Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации структуры капитала промышленных предприятий'

Проблемы оптимизации структуры капитала промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
460
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стяжков А. А.

В данной работе анализируются варианты финансирования деятельности промышленных предприятий, дается краткий обзор существующей ситуации, приводятся предложения по включению мер финансовой поддержки промышленности в промышленную политику России. В настоящий момент промышленная политика РФ находится в стадии формирования и разработки. Включение в её инструментарий методов прямого воздействия на реальный сектор экономики (инвестиции, налоговые льготы и т. д.) позволит обеспечить базу для экономического подъема. Однако в данной ситуации очень важно обеспечить максимально возможное эффективное использование финансовых ресурсов. Это в свою очередь является главной задачей финансовых служб предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации структуры капитала промышленных предприятий»

ми место при фактической эффективности использования фактора. Так, в хозяйствах Кузнецкого района прибыль, обеспеченная ростом эффективности использования вертикали управления составит 1910 тыс. руб (против 1042 тыс. руб), Сосновоборского - 767,7 тыс. руб (против 539 тыс. руб), Пензенского - 1146,2 тыс. руб (против 684 тыс. руб), Малосердобинского - 321,4 тыс. руб (против 220 тыс. руб), Камешкирского - 121,9 тыс. руб (против 81,5 тыс. руб), Вадинского - 734 тыс. руб (про-

тив 574 тыс. руб), Лопатинского - 296,4 тыс. руб (против 234 тыс. руб).

список литературы

1. Васин С. М., Синявин В. Ю., Усов В. Р. Анализ ресурсной базы и уровня развития социально-экономической системы Вадинского района в инвестиционном проектировании. Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007. 278 с.

УДК.: 336.645.1/2

проблемы оптимизации структуры капитала промышленных предприятий

А. А. СТЯЖКОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра финансов, бухгалтерского учета и налогообложения

В данной работе анализируются варианты финансирования деятельности промышленных предприятий, дается краткий обзор существующей ситуации, приводятся предложения по включению мер финансовой поддержки промышленности в промышленную политику России. В настоящий момент промышленная политика РФ находится в стадии формирования и разработки. Включение в её инструментарий методов прямого воздействия на реальный сектор экономики (инвестиции, налоговые льготы и т. д.) позволит обеспечить базу для экономического подъема. Однако в данной ситуации очень важно обеспечить максимально возможное эффективное использование финансовых ресурсов. Это в свою очередь является главной задачей финансовых служб предприятий.

Существуют различные оценки текущей экономической ситуации в России. Спектр мнений экономистов расходится от оптимистичных, фиксирующих зарождение четкой направленности к экономическому подъему, до сдержанно-пессимистичных, предрекающих стагнацию по причине падения цен на углеводородное сырьё. Однако несмотря на такой разброс мнений, ясной является необходимость оздоровления экономики в целом и промышленности в частности. Сегодня мы видим первые робкие попытки государства сформировать промышленную политику в России, которая де-факто отсутствовала последние 15 лет. Озвученные ныне меры - это в основном формирование крупных государственных промышленных холдингов, развитие высоких технологий. Однако недостаточное внимание уделяется вопросам поддержки малых и средних предприятий. Они, по сути, представляют собой проявления частной инициативы в обществе. По Конституции Российской Федерации одним из основных прав граждан является право на труд. Труд в любой форме, в том числе и как проявление предпринимательской активности [1].

Интересным так же является определение понятия промышленной политики, которое дается профильным комитетом Совета Федерации. Промышленная политика - это совокупность действий государства как института, предпринимаемых для оказания влияния на деятельность хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей и т. д.), а также на отдельные аспекты этой деятельности, относящиеся к приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реали-

зации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта и жизненного цикла его продукции [2]. Государство принимает на себя ответственность за обеспечение благоприятных условий для национальной промышленности во всех аспектах её деятельности. Возможные инструменты промышленной политики определяются теми ролями, в которых государство может выступать в отношениях с конкретным производителем:

- собственник (или совладелец);

- поставщик (продавец) факторов производства;

- потребитель произведенной продукции;

- получатель налоговых платежей;

- регулятор рынков факторов производства и конечной продукции;

- регулятор деятельности производителя;

- арбитр в хозяйственных спорах;

- политический субъект в рамках международных отношений, влияющих на деятельность производителя или на рынки, в которых он участвует.

В качестве получателя налоговых платежей, регулятора и арбитра государство реализует властные полномочия, т. е. может осуществлять принуждение или угрозу принуждения. В других ролях оно выступает равноправным субъектом по отношению к другим участникам рынка и/или иностранным государствам.

