Научная статья на тему 'Проблемы организации надзора за обеспечением пожарной безопасности объектов защиты'

Проблемы организации надзора за обеспечением пожарной безопасности объектов защиты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы организации надзора за обеспечением пожарной безопасности объектов защиты»

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОББЕКТОВ ЗАЩИТЫ

И.А. Сахаватов

Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В целях обеспечения пожарной безопасности на территории Российской Федерации создана и функционирует Система обеспечения пожарной безопасности (далее СОПБ). СОПБ представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации [1].

Вместе с тем на территории Российской Федерации ежегодно происходит около 200000 пожаров, в том числе крупные пожары и пожары с массовой гибелью людей, ежегодно при пожарах гибнет более 15 000 человек, травмы получают более 12 000 человек [2-11].

Происходящее свидетельствуют о том, что система обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации не осуществляет свои функции в полной мере. Анализ системы обеспечения пожарной безопасности показывает, что основная нагрузка в обеспечении пожарной безопасности возложена на собственников объектов и на должностных лиц организаций и предприятий. Именно собственники объектов защиты (лица уполномоченные владеть и распоряжаться) обязаны осуществлять мероприятия, непосредственно влияющие на предотвращение возникновения возгораний на объектах защиты, создавать условия для своевременного обнаружения и успешного тушения пожаров, а также условия для обеспечения безопасной эвакуации людей при пожарах [1].

Исследования показывают, что без надлежащего надзора мероприятия, направленные на обеспечение пожарной безопасности, выполняются не в полной мере, отодвигаются на второй план, финансирование мер пожарной безопасности финансируется по остаточному принципу. В соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством одним из основных способов влияния на систему пожарной безопасности является проведение плановых проверок за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты органами Государственного пожарного надзора.

Проведение плановых проверок объектов защиты будет эффективным, если проверки проводить своевременно. Элементы системы противо-

пожарной защиты рассчитаны на функционирование с заданной надежностью в течение 1 года, далее для обеспечения надежности функционирования системы необходимо проведение испытаний и технического обслуживания противопожарных систем и средств, проведение организационных и обучающих мероприятий [13-22]. В целях контроля за выполнением данных мероприятий плановые мероприятия по надзору органам государственного пожарного надзора целесообразно проводить 1 раз в год. Проводя плановую проверку 1 раз в год, государственный инспектор по пожарному надзору может в полной мере оценить выполнение противопожарных мероприятий по требуемым направлениям.

Вместе с тем проведение плановых проверок всех объектов защиты 1 раз в год невозможно, в связи с влиянием следующих лимитирующих факторов: ограниченная численность сотрудников органов ГПН; количество объектов защиты, подлежащих плановой проверке; протяженность обслуживаемого района; необходимость проведения внеплановых проверок; необходимость рассмотрения жалоб, заявления и т.д.; законные ограничения периодов плановых проверок объектов защиты.

Исследования также показывают, что сотрудниками государственного пожарного надзора в течение одного года планово проверяется ограниченное количество объектов защиты. Количество проверяемых объектов защиты различно для каждого подразделения государственного пожарного надзора в связи с влиянием лимитирующих факторов.

В целях решения данной проблемы и обеспечения эффективного планирования проверок объектов защиты в области пожарной безопасности необходимо определять объекты защиты, которые являются приоритетными при организации и проведения плановых проверок. Определение приоритетных объектов для организации плановых проверок, возможно на основании сведений о частоте возникновения пожаров на объектах защиты, так как частота возникновения пожаров на объектах различной функциональной пожарной опасности различна.

Список использованной литературы

1. О пожарной безопасности: Федеральный закон от 24 декабря 1994 года №69-ФЗ.

2. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 1996. - №1 (15).

3. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 1996. - №4 (18).

4. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 2000. - №1.

5. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 2001. - №1.

6. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 2002. - №2.

7. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 2003. - №2.

8. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 2004. - №1.

9. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 2005. - №1.

10. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 2006. - №1.

11. Статистика пожаров // Пожарная безопасность. - 2007. - №1.

12. Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности: Приказ МЧС РФ от 1 октября 2007 г. N 517.

13. Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Оросители. Общие технические требования. Методы испытаний» ГОСТ Р 51043-2002: Государственный стандарт Российской Федерации.

14. «Установки водяного и пенного пожаротушения автоматические. Узлы управления. Общие технические требования. Методы испытаний» ГОСТ Р 51052-2002.

15. «Государственный стандарт Российской Федерации. Установки пенного пожаротушения автоматические. Дозаторы. Общие технические требования. Методы испытаний» ГОСТ Р 51114—97.

16. «Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемосдаточных и периодических испытаний» НПБ 240-97.

17. «Установки газового пожаротушения автоматические. Модули и батареи. Общие технические требования. Методы испытаний» НПБ 54-2001.

18. «Установки пожарной автоматики. Правила технического содержания» РД 009-01-96.

19. «Правила Пожарной Безопасности в РФ» ППБ 01-03.

20. «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» НПБ 166-97.

21. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций: Приказа МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. N 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности.

22. НПБ 302-2001 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты органов дыхания и зрения людей при эвакуации из помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.