Турутина Е.Э.,
кандидат педагогических наук (КЮИ МВД России)
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ»
В современных условиях формирование информационной компетентности будущих юристов является одним из фундаментальных базовых компонентов их профессиональной подготовки. Понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. В данной статье делаются разные акценты в расшифровке этого понятия.
Сложная интеллектуальная трудовая деятельность специалистов юридического профиля, в том числе сотрудников правоохранительных органов, отличается целым рядом специфических особенностей, что обусловливает определенные трудности при формировании современного специалиста, способного осуществлять профессиональную деятельность с оптимальной эффективностью.
В основе большинства характеристик профессионально значимых качеств специалиста, представленных зарубежными учеными, лежит понятие «ключевые компетенции», введенное в научный обиход в начале 90-х гг. прошлого столетия. Международной организацией труда. Это понятие трактуется как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Вместе с тем подчеркивается, что ключевые компетенции обеспечивают универсальность и уже поэтому не могут быть узкоспециализированными.
Понятие «компетенция» происходит от латинского «сошреіо», то есть «добиваюсь», «соответствую», «достигаю», «подхожу». Значения «добиваюсь» и «достигаю» означают действия, в то время как «соответствую» и «подхожу» отражают суть состояния.
Л.Н. Боголюбов, В.С. Леднев подчеркивают именно практическую направлен-
ность компетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» [1]. Компетенция - это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации». О.В. Чуракова под компетенцией понимает со-организацию знаний, умений и навыков, которая позволяет ставить и достигать цели по преобразованию ситуации [2].
Таким образом, компетенции - это обобщенные способы действий, обусловливающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Показателем профессионального мастерства современного специалиста служит его компетентность в той области практики, где он работает, то есть профессиональная компетентность.
Компетентность как специфическая характеристика конкретной профессиональной деятельности субъекта рассматривалась и в работах отечественных ученых. В них компетентность определяется как:
• «сочетание психологических качеств, как психологическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умениями выполнять определенные функции» [3];
• «доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, явлений и процессов, возможных
способов и средств для выполнения намеченных целей»;
• «способность отдельной личности или общественного органа правильно оценить сложившуюся ситуацию и принять в связи с этим соответствующее решение, позволяющее достигнуть практического или иного результата...компетентность - не врожденное качество человека, оно развивается и углубляется в результате работы человека над собой, его образования и самобытности» [4];
• уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях .
Таким образом, профессиональная компетентность - это система интеллектуального, психологического, морального и деятельного состояния специалиста, отражающих уровень приобретенных знаний, навыков, опыта, информационной насыщенности и других свойств в конкретной сфере профессиональной деятельности.
В науке до сих пор нет однозначного понимания термина «компетентность», «компетенции», хотя компетентностный подход широко распространен в системе образования. Словари и справочники предлагают разделять общую компетенцию (от англ. competence) и отдельные компетенции. Компетенция — это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Так же под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. д. качествам сотрудников. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью.
Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте. Компетентность -
объективный результат освоения компетенций конкретной личностью.
Однако среди обширного комплекса компетенций, которыми должен обладать будущий юрист, особое место занимает информационная компетенция, объединяющая в себе целый ряд специальных умений и навыков, способствующих повышению эффективности процесса обучения, посредством «умелого» применения новых информационных технологий. Информационная компетенция - составляющая общепрофессиональной и специальной профессиональной компетентности современного специалиста с юридическим образованием.
Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности.
Понятие информационной компетентности на сегодняшний день не является общепринятым и однозначно определенным. В науке делаются различные акценты в расшифровке этого понятия. К числу значимых признаков относят знание информатики как предмета, использование компьютера как необходимого технического средства, выраженность активной социальной позиции и мотивации субъектов образовательного пространства, совокупность знаний, умений и навыков по поиску, анализу и использованию информации, наличие актуальной образовательной или профессиональной задачи, в которой актуализируется и формируется информационная компетентность.
Информационно компетентным считается тот человек, который не только в совершенстве владеет информационно-коммуникационными технологиями, но в со-
стоянии определять свои потребности в информации, искать ее, оценивать и эффективно использовать, способный к постоянному саморазвитию в течение всей профессиональной жизни.