Обязательной составляющей новой промышленной политики государства должно стать стимулирование создания, развития, роста и модернизации предприятий. В выборе средств воздействия на экономику по мнению профильного комитета Совета Федерации РФ государство должно ограничиваться лишь

мерами косвенного характера. Вот перечень основных методов [2]:

- принятие нормативных актов, регулирующих деятельность отраслей либо промышленности в целом, но не предусматривающих прямой поддержки конкретных отраслей (например, техническое регулирование, поддержка экспортеров, стимулирование инновационной деятельности и т. д.);

- принятие и реализация законодательных норм, изменяющих риски, связанные с тем или иным видом производственной деятельности (техническое регулирование, замена лицензирования альтернативным страхованием и т. д.);

- создание условий для развития финансовой инфраструктуры производственной и инновационной деятельности;

- снятие ограничений на производственную деятельности и снижение ее институциональных издержек;

- реализация совместных проектов с негосударственными хозяйствующими субъектами;

- введение в хозяйственный оборот ресурсов, ранее из него исключенных.

Однако в современной ситуации невозможно достичь заявляемых на следующие 10-20 лет показателей промышленного роста и объемов производства без использования методов прямого воздействия. Такими методами могут быть:

- формирование инвестиционных фондов для адресного льготного кредитования инновационных проектов в промышленности;

- адресное изменение налогового режима для вновь открываемых промышленных предприятий;

- инфраструктурная поддержка и обеспечение (подводка инженерных сетей и коммуникаций непосредственно до промышленной площадки);

- участие на конкурсной основе государства в инвестиционных проектах в качестве гаранта.

Сегодня же при всем многообразии источников финансирования к основным методам финансирования деятельности предприятий можно отнести самофинансирование, акционерное финансирование, бюджетное финансирование, кредитное финансирование и комбинированное (смешанное) финансирование. Под методом финансирования понимается механизм привлечения ресурсов с целью финансирования деятельности предприятия, формами финансирования являются внешние проявления сущности метода финансирования.

Доступные предприятиям источники финансирования можно разделить на три группы: собственные средства, привлеченные средства и заемные средства. К собственным средствам относятся: чистая прибыль от производственной и финансовой деятельности предприятия; амортизационные отчисления; страховые возмещения убытков, вызванных потерей имущества; средства от продажи основных средств и иммобилизация излишков оборотных средств; средства от реализации нематериальных активов.

Привлеченные средства промышленных предприятий - это средства, предоставленные на посто-

янной основе, по которым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода и которые могут не возвращаться владельцам. К ним относят: средства, получаемые от размещения акций акционерного общества; паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц в уставной фонд предприятия; средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями; государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде дотаций, грантов и долевого участия; средства иностранных инвесторов в форме участия в уставном капитале совместных предприятий и прямых вложений международных организаций, государств, физических и юридических лиц.

Заемные средства промышленных предприятий - это средства, полученные на определенный срок и подлежащие возврату с уплатой платы за их использование. их можно разделить на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные заемные средства включают: долгосрочные кредиты банков и других институциональных инвесторов; долгосрочные государственные инвестиционные кредиты; средства от выпуска долгосрочных облигаций и других долговых обязательств (срок свыше года); лизинг и т. д.

Краткосрочные заемные средства: коммерческий (товарный) кредит; средства от выпуска краткосрочных облигаций и других долговых обязательств (срок менее года); краткосрочные кредиты банков и других институциональных инвесторов.

Собственные и привлеченные источники инвестиций образуют собственный капитал предприятия. Суммы, привлеченные по этим источникам извне, как правило, не подлежат возврату. инвесторы участвуют в доходах от реализации инвестиций на правах долевой собственности. Заемные источники инвестиций образуют заемный капитал предприятия.

Полное внутреннее самофинансирование является самым надежным и предусматривает финансирование исключительно за счет собственных (внутренних) источников. Этот метод финансирования характеризуется в зарубежной практике термином "финансирование без левериджа". Важнейшим собственным источником финансирования является чистая прибыль, а в случае инвестиционной деятельности и амортизационные отчисления. Прибыль выступает как основная форма чистого дохода предприятия, выражающая стоимость прибавочного продукта и являющаяся обобщающим показателем результатов деятельности предприятий. После уплаты налогов и других обязательных платежей в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, которая накапливается в виде резервного капитала, нераспределенной прибыли и фонда накопления. Как правило, часть прибыли, направляемая на инвестиционные цели, аккумулируется в фонде накопления или других фондах аналогичного назначения. Фонд накопления выступает как источник средств хозяйствующего субъекта, используемый для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств т. д. Резервный фонд создается для покрытия убытков предприятия,

погашения облигаций и выкупа собственных акций. Нераспределенная часть прибыли также может быть направлена для капитализации, так как по своему экономическому содержанию прибыль является одной из форм резерва собственных средств, используемых на развитие. Величина чистой прибыли, направляемой на производственное развитие, зависит от нескольких факторов: объема реализации продукции, цены, себестоимости единицы продукции, ставки налога на прибыль, политики распределения на потребление и развитие предприятия, которая основывается на избранной общей стратегии экономического развития.

