Научная статья на тему 'Проблемы определения баланса прав между автором и обществом по поводу использования результатов интеллектуальной деятельности в истории правовых учений'

Проблемы определения баланса прав между автором и обществом по поводу использования результатов интеллектуальной деятельности в истории правовых учений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
167
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / АВТОР / ПРОИЗВЕДЕНИЕ / НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ИДЕЯ / ФОРМА / ОРИГИНАЛЬНОСТЬ / COPYRIGHT / AUTHOR / VIOLATION OF COPYRIGHT / BALANCE OF INTERESTS / IDEA / FORM / ORIGINALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надводнюк А. О., Пономарева В.В.

Данная статья посвящена проблеме определения границ добросовестного использования произведения. К концу 18 века произведения стали отличаться оригинальностью и уникальностью, авторство теперь оценивалось не с точки зрения каноничности, а с точки зрения гениальности автора, оригинальности его творчества. В философии началось осмысление понятий автора, «идеи» и «формы» произведения, такими мыслителями как И. Кант, И. Г.Фихте, Г. В. Ф. Гегель. В статье дано объяснение с точки зрения философии, что такое «идея» и «форма», сравнение понятий «идея» и «форма» у различных мыслителей, и почему именно форма должна охраняться законом, в то время как идеи могут свободно распространяться; рассмотрены классические воззрения на проблему в авторском праве. А также о факторах, и правовых основаниях способствовавших появлению неклассических концепций авторского права в связи с усложнением общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DETERMINING THE BALANCE OF RIGHTS BETWEEN THE AUTHOR AND THE SOCIETYABOUT THE USE OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE HISTORY OF LEGAL STUDIES

The article is dedicated to the problem of defining the boundaries of fair use of the composition. By the end of the 18th century compositions became unique and original. Authorship wasn’t evaluated from the standpoint of traditionalism. It was connected with genius of the author, originality of creativity. Philosophers, for example I. Kant, J. G. Fichte, G. W. F. Hegel, started considering the concepts of author, ideas, and forms of the composition. The article explains what the idea and form is, comparison of these concepts, and why forms of the composition should be protected by law while the idea can be spread easily. Also the article explains the factors and legal grounds of non-classical concept’s appearance due to the increasing complexity of public relations.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения баланса прав между автором и обществом по поводу использования результатов интеллектуальной деятельности в истории правовых учений»

УДК: 347.78 ГРНТИ: 10.41.01 DOI: 10.32415/jscientia.2019.05.03

ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЛАНСА ПРАВ МЕЖДУ АВТОРОМ И ОБЩЕСТВОМ ПО ПОВОДУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИСТОРИИ ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

А. О. Надводнюк1, В.В. Пономарева2

1 Сибирский федеральный университет Россия, 660041 г. Красноярск, пр. Свободный, 79

2 Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации Россия, 660131 г. Красноярск, ул. Рокоссовского, 20

И Надводнюк Анна Олеговна - anna0396n@mail.ru

Данная статья посвящена проблеме определения границ добросовестного использования произведения. К концу 18 века произведения стали отличаться оригинальностью и уникальностью, авторство теперь оценивалось не с точки зрения каноничности, а с точки зрения гениальности автора, оригинальности его творчества. В философии началось осмысление понятий автора, «идеи» и «формы» произведения, такими мыслителями как И. Кант, И. Г.Фихте, Г. В. Ф. Гегель. В статье дано объяснение с точки зрения философии, что такое «идея» и «форма», сравнение понятий «идея» и «форма» у различных мыслителей, и почему именно форма должна охраняться законом, в то время как идеи могут свободно распространяться; рассмотрены классические воззрения на проблему в авторском праве. А также о факторах, и правовых основаниях способствовавших появлению неклассических концепций авторского права в связи с усложнением общественных отношений.

Ключевые слова: авторское право, автор, произведение, нарушение авторских прав, баланс интересов, идея, форма, оригинальность.

