Научная статья на тему 'Механизм совершенствования государственной амортизационной политики в контексте модернизации российской экономики'

Механизм совершенствования государственной амортизационной политики в контексте модернизации российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АМОРТИЗАЦИОННЫЕ ОТЧИСЛЕНИЯ / СОБСТВЕННЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабенко М.А.

В статье рассмотрены причины недостаточной эффективности российской амортизационной политики. Предложена концепция новой амортизационной реформы в целях совершенствования амортизационной политики на федеральном уровне. Разработан комплекс мер по повышению эффективности проводимой амортизационной политики, включающий введение контроля государства за целевым использованием средств амортизационного фонда, запрет их вложения в финансовые активы, создание специального института, формирующего амортизационную политику и осуществляющего контроль за ее реализацией. Представлены результаты внедрения предлагаемой амортизационной политики в субъектах хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабенко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм совершенствования государственной амортизационной политики в контексте модернизации российской экономики»

УДК 336.647

МЕХАНИЗМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

М.А. БАБЕНКО, кандидат экономических наук, ассистент кафедры денежного обращения и кредита

E-mail: babenkomarina87@mail.ru Северо-Кавказский федеральный университет

В статье рассмотрены причины недостаточной эффективности российской амортизационной политики. Предложена концепция новой амортизационной реформы в целях совершенствования амортизационной политики на федеральном уровне. Разработан комплекс мер по повышению эффективности проводимой амортизационной политики, включающий введение контроля государства за целевым использованием средств амортизационного фонда, запрет их вложения в финансовые активы, создание специального института, формирующего амортизационную политику и осуществляющего контроль за ее реализацией. Представлены результаты внедрения предлагаемой амортизационной политики в субъектах хозяйствования.

Ключевые слова: амортизационные отчисления, собственный источник финансовых ресурсов, амортизационная политика, модернизация российской экономики

В современной экономической среде эффективность деятельности хозяйствующих субъектов зависит от полной и своевременной мобилизации, эффективного распределения и использования финансовых ресурсов. Отсутствие грамотного управления ими увеличивает уровень предпринимательских рисков, ухудшает финансовое состояние организаций, уменьшает возможности привлечения капитала. Следствием может стать также утрата платежеспособности и финансовой независимости компаний, что снижает вложения в экономику страны в целом.

В российской экономике практически не задействован такой важнейший собственный источник финансовых ресурсов, как амортизационные отчисления, в его использовании Россия отстала не только от ведущих, но и от ряда развивающихся стран. Решение проблемы требует совершенствования амортизационной политики на федеральном уровне.

В настоящее время организациям для эффективной работы недостает собственных и привлеченных финансовых ресурсов, а заемные — достаточно дорогие, они увеличивают себестоимость продаж, замедляют развитие бизнеса, снижают конкурентоспособность товаров, продукции, работ и услуг. Кроме того, из-за роста тарифов на энергоносители и неэффективной системы налогообложения отечественная продукция по многим параметрам уступает импортным аналогам. Следует отметить, что развитию экономики и бизнеса вредят вмешательство государственных и криминальных структур в дела частного предпринимательства, а также отсутствие логичной и понятной не только бизнесу, но и просто людям государственной политики поддержки развития деловой активности в стране.

В развитых государствах, где частный бизнес является главным производителем ВВП и рабочих мест, бизнесмены тратят свои силы и время на конкурентную борьбу за место на рынке. Именно это заставляет их совершенствовать производимые

товары и услуги, снижать производственные затраты, модернизироваться.

В России для решения этой задачи необходима поддержка со стороны государства, причем такая, которая могла бы стать сильным катализатором дополнительных финансовых ресурсов для инновационных и инвестиционных проектов. При этом государственное содействие должно быть направлено на образование стимулов перехода российской экономики с сырьевого на инновационный путь развития, а также на создание максимально возможного количества конкурентоспособных предприятий мирового уровня.