При всем разнообразии ключевых характеристик информационной компетенции наиболее адекватными задачами образовательного процесса можно считать способность специалиста в соответствии с поставленными целями искать, выбирать, организовывать, представлять, передавать информацию, проектировать объекты и процессы. Это связано с активной, самостоятельной обработкой информации, умением делать выбор и принимать самостоятельные решения.
Понятия «информационная компетенция» и «информационная компетентность»
- достаточно широкие и определяемые на современном этапе развития педагогики неоднозначно [5].
Так, в исследованиях учёных понятие «информационная компетентность »
трактуется как:
• сложное индивидуально-психологи-чес-кое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств;
• новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [6].
Успешность решения реальной профессиональной задачи определяется информационной компетентностью специалиста, которая обозначается как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.
Компонентами информационной компетенции любого специалиста являются знание особенностей (закономерностей) документальных потоков в своей области деятельности, возможностей различных сис-
тем поиска информации; умение работать с различными источниками и владение основными способами переработки информации и многое другое, поскольку каждый специалист практически не только потребитель информации, но и активный участник информационного процесса в целом.
Информационные технологии в работе специалистов юридического профиля сегодня приобретают особое значение. Диапазон современных требований к уровню компьютерной грамотности специалистов этого профиля достаточно широк. Развитие информационных технологий требует от юриста умения работать как конечный пользователь на персональном компьютере в условиях информационной системы, электронной почты, в телекоммуникационных сетях. В зависимости от специальности требуются базовые знания, позволяющие овладеть навыками использования простейшего программного обеспечения «электронного офиса», или профессиональные, формирующие умения работать в среде существующих информационных систем, в том числе справочно-правовых систем. Данный вид профессиональной компетентности особенно актуален, так как в условиях быстрого обновления правовой информации им необходимо не столько запоминать и накапливать правовую информацию, сколько, владея комплексом информационных технологий, осуществлять её грамотный поиск и строить на этой основе необходимую аналитическую базу.
Являясь составляющей профессиональной компетентности юриста, информационная компетенция включает в себя три составляющие - когнитивную (знание и понимание), деятельностную (практическое и оперативное применение знаний) и ценностную как совокупность психологических характеристик личности (профессионально значимые качества специалиста и его ценности), способствующих успешной реализации первых двух компонентов. Именно они и определяют содержание информационной компетенции.
Проблеме формирования умений специалиста использовать информационнокомпьютерные технологии в своей дея-
тельности посвящено исследование А.Г.Толоконникова, где он выделяет информационную компетентность в виде трех основных блоков: базовые компьютерные знания и умения, профессиональные компьютерные знания и умения, системные знания и умения в области информационно-компьютерных технологий.
Базовые компьютерные знания и умения
- единый для всех категорий пользователей комплекс знаний и умений в области базовых технических и программных средств вычислительной техники, образующих своеобразный «компьютерный минимум», необходимый для начала работы на компьютере и дальнейшего успешного освоения и практического использования любого прикладного программного обеспечения.
Профессиональные компьютерные знания и умения - специфический для каждой профессиональной категории пользователей комплекс знаний и умений, соответствующий уровню и содержанию компьютеризации конкретной профессиональной среды. Этот блок может быть представлен двумя группами знаний и умений, различающимися по степени их профессиональной детерминированности: в области универсального прикладного программного и в области специализированного прикладного программного обеспечения.
С общих дидактических позиций можно выделить следующие этапы формирования информационной компетентности специалистов в системе профессионального образования: компьютерная грамотность, информационная грамотность, информационная компетенция [7].
Компьютерная грамотность - овладение минимальным набором знаний и навыков работы на персональном компьютере, понимание основ информатики и значения информационной технологии в жизни общества. Конечной целью обучения компьютерной грамотности является подготовка компетентных конечных пользователей компьютерной техники, способных самостоятельно применять
программное обеспечение обработки текстовой, табличной, графической информации, работать в компьютерных
сетях, владеть навыками работы с гипертекстами и мультимедиа.
