ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ИСТОРИКО-ЮРИДИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
А,В. Петров, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафед-
рой теории и истории государства и права ЮУрГУ
Вопрос о создании советской милиции получил достаточно полную разработку в отечественной историко-правовой науке. На основе изучения основных архивных и иных документальных материалов дана научная характеристика основных этапов процесса становления советской милиции1. Серьезные исследования имеются по истории создания и развития советской милиции в отдельных регионах страны. Без преувеличения можно сказать, что сложилась научная концепция, раскрывающая объективный процесс становления советской милиции. Она получила широкое признание на практике. Согласно этой концепции процесс организационного становления советской милиции охватывал два этапа. Первый этап с октября 1917 года по октябрь 1918 года, второй этап с октября 1918 года по июнь 1920 года.
Поскольку в настоящей главе речь идет о строительстве советской милиции на Урале и в Западной Сибири в 1917 - 1918 гг., остановимся на первом этапе, в рамках которого милиция прошла путь от организации, сочетавшей в себе государственные и общественные черты (октябрь 1917 — март-апрель 1918 г.), до специального штатного государственного органа охраны общественного порядка, построенного централизованно на единых организационных основах (с марта-апреля по октябрь 1918 г.)2.
При этом важно выявить, насколько общие черты становления советской милиции проявились на Урале и в Западной Сибири. Здесь милиция не успела полностью сформироваться на штатной основе из-за начавшейся гражданской войны и образования в регионе контрреволюционных правительств.
Характеризуя начальный этап строительства советской милиции, следует исходить из теоретических положений марксизма-ленинизма о социалистической революции. Именно они определяли особенности первого этапа становления советской милиции.
К. Маркс, Ф. Энгельс, а за ними В.И. Ленин считали, что социалистическая революция должна привести к слому старого государственного аппарата и созданию нового, который бы отражал интересы рабочего класса и руководимых им трудящихся. При
этом классики марксизма считали, что в первую очередь должны быть подвергнуты слому постоянная армия и полиция как органы, в наибольшей степени выражающие угнетательскую сущность буржуазного государства. Им на смену в социалистическом государстве должно прийти всеобщее вооружение народа (а именно «пролетарская милиция» - по терминологии В.И. Ленина). Оно должно выполнять функции армии и полиции. Это положение стало программным для марксистских партий. Практическое воплощение оно получило впервые в Парижской коммуне в форме национальной гвардии. В соответствии с этим положением стала строиться и свободная милиция.
Начало процессу ее строительства было положено постановлением НКВД Российской Советской Республики от 28 октября (10 ноября) 1917 г. «О рабочей милиции», в котором говорилось:
«1. Все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию.
2. Рабочая милиция находится всецело и исключительно в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов.
3. Военные и гражданские власти обязаны содействовать вооружению рабочей милиции и снабжению ее техническими силами вплоть до снабжения ее казенным оружием.
4. Настоящий закон вводится в действие по телеграфу»3.
Как видим, в постановлении НКВД не предусматривались какие-либо конкретные организационные формы рабочей милиции. Это объяснялось прежде всего тем, что авторы постановления руководствовались программным положением о замене полиции всеобщим вооружением народа. Основной органи-зационно-политической формой реализации этого положения были Советы - массовые организации трудящихся, которые осуществляли государственную власть. Данное постановление не обозначило правового положения милиции, ее место в системе государственных органов, однако оно предписывало создать рабочую милицию как орган, отличный от военной и гражданской власти и от прежней буржуазной милиции.
В опубликованном в «Правде» 5 (18) но-
ября 1917 г. обращении Совета Народных Комиссаров «К населению», подписанным В.И. Лениным, говорилось: «Товарищи трудящиеся! Помните, что вы сами теперь управляете государством... Сплотитесь вокруг своих Советов. Укрепите их. Беритесь сами за дело снизу, никого не дожидаясь. Установите строжайший революционный порядок, беспощадно подавляйте попытки анархии со стороны пьяниц, хулиганов, контрреволюционных юнкеров, корниловцев и тому подобное»4.