Для того чтобы создать экономику, преобразующую результаты научных исследований и технических разработок в новые продукты и технологические процессы, а также обеспечить конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей, устойчивые темпы экономического развития и повышение производительности труда, необходимо использовать все резервы и возможности.

Одной из возможностей являются амортизационные отчисления, которые должны стать мощным катализатором развития экономики за счет обновления основных фондов посредством превращения их в реальный источник расширенного воспроизводства. Тем более что в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» федеральные органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, должны обеспечивать «создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений за счет совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений...» [2].

Однако в налоговом стимулировании российской экономики практически не задействован такой важнейший собственный источник финансовых ресурсов, как амортизационные отчисления. Например, в промышленно развитых странах доля амортизации в источниках финансирования инвестиций в основной капитал составляет в среднем около 65%, в России она не превышает 17-18%. Это связано в основном с тем, что в российской налоговой системе механизм амортизационных отчислений имеет ярко выраженный пассивный характер.

В современной российской экономической науке и практике сформировался взгляд на амортизацию как на резерв капитальных вложений и даже как на источник их финансирования. В рыночной же экономике взгляд на амортизацию как на источник финансовых ресурсов не имеет смысла. Организация не может осуществлять капитальные вложения за счет амортизации. Она вообще не может осуществлять какие-либо затраты за счет записей на бухгалтерских счетах. Кроме того, недостаток денежных средств заставляет хозяйствующие субъекты использовать амортизационные отчисления в текущем хозяйственном обороте. При инфляции и росте цен откладывание финансовых ресурсов на будущие расходы теряет смысл.

Амортизационная реформа 2002 г. не способствовала использованию на российских предприятиях амортизационных отчислений по их целевому назначению (для финансирования модернизации основных фондов). Действующей банковской системой не предусмотрено создание эффективной формы защиты инвестиционных средств от инфляции.

Затраты — это реальный отток выгод от хозяйствующего субъекта, выражающийся в выбытии активов или возникновении обязательств. Способность компании осуществлять затраты определяется только наличием у нее достаточных для этого финансовых ресурсов, прежде всего денежных средств, и никак не связана с тем, что отражено в бухгалтерских записях по статье «Амортизация». В бухгалтерском учете могут формироваться любые фонды или резервы капитальных вложений в любых размерах. Но это не повысит финансовых возможностей фирмы осуществлять эти самые капитальные вложения, если только при этом не осуществляются реальные денежные перечисления на отдельный банковский счет со строго регламентированным целевым списанием с него денежных средств.

Попытки использовать в современной финансовой практике подходы к амортизации как к источнику капитальных вложений бессмысленны. Они приводят к тому, что способность предприятия осуществлять капитальные вложения начинает определяться тем, насколько у него износились основные средства. Складывается сомнительная ситуация, когда чем больше бухгалтерия организации покажет износ основных средств, тем больше получит финансовых ресурсов на их обновление [3].

В действительности бухгалтерская амортизация может показать необходимость обновления основных средств, но никак не финансовые возможности организации по выполнению этой задачи. Тем более что в отношении амортизации российское законодательство не обязывает налогоплательщиков использовать амортизационные отчисления строго на инвестиции в основной капитал, что приводит к использованию сумм амортизации на иные цели. Поэтому предложения вернуться к прежним подходам в определении порядка бухгалтерского учета амортизации в целях, например, «ускорения модернизации экономики» или «стимулирования инвестиций» совершенно беспочвенны, так как начисление амортизации в бухгалтерском учете никак не связано со стимулированием ни модернизации, ни инвестиций. И изменение порядка ведения бухгалтерского учета в этой части, по определению, не может двигать экономическую реальность к названным целям.

Автор считает, что причиной сложившейся ситуации является тот факт, что в России отсутствует контроль за формированием и использованием амортизационных фондов субъектов хозяйствования; амортизационные отчисления фактически являются налоговым освобождением, что позволяет организациям трансформировать их в дополнительный доход и использовать по своему усмотрению.

Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод, что на сегодняшний день амортизационная политика в России содержит угрозу технологической безопасности (рис. 1).

Это объясняется недостаточной эффективностью использования амортизационных отчислений в российской налоговой политике:

— амортизационные отчисления не воспринимаются организацией в качестве важнейшего источника собственных финансовых ресурсов для инвестиций, являясь лишь номинальным собственным источником воспроизводства основных фондов, так как их целевое использование никак не контролируется, поэтому компании не в должной мере пользуются своим правом начислять ускоренную амортизацию, предоставленным им Налоговым кодексом Российской Федерации с 01.01.2002;

— существующая амортизационная политика, предлагаемая для целей бухгалтерского и налогового учета (ускорение амортизации), оказывает влияние на уровень себестоимости, величину прибыли, налоговые отчисления по налогу на прибыль

и налогу на имущество, но не стимулирует инвестиционной активности;

— порядок определения срока полезного использования и ускоренной амортизации не позволяет формировать источник, необходимый для воспроизводства основных фондов;

— наличие добровольного характера применения налогоплательщиками методов ускоренной амортизации и нелинейного метода ее исчисления;

— факт применения повышенных норм амортизации к остаточной стоимости основных средств, вследствие чего экономический эффект от ускоренной амортизации достигается только в первые годы;

— факт применения заниженной балансовой и остаточной стоимости основных средств, что сдерживает рост амортизационных отчислений и собственных источников финансовых ресурсов для осуществления инвестиций, снижает капитализацию бизнеса, негативно сказывается на привлечении иностранных инвестиций;

— отсутствие прямой зависимости размера начисленной амортизации, уменьшающего налоговую базу по налогу на прибыль, и фактического использования амортизационных отчислений на инвестиции.

Все это тормозит переход России на инновационный путь развития. Решение обозначенных проблем настоятельно требует совершенствования амортизационной политики на федеральном уровне. Причем ее реализация должна осуществляться с участием государственного финансирования. Только в этом случае амортизационные отчисления превратятся из источника возмещения основного капитала в источник инвестиций в расширенное воспроизводство.

В целях совершенствования амортизационной политики на федеральном уровне автором предлагается провести амортизационную реформу, которая заключается:

1) в переоценке в целом по экономике основных средств в целях установления их реальной рыночной стоимости;

2) во введении обязательной прогрессивной ускоренной амортизации активной части основных фондов, что позволит существенно сократить сроки их обновления;

3) в использовании повышенных норм амортизации в организациях (приоритетных для государства с позиции инновационно-промышленной

Решение обозначенных проблем

Необходимость изменения амортизационной политики (совершенствование амортизационной политики на федеральном уровне)

Рис. 1. Причины недостаточной эффективности российской амортизационной политики

политики), инвестирующих в закупку нового оборудования;

4) в самостоятельном определении юридическими лицами срока полезного использования и коэффициента ускорения при исчислении амортизации;

5) в разрешении организациям корректировать сроки амортизации;

6) в применении к основным фондам с уровнем износа более 70% нормы амортизации в размере 100% их остаточной стоимости;

7) во введении целевого характера амортизационных отчислений (они должны использоваться на инвестиции в основной капитал);

8) в установлении жесткого контроля за целевым использованием амортизационных отчислений (необходимо образовать фонд амортизационных отчислений);

9) во введении финансовых санкций за нецелевое использование амортизационных отчислений в процентном соотношении от выручки (в затраты при исчислении налога на прибыль должны включаться суммы, не начисленной амортизации, а, фактически направленные на финансирование инвестиций);

10) в запрете вложения средств амортизационного фонда в ценные бумаги и другие финансовые активы;

11) во введении в рамках целевого использования амортизации для осуществления реальных инвестиций практики депонирования ее на специальных счетах в банках на условиях, защищающих средства от инфляции, увязав целевое использование с налоговыми инвестиционными льготами (рис. 2).

