Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «САМОЗАНЯТОГО ГРАЖДАНИНА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «САМОЗАНЯТОГО ГРАЖДАНИНА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самозанятый / налоговый режим / налог на профессиональный доход / профессиональный доход / специальный режим / факторный анализ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.Х. Бойко

В статье представлен теоретический анализ, а также результаты, и определения самозанятых граждан. Автором определены основные проблемы в определении «самозанятого гражданина» в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «САМОЗАНЯТОГО ГРАЖДАНИНА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Л.Х. Бойко

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «САМОЗАНЯТОГО ГРАЖДАНИНА»

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье представлен теоретический анализ, а также результаты, и определения самозанятых граждан. Автором определены основные проблемы в определении «самозанятого гражданина» в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: самозанятый, налоговый режим, налог на профессиональный доход, профессиональный доход, специальный режим, факторный анализ.

Сущность самозанятости в том, что человек самостоятельно при помощи своих сил и исходя из своих потребностей организует свою работу в предпочитаемой сфере. Далее он получает вознаграждение за результаты своего труда или за оказанные услуги, выполненные работы. Деятельность самозанятых связана с основным направлением - сфера потребительских товаров, услуг, работ (например, услуги по преподаванию, по готовке выпечки, по массажу, перевозке пассажиров и др.).

Особенность самозанятости состоит в том, что работодатель и работник здесь совмещаются в одном лице. Данный налоговый режим по задумке авторов должен поспособствовать выходу из теневого сектора экономики большого числа людей, упростив им регистрацию и создав благоприятные условия для ведения бизнеса, т.е. такие граждане могут рассчитывать на определенные преференции, информационную поддержку, возможность учитывать такой доход в кредитных организациях, официально заключать договоры и иметь доступ к защите своих прав, как предпринимателя, на законном основании, а также, официально закрепив за собой такой статус, появится возможность получать пенсию по старости, правда для этого самозанятый гражданин должен делать соответствующие отчисления в пенсионный фонд, т.к. таких отчислений в рамках установленной налоговой ставки не предполагается. Конечно, те граждане, которых коснулись данные нововведения, в большинстве своем испытывают опасения, считая что данный налоговый режим направлен против их деятельности, основные причины, которые они высказывают: отсутствие доверия к государству и убежденность в том, что государство просто хочет с таких предпринимателей собирать денежные средства для собственных нужд, нежелание показываться в налоговых органах, опасаясь того, что потом, при случае, вновь не получится уйти в «тень» и просто обычное нежелание нести дополнительные издержки.

В юридической научной литературе предлагается множество определений понятий «самозанятые граждане» и «самозанятость». Так, например, А.В. Бурлак указывает, что «самозанятые граждане» сочетают в себе характеристики собственника капитала, работодателя и управленца. Основное их отличие от других социальных групп - наличие функций управления капиталом и личного труда позволяет определять их как пограничный слой в классе мелких собственников [3]. Бабайцева Е. А. указывает, что самозанятость «представляет собой самостоятельное осуществление гражданами принадлежащих им гражданских прав, направленное на получение дохода от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг в установленных законом случаях» [2].

По мнению Чехова А.В., самозанятое лицо - это гражданин, который применяет свои навыки и умения для поддержания собственно уровня доходов на достаточном ему уровне без цели ведения предпринимательской деятельности, а основным его отличием от других организационно-правовых форм является отсутствие наемного труда [7]. Костюк И.В. полагает, что самозанятость представляет собой самостоятельную экономическую, приносящую доход деятельность, направленную на обеспечение удовлетворения жизненных потребностей граждан [5]. Тем не менее, в действующем законодательстве, в том числе и в базовом Законе РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», понятия «самозанятость» и «самозанятые граждане» не закреплены. Нет указанных определений и в Федеральном законе о самозанятых от 27 ноября 2018 г. №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [1].