Следующим по значению собственным источником финансирования являются амортизационные отчисления, которые образуются на предприятиях в результате переноса стоимости основных производственных фондов на стоимость готовой продукции. Денежные средства, высвобождающиеся в процессе постепенного восстановления стоимости основных производственных фондов, аккумулируются в виде амортизационных отчислений в амортизационном фонде. Величина амортизационного фонда зависит от объема основных фондов предприятия, их первоначальной или восстановительной стоимости, видовой и возрастной структуры, а также целей и используемых методов начисления.

В целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования предприятиям и организациям предоставлено право применения механизма ускоренной амортизации. Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрого и полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения. При введении ускоренной амортизации растут издержки производства, снижается прибыль, но увеличивается денежный поток, при этом предприятие получает возможность увеличить темпы обновления оборудования и за счет этого повысить конкурентоспособность. наряду с ускоренной амортизацией коммерческим предприятиям всех форм собственности разрешено применять понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям, что в случае невысокой финансовой устойчивости предприятия позволяет снизить амортизацию в составе себестоимости, уменьшить цены реализации и совокупные налоговые платежи и способствует выводу предприятия на точку безубыточности производства. Эти меры можно назвать зачатками промышленной политики, хотя, по мнению специалистов, её как таковой в России нет до сих пор [4].

Таким образом, регулирование размеров амортизационных отчислений и прибыли, а также их оптимального соотношения в составе денежного потока предприятия возможно на базе развития инструментария амортизационной политики. Важным инструментом амортизационной политики, применяемым с целью противодействия обесцениванию амортизационных отчислений при ценовой либерализации, является механизм переоценки основных фондов.

К основным преимуществам использования собственных источников относятся: в части прибыли -отсутствие затрат времени и средств по их мобилизации, отсутствие риска невозврата, применение в качестве источника улучшает инвестиционную привлекательность предприятия; в части амортизации - наличие в распоряжении предприятия при любом финансовом состоянии, возможность начисления амортизации различными методами.

К недостаткам в части прибыли можно отнести ограниченность источников этого метода вследствие неплатежей, налогообложения и т. д., а в части амортизации - зависимость величины амортизационного фонда от уровня инфляции, возможность нецелевого использования из-за отсутствия действенного механизма контроля. Самофинансирование в виду накладываемых ограничений на внешние заимствования и неравномерности, отчасти хаотичности платежей может привести к нестабильности текущей деятельности предприятия.

Использование заемных и привлеченных средств в качестве источников финансовых ресурсов также имеет свои сильные и слабые стороны.

Финансирование за счет привеченных средств подразумевает ряд преимуществ, поскольку предприятие не увеличивает свои обязательства, как в случае с заемными средствами, однако обязуется выплачивать владельцам предоставленных средств определенную часть дохода. Кроме того, если рассматривать вариант с привлечением средств в замен долевого участия в организации, то такие схемы, будь то размещение акций или продажа пая, доли в уставном капитале организации, в зависимости от организационно-правовой формы, несут потенциальную угрозу потеря контроля над организацией. Этим успешно пользуются так называемые рейдеры. Так вариантом может быть как покупка доли в организации, так и покупка или получение контроля над организацией, имеющей долю в интересующей «рейдеров» организации [3]. В цивилизованном мире практика рейдерства служит интересам оздоровления экономики, её санации. но есть одно существенное отличие - это уровни развитости законодательства. Здесь необходимо еще многое сделать, чтобы защитить экономических субъектов от попыток недобросовестной смены собственников.

Что касается заемных средств, то основными инструментами здесь, конечно же, будут кредиты финансовых организаций. В меньшей степени - корпоративные облигации. не так много компаний в современной России использовали инструмент облигаций, одна из них - ОАО «Губернский банк “Тарханы”». В далёком уже 1994 году банк осуществил выпуск краткосрочных облигаций, которые в последствии обменивались на акции нового выпуска.