Введение целевого характера использования амортизации и финансовых санкций за нецелевое использование означает, что, снижая бюджетные доходы по данному налогу, государство будет иметь гарантию того, что дополнительно полученные налогоплательщиками финансовые ресурсы будут использованы в целях экономического роста за счет усиления инвестиционной деятельности.

Преимущество амортизации перед другими формами экономического стимулирования состоит в следующем: при освобождении ее от налогообложения экономика получает финансовые ресурсы для инвестиций, в несколько раз превышающие «потери» бюджета в виде налога на прибыль.

Следует отметить, что в России практически невозможно преодолеть пассивность предприни-

мателей, предоставляя им дополнительные финансовые ресурсы за счет снижения налоговых ставок или освобождая от уплаты отдельных налогов.

Кроме того, начисляемые объемы амортизации должны быть на порядок больше, чем это необходимо для обновления основных фондов в их первоначальной стоимости. В развитых странах данный фактор начали учитывать со второй половины ХХ в., вследствие чего активное развитие получила ускоренная амортизация основных средств.

В итоге амортизационные отчисления в общих источниках финансирования инвестиций в основной капитал стали играть преобладающую роль, в результате этого обновление основных фондов стало происходить в ускоренном темпе. При этом следует особо подчеркнуть то, что активную политику в данной области проводят не только высокоразвитые страны. Резкий подъем китайской экономики в значительной мере объясняется использованием новой амортизационной политики.

При всем этом нужно обеспечить правильное начисление, денежное обеспечение, сохранение и страхование, резервирование и целевое инвестиционное использование амортизационного фонда. Амортизационные отчисления должны быть реальными, т.е. они должны накапливаться на счетах, а не быть просто налоговыми освобождениями.

Реализация этого предложения позволила бы задействовать механизм инвестиционного мультипликатора (мультипликатор Дж. Кейнса). Для этого в качестве эффективной меры можно использовать закрепление порядка обязательного зачисления амортизационных сумм на специальные депозитные банковские счета без права снятия этих средств собственниками до истечения амортизационного периода основных фондов. При этом важнейшей задачей является обеспечение реальной доходности по этим счетам, что потребует участия в этом проекте государства со своими финансовыми ресурсами [4].

Доходность по банковским депозитам на российском рынке обычно не превышает ставки рефинансирования Банка России, которая традиционно ниже годового темпа инфляции. Ключевой проблемой является экономическая нецелесообразность хранения финансовых ресурсов в течение длительного срока на таких условиях (отрицательная доходность вложений).

Представляется, что при обеспечении государством номинальной доходности таких депозитов

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Коммерческие организации

Амортизационные отчисления

Фонд амортизационных отчислений

Депонирование на спецсчете в банке

Инвестиции в основной капитал

Применение повышенных норм амортизации в организациях, приоритетных для государства с позиции инновационно-промышленной политики, инвестирующих в закупку нового оборудования

Введение обязательной прогрессивной ускоренной амортизации активной части основных фондов, что позволит существенно сократить сроки их обновления

Переоценка в целом по экономике основных средств в целях установления их реальной рыночной стоимости

Разрешение организациям корректировать сроки амортизации

Введение целевого характера амортизационных отчислений (они должны использоваться на инвестиции в основной капитал)

Запрет вложения средств амортизационного фонда в ценные бумаги и другие финансовые активы

Увязка целевого использования амортизации с налоговыми инвестиционными льготами (в затраты коммерческих организаций при исчислении налога на прибыль должны включаться не суммы начисленной амортизации, а суммы, фактически направленные на финансирование инвестиций)

Самостоятельное определение юридическими лицами срока полезного использования и коэффициента ускорения при исчислении амортизации

Введение финансовых санкций за нецелевое использование начисленных сумм амортизационных отчислений в процентном соотношении от выручки

Применение к основным фондам с уровнем износа более 70% нормы амортизации в размере 100% их остаточной стоимости

Установление жесткого контроля за целевым использованием амортизационных отчислений (фонд амортизационных отчислений!

