Научная статья на тему 'Анализ понятия «Информационная компетентность современного сотрудника правоохранительных органов»'

Анализ понятия «Информационная компетентность современного сотрудника правоохранительных органов» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турутина Е. Э.

В современных условиях формирование информационной компетентности будущих юристов является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки. Понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. В данной статье делаются разные акценты в расшифровке этого понятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия «Информационная компетентность современного сотрудника правоохранительных органов»»

Турутина Е.Э.,

кандидат педагогических наук (КЮИ МВД России)

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»

В современных условиях формирование информационной компетентности будущих юристов является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки. Понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. В данной статье делаются разные акценты в расшифровке этого понятия.

Сложная интеллектуальная трудовая деятельность специалистов юридического профиля, в том числе сотрудников правоохранительных органов, отличается целым рядом специфических особенностей, что обусловливает определенные трудности при формировании современного специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность с оптимальной эффективностью.

В основе большинства характеристик профессионально значимых качеств специалиста, представленных зарубежными учеными, лежит понятие «ключевые компетенции», введенное в научный обиход в начале 90-х гг. прошлого столетия. Международной организацией труда. Это понятие трактуется как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Вместе с тем подчеркивается, что ключевые компетенции обеспечивают универсальность и уже поэтому не могут быть узкоспециализированными.

Понятие «компетенция» происходит от латинского «сошреіо», то есть «добиваюсь», «соответствую», «достигаю», «подхожу». Значения «добиваюсь» и «достигаю» означают действия, в то время как «соответствую» и «подхожу» отражают суть состояния.

Л.Н. Боголюбов, В.С. Леднев подчеркивают именно практическую направлен-

ность компетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» [1]. Компетенция - это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации». О.В. Чуракова под компетенцией понимает со-организацию знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию ситуации [2].

Таким образом, компетенции - это обобщенные способы действий, обусловливающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Показателем профессионального мастерства современного специалиста служит его компетентность в той области практики, где он работает, то есть профессиональная компетентность.

Компетентность как специфическая характеристика конкретной профессиональной деятельности субъекта рассматривалась и в работах отечественных ученых. В них компетентность определяется как:

• «сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные функции» [3];

• «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных

способов и средств для выполнения намеченных целей»;

• «способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного результата...компетентность - не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате работы человека над собой, его образования и самобытности» [4];

• уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях .

Таким образом, профессиональная компетентность - это система интеллектуального, психологического, морального и деятельного состояния специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в конкретной сфере профессиональной деятельности.

В науке до сих пор нет однозначного понимания термина «компетентность», «компетенции», хотя компетентностный подход широко распространен в системе образования. Словари и справочники предлагают разделять общую компетенцию (от англ. competence) и отдельные компетенции. Компетенция — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Так же под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. д. качествам сотрудников. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.

Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность -

объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.

Однако среди обширного комплекса компетенций, которыми должен обладать будущий юрист, особое место занимает информационная компетенция, объединяющая в себе целый ряд специальных умений и навыков, способствующих повышению эффективности процесса обучения, посредством «умелого» применения новых информационных технологий. Информационная компетенция - составляющая общепрофессиональной и специальной профессиональной компетентности современного специалиста с юридическим образованием.

Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.

Понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. В науке делаются различные акценты в расшифровке этого понятия. К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации, наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационная компетентность.

Информационно компетентным считается тот человек, который не только в совершенстве владеет информационно-коммуникационными технологиями, но в со-

стоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать, способный к постоянному саморазвитию в течение всей профессиональной жизни.

При всем разнообразии ключевых характеристик информационной компетенции наиболее адекватными задачами образовательного процесса можно считать способность специалиста в соответствии с поставленными целями искать, выбирать, организовывать, представлять, передавать информацию, проектировать объекты и процессы. Это связано с активной, самостоятельной обработкой информации, умением делать выбор и принимать самостоятельные решения.

Понятия «информационная компетенция» и «информационная компетентность»

- достаточно широкие и определяемые на современном этапе развития педагогики неоднозначно [5].

Так, в исследованиях учёных понятие «информационная компетентность »

трактуется как:

• сложное индивидуально-психологи-чес-кое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств;

• новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [6].

Успешность решения реальной профессиональной задачи определяется информационной компетентностью специалиста, которая обозначается как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.

Компонентами информационной компетенции любого специалиста являются знание особенностей (закономерностей) документальных потоков в своей области деятельности, возможностей различных сис-

тем поиска информации; умение работать с различными источниками и владение основными способами переработки информации и многое другое, поскольку каждый специалист практически не только потребитель информации, но и активный участник информационного процесса в целом.

Информационные технологии в работе специалистов юридического профиля сегодня приобретают особое значение. Диапазон современных требований к уровню компьютерной грамотности специалистов этого профиля достаточно широк. Развитие информационных технологий требует от юриста умения работать как конечный пользователь на персональном компьютере в условиях информационной системы, электронной почты, в телекоммуникационных сетях. В зависимости от специальности требуются базовые знания, позволяющие овладеть навыками использования простейшего программного обеспечения «электронного офиса», или профессиональные, формирующие умения работать в среде существующих информационных систем, в том числе справочно-правовых систем. Данный вид профессиональной компетентности особенно актуален, так как в условиях быстрого обновления правовой информации им необходимо не столько запоминать и накапливать правовую информацию, сколько, владея комплексом информационных технологий, осуществлять её грамотный поиск и строить на этой основе необходимую аналитическую базу.

