Научная статья на тему 'Проблемы оказания электронных услуг населению'

Проблемы оказания электронных услуг населению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
477
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ELECTRONIC INTERACTION / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ / ELECTRONIC APPEALS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Лиана Ильдаровна

В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы электронного взаимодействия государства и населения. Также предложены пути решения указанных проблем, направленные на повышение эффективности деятельности электронного правительства и электронной активности населения. Отмечаются особенности электронного взаимодействия государства и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the most urgent problems of electronic interaction between the state and the population. Also, ways of solving these problems aimed at increasing the effectiveness of e-government and electronic activity of the population are proposed. The presence of peculiarities of electronic interaction between the state and the rural population is noted.

Текст научной работы на тему «Проблемы оказания электронных услуг населению»

УДК 31

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ

Сулейманова Лиана Ильдаровна, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, E-mail:[email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы электронного взаимодействия государства и населения. Также предложены пути решения указанных проблем, направленные на повышение эффективности деятельности электронного правительства и электронной активности населения. Отмечаются особенности электронного взаимодействия государства и населения.

Abstract. This article deals with the most urgent problems of electronic interaction between the state and the population. Also, ways of solving these problems aimed at increasing the effectiveness of e-government and electronic activity of the population are proposed. The presence of peculiarities of electronic interaction between the state and the rural population is noted.

Ключевые слова: государство, население, электронное взаимодействие, электронное правительство, электронные обращения, эффективность.

Key words: state, population, electronic interaction, e-government, electronic appeals.

Государство ставит задачу развития электронных услуг населению, поскольку это связано с необходимостью повышения эффективности государственного управления, доступности информации о деятельности государственных органов для организации и граждан [5, 6]. Современный этап развития государственного управления характеризуется повсеместным внедрением электронного взаимодействия населения и государства [1]. Сегодня государственное управление уже трудно представить себе без использования информационных технологий [2]. Особенно актуальность проблем оказания электронных услуг населению возрастает в связи с принятием федеральной целевой программы «Цифровая экономика».

В Российской Федерации создана правовая основа электронного взаимодействия. В 2010 году принят ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных услуг». На сегодняшний день актуализирован ряд государственных программ в сфере развития информационного общества.

В настоящее время предоставляется более 1500 государственных услуг, что порождает ряд проблем в сфере электронного взаимодействия государства и населения:

а) преодоление барьеров на пути ведомственного и межведомственного электронного документооборота;

б) неполный перевод приема и обработки заявлений граждан в органах государственного управления на электронной основе;

в) отсутствие единого государственного органа, который бы координировал и руководил созданием и функционированием электронного правительства;

г) закрытость системы государственного управления для населения, общественных организаций, институтов гражданского общества;

д) неполная реализация принципа «единого окна»;

е) удаленность сельского населения от мест организованного электронного взаимодействия (органов государственного управления, многофункциональных центров);

ж) отсутствие покрытия сети Интернет на значительной территории Российской Федерации;

з) неравномерность развития системы государственных услуг по количеству и качеству в разрезе отдельных государственных органов;

и) низкое качество сайтов государственных органов, что создает трудности доступа населения к информации, размещаемой на сайтах;

к) до настоящего времени во многих случаях все еще требуется личное обращение граждан в государственные органы, что создает для них существенные неудобства;

л) недостаточно качественно сформированы стандарты и административные регламенты предоставления государственными органами услуг в электронном виде;

м) актуальна проблема обеспечения безопасности населения и государства в процессе электронного взаимодействия.

В целом перечисленные проблемы носят системный, комплексный характер. Их решение видится в направлении применения программно-целевого подхода, который обеспечил бы совместимость различных государственных информационных систем и понятность и доступность их для населения [3, 7].

Учитывая важность проблемы электронного взаимодействия государства и населения, государство на уровне федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведут статистику электронных обращений граждан [4].

В Республике Башкортостан организована работа электронной приемной органов власти. На сайте электронной приемной можно ознакомиться со статистическими данными электронных обращений граждан (см. рис. 1) [8].

Рис. 1 Динамика обращений за неделю

Рис. 2 Обращения в разрезе места жительства заявителя

Статистика электронных обращений ведется в режиме реального времени. Так, по состоянию на 3 мая 2018 года в электронную приемную органов власти Республики Башкортостан поступило 126804 обращения. Как видно из приведенных данных, население Республики Башкортостан активно вступает в электронное взаимодействие с органами государства, причем для электронных обращений обеспечено «единое окно».

По данным отчета о предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе сети МФЦ Республики Башкортостан в 2016 году, в республике функционирует 45 МФЦ на 664 окна приема заявителей и 522 офиса на 565 окон,

организованных в формате территориально обособленных структурных подразделений МФЦ. За 2016 год оказано более 4,1 млн. услуг по приему и выдаче документов, консультативных и информативных услуг, что в 1,6 раз превысило уровень 2015 года.

Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг, в МФЦ составляет 98,43 %.

На базе МФЦ заявителям доступны 1323 государственных и муниципальных услуг, в том числе: 73 - федеральных органов власти, 98 -республиканских органов власти, 1125 - муниципальных услуг, 27 - прочих услуг.

Таким образом, ведется поступательная работа по повышению качества электронного взаимодействия государства и населения, названные выше проблемы находят свое разрешение, о чем свидетельствуют статистические данные о существенном росте объема электронных услуг государства и высокой доле граждан, имеющих доступ к их получению.

Список использованных источников:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012г.№601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». -URL: http://gulagu.net/laws/54.html

2. Ханнанова Т.Р. Аграрная политика государства: критика догмы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 2. - С. 184-190.

3.Ханнанова Т.Р. Становление и развитие государственной аграрной политики: сравнительный индикативный анализ// Политика и общество. -2013.-№ 3.- С. 282-293.

4. Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России// Право и политика.- 2012.- № 9.- С. 1565-1571.

5. Мингазова З.Р. Деловая репутация как фактор кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы В сборнике: Грани познания сборник научных трудов молодых ученых // Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. -2011. -С. 80-82.

6. Хазиева А.М. Современная государственная статистика // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий. Сборник научных статей.- 2013. - С. 94-98.

7. Хазиева А.М. Направления развития статистики как науки// Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий. Сборник научных статей. -2013. - С. 98-100

8. Официальный сайт Электронной приемной органов государственной власти [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://letters.openrepublic.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.