Защита от инфляции

Рис. 2. Концепция амортизационной реформы

на 1,5-2% выше, чем ставка рефинансирования, данный инструмент станет эффективным.

Если исходить из того, что вся начисленная амортизация (2 348 641 млн руб.) будет размещена на банковских депозитных счетах, а кредитная система Российской Федерации (при участии Правительства РФ) обеспечит владельцам депонируемых средств годовую доходность в размере 10%, то годовой размер субсидий составит 28 183,7 млн руб., или менее 1 млрд долл. Эти расходы представляются вполне оправданными, поскольку российская кредитная система получит ресурсы для выдачи долгосрочных ссуд, в которых испытывают хроническую потребность многие российские предприятия.

Участие государства в создании благоприятных условий для формирования и использования общедоступного для всех потенциальных заемщиков ссудного фонда, предназначенного для инвестиций, дает ему (государству) право регулирования ставки процента по долгосрочным кредитам, выдаваемым из сформированного таким образом фонда. При банковской марже в 3% годовой процент по долгосрочным кредитам мог бы составить (в условиях данного времени) 11-12% годовых [4].

Отметим, что в экономике советского периода использовался амортизационный механизм с нормативным начислением амортизации и с контролируемым ее использованием. Причем отраслевые министерства концентрировали у себя большую часть амортизационных ресурсов организаций. В советской экономике норма амортизации имела две составляющие: на капитальный ремонт и на реновацию основных фондов. Вторая часть и была под контролем министерств. Их использование осуществлялось через систему Стройбанка (впоследствии — Промстройбанка), отделения которого осуществляли контроль за инвестиционной деятельностью и осуществляли распоряжение денежными средствами на счете в Госбанке [1]. Таким образом, амортизационные отчисления использовались на инвестиции, а их использование строго контролировалось.

После перехода к рыночной экономике такой контроль был отменен. Компании не используют амортизацию как источник долгосрочного инвестирования по причинам высокой инфляции, рисков управления временно свободными денежными средствами, их резкого дефицита для текущего потребления и невозможности производить какие-либо накопления. Кроме того, амортизационные отчисле-

ния включаются в себестоимость продукции и влияют на величину налога на прибыль и налога на имущество, поэтому организации при формировании амортизационной политики ориентируются прежде всего на требования налогового законодательства.

Следует отметить, что успешное проведение любой экономической реформы зависит от ее финансирования. Здесь уместно вспомнить, что, по данным Федеральной службы государственной статистики, объем инвестиций российских организаций в основные фонды за 2011 г. составил 10 776,8 млрд руб. Финансовые вложения (приобретение ценных бумаг, предоставление займов, вклады в уставный капитал других организаций и др.) в 2011 г. составили 66 634,0 млрд руб. Такой огромный разрыв экономически ничем не оправдан. В частности, суммы финансовых вложений и обязательств в корпоративном секторе США превышают инвестиции в основной капитал примерно в 2 раза. При этом финансовые вложения российских инвесторов из накопленной прибыли превысили в 2010 г. инвестиции в основной капитал почти в 5 раз. Следовательно, российский бизнес, а значит и государство обладают финансовым потенциалом для внедрения предлагаемого мероприятия.

Автор полагает, что организации не рассматривают инвестиции в инновации в качестве приоритета корпоративного развития, отсюда и невнимание к инструментам, способным облегчить инновационную деятельность. В то же время основным источником инвестиций для российских компаний остаются собственные средства, 20% из которых финансируются за счет амортизации. Именно поэтому в российской экономике уже появился узкий, но растущий сегмент компаний, для которых инновационная активность, наукоемкие технологии становятся конкурентным преимуществом (для них придание амортизационной политике стимулирующего характера может стать важным инструментом развития). Таким образом, амортизационная политика должна стать одним из главных инструментов стимулирования экономического роста.

