УДК: 94(47)
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ФРОНТУ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ)
© 2022 А. Е. Андреев
кандидат исторических наук, преподаватель кафедры государственного и муниципального управления
e-mail: aae@list.ru
Тверской государственный университет
В статье анализируется работа губернских административных и земских учреждений по организации помощи фронту в период Первой мировой войны. С начала войны тверской губернатор Н.Г. Бюнтинг издавал ряд обязательных постановлений, и только через год, в середине 1915 года началась работа по перепрофилированию промышленных предприятий под нужды фронта и организации общественных мастерских. В связи с проблемами, не зависящими от губернской власти (транспорт, поставки сырья), до половины заказов не выполнялись в срок. Таким образом, патриотический подъем населения первого года войны не был эффективно использован, работа по помощи фронту может считаться недостаточно эффективной.
Ключевые слова: Первая мировая война, Всероссийский земский союз, помощь фронту, Н.Г. Бюнтинг.
PROBLEMS OF ORGANIZING AID TO THE FRONT DURING THE FIRST WORLD WAR (ON THE EXAMPLE OF THE TVER PROVINCE)
© 2022 A. E. Andreev
Candidate of Historical Sciences, Lecturer at the Department of State and Municipal Administration
e-mail: aae@list.ru
Tver State University
The article analyzes the work of the provincial administrative and zemstvo institutions in organizing aid to the front during the First World War. Since the beginning of the war, the Governor of Tver N.G. Byunting issued a number of mandatory decrees, and only a year later, in mid-1915, work began on re-profiling industrial enterprises for the needs of the front and organizing public workshops. Due to problems beyond the control of the provincial authorities (transport, supply of raw materials), up to half of the orders were not fulfilled on time. Thus, the patriotic upsurge of the population in the first year of the war was not effectively used, and the work to help the front can be considered insufficiently effective.
Keywords: World War I, All-Russian Zemstvo Union, assistance to the front, N.G. Bynting.
Российская империя готовилась к войне заблаговременно. В «Тверских губернских ведомостях» от 14 февраля 1914 г. был опубликован перечень сведений, публикация которых в печати запрещалась на основании закона «Об изменении действующих законов о государственной измене путем шпионства» от 5 июля
1912 г. [9]. В канцелярию губернатора 14 июля 1914 г. поступила секретная телеграмма от министра внутренних дел с сообщением о введении в стране с 13 июля положения
0 подготовительном к войне периоде. Н.Г. Бюнтинг 17 июля проинформировал подчинённые учреждения о поставленных перед ними задачах.
Так, в первые дни войны аппарат МВД Тверской губернии изъял у торговцев и населения предметы воинского обмундирования и снаряжения. В Твери собрали: 119 фуражек, 515 гимнастерок, 176 шаровар, 126 мундиров, 420 шинелей, 240 пар кожаных сапог, 2 полушубка, 280 пар погон, 4 пачки шнура для погон, 6 мотков тесьмы для нашивок, 65 дюжин пуговиц для шинелей, 28 дюжин пуговиц для мундиров, 18 штук пряжек для ремней, 300 штук кокард, 275 штук подсумков и чехлов на топоры, 2 мешка кавалерийских ремней, 60 штук потников под седла, 39 штук патронташей и сумок; в г. Ржеве: 72 шинели, из которых 9 пехотных, 20 кавалерийских и 43 флотских, 8 мундиров кавалерийских полков и 2 пары кожаных сапог; в г. Старице: 15 шинелей, 9 рубах, 4 гимнастерки, 32 пары кожаных сапог, 4 наволочки,
9 простыней, 8 полотенец и 17 пар портянок. Из отобранных в Ржеве вещей только
10 кавалерийских шинелей и 2 пары сапог были почти новые, остальное обмундирование было старое и приобреталось в Петрограде. У местного уланского полка оказалось всего лишь 6 мундиров и 20 шинелей [8, с. 175-176]. Впоследствии губернская администрация и командующие военными округами посредством обязательных постановлений собрали информацию о наличии товаров, пригодных для военных нужд, для их последующего выкупа [10].