PROBLEMS OF DETERMINING THE BALANCE OF RIGHTS BETWEEN THE AUTHOR AND THE SOCIETYABOUT THE USE OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE HISTORY OF LEGAL STUDIES

A. O. Nadvodniuk1, V. V. Ponomareva2

1 Siberian Federal University

79 Svobodniy Ave., 660041 Krasnoyarsk, Russia

2 Siberian law institute of the MIA of Russia

20 Rokossovskiy St., 660131 Krasnoyarsk, Russia

S3 Nadvodniuk Anna - anna0396n@mail.ru

The article is dedicated to the problem of defining the boundaries of fair use of the composition. By the end of the 18th century compositions became unique and original. Authorship wasn't evaluated from the standpoint of traditionalism. It was connected with genius of the author, originality of creativity. Philosophers, for example I. Kant, J. G. Fichte, G. W. F. Hegel, started considering the concepts of author, ideas, and forms of the composition. The article explains what the idea and form is, comparison of these concepts, and why forms of the composition should be protected by law while the idea can be spread easily. Also the article explains the factors and legal grounds of non-classical concept's appearance due to the increasing complexity of public relations.

Keywords: copyright, author, violation of copyright, balance of interests, idea, form, originality.

В настоящее время трудно представить современную жизнь без сети «Интернет». С его появлением открылись новые возможности распространения идей, мыслей человека. В связи с этим доступ к результатам творческой деятельности стал свободнее и открыт для каждого.

Однако с развитием технологий увеличилось количество нарушений в сфере авторских прав. Использование результатов интеллектуальной деятельности затрагивает интересы субъектов авторского права, следовательно, право должно отражать сбалансированность интересов сторон, обеспечивать в должной мере права правообладателей, определять режим использования объектов авторского права.

Поскольку право динамично и совершенствуется в связи с развитием и усложнением общественных отношений, необходимостью большей охраны прав автора, важно соблюдать баланс между правами общества и создателем произведения.

Л. Лессиг писал, что авторское право появилось раньше, чем мы думаем, и даже, раньше, чем современное представление о нем [2, с. 17].

Еще в античности, люди говорили об авторстве и плагиате. Апеллес, Диоген, Марциал, Эвий призывали к честному, безобманному творчеству, без незаконных заимствований. Уже тогда существовала возможность защиты авторов произведений от нарушения их авторских прав. Так, в древнем Риме возможно было подать «иск на чужую славу», который выступал одним из видов «иска об обиде». В древней Греции тексты произведений передавались на хранение в различные учреждения, и «плагиат» рассматривался как деяния, позорящие честь и влекли за собой изгнание из полиса [2, с. 12].

Однако большинство ученых связывают появление авторского права с возникновением книгопечатания в Европе. До 18 века чем правильнее был текст, то есть чем больше он соответствовал канонам, тем авторитет автора был выше. Самовыражение, оригинальность, уникальность произведения стали характерными чертами произведений в Европе лишь к концу XVII - началу XVIII вв. [5].

В это время стремительно возросло число читателей, с одной стороны, а с другой все больше авторов желали по-

12

Juvenis scientia 2019 № 5 | Юридические науки и политология

лучить заработок от использования результатов своего труда, появляются первые законы, регулирующие отношения между субъектами авторского права.

Существовавшая естественная теория права собственности обосновывала исключительное право автора на произведение. Впервые положения о естественном праве собственности на произведения автора были сформулированы Дж. Локком, Э. Юнгом, Г. Лессингом.

Джон Локк в своей работе «Два трактата о правлении» пишет, что «каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности. Благодаря своему труду он присоединяет к предмету что-то такое, что исключает общее право других людей» [8, с. 211].

Одним из первых философов, определявших автора как создателя оригинального был Э. Юнг в труде «Размышления об оригинальном творчестве». Э. Юнг - философ, обосновавший понятие гения. Гений - человек, который способен совершать великое, без необходимых для этого средств. Если произведение автора отличается оригинальностью, автор может рассчитывать на признание, и его произведения - его собственность в области литературы. Авторы - те, чья собственность отвечает требованиям оригинальности [9].

Помимо теории естественных прав, существовала теория общего блага, приверженцами которой были М. Лютер, Ж. Кондорсе. Теория общего блага ставила главной целью законодательства общественную справедливость, соблюдение интересов всех заинтересованных лиц. Данная теория не исключала авторского права, однако она обосновывала и права общества на использования результатов интеллектуальной деятельности. Согласно воззрениям М. Лютера, все хорошее, что мы имеем от Бога, должно происходить от одного к другому и быть общим для всех. По Кондорсе, идеи социальны: они не создаются одной личностью - они плоды коллективного процесса [5].