В ответ на обращение повсеместно создавались различные вооруженные формирования трудящихся. Они осуществляли функции армии и органа охраны общественного порядка. Наиболее распространенной формой вооруженных формирований трудящихся в первые месяцы Советской власти были отряды Красной гвардии. Они являлись основной опорой Советов, вооруженный силой, обеспечивавшей прочность их власти, стоявшей на страже революционного порядка. Отряды Красной гвардии создавались Советами, воен-но-революционными комитетами как в крупных промышленных центрах, так и в сельской местности.
Советы, рассматривая Красную гвардию как основную вооруженную силу трудящихся, при ее создании нередко ссылались на постановление НКВД «О рабочей милиции». Так, исполком Ярославского Совета рабочих и солдатских депутатов 13 ноября 1917 г. принял постановление о замене «самоустранившейся городской милиции» (Временного правительства - А.П.) Красной гвардией «согласно изданному закону о рабочей милиции»5.
Отсутствие конкретных указаний о путях и способах строительства милицейского аппарата в общероссийском законодательстве породило многообразие форм органов, выполняющих правоохранительную функцию6. Организационно все эти органы были весьма близки к Красной гвардии, строились путем объединений трудящихся, осуществляли широкие функции по укреплению власти Советов и поддержанию революционного порядка. На Урале и в Смоленской губернии создавались крестьянские дружины и охранные дружны, в Вологодской губернии - отряды порядка и охраны7.
Порой наименования органов охраны правопорядка существенно различались даже в пределах одной губернии. На это, в частности, указывалось в письме Управления Пермской уездной милиции в Пермский уездный исполнительный комитет Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов: «Надлежит обратить внимание на то, чтобы все параллель-
ные должности по милиции в уездах и волостях были одноименные; между тем теперь этого условия не соблюдается, например, в Левшино имеется Начальник Административного отдела, в Курашиме Комиссар дружины и его помощник, в Лысьве помощник военного комиссара, в Чусовой Начальник Красной армии и т.п.». Далее указывалось, что «подобная раз-ноименность положительно затрудняет сношения с Волостной милицией, ибо не знаешь к кому обратиться и как назвать»8.
Характерной особенностью подобных вооруженных формирований, создававшихся Советами, было отсутствие в них полноценного штата постоянных профессиональных работников. Эти формирования соединяли в себе как функции охраны общественного порядка, так и военные функции. Рабочая милиция рассматривалась как общественная самостоятельная вооруженная массовая организация, осуществляющая охрану общественного порядка9.
Вопрос о судьбе милиции Временного Правительства требовал определенного разрешения. М.И. Еропкин отмечает, что в рассматриваемый период в Военно-революци-онных комитетах высказывались различные мнения. Одни предлагали немедленную и полную ликвидацию всей прежней милиции, другие говорили о возможностях временного и частичного использования ее некоторых кадров10. В тех случаях, когда старая милиция оставалась лояльной к новой власти, в органы милиции направлялись полномочные представители Советов и Военно-революционных комитетов, которые осуществляли реорганизацию аппарата старой милиции11.
В начале декабря 1917 года были расформированы Министерство внутренних дел и Главное управление по делам милиции. В регионах страны в частности на Урале и Западной Сибири в зависимости от позиции сотрудников старой милиции по отношению к советской власти происходила немедленная ликвидация органов милиции, либо Советы (или военнореволюционные комитеты) осуществляли реорганизацию аппарата этих органов.
Одной из особенностей, повлиявших на строительство советской милиции на Урале и в Западной Сибири в 1917 - 1918 гг. было то, что прежние структуры народной милиции Временного правительства еще некоторое время действовали, их личный состав заменялся по мере подбора кадров в пролетарскую милицию. Когда прежняя милиция оставалась лояльной к новой власти, в органы милиции направлялись полномочные представители Советов и Военно-революционных комитетов,
которые осуществляли реорганизацию аппарата старой милиции. В связи с этим некоторые исследователи указывают на организационную преемственность между милицией Временного правительства и советской милицией 1917 года, так как последняя зачастую формировалась бывшими сотрудниками милиции Временного правительства.
