Научная статья на тему 'Проблемы оптимизации режима деформации на слябинге'

Проблемы оптимизации режима деформации на слябинге Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Карнаушенко Н. А., Васекин А. В.

В работе рассматриваются проблемы выбора оптимального режима деформации слитков и слябов в условиях слябинга. Предложен метод решения, заключающийся в нахождении целевой функции F = ф[Т(ЛИ), т(ЛИ), N(Ah)J при заданных критериях оптимизации (повышение температуры конца прокатки, снижение расхода металла и т.д.) и определении граничных условий и ограничений для частных обжатий в горизонтальной и вертикальной клетях..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оптимизации режима деформации на слябинге»

В1СНИК ПРИАЗОВСЬКОГО ДЕРЖАВНОГО ТЕХН1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ 2000 р. Вип.№10

УДК 621.771.22

Карнаушенко H.A.,1 Васекин A.B.2

ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ РЕЖИМА ДЕФОРМАЦИИ НА СЛЯБИНГЕ

В работе рассматриваются проблемы выбора оптимального режима деформации слитков и слябов в условиях слябинга. Предложен метод решения, заключающийся в нахождении целевой функции F = ф[Т(ЛИ), т(ЛИ), N(Ah)J при заданных критериях оптимизации (повышение температуры конца прокатки, снижение расхода металла и т.д.) и определении граничных условий и ограничений для частных обжатий в горизонтальной и вертикальной клетях..

Технология процесса получения пригодного к дальнейшему переделу сляба из слитка или литой заготовки - довольно сложный с математической точки зрения процесс. Это объясняется следующим:

меняющиеся в зависимости от конкретного заказа цели технологического процесса прокатки;

большое число требуемых исходных данных;

сложные, часто взаимно-зависимые уравнения различных параметров процесса.

Учитьюая вышеперечисленные факторы, можно заранее сказать, что общая математическая модель оптимизации технологического процесса прокатки на слябинге будет являться многокритериальной моделью нелинейного типа с вариабельными исходными данными и граничными условиями.

Общую структурную схему процесса оптимизации прокатки на "слябинге можно представить в следующем виде:

ццяцшиц

пре^еление^^ей 0ити»ш»а1р1и .....J4-

iimHiUiiipwiii

npoi

шт

тмт

металла

I

■пмяяпммм!

н

5

nmr

Рис. 1 - Общая схема процесса оптимизации

Под целями оптимизации понимаются задачи, решения которых требуется достичь. В нашем случае такими задачами являются, например, снижение расхода металла при прокатке с концевой обрезью, повышение температуры конца прокатки, уменьшение времени прокатки. В общем виде математическую модель оптимизации можно записать так:

! ПГТУ, канд. техн. наук, почетный профессор.

2 ПГТУ, ассистент.

П р

1=1

норм

шах,

или для трех приведенных критериев оптимизации:

Т

Т7 = а,

N

у^норм

а

N

N

норм

-а.

.норм

О)

здесь ат, а^ и ат -весовые коэффициенты соответствующие целевым функциям Двремя

прокатки), ^(снижение концевой обрези) и Г (время прокатки);

7«орм дрюрм и гнорм .нормирующие значения соответствующих целевых функций, причем при максимизации функции ее нормирующее значение равно максимуму' функции, а при минимизации - ее минимуму.

Определение весовых коэффициентов ат, <хы и ат предпочтительнее проводить методом экспертных оценок, однако можно использовать и другие известные методы (например, парных сравнений). Падение температуры при прокатке определяется по формуле

1000 - 273, °С,

1000

'/ы+273*

+ 0.055

100

где Тм и Тп - машинное время прокатки и время пауз между проходами.

Общее время прокатай прокатки, как известно, является суммой машинного времени проходов и времени пауз между ними. Величины времени пауз берутся по практическим данным. Машинное время пропусков в универсальной клети также легко рассчитывается. Известную трудность представляет собой определение концевой обрези. Один из главных параметров, влияющий на величину обрези - накат (рис.2).

Рис.2 - Деформация торца раската: а - тонкой полосы; б - толстой полосы; в - образование донного заката после прокатки толстой полосы.

Авторами проведены соответствующие исследования, в результате которых получены численные зависимости величины наката на переднем и заднем торцах раскатов в зависимости от условий деформации [ 1 ].

Общий вид зависимостей:

Ъ (2)

Л +

(ф + с)2

где а, Ь, сис(-эмпирические коэффициенты,

Ля - относительная величина наката, Лн — —.

А/ Я

Все целевые функции легко выразить через величину абсолютного обжатия Ограничениями величин обжатий сверху будут являться минимальные из максимально допустимых обжатий [¿^й]^ рассчитанных по трем условиям (условие прочности валков, условие захвата и условие максимально допустимого момента).

Дополнительным условием является кратность величин обжатий 5. Такое условие способствует эффективной работе операторов стана и, таким образом косвенно влияет на снижение общего времени прокатки. В общем виде, используя (1), модель запишется следующим образом:

F = а.

— CCN'

N

норм

а,

г(ДА)

rpHrjpM

ЦДА) max; N(Ah) —> min; т(Дh) min;

О < ДА < min([AAL, [ДА]^, [ДА]Р ).

„норм

max;

(3)

На основе описанной модели составлена программа расчета оптимальных режимов деформации в среде Visual Basic. Впрочем, модель легко реализуется и в различных табличных процессорах. Полученные с помощью расчета режимы деформации успешно опробованы в условиях слябинга 1150 ОАО ММК им. Ильича и внедрены в производство.

Выводы

технологический режим прокатки слябинга целесообразно представить в виде сложной системы с несколькими целевыми функциями;

оптимизация режима деформации сводится к нахождению величин частных обжатий в вертикальной и горизонтальной клетях в зависимости от критериев оптимизации; в качестве одного из критериев применима полученная авторами зависимость величины торцевого наката от параметров деформации; предложенная модель расчета легко реализуется на ЭВМ; модель успешно прошла апробацию в промышленных условиях.

Перечень ссылок

1. Карнаушенко H.A.., Васекин A.B. Деформация торцов при прокатке толстых полос//Удосконалення процеав та обладнання обробки тиском у машинобудуванш та металлурги. -Краматорськ, 1999. -С. 209-213.

Карнаушенко Нил Андреевич. Канд. техн. наук, почетный профессор кафедры обработки металлов давлением, кандидат технических наук. Окончил Мариупольский металлургический институт в 1953 году. Основные направления научных исследований - совершенствование процессов прокатки на обжимных и листопрокатных станах, снижение энерго- и металлозатрат, повышение качества проката.

Васекин Андрей Валериевич. Ассистент кафедры обработки металлов давлением. Окончил Приазовский государственный технический университет в 1994 году. Основные направления научных исследований - совершенствование процессов прокатки на обжимных и листопрокатных станах, снижение энерго- и металлозатрат, повышение качества проката.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.