Что же касается кредитов, то основной проблемой является все еще высокие процентные ставки. В Западной Европе, например в Германии, вполне нормальной является практика кредитования промышленных предприятий под 2-6 % годовых (в зависимости

от степени риска и размера предприятия) на сроки от 3 лет до 15 лет. Ставки в российских банках колеблются от 12 до 17 %, в зависимости от политики банков. Это зачастую заставляет российские промышленные предприятия обращаться за долгосрочными финансовыми ресурсами к иностранным финансовым институтам.

наиболее характерным можно назвать пример, недавно получивший огласку во время визита председателя правительства России Виктора Алексеевича Зубкова в Пензу. ОАО «Маяк», одно из крупнейших промышленных предприятий региона, лидер в отрасли в поисках источников финансирования расширения производства (строительство нового производственного корпуса и новой бумагоделательной машины БДМ № 5 производительностью 35000 тонн бумаги в год) обращалась в различные российские кредитные организации. Однако ни одно из предложений в России не соответствовало необходимым параметрам инвестиционного проекта, поэтому предприятию пришлось обратиться к иностранным кредитным организациям. И инвестиционное соглашение было заключено с одним из банков Чехии, на условиях значительно более удобных для предприятия.

Это еще раз показывает актуальность проблемы формирования взвешенной промышленной политики в России. Сегодня предпринимается ряд мер, однако они носят разрозненный и нескоординированный характер, к тому же правительство держит в поле своего зрения только крупные компании - добывающие и крупные обрабатывающие и машиностроительные холдинги.

недостаточно внимания уделяется предприятиям среднего и малого бизнеса. Именно эти предприятия проявляют наибольшую гибкость, соответственно быстрее приспосабливаются к требованиям рынка. Поддержка этого уровня бизнеса также способствует увеличению занятости в экономике, поскольку стимулирует личную инициативу граждан в деловой сфере.

Финансовая поддержка промышленности как часть промышленной политики государства может выражаться как в государственных льготных инвестиционных кредитах, так и в косвенных мерах, например тот же случай с ускоренной амортизацией для предприятий высокотехнологичной, наукоемкой сферы, или в налоговых льготах, предоставляемых вновь создаваемым промышленным предприятиям, инфраструктурном обеспечении и правовой поддержке со стороны органов местной власти (что к сожалению во многих регионах России звучит пока как фантастика).

Комплексный подход к формированию промышленной политики позволил бы сформировать систему мер финансового и нефинансового характера, для обеспечения режима наибольшего благоприятствования для промышленных предприятий. Однако стоит сделать одну оговорку - поддержка должна оказываться наиболее современным, экологически чистым производственным комплексам. Иначе может сложиться ситуация, когда для минимизации издержек вновь открываемые или обновляемые производства будут ком-

плектоваться уже морально устаревшим импортным оборудованием, которое не отвечает ужесточаемым требованиям по безопасности труда или окружающей среды.

необходимо избежать превращения России в своего рода свалку старого оборудования. Только за счет полного технологического перевооружения возможно осуществить прорыв в экономике. Осознание этого факта со временем придет, как пришло понимание необходимости кардинальных перемен в социальной сфере.

Формирование правил и обеспечение функционирования здорового финансового рынка, обеспечение доступности источников финансирования, прозрачный доступ на конкурсной основе к государственным инвестиционным кредитам и государственным гарантиям, изменения в налоговой и амортизационной политике - все это меры, которые государство может предпринять в рамках мер по подъему реального сектора экономики.

По последним данным с российских фондовых рынков наметилась тенденция к изменению направлений основных инвестиционных потоков. В 2007 году фондовый рынок почувствовал смену приоритетных направлений развития отечественной экономики. За два года, по данным отраслевых индексов РТС, тройка лидеров полностью обновилась. Финансовый сектор, удерживавший лидирующие позиции в 2005 и в 2006 гг. (рост на 169 и 138 % соответственно), к концу 2007 г. не только не попал в лидеры, но и выглядит хуже рынка (23,5 против 26,2 % на 19 декабря). Менее энергично сдает свои позиции ритейл, но в 2005-м он был вторым (рост на 89 %), а в 2006 и 2007 гг. - только пятым (51,5 и 27 % на 19 декабря 2007-го). Нефтегазовый сектор, уверенно вошедший в тройку лидеров в 2005 г. (рост на 85 %), в 2007 г. стал худшей отраслью рынка (рост к середине декабря всего на 8 %) [4]. К тому ж крупнейшие инвесторы ожидают, что с приходом на пост главы государства Дмитрия Медведева вырастут государственные вложения в промышленность и инфраструктур [4].