В городе Николаевске Томской губернии в января 1918 года третий уездный съезд Советов крестьянских депутатов потребовал распустить все учреждения города не признающие Советскую власть, упразднил милицию Временного правительства заменив ее Красной гвардией, оговорив, что в Красную гвардию принимаются только сторонниками Советской власти12. В Екатеринбурге (Пермская губерния) в конце января 1918 г. третий Уральский областной съезд Советов рабочих и солдатских депутатов принимял решение об упразднении милиции Временного правительства и замене ее Красной гвардией13.
В Тобольской губернии в городе Кургане в конце февраля на третьем уездной съезде Советов крестьянских депутатов было решено заменить милицию Временного правительства Красной гвардией, «которую выбрать с ходом»14.
В Челябинском уезде Оренбургской губернии с созданием единого челябинского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в его структуре был лишь только в марте 1918 года образован комиссариат внутренних дел, который своим приказом предопределил процесс ликвидации милиции Временного правительства и штабов охраны перед которыми ранее ставилась задача охраны общественного порядка15.
Характеризуя общественно-политическую ситуацию как на Урале, так и в Западной Сибири в рассматриваемый период, можно сделать вывод, что она, хотя и имела ряд особенностей, развивалась в общем русле революционной обстановки в России16.
Сравнительно большая удаленность от центра способствовала, с одной стороны, большей самостоятельности органов местной власти и политических группировок, а с другой стороны, рассредоточенности и снижению боеспособности. В рассматриваемый период сложилась уникальная ситуация существования двух сильных, организованных социальных групп населения: промышленного пролетариата и казачества, которые впоследствии явились основой двух противоборствующих сил, участвовавших в гражданской войне в регионе. Отсутствие
единых государственных регламентаций по формированию советской милиции определило путь ее строительства на местах.
Как показывает изучение архивных документов, на Урале и в Западной Сибири советская милиция возникла в форме вооруженных формирований трудящихся. Ликвидируя органы милиции Временного правительства, местные Советы Урала и Западной Сибири создавали различные органы выполнявшие функции охраны общественного порядка. Организацией подобных органов в Западной Сибири и на Урале занимались губернские, уездные, волостные Советы, Западно-Сибирский комитет Советов, Центральный исполнительный комитет Советов Сибири (Центросибирь), в некоторых губерниях Урала и Западнох! Сибири — губернские и военные революционные комитеты17.
В первые месяцы существования советской власти городах Урала и Западной Сибири революционный порядок поддерживался путем введения милицейской и красногвардейской повинности18. Руководствуясь указаниями большевистской партии, рабочие и крестьяне, объединенные в Советы, создавали свои вооруженные формирования.
В Перми (Пермской губернии), Екатеринбурге, Челябинске, Уфе и Вятке само население вместе с красногвардейцами следило за соблюдением революционного порядка и безопасностью граждан.
Важным свидетельством создания Советами рабочих и крестьянских депутатов вооруженных формирований трудящихся является анкета, разосланная весной 1918 года НКВД в губернские и уездные Советы. Одним из вопросов анкеты был вопрос: «Вводится ли всеобщее вооружение народа»19. Ответы на анкету свидетельствуют о значительном распространении вооруженных формирований трудящихся в первые месяцы Советской власти. При создании конкретных форм вооруженных объединений рабочие и крестьяне руководствовались своим революционным опытом и потребностями укрепления диктатуры пролетариата. Следует обратить внимание на то, что среди вооруженных формирований трудящихся несших охрану общественного порядка на Урале и в Западной Сибири значительное место имели отряды Красной гвардии. Она оказывала существенную поддержку в деле защиты Советской власти. Поэтому при формировании Красной гвардии в регионе за основу принимался классовый подход и приоритет безусловно отдавался рабочим. Так, в постановлении Комитета РСДРП(б) Верхне-Уфалейского
района Оренбургской губернии «Об организации Красной гвардии» от 7 января 1918 года и постановлении общего собрания членов РСДРП(б) Верхне-Уфалейского завода «Об организации Красной гвардии» от 11 января 1918 года прямо предлагалось профессиональным союзам (фактически на них возлагалась функция подбора отвечающих жестким требованиям кадров и их вооружения) взяться за организацию Красной гвардии20.