Следует отметить, что важнейшим фактором, тормозящим развитие материально-технической базы отечественных организаций, является отсутствие в России института, разрабатывающего амортизационную политику и осуществляющего контроль за ее реализацией, аналогичного, например, Службе внутренних доходов США (Internal Revenue Service). Данная структура не только

собирает налоги, но и занимается практической реализацией амортизационной политики федерального правительства. Интересы российской власти к бизнесу выглядят исключительно фискальными, что находит отражение в проводимой амортизационной политике — в институциональном, законодательном и нормативном обеспечении процесса начисления амортизации. Одним из методов этой политики является не имеющее аналогов в мировой практике начисление амортизации «в целях налогообложения» и «в целях бухгалтерского учета» [4].

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют, что на сегодняшний день государственная амортизационная политика в России не стимулирует обновления активов. Это связано с тем, что сама амортизация, а также уменьшаемая с ее помощью прибыль оказываются оторванными от активов баланса, что делает невозможным проследить, действительно ли высвобождаемые таким образом средства были направлены на приобретение новых активов или нет. Кроме того, ее наличие подтверждается существованием двух документов, определяющих размер начисляемой амортизации, контроль за целевым использованием которой не входит ни в чью компетенцию (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» и Налоговый кодекс Российской Федерации).

Для разработки новой амортизационной политики принцип амортизации как перенесения

одной стоимости на другую, при котором амортизационная политика становится инструментом манипулирования прибылью, необходимо коренным образом менять. Инструментами амортизационной политики являются произвольные (в зависимости от поставленных задач) сроки полезного использования активов, нормы амортизации, переоценки стоимости актива.

Для изыскания организациями дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения технологической безопасности и эффективной реализации инновационно-промышленной политики, следует разработать и реализовать принципиально новую амортизационную политику. Автор считает, что важнейшей задачей в области ее совершенствования является создание специального института, организационно и концептуально «встроенного» в систему государственных доходов (рис. 3).

Функцией этой структуры должна быть разработка концепции и механизма начисления амортизации и таблиц норм амортизации для основных фондов, имеющих различные амортизационные периоды, с учетом месяца, квартала либо полугодия, в котором они были введены в эксплуатацию. Этот институт также должен обеспечивать контроль за движением средств амортизационного фонда каждого хозяйствующего субъекта.

Реализация предложенного потребует изменения действующего Классификатора основных фондов, а точнее, изменения принципиального под-

Рис. 3. Механизм реализации амортизационной политики

Результаты внедрения предлагаемой концепции амортизационной политики в деятельность организации

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Изменение (2013 к 2009)

Действующая амортизационная политика

Первоначальная стоимость основных средств, тыс. руб. 92 345 99 876 105 128 130 046 135 230 +42 885

Сумма начисленной амортизации, тыс. руб. 64 642 69 913 86 721 117 041 121 707 +57 065

Коэффициент изношенности 0,7 0,7 0,8 0,9 0,9 +0,2

Предлагаемая амортизационная политика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Первоначальная стоимость основных средств, тыс. руб. 92 345 109 572 117 814 110 808 116 762 +24 417

Сумма начисленной амортизации, тыс. руб. 64 642 54 946 46 704 39 698 33 744 -30 898

Коэффициент изношенности 0,7 0,5 0,4 0,4 0,3 -0,4

Средства, направленные на обновление основных средств (15% от амортизации), тыс. руб. 9 696 8 242 7 006 5 954 5 062 -4 634

Дополнительный доход от хранения средств амортизационного фонда на специальных счетах (10% годовых), тыс. руб. 6 464 5 495 4 670 3 970 3 374 -3 090

хода к их классификации. Опираясь на результаты исследования, автор пришел к выводу, что наиболее справедливой является американская практика. В ней используется принцип группировки не по видам основных фондов, а по отраслям.

