Научная статья на тему 'Малый бизнес на лесозаготовительных и лесохозяйственных работах в Республике Коми'

Малый бизнес на лесозаготовительных и лесохозяйственных работах в Республике Коми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНОГО СЕКТОРА / ИАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Визниченко И. А.

В лесном секторе экономики имеются большие возможности для развития малого бизнеса в условиях реформы экономических отношений в управлении лесными ресурсами. Малое предприятие обладает необходимой мобильностью в условиях рынка и способно в кратчайшие сроки приспособится к существующим реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес на лесозаготовительных и лесохозяйственных работах в Республике Коми»

7. Щербенко Е.В. Механизмы устойчивого развития экономики отрасли [Электронный ресурс] // «Проблемы современной экономики. - № 3 (27).

- Режим доступа: www.m-economy.ru/art.php3?artid=24308.

8. «Эксперт». - 28 декабря 2009 - 04 января 2010. - № 1 (687).

9. «Эксперт». - 04 октября - 11 октября 2010. - № 39 (723).

10. «Эксперт». - 08 ноября - 15 ноября 2010. - № 44 (728).

МАЛЫЙ БИЗНЕС НА ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТАХ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

© Вмзнмченко И.А.*

Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства, г. Пушкино

В лесном секторе экономики имеются большие возможности для развития малого бизнеса в условиях реформы экономических отношений в управлении лесными ресурсами. Малое предприятие обладает необходимой мобильностью в условиях рынка и способно в кратчайшие сроки приспособится к существующим реалиям.

Ключевые слова- реформирование системы управления лесного сектора, иалый бизнес, государственная поддержка малого бизнеса.

Реформирование лесного сектора путем разделения государственных и хозяйственных функций создало условия для становления и развития конкурентной среды в лесозаготовительном и лесохозяйственном произ-водствах. В сложившейся ситуации произошло повышение роли частных предприятий в лесном хозяйстве [2].

С начала проведения реформы, в ряде субъектов РФ получили распространение такой тип хозяйственных структур, как малое частное предприятие. Учредителями таких предприятий выступили частные лица, ранее работавшие в лесхозах субъектов. В Республике Коми, на сегодняшний момент, функционирует около 30 специализированных предприятий - Общества с ограниченной ответственностью (ООО) в качестве организационно-правовой формы.

Термин «малое предприятие» не характеризует правовую форму предприятия. «Малое» свидетельствует лишь о небольших размерах предприятия по численности работников, объему хозяйственного оборота или другим параметрам деятельности, устанавливаемым в законодательных актах [1].

В соответствии с Уставами предприятий, хозяйствующие субъекты оказывают услуги по следующим направлениям:

* Старший преподаватель кафедры Экологии, лесоводства и современных технологий в лесном хозяйстве.

- лесозаготовительные работы;

- очистка площадей от древесно-кустарниковой растительности;

- лесопатологическое обследование;

- санитарно-оздоровительные мероприятия на землях лесного фонда;

- лесовосстановление и лесоразведение;

- уход за лесами;

- консультации по лесному законодательству;

- лесной аудит и др.

Главным источником средств ООО являются доходы, получаемые от выполнения работ по государственным контрактам по охране, защите, воспроизводству лесов вне арендованных для заготовки древесины лесных участках.

Ежегодно Комитет лесов Республики Коми, согласно Федеральному закону № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. (посл.ред. от 02.09.2010 № 240-ФЗ) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нувд» выставляет на аукционы блоки заказов на поставки, выполнение работ и оказании услуг в сфере лесохозяйственного производства. В соответствии с законодательством, участником такого аукциона может выступить любое юридическое лицо и гражданин, в форме индивидуального предпринимателя. Выигрывает участник, предложивший наименьшую цену стоимости работ. В подавляющем большинстве случаев, победителями таких аукционов становятся такие хозяйствующие субъекты.

За 2008 год Комитетом лесов Республики Коми было заключено 34 государственных контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов вне арендованных для заготовки древесины лесных участках на сумму 80,1 млн. руб., 7 на выращивание стандартного посадочного материала и 1 на поставку семян деревьев хвойных пород. Общая сумма по результатам проведенных торгов составила 87, 2 млн.руб., что на 14, 2 % больше, чем в 2009 году. Как и в 2008, так и в прошлом году в торгах принимали участие и победили граждане, представляющие собою индивидуальных предпринимателей, что говорит о становлении конкуренции на рынке лесохозяйственных услуг.

Первоначально, предполагалось, что каждое ООО будет иметь четкую территориальную привязку к территории какого-либо лесничества и реализовывать хозяйственную деятельность только в его границах.

По прошествии двух лет, значительная часть предприятий приспособились к существующим правовым и экономическим условиям и предполагают расширение видов деятельности как за счет лесозаготовок, так и за счет заготовки и сбора недревесных и пищевых лесных ресурсов. Еще одним направлением работ, приносящим доход ООО, является работа на подряде у крупных лесозаготовительных компаний. Чаще всего эти работы заключаются в лесовосстановлении территории после вырубок.