В письме ЦК РСДРП(б) Кыштымскому комитету партии указывалось: «переходим к вопросу о Красной гвардии. Вы считаете, что в ней надобности теперь нет. По-видимому, ставя так вопрос, вы упускаете из виду лозунг о всеобщем вооружении народа, о народной милиции, так как Красная гвардия является первым звеном этой милиции, а поэтому отнюдь не следует оставлять эти идеи и всеми мерами заботиться о добывании оружия»21. Большевики Кыштыма выполнили указание ЦК РСДРП(б). В городе из рабочих завода был организован красногвардейский отряд численностью 60 человек. Красногвардейцы охраняли важнейшие объекты, патрулировали на улицах, вели наблюдение за проходившими через станцию поездами. Особый контроль был установлен за получением и отправлением секретных телеграмм22.
Массовое формирование красногвардейских отрядов на заводах фабриках Екатеринбурга началось с октября 1917 г. Исполнительный комитет Екатеринбургского Совета рабочих и солдатских депутатов объявил себя единственной властью в городе и постановил отстранить от должности уездного и городского комиссара Временного правительства Толстоухова. На следующий день исполком Совета обсудил ряд вопросов, связанных с установлением революционного порядка, в результате чего охрана города была возложена на отряды Красной Гвардии23.
В январе - феврале 1918 года отряды Красной гвардии были созданы наСаткинском заводе, в городе Уфе (Уфимская губерния)24, в городе Чусовские городки (Пермская губерния) 25 и в других местностях.
В процесс повсеместного упразднения на Урале и Западной Сибири в 1918 году уездной милиции для охраны общественного порядка, борьбы с участившимися случаями грабежей в сельской местности на добровольной основе стали создаваться милиционные отряды Красной гвардии из деревенской бедноты и солдат-фронтовиков сознательных рабочих и крестьян26.
В 18 январе 1918 года в Чепетской волости Вятского уезда на собрании членов волост-
ного Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов было принято решение об организации в волости Красной гвардии27.
В Оренбургской губернии в селе Кузьминовка оренбургского уезда сельский Совет постановил организовать сельскую Красную гвардию из солдат фронтовиков, в которую записалось 44 человека28. Численность таких отрядов устанавливалась решениями соответствующих Советов крестьянских и казачьих депутатов и колебалась от 10 до 100-150 человек. Практическая их деятельность и принципь! комплектования определялись специальными инструкциями.
Кроме отрядов Красной гвардии выполнявших функции охраны общественного порядка в сельской местности выполняли и другие вооруженные формирования в частности крестьянские дружины, боевые дружины.
Так, в Челябинском уезде Оренбургской губернии в начале 1918 г. в различных волостях и городах были созданы боевые дружины, которым вменялось в обязанности в пределах своего участка следить за порядком общественной безопасности и восстаниями мелкой и крупной буржуазии, кулаков, спекулянтов и мироедов, подавлять их; немедленно о всем замеченном сообщать волостному Совету для привлечения виновных к суду революционного трибунала29.
Правилами избрания сельских дружинников, утвержденным и Заманиловским волостным Советом 28 апреля 1918 г., Челябинского уезда, определялись принципы формирования дружины - дружинниками могли быть лица мужского пола не моложе 18-летнего возраста, физически развитые, возможно грамотные; желательно избираемые из солдат. Дружинники избирались в каждом селении из расчета один дружинник на 50 душ обоего пола и, не получали жалования (им оплачивались лишь «суточные деньг» за исполнение прямых обязанностей. В инструкции достаточно подробно определялись обязанности дружинников, при этом в не был урегулирован вопрос об организации деятельности самой дружины — указывалось лишь, на то что«сельские дружинники подчиняются сельским волостным Советам, а также своему участковому инструктору; все приказы по службе дружинники получают от инструктора, а командировки — от сельских волостных Советов». Дружинник должен был выполнять «все распоряжения волостного Совета и участкового инструктора, если они не противоречат Великой рабоче-крес-тьянской революции»30.