Губернская администрация, учитывая просьбы других ведомств, обязательными постановлениями ограничивала торговлю определёнными товарами. Например, вследствие заготовки Отделом сельской экономии Главного управления землеустройства и земледелия в Новоторжском и Бежецком уездах вязаных перчаток для армии, губернатор обязательным постановлением с 15 сентября до 1 декабря 1915 г. запретил скупку и продажу вязаных перчаток [12]. Постановлением от 27 сентября 1916 г. губернатор запретил продавать и вывозить из Тверской губернии валенки и шерсть, которые запасало военное ведомство для армии [13].
Функционировали местные отделения всероссийских общественных организаций, содействовавших обеспечению армии снаряжением. Тверской губернский комитет Всероссийского земского союза по снабжению армии вооружением и снаряжением (на тот момент - губернский отдел снабжения армии) был учреждён
1 августа 1915 г. в следующем составе: «Губернский комитет помощи раненым В.З.С., председатели уездных управ, предводители дворянства, представители военно-промышленных комитетов или подобных организаций - по три от каждой; если в уезде нет военно-промышленного комитета, то по одному уполномоченному от уездного комитета в качестве представителя крупной промышленности, фабричные инспектора губернии, член губернского по воинским делам присутствия; три инженера губернской управы; заведующий оценочным отделом губернской управы; губернский земский агроном и инструктор по кооперации губернской управы» [1, л. 2].
Первое заседание губернского отдела снабжения армии состоялось 6 сентября 1915 г. Председателем избрали К.В. Мошнина, членами исполнительной комиссии -А.М. Архангельского, Е.К. Введенского и В.И. Курочкина. По четвергам были установлены еженедельные заседания отдела. С 6 сентября по декабрь 1915 г. отдел снабжения армии, переименованный 20 ноября в Тверской губернский комитет Всероссийского земского союза по снабжению армии, провел 17 заседаний. 6 сентября на заседании присутствовали 40 членов отдела, 10 и 17 декабря - по 6 членов отдела. В каждом заседании в среднем участвовали по 11 членов, из которых 2-3 принадлежали к составу земских собраний, и 8-9 земских служащих или лиц,
посторонних земству. На пяти заседаниях из состава земских собраний не участвовал никто (5 ноября, 10,17, 25 и 30 декабря) [Там же, л. 2 об.].
Личный состав комитета не поддавался учёту, так как уездные комитеты Всероссийского земского союза и военно-промышленных комитетов командировали на заседание комитета разных граждан.
На заседании 17 сентября утвердили штатные должности помощника делопроизводителя и машинистки (Е.П. Платонова с окладом 50 руб. и Б.И. Цербуль с окладом 40 руб. в месяц). Делопроизводитель П.А. Казанский в течение всего отчётного периода исполнял обязанности секретаря исполнительной комиссии и комитета, но 8 декабря подал заявление с просьбой освободить его от обязанности делопроизводителя до 1 января 1916 г.
Из отчёта о деятельности отдела в 1915 г. следует, что заседания носили организационный характер [1, л. 5-9]. Исполнительная комиссия за отчетный период провела 33 заседания, на которых был выработан план организационной деятельности [Там же, л. 10-11]. Однако существовала проблема исполнения заказов вследствие «недостаточного развития деятельности местных организаций и за недостатком средств для отпуска авансов». Кроме того, многочисленные ходатайства о направлении в адрес отдела сырья удовлетворялись частично [Там же, л. 20-23].
Общероссийские военно-промышленные комитеты (ВПК) были созданы в июле 1915 г. для выполнения правительственных заказов по снабжению армии и флота посредством планового распределения заказов и сырья, а также установления цен. Губернские комитеты состояли из президиума, бюро и отделов. Военно-промышленные комитеты к концу 1916 г. приняли около 17,5 % всех военных заказов государства и смогли исполнить 11 % из них [5, с. 315].