В большинстве лесозаготовительных компаниях региона, сохраняется традиционная ручная заготовка древесины с применением отечественной техники. Зачастую техническая оснащенность низка, а изношенность механизмов составляет более 80 %. В настоящий момент, аналогична ситуация и у хозяйствующих субъектов - ООО, где вопрос применения техники решается по двум направлениям:

1. аренда техники, машин и оборудования, числящейся на балансе государственных учреждения - лесничеств;

2. расширение парка техники за счет собственных средств (прибыли), через лизинг или кредитов банке.

Хозяйствующие субъекты, имея в своем распоряжении «свободные» средства находятся в лучшем положении, чем государственные коммерческие структуры (государственные унитарные предприятия), приобретают технику быстрее и могут пускать деньги на дальнейшее развитии. Примером тому может служить, что все чаще такие ООО сами становятся арендаторами лесных участков.

Штат сотрудников ООО малочисленен, обычно составляет от 8 до 15 человек и главным образом представляет собой административно-управленческий персонал. В табл. 1 приведена структура и примерная численная ООО.

Таблица 1

Структура и численность лесохозяйственного предприятия

Генеральный директор 1

Финансовый директор 1 / -

Бухгалтер / кассир 1

Заместитель генерального директора по лесным вопросам 1 / -

Специалист по лесу 1

Мастер леса 2 / 1

Водитель 1

Разнорабочие 2

Итого 10

Примечание: «-» - в большинстве ООО должность отсутствует.

Тем не менее, в период сезонных работ и для выполнения государственных контрактов, численность таких предприятий увеличивается в 3-4 раза за счет временных рабочих и специалистов.

Как показала практика, вариант функционирования хозяйствующих субъектов в форме обществ с ограниченной ответственностью оказался наиболее приемлемым и гибким в сложившихся условиях разделения государственных и хозяйственных функций в лесном секторе.

Тем не менее, в процессе своего развития малые предприятия Республики Коми сталкивается с рядом нерешенных проблем, характерных для малого бизнеса всех отраслей. Проблемами в развитии малого предпринимательства остаются:

- несовершенство и непостоянство нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность;

- необходимость комплексного сопровождения начинающих предпринимателей;

- неразвитость инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в сельских районах и, как следствие, низкие темпы развития малого предпринимательства в сельских районах республики;

- ограниченный доступ малых организаций к финансовым ресурсам в силу их высокой стоимости и отсутствия достаточного для банка залогового обеспечения;

- проблема «кадрового голода» малого бизнеса, особенно в отношении рабочих специальностей;

- недостаточное информационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью.

В связи с этим, предприятия малого бизнеса нуждаются в сильной государственной поддержке, особенно на этапе становления предприятий. Мерами государственной поддержки малого бизнеса могут быть:

- льготное налогообложение банков, кредитующих малые предприятия;

- обеспечение равного доступа малых предприятий для участия в аукционах на право заключения государственных контрактов;

- образование региональных, государственных, муниципальных и других фондов финансовой поддержки малых предприятий за счет бюджетных средств;

- контрактная организация лесохозяйственных работ;

- создание комплексной государственной системы подготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий, обучение основам бизнес-планирования;

- принятие на федеральном и региональном уровнях целевых программ по поддержке малого предпринимательства.

В целях реализации федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», 14 сентября 2009 года Постановлением Правительства Республики Коми № 262, утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Коми (2010-2011 годы)», в задачи которой входят следующее:

- развитие системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие повышению профессионального уровня граждан, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование системы информационно-консультационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- содействие продвижению продукции (работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства на межрегиональные и международные рынки;

- оказание поддержки органам местного самоуправления в вопросах развития малого и среднего предпринимательства;

- развитие молодежного предпринимательства;

- оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. N 45, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса отнесено к приоритетам экономического и социального развития Республики Коми. При этом развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из факторов экономического роста в Республике Коми, являющееся главным регулятором занятости экономически активного населения и оказывающее положительное влияние на рост денежных доходов населения и его социально-психологическое состояние.

Появление на рынке такой структуры как малое предприятие, предоставляющих услуги в сфере ведения лесохозяйственных и лесозаготовительных работ приведет в действие рычаги и стимулы развития лесного хозяйства. В том случае, если выручка от реализации продукции, работ и услуг в лесном хозяйстве будет покрывать расходы и давать прибыль, тогда появится экономическая заинтересованность производителей достигать максимальной эффективности лесохозяйственных затрат при росте лесохозяйственных инвестиций.

Анализ ситуации с развитием и функционированием предприятий малого бизнеса в качестве хозяйствующих субъектов для управления лесами региона (ООО) подтверждают правильность решения о создании таких ООО.

Организация таких предприятий позволила развить конкурентную среду как на внутреннем товарном рынке лесопродукции, так и при проведении лесохозяйственных работ; позволила стабилизировать налоговые поступления в региональные и местные бюджеты; создать новые рабочие мест, в том числе в населённых пунктах с высоким уровнем безработицы.

Список литературы:

1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: «Финансы и статистика», 1998. - 208 с.

2. Устойчивое лесоуправление в современных условиях: учебное пособие. - ГОУ ВИПКЛХ, 2007. - 346 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.