Задача же финансовых служб промышленных предприятий состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать предоставляемые ресурсы, чтобы сформировать оптимальную структуру капитала организации, отвечающую требованиям как текущей деятельности предприятия, так и обозримой перспективы, выстроить структуру управления и контроля потоков денежных средств на предприятии, их распределением и использованием. В этом направлении возможны меры популяризации систем автоматизации управленческого и бухгалтерского учета, стимулирование повышения квалификации специалистов финансовых служб.

Таким образом, работа по повышению эффективности использования экономикой финансовых ресурсов должна проводиться не только со стороны государства как регулятора экономики, но и со стороны самих предприятий и организаций.

Сегодня вполне ясным является факт, что сформировать платформу для качественного подъема в экономике без оздоровления и развития реального сектора экономики просто невозможно. Этому должна способствовать промышленная политика, четко сформулированная и оформленная в виде конкретных инструментов. Составной частью такой политики должны быть меры финансового характера, создающие режим наибольшего благоприятствования для наиболее передовых и высокоразвитых предприятий.

список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Доклад о промышленной политике Российской Федерации. Материалы Комитета по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ (www.prompolit.ru/90976 по состоянию на 18.12.2007).

3. Генкин А. Правила борьбы с рейдерами // Harvard Business Review Россия. 2006. № 9. С. 44-55.

4. Глушенкова М., Чувиляев П. Дело промпартии // Журнал «Деньги». 2007. № 50 С. 20-24

УДК 658 (082)

формирование корпоративной культуры как маркетинговая задача

В. Р. УСОВ, Ю. М. ШАБАНОВ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского кафедра менеджмента и экономических теорий

В статье рассматриваются вопросы практического реформирования корпоративной культуры на этапе разработки проектных установок и ценностных ориентаций стейкхолдерами компании. Приводятся проектные матрицы и анкетные формы коллективной работы, даётся характеристика этапов внедрения.

«Лидерами рынка станут компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой»

Йеспер Кунде.

Формирование корпоративной культуры становится сегодня одной из актуальнейших тем корпоративного развития [1, 2].

В предыдущей нашей публикации [3] мы рассматривали опыт постановки процесса реформирования корпоративной культуры на предприятии, описываются методологические ошибки менеджмента, стадии и технологии реформирования.

Настоящая статья является логическим продолжением этого исследования и посвящена вопросам практического внедрения данной методики.

Авторами был проведён анализ корпоративной культуры в одном из производственных предприятий г. Пензы (ЗАО «Пензенская макаронная фабрика»). Предприятие работает стабильно, успешно. Тем не менее руководство предприятия решило уделить особое внимание вопросу формирования корпоративной культуры. После нескольких предваряющих встреч была предложена, а затем и отработана практически, трехступенчатая технология решения поставленной задачи.

Первая ступень «Постановка задачи»: работа велась с 7 сотрудниками административного аппарата, в том числе и с генеральным директором.

После короткого обсуждения был определен и тип корпоративной культуры, предпочтения по которому, прежде всего, высказало руководство предприятия: рыночный тип (корпоративная культура, ориентированная на конечный результат, на прибыль). Сотрудникам было предложено оценить сложившуюся корпоративную культуру в их организации, сформулировать ценностные ориентации предприятия прошлых лет и по состоянию на сегодняшний день. Для

этого каждому из них были предложены 3 формы для заполнения.

В 1 форме представлены различные типы носителей корпоративных культур. Сотрудникам было предложено оценить их с точки зрения позитивных и негативных установок, сложившихся на их предприятии по отношению к данным носителям. Данная форма позволила выявить общее представление опрашиваемых о сложившейся корпоративной культуре на фирме. Далее следовало определение ценностей, властвующих в организации - как ценностей прошлых лет, так и современных ценностей.

Форма 2 представляет собой шкалу ценностных ориентаций прошлых лет. В работе приняло участие 20 человек (был применён принцип умножения усилий: каждый из 7 участников предыдущей сессии должен был пригласить на вторую сессию двоих коллег, которые, по его мнению, наиболее удовлетворяли условиям проекта). Сотрудники оценивали степень сохраняемости той или иной ценности в баллах от 0 до 5.

Форма 3 - это шкала желаемых современных ценностных ориентаций фирмы. Сотрудники оценивали степень наличия той или иной степени в баллах от 0 до 5.

Совместно с руководством фирмы были поставлены следующие задачи: по специальному алгоритму нужно было проанализировать практически всю жизнедеятельность компании и договориться, что следует сохранять, а что менять. По поводу того, что реформаторы хотели бы изменить, были выработаны так называемые проектные установки. Всё это обсуждалось и вызывало немало споров у участников процесса обсуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.