Во второй половине августа 1915 г. в Тверской губернской земской управе под председательством В.Ф. Гаслера состоялось организационное собрание Губернского земского военно-промышленного комитета. В Тверской губернии к тому времени уже работали военно-промышленные комитеты: городской и земский в Твери (открыты 16 июня 1915 г.), городской в Ржеве, земский в Торжке, военно-промышленные комитеты в г. Вышнем Волочке (организован фабрикантами Рябушинскими) и в с. Кимрах (открыт 27 августа 1915 г.) [15]. Военно-промышленные комитеты являлись общественными организациями, не преследующими коммерческих целей, труд их членов не оплачивался.
В состав Тверского губернского ВПК вошли представители 34 промышленных предприятий губернии, Всероссийских союза городов и земского союза, делегаты трёх заводов Клинского уезда Московской губернии, Тверского городского общественного управления, Тверского общества сельских хозяев, уполномоченные от рабочих.
В качестве примера рассмотрим принципы формирования и деятельность Тверского городского военно-промышленного комитета. Так, 8 июня 1915 г. на частном заседании гласных Тверской городской думы был избран первоначальный состав Тверского городского военно-промышленного комитета в числе 11 членов. Первое заседание состоялось 11 июня. На закрытом заседании 16 июня 1915 г. городская дума постановила организовать Тверской городской военно-промышленный комитет, включив в его состав 11 лиц, избранных на частном заседании 8 июня, еще двух гласных и весь состав городской управы. После этого состав комитета пополнялся новыми членами, число которых к 1 декабря 1916 г. достигло 73 человек, из них:
- представителей местного самоуправления и общественных организаций - 23;
- представителей промышленных предприятий - 16;
- представителей рабочих - 6;
- лиц, избранных членами комитета по его постановлению, - 28.
Деятельность Тверского военно-промышленного комитета под руководством кадета А.А. Червен-Водали (член Конституционно-демократической партии с 1905 г., председатель Тверского ВПК в 1915-1917 гг.) в отчетный период не ограничивалась содействием центральному ведомству, Центральному и Московскому областному военно-промышленным комитетам в поисках производителей, посредничеством между заказчиком-ведомством (или Центральным и областным комитетами) и поставщиком-производителем, но заключалась также в организации самого производства.
Кроме того, комитет оказывал содействие многим небольшим мастерским в приобретении оборудования или предоставлял в их пользование станки. Например, мастерская Н.Д. Решетова, созданная специально для изготовления ручных гранат, была оборудована в значительной мере средствами комитета. В его деятельность входило снабжение работавших на оборону предприятий материалами и топливом. С 15 июня 1915 г. по 1 декабря 1916 г. комитетом было принято заказов на сумму свыше 951 420 руб., из которых сдано на сумму свыше 496 383 руб. (52 % заказов), сокращено на сумму 135 700 руб. (14 % заказов); оставалось сдать на сумму свыше 319 337 руб. (34 % заказов) [14, с. 128-129].
В отчете о деятельности Тверского городского военно-промышленного комитета с 11 июня 1915 г. по 31 января 1916 г. перечислялись причины, замедлявшие выполнение заказов: «затруднение в получении предметов технического оборудования и необходимых материалов, выписываемых комитетом (чугун, кокс и пр.); расстройство транспорта; крайне продолжительное время, требующееся для выяснений каких-либо вопросов посредством сношения с Московским и Центральным комитетами». Комитет также констатировал, что «местные силы не могли быть использованы полностью на дело обороны страны ... причиной этого является внутренняя политика, вследствие которой состояние общества не соответствует серьезности переживаемого нами исторического момента. Для успешности мобилизации материальных сил нужна . мобилизация общественности - единственного залога общественной борьбы» [Там же, с. 126-127].
Из сообщений прессы известно о деятельности Осташковского уездного комитета по снабжению армии. В Осташковской уездной земской управе 6 октября 1915 г. состоялось частное совещание представителей земства и промышленности (крупной и мелкой) для выяснения вопроса о том, какие предметы снаряжения армии могут изготавливаться в Осташковском уезде. В совещании принимал участие приехавший из Твери член губернского комитета Б.Д. Беликов. Решили, что в уезде могли изготовляться ящики для гранат и шрапнелей, топоры, киркомотыги, втулки бронзовые, недоуздки, подковы, вальки, дышла, оглобли, шкворни, гаечные ключи, чеки.