В частности, в разработанной для крес-
тьянских дружин Екатеринбургского уезда Пермской губернии инструкции отмечалось, что «дружины должны состоять только из беднейшего класса населения, состоящего на платформе Советской власти. В дружине не могли быть торговцы, кулаки и спекулянты»31.
Второй уездный съезд представителей волостных Советов Пермского уезда постановил организовать для охраны Советской власти борьбы с хулиганством, разбоями, грабежами, самогоноварением, спекуляцией, охраной спокойствия мирных граждан и пресечений других злоупотреблений особую Советскую дружину, которая фактически должна была исполнять функции милиции. Дружины должны были находиться в распоряжении местных отделов управления. Штатная численность дружин определялась следующим образом: в населенных пунктах с населением до десяти тысяч человек она устанавливалась из расчета на каждые 500 человек один дружинник, с населением от 10—50 тысяч — на каждую тысячу один дружинник, с населением свыше 50 тысяч - на каждые две тысячи один дружинник. Советская дружина должна была содержаться за счет казны на суммы, отпускаемые на содержание милиции32.
Рассматривая особенности организации органов правопорядка на Урале и в Западной Сибири, следует обратить внимание на то обстоятельство, что Советская власть в регионе, а, следовательно, и органы правопорядка, организовывались в разное время, В частности, в оренбургской губернии атаман Дутов не признал Советскую власть после победы Октябрьской революции в 1917 году и только в середине января 1918 года в Оренбурге была установлена Советская власть и возобновлена деятельность военнореволюционого комитета, в то же время значительная часть оренбургской губернии была занята войсками атамана Дутова.
В Оренбурге военно-революционным комитетом после освобождения города в январе 1918 года от армии атамана Дутова были проведены первые мероприятия по упрочению Советской власти. Одним из таких мероприятий стало создание рабоче-крестьян-ской милиции, именуемой военно-народной охраной, для укрепления общественного порядка и борьбы с преступностью33.
Город был разбит на 5 районов, в каждом из них был назначен комиссар, который подчинялся военно-революционному комитету и городской управе, после выборов - местному Совету рабочих, солдатских, крестьянских и
казачьих депутатов. Возглавил военно-на-родную охрану И.Ф. Лобов, служивший при Временном правительстве старшим милиционером 1-го участка Оренбургской милиции. Военно-народная охрана разъясняла порядок приема жалоб и заявлений от населения и их рассмотрение, определялся суточный график работы, создавался вооруженный караул «на случай вызова на место происшествия», а также организовывалось патрулирование улиц сотрудниками военно-народной охраны (взамен прежних стационарных постов)34.
Постовая служба была определена по восемь часов в три смены за сутки, в соответствующем распоряжении говорилось: «на постах иметь постовые книжки, которые должны проверяться старшими служащими части и делать в них надлежащие отметки о проверке». В дальнейшем посты были заменены патрулями в каждой части города таких было не менее десяти по ночам несли охрану патрули усиленного состава.
Военно-народная охрана, помимо правоохранительной деятельности, брала на себя регулирующие функции: распоряжалась
ограждать тротуары на время сбрасывая с крыш снега, проводить очистку домовых труб, заблаговременно набивать погреба льдом и снегом (при этом рекомендуя, где лучше всего взять снег почище). Помимо борьбы за чистоту, принимались иные запрещающие меры административного характера. Так, в марте была запрещена торговля «табаком, папиросами и подсолнечными семенами на Николаевской улице, у театра, кинематографов и вообще на людных улицах». Несколько позже комиссар получил право выдачи решений по устройству разных собраний и спектаклей . Вятский губернский исполком Совета рабочих, солдатских крестьянских депутатов направил телеграмму Слободскому уездному исполкому Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которой предложил организовать вооруженную дружину для учета и реквизиции хлеба35.