Компьютерная грамотность предполагает:
• знания назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера;
• знания основных видов программного обеспечения и типов пользовательского интерфейса;
• общие знания потенциала, возможностей, границ использования вычислительной техники и технологии для решения различных профессиональных задач;
• умения и навыки общения с компьютерами: умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения.
Информационная грамотность - это оптимальные способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.
Информационная компетенция специалиста - понятие более широкое, чем компьютерная и информационная грамотность, так как точнее отражает взаимодействие отдельного индивида с окружающими информационными средами и информационным пространством, и оно включает не только способность найти информацию (то есть осведомленность о том, где и в каком виде она хранится), но нужно иметь четкое представление о том, какая именно информация имеется, как она классифицирована и обработана, как ею можно пользоваться и какой вклад она может внести в конкретную ситуацию. Человеку недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания, т.е. человек должен
иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Когда говорят об информационной компетенции пользователя, то имеют в виду человека, решающего конкретную задачу с помощью компьютерных информационных технологий. В наиболее обобщенном виде информационная компетентность пользователя включает в себя:
• понимание закономерностей
информационных процессов;
• умение организовать поиск и отбор информации, необходимой для решения стоящей задачи;
• умение оценивать достоверность, полноту, объективность поступающей информации, представлять ее в различных видах, обрабатывать и т. д.;
• знание основ компьютерной грамотности;
• понимание компьютерных
информационных технологии как совокупности средств решения проблем человека (а не самоцели), понимание их возможностей и недостатков;
• применение полученной информации в практической деятельности.
Информационная компетенция
включает в себя освоение четырех типов опыта:
• опыта познавательной
деятельности в области
информатики и информационных технологий, фиксированного в форме ее результатов - знаний;
• опыта осуществления известных
способов информационной
деятельности в своей будущей предметной области и смежных областях (опыта решения модельных типовых задач использования информационных технологий в указанных сферах) - в форме умения действовать по образцу,
• опыта творческой деятельности в сфере профессиональноориентированных технологий - в
форме умения принимать эффективные решения в
проблемных ситуациях;
• опыта осуществления
эмоционально-ценностных отношений, связанных с использованием информационных технологий в различных сферах, - в форме личностных ориентаций.
Информационная компетенция
может проявиться в трех основных сферах:
• в повседневной жизни (как
результат информационного
поведения и взаимодействия, принятия решений в жизненных ситуациях и т.д.);
• в образовательном процессе (как результат деятельности в типовых и модельных ситуациях, а также в связи с информатизацией образования);
• в реальной профессиональной деятельности [8].
Формирование информационной компетенции должно осуществляться, в первую очередь, в результате информационнокомпьютерной подготовки специалиста. Результат формирования информационной компетенции связан с целесообразным выбором и использованием информационных технологий и компьютерных средств, необходимых современному, конкурентоспособному специалисту правоохранительных органов, и формированием способностей их применения при решении профессиональных задач.
Таким образом, перед системой образования стоит задача подготовки сотрудников правоохранительных органов нового типа, способных качественно решать профессиональные задачи в условиях современного информационно-правового пространства, обладающих необходимым уровнем информационной компетентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / под ред. В.С. Леднева, Д.Н. Никандрова, М.В. Рыжакова. - М.: Изд-во Московского психологического социального института. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭН», 2002. - 147 с.
2. Чуракова О.В., Фишман И.С. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе.-Самара: Изд-во Профи, 2002.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 31 с.
4. Бондарева Е.В. Направленность на формирование профессиональной компетентности как путь совершенствования образования: автореферат канд.пед.наук. - М., 2000. - 32 с.
5. Дзугоева М.Г. Постановка и решение задач - основа информационной компетентности студентов // Проблемы качества образования.- М.:Изд-во Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. - Кн.2. - С.31-36.
6. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
7. Самойлова Н.И., Валеева Н.Ш. Информационная компетенция как основа профессиональной компетентности современного инженера // Вестник Казанского технологического университета.
- 2006. - №2. - С.295-301.
8. Петухова Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №1 (39). - С. 116-123.