Первое заседание Осташковского уездного комитета по снабжению армии состоялось 7 октября. Председателем был избран Н.А. Толстой. Комитет постановил: «просить Губернский Комитет выслать образцы и чертежи намеченных совещанием предметов; произвести через лиц, уполномоченных Комитетом, осмотр и описание мастерских, имеющихся в уезде; произвести учет сырья и топлива по г. Осташкову и уезду, сообразно с этой наличностью и размером недостатка в материалах дать выполнение заказов; возбудить ходатайство о доставке недостающего сырья и топлива». Интересен комментарий автора к статье: «Все это прекрасно. Жаль только, что невозвратно прошел целый год, пока на местах началась работа по снаряжению армии» [17].
В 1914 г. в Тверском, Зубцовском и Бежецком уездах были открыты уездные общественные приёмные комиссии по снабжению армии обувью. Они контролировали
качество изготавливаемой обуви для армии и следили за выполнением сапожниками норм по поставкам. К марту 1915 г. комиссии действовали во всех уездах Тверской губернии под руководством председателей уездных земских управ в составе городского головы, члена городской управы, члена уездной земской управы, уполномоченного губернатора, гласного от городской думы и гласного уездного земского собрания, членов-экспертов из числа местных лиц. Уполномоченными губернатора в каждую общественную приемную комиссию были назначены податные инспекторы [4].
Вопросом заготовки и обработки кожи занимались с первых дней войны. Главный начальник Петербургского военного округа 29 июля 1914 г. просил объявить предметом первой необходимости кожи, пригодные для сапог и ремней [2]. Были изданы несколько постановлений губернатора, например, «О запрете поднятия цен на кожи» от 6 октября 1914 г. [8, с. 171].
Постановлением губернатора от 1 марта 1915 г. был запрещен оборот некачественных солдатских сапог [11, с. 3]. 6 марта 1915 г. издали постановление, в соответствии с которым все сапожники были обязаны «изготавливать для снабжения действующей армии обувью, из собственного товара, не менее двух пар сапог в неделю по ценам, определенным местной Общественной приёмной комиссией» [Там же, с. 1].
28 марта 1915 г. губернатор Н.Г. Бюнтинг докладывал министру внутренних дел о деятельности уездных приёмных комиссий, сообщал информацию об объёмах произведенного (1,6 млн руб.) и реквизированного (25 тыс. руб.) обмундирования [8, с. 181-184].
Помимо военно-промышленных комитетов и уездных общественных приёмных комиссий, в губернии действовали другие комиссии, например комиссия по снаряжению армии при совете Тверского общества сельского хозяйства. Примером её деятельности можно считать исполнение заказа на 10 000 мешков от губернского военно-промышленного комитета [16]. Работала комиссия по изготовлению противогазов при Тверском обществе сельского хозяйства, Тверском военно-промышленном комитете и Тверском губернском комитете Всероссийского земского союза. С 10 августа 1915 г. комиссия занималась изготовлением нового типа противогазов, разработанного Всероссийским земским союзом, и утвержденного Верховным начальником санитарной и эвакуационной части. С 10 по 22 августа их изготовили около 5 000 штук. Пропитывание противогазов обезвреживающим составом производилось в Москве. В деревнях формировались группы по приготовлению противогазов в школах и кооперативах [15]. Однако дневная производительность в 300-500 штук была, по мнению организаторов, недостаточной для Твери.
Земский и городской всероссийские союзы, Земгор, ВПК и уездные общественные приёмные комиссии, комиссии по отраслям и общественных организаций выполняли военно-хозяйственные функции, тем самым усиливая своё влияние в общественно-политической сфере. Опасаясь этого, правительство законом 17 августа 1915 г. образовало несколько высших правительственных учреждений -Особых совещаний, в которых председательствовали министры. Эти учреждения были подотчётны лично императору и создавались по следующим направлениям: обороне, продовольствию, топливу, устройству беженцев, перевозкам [7]. В губерниях Особое совещание по обороне организовало заводские совещания - на несколько губерний по одному, в Тверской области данное учреждение не функционировало. Под председательством губернатора было образовано местное Особое совещание по топливу, которое обеспечивало топливом фабрики, государственные и общественные учреждения, а также казармы [6, с. 74].