Являясь составляющей профессиональной компетентности юриста, информационная компетенция включает в себя три составляющие - когнитивную (знание и понимание), деятельностную (практическое и оперативное применение знаний) и ценностную как совокупность психологических характеристик личности (профессионально значимые качества специалиста и его ценности), способствующих успешной реализации первых двух компонентов. Именно они и определяют содержание информационной компетенции.

Проблеме формирования умений специалиста использовать информационнокомпьютерные технологии в своей дея-

тельности посвящено исследование А.Г.Толоконникова, где он выделяет информационную компетентность в виде трех основных блоков: базовые компьютерные знания и умения, профессиональные компьютерные знания и умения, системные знания и умения в области информационно-компьютерных технологий.

Базовые компьютерные знания и умения

- единый для всех категорий пользователей комплекс знаний и умений в области базовых технических и программных средств вычислительной техники, образующих своеобразный «компьютерный минимум», необходимый для начала работы на компьютере и дальнейшего успешного освоения и практического использования любого прикладного программного обеспечения.

Профессиональные компьютерные знания и умения - специфический для каждой профессиональной категории пользователей комплекс знаний и умений, соответствующий уровню и содержанию компьютеризации конкретной профессиональной среды. Этот блок может быть представлен двумя группами знаний и умений, различающимися по степени их профессиональной детерминированности: в области универсального прикладного программного и в области специализированного прикладного программного обеспечения.

С общих дидактических позиций можно выделить следующие этапы формирования информационной компетентности специалистов в системе профессионального образования: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетенция [7].

Компьютерная грамотность - овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере, понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Конечной целью обучения компьютерной грамотности является подготовка компетентных конечных пользователей компьютерной техники, способных самостоятельно применять

программное обеспечение обработки текстовой, табличной, графической информации, работать в компьютерных

сетях, владеть навыками работы с гипертекстами и мультимедиа.

Компьютерная грамотность предполагает:

• знания назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;

• знания основных видов программного обеспечения и типов пользовательского интерфейса;

• общие знания потенциала, возможностей, границ использования вычислительной техники и технологии для решения различных профессиональных задач;

• умения и навыки общения с компьютерами: умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.

Информационная грамотность - это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.

Информационная компетенция специалиста - понятие более широкое, чем компьютерная и информационная грамотность, так как точнее отражает взаимодействие отдельного индивида с окружающими информационными средами и информационным пространством, и оно включает не только способность найти информацию (то есть осведомленность о том, где и в каком виде она хранится), но нужно иметь четкое представление о том, какая именно информация имеется, как она классифицирована и обработана, как ею можно пользоваться и какой вклад она может внести в конкретную ситуацию. Человеку недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания, т.е. человек должен

иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Когда говорят об информационной компетенции пользователя, то имеют в виду человека, решающего конкретную задачу с помощью компьютерных информационных технологий. В наиболее обобщенном виде информационная компетентность пользователя включает в себя:

• понимание закономерностей

информационных процессов;

• умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;

• умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, обрабатывать и т. д.;

• знание основ компьютерной грамотности;

• понимание компьютерных

информационных технологии как совокупности средств решения проблем человека (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков;

• применение полученной информации в практической деятельности.

Информационная компетенция

включает в себя освоение четырех типов опыта:

• опыта познавательной

деятельности в области

информатики и информационных технологий, фиксированного в форме ее результатов - знаний;

• опыта осуществления известных

способов информационной

деятельности в своей будущей предметной области и смежных областях (опыта решения модельных типовых задач использования информационных технологий в указанных сферах) - в форме умения действовать по образцу,

• опыта творческой деятельности в сфере профессиональноориентированных технологий - в

форме умения принимать эффективные решения в

проблемных ситуациях;

• опыта осуществления

эмоционально-ценностных отношений, связанных с использованием информационных технологий в различных сферах, - в форме личностных ориентаций.

Информационная компетенция

может проявиться в трех основных сферах:

• в повседневной жизни (как

результат информационного

поведения и взаимодействия, принятия решений в жизненных ситуациях и т.д.);

• в образовательном процессе (как результат деятельности в типовых и модельных ситуациях, а также в связи с информатизацией образования);

• в реальной профессиональной деятельности [8].

Формирование информационной компетенции должно осуществляться, в первую очередь, в результате информационнокомпьютерной подготовки специалиста. Результат формирования информационной компетенции связан с целесообразным выбором и использованием информационных технологий и компьютерных средств, необходимых современному, конкурентоспособному специалисту правоохранительных органов, и формированием способностей их применения при решении профессиональных задач.

Таким образом, перед системой образования стоит задача подготовки сотрудников правоохранительных органов нового типа, способных качественно решать профессиональные задачи в условиях современного информационно-правового пространства, обладающих необходимым уровнем информационной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М.: Изд-во Московского психологического социального института. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭН», 2002. - 147 с.

2. Чуракова О.В., Фишман И.С. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе.-Самара: Изд-во Профи, 2002.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 31 с.

4. Бондарева Е.В. Направленность на формирование профессиональной компетентности как путь совершенствования образования: автореферат канд.пед.наук. - М., 2000. - 32 с.

5. Дзугоева М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов // Проблемы качества образования.- М.:Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн.2. - С.31-36.

6. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

7. Самойлова Н.И., Валеева Н.Ш. Информационная компетенция как основа профессиональной компетентности современного инженера // Вестник Казанского технологического университета.

- 2006. - №2. - С.295-301.

8. Петухова Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №1 (39). - С. 116-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.