1.

Рис. 1. Государственное управление лесами в Республике Коми

Полномочия органов государственной власти, осуществляющих государственное управление лесами, изложены в ст. 81-84 Лесного кодекса.

На региональном уровне, эти положения расшифровываются в республиканском законе № 136-Р3, принятом Государственным советом Республики Коми «О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми». Органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственные функции в области лесных отношений, является Комитет лесов Республики Коми.

Функции и полномочия органа Комитета лесов утверждены Указом Главы Республики Коми от 25 июня 2009 г. № 63. Так, в соответствии с этим документом, комитет реализует в пределах своей компетенции полномочия по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, а также осуществление государственного лесного контроля и надзора на территории Республики Коми.

Непосредственно на местах, государственные функции по управлению землями лесного фонда в Республике Коми осуществляют территориальные органы - лесничества. Государственные функции, выполняемые лесничествами, устанавливаются административным регламентом, утверждаемым руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия.

Лесничества предоставляют следующие виды услуг:

- учет земель лесного фонда, государственный мониторинг лесов;

- организация использования, лесовосстановления, защиты, охраны от пожаров;

- управление землями лесного фонда (недвижимостью);

- информационные и консультационные услуги, работа с населением;

- охрана лесов по предупреждению и борьбе с нелегальной деятельностью.

Лесничества разделены на участковые лесничества. Общее количество участковых лесничеств в Республике Коми - 175. Все лесничества являются некоммерческими организациями и имеют статус государственных учреждений.

Согласно Уставу учреждения, лесничество имеет в оперативном управлении имущество, самостоятельный баланс, смету доходов и расходов, лицевые счета, открываемые в Министерстве финансов Республики Коми, круглую печать со своим наименованием и изображением Герба Республики Коми, штамп, бланки со своим наименованием, эмблему, знак обслуживания и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.

Лесничество осуществляет в установленном законодательством порядке основные виды деятельности в границах земель лесного фонда, установленных в определенном законом порядке, в соответствии с материалами лесоустройства и лесохозяйственным регламентом.

Основой осуществления хозяйственных функций (использование, охрана, защита, воспроизводство) в лесах, расположенных в границах лес-

ничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением лесничеств и лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, плотность населения которых в пятнадцать раз превышает среднюю плотность населения Российской Федерации, а также лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях, находящихся в муниципальной собственности, для которых лесохозяйственный регламент утверждается соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления.

В качестве хозяйствующих структур управления лесами на территории республики Коми, были образованы общества с ограниченной ответственностью (ООО), учредителями которых явились бывшие работники лесхозов. На сегодняшний момент функционирует 30 коммерческих структур с данной организационно-правовой формой.

Хозяйствующие субъекты оказывают услуги по направлениям:

- лесозаготовительные работы;

- очистка площадей от древесно-кустарниковой растительности;

- лесопатологическое обследование;

- санитарно-оздоровительные мероприятия на землях лесного фонда;

- лесовосстановление и лесоразведение;

- уход за лесами;

- консультации по лесному законодательству;

- лесной аудит и др.

Главным источником средств таких предприятий являются доходы, получаемые от выполнения работ по государственным контрактам по ох -ране, защите, воспроизводству лесов вне арендованных для заготовки древесины лесных участках.

Ежегодно Комитет лесов Республики Коми, согласно Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» выставляет на аукционы блоки заказов на поставки, выполнение работ и оказании услуг в сфере лесохозяйственного производст-ва. В соответствии с законодательством, участником такого аукциона может выступить любое юридическое лицо и гражданин, в форме индивидуального предпринимателя. Выигрывает участник, предложивший наименьшую цену стоимости работ. В большинстве случаев, победителями таких аукционов становятся такие хозяйствующие субъекты.

Первоначально, предполагалось, что каждое ООО будет иметь четкую территориальную привязку к территории какого-либо лесничества и реа-лизовывать хозяйственную деятельность только в его границах.

По прошествии двух лет можно сказать, что большинство таких предприятий приспособились к существующим правовым и экономическим условиям и предполагают расширение видов деятельности как за счет лесозаготовок, так и за счет заготовки и сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов. Еще одним направлением работ, приносящим доход ООО, является работа на подряде у крупных лесозаготовительных компаний. Чаще всего эти работы заключаются в лесовосстановлении территории после вырубок.

В большинстве компаниях, занимающихся лесозаготовками, сохраняется традиционная ручная заготовка древесины с применением отечественной техники. Зачастую техническая оснащенность низка, а изношенность механизмов составляет более 80%. Аналогична ситуация и в хозяйствующих субъектов - ООО, где вопрос применения техники решается по двум направлениям:

- аренда техники, машин и оборудования, числящейся на балансе государственных учреждения - лесничеств;

- расширение парка техники за счет собственных средств (прибыли) через лизинг или кредитов банке.

Так, согласно перечню автомобильной технике, предоставленной Комитетом, год большинство автомобилей, тракторов, бульдозеров 80-х годов выпуска при потребности в приобретении в 150 единиц.

Хозяйствующие субъекты, имея в своем распоряжении «свободные» средства, находятся в лучшем положении, чем государственные структуры, и приобретают технику быстрее.

Штат сотрудников ООО малочисленен по составу, обычно составляет от 8 до 15 человек и главным образом представляет собой административно-управленческий персонал. Тем не менее, в период сезонных работ и для выполнения государственных контрактов, численность таких предприятий увеличивается в 3-4 раза за счет временных рабочих и специалистов, не нашедших место в новой государственной системе лесоуправления.

Как показала практика, вариант функционирования хозяйствующих субъектов в форме обществ с ограниченной ответственностью оказался наиболее приемлемым и гибким в сложившихся условиях разделения государственных и хозяйственных функций в лесном секторе.

Организация таких предприятий позволила развить конкурентную среду как на внутреннем товарном рынке лесопродукции, так и при проведении лесохозяйственных работ; позволила стабилизировать налоговые поступления в региональные и местные бюджеты; создать новые рабочие мест, в том числе в населённых пунктах с высоким уровнем безработицы.

Список литературы:

1. Петров А.П. Государственное управление лесами. - Пушкино, 2009.

2. Лесной план Республики Коми. - Сыктывкар, 2008. - (Глава 3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.