Особым журналом Совета министров 15 января 1916 г. было одобрено положение об образовании губернских и порайонных междуведомственных совещаний
для объединения деятельности уполномоченных Особых совещаний по обороне, продовольствию, топливу и перевозкам [7]. Тверская губерния относилась к Московскому району действия уполномоченного председателя особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства, которым был генерал-майор С.И. Чердынцев (правитель дел Михайловской артиллерийской академии в 1913-1916 гг.) [3, л. 12-13].
Поскольку в Тверской губернии не было представителя порайонного комитета, губернатор 14 марта 1916 г. ходатайствовал перед министром путей сообщения о назначении в состав местного Тверского совещания представителя Министерства путей сообщения, служившего в Твери. Такое же ходатайство было направлено министру внутренних дел. В конце марта от МПС в состав Тверского совещания был назначен начальник отделения службы движения Николаевской дороги, а от МВД -полковник Н.К. Редин (Начальник Тверской снаряжательной мастерской в 1916 г.) [Там же, л. 9-20].
Работа по изготовлению снаряжения для армии началась во второй год войны, патриотический подъём к этому времени значительно снизился. В условиях нараставшего продовольственного кризиса и поражений русской армии гражданам трудно было выполнять общественную либо низкооплачиваемую работу. Общественные организации (губернский военно-промышленный комитет с филиалами и уездные общественные приёмные комиссии, а также другие организации) вносили вклад в дело победы, но не могли полностью выполнить план производства, поскольку отсутствовало сырьё и топливо (например, Тверской ВПК смог исполнить к 1 декабря 1916 г. 52 % от принятых заказов). Губернатор принимал обязательные постановления по сбору материалов для промышленности и армии, в соответствии с требованиями начальников округов ограничивал торговлю предметами, которые представляли интерес для армии и реквизировались, что вызывало недовольство населения.
Таким образом, можно предположить, что в связи с общей неорганизованностью системы управления работа по помощи фронту была недостаточной. Имевшиеся возможности не использовались в связи с транспортными проблемами, не хватало сырья, в целом к работам по изготовлению одежды и вооружения в Тверской губернии приступили через год после начала войны.
Библиографический список
1. Государственный архив Тверской области (ГАТО). - Ф. 124. - Оп. 1. - Д. 42.
2. ГАТО. - Ф. 56. - Оп. 1. - Д. 27825.
3. ГАТО. - Ф. 487. - Оп. 1. - Д. 11773.
4. ГАТО. - Ф. 876. - Оп. 1. - Д. 13.
5. Ерошкин, Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России / Н. П. Ерошкин. - Москва: Издательство РГГУ, 2008. - 710 с.
6. Регион Верхней Волги в период империализма. - Калинин: Издательство КГПУ, 1979. -88 с.
7. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1915 г. -Санкт-Петербург: Типография Правительствующего Сената, 1916. - 195 с.
8. Тверская губерния в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.: Сборник документов. - Тверь: РЭД, 2009. - 494 с.;
9. Тверские губернские ведомости (ТГВ). - 1914. - № 14. - Ч. офиц. - С. 1.
10. ТГВ. - 1914. - № 79. - Ч. офиц. - С. 1.
11. ТГВ. - 1915. - № 17. - Ч. офиц. - С. 1-3.
12. ТГВ. - 1915. - № 72. - Ч. офиц. - С. 1.
13. ТГВ. - 1916. - № 77. - Ч. офиц. - С. 1.
14. Тверской край в XX веке: Документы и материалы. 1907 - февраль 1917 г. -Тверь: Тверское областное книжно-журнальное издательство, 1995. - 144 с.;
15. Тверской листок. - 23.08.1915. - № 1. - С. 3
16. Тверской листок. - 11.10.1915. - № 8. - С. 3
17. Тверской листок. - 18.10.1915. - № 9. - С. 4