Shafigullin V.A.
Summary
In biopolicy biological knowledge helps with development of new system of political ideas and values.
УДК 373.5 (47)
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Шевко Н.Р. - к.э.н., ст. преподаватель ФГКБОУ ВПО «Казанский юридический институт МВД России»
Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационная компетентность.
Key words: competence, competense, informative competence.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Динамизм социальноэкономических преобразований в нашем обществе определяет в настоящее время необходимость разработки новых технологий, ориентированных на развитие у человека активности, творческой индивидуальности, профессионально-личностного потенциала. От того, насколько умело и своевременно специалист умеет и применяет свои знания и навыки, зависит его компетентность.
До сих пор не существует единства в понимании сущности терминов «компетенция» и «компетентность». Н.И. Алмазова определяет компетенции как знания и умения в определенной сфере человеческой деятельности, а компетентность - это качественное использование компетенций [1]. Другое определение компетентности дал Н.Н. Нечаев: «Доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных способов и средств достижения намеченных целей» [4]. Н.Ф.Талызина, Н.Т. Печенюк, Л.Б. Хихловский, В.Д. Шадриков, Р.К. Шакуров, В.М. Шепель и др. отмечают, что понятия «знания», «умения», «навыки» неточно характеризуют понятие «компетентность», так как, по их мнению, «компетентность» предполагает владение знаниями, умениями, навыками и жизненным опытом [5].
Компетенция (от лат. еошрйеге — соответствовать, подходить) — это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным,
профессиональным и т. п. качествам.
Л.Н. Боголюбов В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков подчеркивают именно практическую направленность компетенций:
«Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» [3]. Компетенция - это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации и бизнес-целями организации» [5]. О.В. Чуракова и И.С. Фишман под компетенцией понимают соорганизацию знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию ситуации [6].
По нашему мнению, компетенция включает совокупность
взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Под компетентностью понимается владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Различия в понятиях компетенция и компетентность состоит в том, что последняя из этих дефиниций носит субъективированный характер. То есть компетентный специалист - это субъект, владеющий определенными компетенциями (знаниями, умениями, опытом применения знаний), позволяющими ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность в определенной области.
Одной из ключевых компетенций является информационная. Понятие информационной компетентности на сегодняшний день также не является общепринятым и однозначно определенным. Авторы делают разные акценты в расшифровке этого понятия. К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации, наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационная компетентность.
Компонентами информационной компетенции любого специалиста являются знание особенностей (закономерностей) документальных потоков в своей области деятельности, возможностей различных систем поиска информации; умение работать с различными источниками и владение основными способами переработки информации и многое
другое, поскольку каждый специалист практически не только потребитель информации, но и активный участник информационного процесса в целом.
Формирование информационной компетенции должно осуществляться, в первую очередь, в результате информационнокомпьютерной подготовки специалиста. Результат формирования информационной компетенции связан с целесообразным выбором и использованием информационных технологий и компьютерных средств, необходимых современному, конкурентоспособному специалисту, и формированием способностей их применения при решении профессиональных задач.
Информационные технологии в работе современных специалистов сегодня приобретают особое значение. Диапазон современных требований к уровню компьютерной грамотности специалистов достаточно широк. Развитие информационных технологий требует умения работать как конечный пользователь на персональном компьютере в условиях информационной системы, электронной почты, в телекоммуникационных сетях. В зависимости от специальности, требуются базовые знания, позволяющие овладеть навыками использования простейшего программного обеспечения «электронного офиса», или профессиональные, формирующие умения работать в среде существующих информационных систем, в том числе справочно-правовых систем.
Информационная компетенция специалиста - понятие более широкое, чем компьютерная и информационная грамотность, так как точнее отражает взаимодействие отдельного индивида с окружающими информационными средами и информационным пространством, и оно включает не только способность найти информацию (то есть осведомленность о том, где и в каком виде она хранится), но нужно иметь четкое представление о том, какая именно информация имеется, как она классифицирована и обработана, как ею можно пользоваться и какой вклад она может внести в конкретную ситуацию. Человеку недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания, т.е. человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Когда говорят об информационной компетенции пользователя, то имеют в виду человека, решающего конкретную задачу с помощью компьютерных информационных технологий. В наиболее обобщенном виде информационная компетентность пользователя включает в себя сразу несколько моментов. К таковым относятся:
• понимание закономерностей информационных процессов;
• умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;
• умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, обрабатывать и т. д.;
• знание основ компьютерной грамотности;
• понимание компьютерных информационных технологии как совокупности средств решения проблем человека, понимание их возможностей и недостатков;
• применение полученной информации в практической деятельности.
При всем разнообразии ключевых характеристик информационной
компетенции наиболее адекватными задачами можно считать способность человека в соответствии с поставленными целями искать, выбирать, организовывать, представлять, передавать информацию, проектировать объекты и процессы. Это связано с активной, самостоятельной обработкой информации, умением делать выбор и принимать самостоятельные решения. Однако современное общество все настоятельнее обращается к задаче практической, к поиску путей и способов формирования информационной компетенции как ключевого качества, являющегося наряду с множеством качеств, залогом успеха человека.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Алмазова Н.И. Когнитивные аспекты
формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2003. 2. Алюшина Ю.Е. Наше видение модели специалиста / Ю.Е. Алюшина, Н.А. Дмитриевская, Л.А. Ефимова // Научное обеспечение открытого образования: Научно-методический и информационный сборник. - М.: Моск.гос.ун-т экономики, статистики и информатики, 2000.
3. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М: Изд-во Московского психологического социального института. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭН», 2002. 4. Нечаев Н.Н., Резницкая Г. И. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста // Вестник КРАО. -2002. 5. Талызина Н. Ф., Печенюк Н.Т., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. - Саратов, изд. Саратовского университета, 1987. 6. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе / О.В. Чуракова, И.С. Фишман. - Самара: Изд-во Профи, 2002.
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Шевко Н.Р.
Резюме
Одной из приоритетных задач на современном этапе является подготовка специалиста, обладающего информационной
компетентностью. Однако понятия «компетенции» и «информационной компетентности» до сих пор не являются однозначно определенными. В данной статье автор рассматривает трансформацию этих понятий, а также выделяет их отличительные особенности.
INFORMATION COMPETENCE DEFINITION PROBLEM AT THE PRESENT STAGE
Shevko N.R.
Summary
One of the modern priority task is specialist training who possesses information competence. However the definition “a competence” and “information competence” is not defined yet. The present paper studies the transformation of the notions and also defines their peculiarities.
УДК 943.21.075.5
РОЛЬ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Якупова Г.Х. - к.фил.н., ст. преподаватель ФГБОУ ВПО КГАВМ
Ключевые слова: татарский язык, национальность, студенты, учебная работа, образование.
Key words: tatar language, nationality, students, study, education.
Татарский язык является одним из государственных языков Республики Татарстан, что вызывает необходимость его знания всем населением, проживающим на ее территории (1).
В последние годы в системе профессионального образования интерес к изучению татарского языка значительно вырос. Знание татарского языка в условиях двуязычия Республики Татарстан, способствует самореализации личности, облегчает работу с населением. В