В нем установлен лишь перечень тех, кто вправе применять данный налоговый режим. То есть, федеральное законодательство, не определяя правовой статус самозанятого гражданина, создает определенное правовое поле, причем исключительно нормами налогового законодательства, закрепив в п. 1 ст. 4 положение, в соответствии с которым налогоплательщиками налога на профессиональный доход признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном данным Законом.

Характерно, что законодатель не только не сформулировал определение понятия самозанятого

© Л.Х. Бойко, 2022.

лица, но и избежал даже упоминания данного термина [4]. При этом представляется нелогичным определять правосубъектность самозанятых лиц инструментарием налогового права. Так, если бы в нашей стране был принят предпринимательский кодекс, то не стоял бы вопрос об отрасли законодательства, определяющей правосубъектность самозанятого лица, оно было бы субъектом предпринимательского законодательства. Пункт 1 статьи 23 ГК РФ указывает, что гражданин может легально вести предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя без государственной регистрации, но, только в отношении отдельных видов деятельности, предусмотренных законом. В то же время очевидно, что подобный перечень не должен формироваться в Налоговом кодексе РФ, у которого преобладают фискальные интересы. Однако все же на данный момент в России налоговые органы уверенно регулируют отношения в той сфере предпринимательской деятельности, которая осуществляется самозанятыми гражданами.

Министерство юстиций, Министерство экономического развития, Министерство финансов и Министерство труда и социальной защиты РФ в 2017 году подготовили проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 2 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации», который предусматривал установление признаков, благодаря которым можно разграничить самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и наемных работников. Считалось, что определение правового статуса самозанятых граждан необходимо для защиты их прав и регламентирования упрощенного порядка деятельности и предоставления льгот этой категории граждан.

В 2018 году был принят отдельный законодательный акт - Федеральный закон от 27.11.2018 г. №422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» [1]. Самозанятость в нем определяется как способ трудовой деятельности физического лица, получающего профессиональный доход напрямую от заказчика, без найма работников. Самозанятые самостоятельно работают, организуют свой рабочий день и отвечают перед клиентом за результат. Они не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, часто работают на своей территории, не используя арендованные помещения.

Таким образом, не возникает сомнения в необходимости четкого законодательного закрепления понятия «самозанятый гражданин». Поскольку на данный момент действующее законодательство не содержит такого определения, решение проблемы видится во внесении в него изменения, например, путем введения отдельной нормы в гл. 3 ГК РФ «Граждане (физические лица)» или Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Наиболее верным представляется установить определение понятия «самозанятый», предложенное Министерством юстиций, как физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не имеющее наемных работников [6].

Данное изменение необходимо, прежде всего, для того, чтобы понять, кем являются самозанятые лица, определить их правовой статус и то, какими нормами права должна регулироваться их деятельность, и, наконец, для того, с какой целью на данный момент принимается законодательство о самозанятости -«вывести из тени» самозанятых граждан, дать им возможность легально вести свою деятельность и получать доход без рисков быть оштрафованным за незаконное предпринимательство.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 27.11.2018 №422 (ред. от 01.04.2020) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»»

2. Бабайцева Е.А. Соотношение профессиональной деятельности и самозанятости граждан: цивилистический аспект // Современное право. - 2017. - № 4. - С. 51-56.

3. Бурлак А.В. К вопросу о понятии «самозанятые граждане» // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2016. - №4 (49). - С. 173 - 177.

4. Клеандаров М.И. К вопросу о правовом статусе самозанятого лица в Российской Федерации // Экономика. Право. Общество. - 2019. - № 2 (18). - С. 8

5. Костюк И.В. Занятость и самозанятость как форма доходной деятельности граждан // Российский журнал правовых исследований. - 2017. - № 2 (11). - С. 204.

6. Налог из приложения // Российская газета. - 2021. - 28 февраля.

7. Чехов А.В. Проблемы определения правового статуса самозанятых лиц для их дальнейшего налогообложения // Научный альманах. - 2017. - № 4-1 (30). - С. 357.

БОЙКО ЛОЛА ХОЛМУМИНОВНА - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.