Джон Локк, хотя и был приверженцем теории естественных прав, также считал, что права автора должны быть в какой-то степени ограничены. Так, никто не имеет права на результат труда автора, однако «достаточное количество» предмета труда должно оставаться для общего пользования [8].

Эти идеи в дальнейшем оказали влияние на таких мыслителей как И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель.

И. Кант утверждал, что закон защищает произведения, которые отвечают требованию оригинальности. По Канту оригинальность - главный признак гения. Однако не сама идея автора оригинальна, а лишь идея, которой придана форма. Гений может иметь много идей, которые могут послужить материалом для произведения. Но идеи универсальны, для создания формы требуется талант и упорная работа, и тогда произведение будет оригинальным и подлежать защите закона [6].

В своей работе «Метафизика нравов» И. Кант рассуждал о том, что книга - это сочинение, вне зависимости от размера и способа издания, которое представляет собой речь, обращенную к публике в зримых знаках языка. Он писал: «Тот, кто обращается к публике от своего собственного имени, называется сочинителем. Тот, кто в сочинении публично выступает от имени автора, есть издатель. Если издатель делает это с разрешения автора, то он правомерный издатель; но если он не имеет такого разрешения, он неправомерный издатель, т. е. перепечатчик» [4, с. 205-206].

О нарушении авторских прав И. Кант говорил, что это

одновременно нарушение как личных, так и вещных прав автора. Так, по Канту, книга, с одной стороны - физическое изделие, которое может быть воспроизведено, следовательно, следует говорить о вещном праве. С другой стороны, книга есть речь, обращенная к публике, которую издатель не имеет права повторять, если у него полномочий автора, т.е. она есть личное право [4, с. 205].

Также как и И. Кант, И.Г. Фихте разделял понятия «идея» и «форма», он дает более точное разграничение данных понятий. Он выделял в книге два аспекта, физический, то есть бумага и идеальный. Идеальный аспект состоит из содержательного - идей, и информативного - формы, в которой идеи представлены. Содержание книги - достояние многих, однако форма идей не может быть присвоена другими лицами [3].

По мнению Фихте, каждый может понять идеи и в какой-то степени они перестают быть исключительной собственностью автора. Однако форма всегда остается собственностью автора. Соответственно автор обладает исключительным правом собственности на форму своего произведения. Также, по мнению Фихте, автору принадлежит право признания авторства [3].

Баланс интересов И.Г. Фихте связывает с двумя аспектами. Первый - стремление лица передавать знания, второй -способность к восприятию общества. В его понимании автор - лицо, которое способно передать свой опыт другим [6].

Г.В.Ф. Гегель также обращался к соотношению понятий «идея» и «форма». Форма и содержание по Гегелю определяется через понятие «определенность». Существует определенность формы и определенность содержания. Определенность формы говорит об уже созданном произведении, а не о возможном. Индивидуальность и неповторимость формы - достижение автора, оно принадлежит автору, однако возможны подделки оригинальной формы. Гегель также говорит о том, что если форма охраняется законом, то идеи могут свободно распространяться и передаваться [9].

Таким образом, философские взгляды немецких философов сходятся в том, что именно форма идей должна охраняться законом, неправомерное заимствования формы и приводит к нарушению авторских прав, в то время как заимствование идей не ведет к таким нарушениям.

Классические воззрения на авторское право, основаны на личности автора, определении автора как оригинального гения, который имеет исключительное право на произведение, то есть форму своих идей и мыслей, и может контролировать использование своего произведения.

Однако в связи с развитием общества, начиная со второй половины 20 века, появились и неклассические теории авторского права. А. А. Карташева, в своей работе приводит несколько факторов появления неклассических теорий. Так, факторами для появления новых воззрений послужили развитие технического прогресса, новые возможности создания и распространения произведений. Во-вторых, снижение стоимости результатов интеллектуальной деятельности, в результате появления большого количества произведений, и одновременно большие затраты автора на создание и издание произведения. В-третьих, усложнения творческой деятельности, так исследования становятся все более сложными и объемными, появляется институт коллективности авторства. Появляются новые правовые конструкции - уступка и передача прав, защита прав после смерти автора и другие [7].