Еще одной из обязанностей Охраны стала выдача значков на велосипеды. Таким образом, кругу обязанностей военно-народной охраны складывался постепенно. В силу того, что она являлась органом общей компетенции, военно-народная охрана не всегда могла эффективно противостоять росту преступности.
Советы на местах, а также население самостоятельно должны были решать организационные вопросы, в том числе о создании различных вооруженных формирований
трудящихся. В.М. Курицын отмечает, что преобразования проводились нередко не в законодательном порядке, а путем самостоятельного не регламентированного декретами творчества местного населения, которые руководствовались своим «революционным сознанием»36. «Тот факт, что местные Советы, откликаясь на требования жизни, должны были восполнять своими нормативными актами пробелы в законодательстве, нередко понимался ими как право законодательствовать и устанавливать свою «местную» законность, не считаясь подчас с декретами центральной Советской власти»37.
Период до издания единой для всех субъектов РСФСР Инструкции «О рабоче-крестьянской милиции» от 12 октября 1918 г. характеризовался тем, что в каждой местности полномочные органы самостоятельно разрабатывали инструкции и положения о формировании советской милиции. Причем содержание положений и инструкций в различных волостях значительно отличал ось и их анализ показывает, что в условиях отсутствия централизованного нормативного регулирования охраны общественного порядка вопросы ее организации в различных населенных пунктах были урегулированы довольно слабо, в издаваемых актах имелось много пробелов.
Так, в письме Управления Пермской уездной милиции в Пермский уездный исполнительный комитет Советов крестьянских, рабочих солдатских депутатов № 695 в апреле 1918 года указывалось: «для настоящего переходного времени... положительно необходимо сохранить по крайней мере на первое время впредь до укрепления Советской власти, централизацию административномилиционной власти в руках Губернских и уездных исполнительных комитетов Советов крестьянских, рабочих и солдатских депутатов, а также надзор этих учреждений за деятельностью всех властей в волостях; эта централизация и надзор могут быть осуществляемы назначением ею людей определенных политических, убеждений на должности начальников уездной милиции и их помощников, на обязанности которых должен быть возложен надзор за деятельностью волостной милиции»38.
Напротив, в Инструкции для дружинников Шумихинской районной дружины, утвержденной Шумихинским районным Советом крестьянских депутатов, большое внимание было уделено организации деятельности дружины, отношениям субординации и дисциплине. При этом совершенно не были урегулированы принципы формирования
дружины, ее функции, оплата работы дружинников39, Относительно полно вопрос организации дружины был урегулирован Инструкцией для дружинников самообороны села Вятские поляны Вятской губернии, в которой были определены общие вопросы формирования дружины, организации ее деятельности, а также общие задачи и функции дружины40.
Таким образом, до середины 1918 года, пока шел процесс упрочения советской власти, процесс слома буржуазного государственного аппарата и становления нового аппарата Советской Республики, Советская милиция на Урале и в Западной Сибири не имела четкой организации в масштабах всей Республики41, Она выступала и как вооруженная сила, выполнявшая военные функции, и как инструмент охраны общественного порядка. Вооруженные формирования трудящихся, построенные не на профессиональной основе, не могли в должной мере выполнять военные функции, эффективно обеспечивать общественный порядок, ни тем более вести борьбу с преступностью. Реальная действительность довольно скоро показала нежизненность, утопичность такого подхода к делу организации вооруженных сил и органа охраны общественного порядка в одном органе.
Кроме того, разложение старой армии, угроза военного нашествия извне, а также контрреволюционного выступления внутри страны, мятежи, рост уголовных преступлений показали необходимость разделения функций вооруженных сил и органов охраны общественного порядка. Идею о вооружении рабочих и крестьян на территориальномилиционной основе на Урале и в Западной Сибири пришлось отложить и сосредоточить усилия на ускоренном создании регулярной армии и милиции.