Это позволяет обеспечивать единый амортизационный срок всего производственного комплекса, учитывать темпы технологического прогресса в каждой отрасли, определять на их основе оптимальные сроки службы и нормы амортизации. Кроме того, сокращение перечня амортизируемых объектов позволит обеспечивать реальный контроль за движением основных фондов.

Результаты внедрения данной меры в деятельность организации (см. таблицу) свидетельствуют о том, что, имея в наличии средства амортизационного фонда, организация может обновить свои производственные мощности на 40%.

Преимущество амортизации перед другими формами экономического стимулирования заключается в том, что при освобождении ее от налогообложения организации получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения технологической безопасности и эффективной реализации инновационно-промышленной политики, значительно превышающие потери бюджета в виде налога на прибыль. Гарантированное формирование амортизационного фонда, отвечающего требованиям современной экономики, для государства и бизнеса будет позитивным явлением. Организации сформируют амортизационный фонд, чье единс-

твенное назначение — финансирование реальных инвестиций. Дополнительные финансовые ресурсы в виде амортизационных отчислений будут формироваться в компаниях даже при отсутствии чистой прибыли. Банковская система получит долгосрочные ресурсы, что позволит выдавать кредиты на инвестиционные цели. Бюджетная система в ближайшей перспективе вполне сможет рассчитывать на рост поступлений: реальные инвестиции увеличат налоговую базу по всем действующим налогам. Предполагается и социальный эффект, реальные инвестиции формируют новые рабочие места, что в настоящее время чрезвычайно важно для любого государства.

Список литературы

1. Пансков В.Г. Совершенствование амортизационной политики в контексте модернизации российской экономики // Финансы. 2010. № 11. С. 27-31.

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ.

3. Сухарев И.Р. Практическое применение требований МСФО в российских условиях: учет основных средств // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 4. С. 2-9.

4. Татынов С.И. Повышение роли амортизации в обновлении основного капитала предприятий // Финансы. 2011. № 6. С. 27-31

Financial sphere

MECHANISM OF STATE DEPRECIATION POLICY IMPROVEMENT IN CONTEXT OF THE RUSSIAN ECONOMY MODERNIZATION

Marina A. BABENKO

Abstract

The article considers the reasons of insufficient efficiency of the Russian depreciation policy. The author offers the concept of new depreciation reform for improvement of depreciation policy at federal level. The paper presents the package of measures on increase of efficiency of depreciation policy including introduction of state control over targeted use of resources of depreciation fund, inhibit of investments in financial assets, creation of special institute forming depreciation policy and exercising control of its realization. The author presents the results of introduction of offered depreciation policy in subjects of managing.

Keywords: depreciation charges, own source of financial resources, depreciation policy, modernization of Russian economy

References

1. Panskov V.G. Sovershenstvovanie amortizat-sionnoi politiki v kontekste modernizatsii rossiiskoi ekonomiki [Improvement of depreciation policy in

context of modernization of the Russian economy]. Finansy — Finance, 2010, no. 11, pp. 27-31.

2. RF Federal Law "On Investment activity in the Russian Federation in form of capital investments" of February 25, 1999, № 39-FZ. (In Russ.)

3. Sukharev I.R. Prakticheskoe primenenie trebova-nii MSFO v rossiiskikh usloviiakh: uchet osnovnykh sredstv [Practical application of IFRS requirements in the Russian conditions: fixed assets accounting]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet—International accounting, 2010, no. 4, pp. 2-9.

4. Tatynov S.I. Povyshenie roli amortizatsii v obnovlenii osnovnogo kapitala predpriiatii [Increase of a role of depreciation in fixed capital renovation]. Finansy — Finance, 2011, no. 6, pp. 27-31.

Marina A. BABENKO

North Caucasian Federal University, Stavropol, Russian Federation babenkomarina87@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.