Правовым основанием возникновения неклассических воззрений становятся способность правовой доктрины меняться в связи с изменением общественных отношений, а также появления новых различных объектов интеллектуальной деятельности. Гораздо острее стоит проблема нарушения авторских прав, поскольку заимствование результатов творчества стало проще [5].

Ряд авторов выделяют две цели авторского права: защита прав авторов и удовлетворение потребностей общества.

А.П. Сергеев называет несколько принципов авторского права: охрана интеллектуальной собственности, неотчуждаемость личных неимущественных прав автора, свобода авторского договора, сочетание личных интересов автора с интересами общества, свободный доступ к культурным ценностям. С. Н. Братусь утверждал, что реализация авторского права должна осуществляться в соответствии с интересами общества. В. Веинке утверждал, что авторское

ЛИТЕРАТУРА

право не должно препятствовать интересам общества в плане доступа к произведениям [1].

Так, можно отметить, что новое понимание принципов авторских прав не только охраняло самого автора, но и большее внимание уделяло правам общества, в отличие от классических концепций, где фигура автора была главной. Однако обоснование прав общества не исключает ответственности за неправомерное использование и распространение результатов интеллектуальной деятельности, и присвоение авторства.

Таким образом, на протяжении долгого времени формировался институт авторского права. На разных этапах развития авторского права существовало свое понимание того, кто такой автор, какое произведение автора должно подлежать защите со стороны закона, роль читателя и границы, когда добросовестное использование превращалось в нарушение авторских прав.

1. Бородин С.С. Система принципов авторского права // Вестник омского университета. 2013. № 1. C. 116-123. [Borodin SS. The system of principles of the copyright. Vestnik omskogo universiteta. 2013;(1):116-123. (In Russ)]

2. Братусь В.А. Авторское право и древний Рим: исторический фундамент этической концепции. М.: Статут; 2018. [Bratus' VA. Avtorskoe pravo i drevniy Rim: istoricheskiy fundament eticheskoy kontseptsii. Moscow: Statut; 2018. (In Russ)]

3. Войниканис Е.А. Классическая немецкая философия в поисках обоснования авторского права: Кант, Гегель и Фихте // Труды по интеллектуальной собственности. 2013. № 1. С. 194-225. [Voinikanis EA. Classical German philosophy in seeking justification of copyright: Kant, Hegel and Fichte. Trudy po intellektualnoy sobstvennosti. 2013;(1):194-225. (In Russ)]

4. Кант И. Сочинения: в 6 т. Т. 5. М.: Мысль; 1966. [Kant I. Sochineniya: in 6 volumes. Vol. 5 Moscow: Mysl'; 1966. (In Russ)]

5. Карташева A.A. Онто-гносеологические основания авторского права : автореф. дис на соискание ученой степени ганд. юр. наук. Екатеринбург; 2013. [Kartasheva AA. Onto-gnoseologicheskie osnovaniya avtorskogo prava: cand. law. sci. diss. Yekaterinburg; 2013. (In Russ)]

6. Карташева A.A. Осмысление понятий «идея», «форма» и «оригинальность» в немецкой философии и их влияние на авторское право // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. № 12. С. 188-193. [Kartasheva AA. Understanding of concepts of «Idea», «Form» and «Originality» in German philosophy and their influence on copyright. Nauchniy ezhegodnik instituta filosofii i prava. 2012;(12):188-193. (In Russ)]

7. Карташева A.A. Основные вехи в истории авторского права: классическая и неклассическая концепция // Правовая защита, экономика и управление интеллектуальной собственностью. Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский Федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина; 2015. С 23-27. [Kartasheva AA. Osnovnye vehi v istorii avtorskogo prava: klassicheskaya i neklassicheskaya konceptsiya. In: Pravovaya zash'ita, economica i upravlenie intellectual'noy sobstvennost'yu. Materials of the scientific and practical conference. Yekaterinburg: UrFU; 2015. P. 23-27. (In Russ)]

8. Локк Дж. Два трактата о правлении. М.: Социум; 2014. [Locke John. Dva traktata o pravlenii. Moscow: Sotsium; 2014. (In Russ)]

9. Матвеев A.r. Личностное обоснование авторского права в контексте становления системы авторских прав в Германии // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Matveev AG. Personal reasoning of copyright law in the context of formation of copyrights system in Germany. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015;(1). (In Russ)].

Поступила в редакцию 11.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.