1 См.: История Советской милиции, Т.1. М., 1977; Советская милиция: история и современность. М., 1987; История органов внутренних дел. М., 2004.
2 Мулукаев P.C. Организационно-правовые основы становления Советской милиции (1917-1920 гг.): Учебное пособие. М.. !9"5. С. 5.
-1 СУ РСФСР, 1917, № I, ст. 15.
4 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 66.
5 Установление Советской власти в Ярославской губернии. Сборник документов и материалов. Ярославль, 1957, Док. №150.
6 Еропкин М.И. Развитие органов в Советском государстве. М., 1967. С. 13.
7 Мулукаев P.C. Организацонно-правовые основы ста-
новления советской милиции (1917-1920 гг.) Учебное пособие. М., 1975. С. 45.
8 ГАЛО, Ф.Р-59, О. 1, Д. 12, Л. 83об.
’Мулукаев P.C., Малыгин А.Я. Советская милиция: этапы развития. М., 1985. С. 63.
10 Еропкин М.И. Развитие органов в Советском государстве. М., 1967. С. 13.
11 Мулукаев P.C. Организационно-правовые проблемы становления советской милиции (1917-1920 гг.). Дисс. ... д.ю.н. М., 1979.
12 Большевики Западной Сибири в борьбе за социалистическую революцию С. 281-287,
13 Очерки истории. С. 160.
14 Установление Советской власти на территории Курганской волости. С. 164-172.
15 Известия Челябинского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. 29 марта 1918 г., Газета «Известия». №36.
16 См. История Советской милиции / Под. ред. H.A. Щелокова. М., 1977, С. 42, 47-62.
11 Челябинская губерния в период военного коммунизма: Сборник документов. Челябинск, 1960. С. 135.
18 Биленко С.В. Советская милиция России 1917-1920 гг. М., 1976. С. 12.
19 ГА РФ, Ф. 393, оп. 3, д. 7.
20 Борьба за Советскую власть на Южном Урале (1917-1918 гг.) Сборник документов. Челябинск, 1957. С. 250-251.
21 Переписка Секретариата ЦК РСДРП(б) с местными партийными организациями. Сборник документов. М., 1957. С.49.
22 Аношкин М. А. Про город Кыштым. Челябинск, 1968. С. 55.
23 См.: Солдаты правопорядка. Екатеринбург, 2002. С. 28-29.
24 Газета «Вперед». Уфа, 22 февраля 1918.
25 Упрочение Советской власти в Пермской губернии: Сборник документов. С. 74.
26 Октябрь в Башкирии. С. 17.
27 Установление упрочение Советской власти в Вятской губернии. С. 304-305
28 Гражданская война в Оренбуржье. С. 110
29 См., напр.: Газета «Известия Челябинского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». №10. 23 февраля 1918 г.; №58 от 28 апреля 1918 г.; №67 от 16 мая 1918 г. и др.
30 Борьба за Советскую власть на Южном Урале: Сборник документов. Челябинск, 1957. С. 326.
31 Известия Уральского областного и Екатеринбургского Советов рабочих и солдатских депутатов. 25 апреля 1918 г.
32 ГАПО ФР59, О. 1, Д. 12 Л. 104.
33 Страницы истории оренбургской милиции. Оренбург, 1977. С. 13.
34 ГАОО. Ф.Р.-25. О. 1, Д. 7, Л. 12.
35 Установление и упрочение Советской власти в Вятской губернии. С. 458.
36 Курицын В.М. Становление социалистической законности. М., 1983. С. 18.
37 Курицын В.М. Становление социалистической законности. М., 1983. С. 19.
38 ГАПО, Ф.р-59, О. 1, Д. 12, Л. 82об-83.
39 Борьбаза Советскую власть на Южном Урале: Сборник документов. Челябинск, 1957. С. 330-331.
40 ГАКирО, Ф. 1350, О. 1, Д. 32, Л. 40-40об.
41 Еропкин М.И. Развитие органов в Советском государстве. М., 1967. С. 14.