УДК 31
ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
Сулейманова Лиана Ильдаровна, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, E-mail:[email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются наиболее актуальные проблемы электронного взаимодействия государства и населения. Также предложены пути решения указанных проблем, направленные на повышение эффективности деятельности электронного правительства и электронной активности населения. Отмечаются особенности электронного взаимодействия государства и населения.
Abstract. This article deals with the most urgent problems of electronic interaction between the state and the population. Also, ways of solving these problems aimed at increasing the effectiveness of e-government and electronic activity of the population are proposed. The presence of peculiarities of electronic interaction between the state and the rural population is noted.
Ключевые слова: государство, население, электронное взаимодействие, электронное правительство, электронные обращения, эффективность.
Key words: state, population, electronic interaction, e-government, electronic appeals.
Государство ставит задачу развития электронных услуг населению, поскольку это связано с необходимостью повышения эффективности государственного управления, доступности информации о деятельности государственных органов для организации и граждан [5, 6]. Современный этап развития государственного управления характеризуется повсеместным внедрением электронного взаимодействия населения и государства [1]. Сегодня государственное управление уже трудно представить себе без использования информационных технологий [2]. Особенно актуальность проблем оказания электронных услуг населению возрастает в связи с принятием федеральной целевой программы «Цифровая экономика».
В Российской Федерации создана правовая основа электронного взаимодействия. В 2010 году принят ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных услуг». На сегодняшний день актуализирован ряд государственных программ в сфере развития информационного общества.
В настоящее время предоставляется более 1500 государственных услуг, что порождает ряд проблем в сфере электронного взаимодействия государства и населения:
а) преодоление барьеров на пути ведомственного и межведомственного электронного документооборота;
б) неполный перевод приема и обработки заявлений граждан в органах государственного управления на электронной основе;
в) отсутствие единого государственного органа, который бы координировал и руководил созданием и функционированием электронного правительства;
г) закрытость системы государственного управления для населения, общественных организаций, институтов гражданского общества;
д) неполная реализация принципа «единого окна»;
е) удаленность сельского населения от мест организованного электронного взаимодействия (органов государственного управления, многофункциональных центров);
ж) отсутствие покрытия сети Интернет на значительной территории Российской Федерации;
з) неравномерность развития системы государственных услуг по количеству и качеству в разрезе отдельных государственных органов;
и) низкое качество сайтов государственных органов, что создает трудности доступа населения к информации, размещаемой на сайтах;
к) до настоящего времени во многих случаях все еще требуется личное обращение граждан в государственные органы, что создает для них существенные неудобства;
л) недостаточно качественно сформированы стандарты и административные регламенты предоставления государственными органами услуг в электронном виде;
м) актуальна проблема обеспечения безопасности населения и государства в процессе электронного взаимодействия.
В целом перечисленные проблемы носят системный, комплексный характер. Их решение видится в направлении применения программно-целевого подхода, который обеспечил бы совместимость различных государственных информационных систем и понятность и доступность их для населения [3, 7].
Учитывая важность проблемы электронного взаимодействия государства и населения, государство на уровне федеральных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведут статистику электронных обращений граждан [4].
В Республике Башкортостан организована работа электронной приемной органов власти. На сайте электронной приемной можно ознакомиться со статистическими данными электронных обращений граждан (см. рис. 1) [8].
Рис. 1 Динамика обращений за неделю
Рис. 2 Обращения в разрезе места жительства заявителя
Статистика электронных обращений ведется в режиме реального времени. Так, по состоянию на 3 мая 2018 года в электронную приемную органов власти Республики Башкортостан поступило 126804 обращения. Как видно из приведенных данных, население Республики Башкортостан активно вступает в электронное взаимодействие с органами государства, причем для электронных обращений обеспечено «единое окно».
По данным отчета о предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе сети МФЦ Республики Башкортостан в 2016 году, в республике функционирует 45 МФЦ на 664 окна приема заявителей и 522 офиса на 565 окон,
организованных в формате территориально обособленных структурных подразделений МФЦ. За 2016 год оказано более 4,1 млн. услуг по приему и выдаче документов, консультативных и информативных услуг, что в 1,6 раз превысило уровень 2015 года.
Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг, в МФЦ составляет 98,43 %.
На базе МФЦ заявителям доступны 1323 государственных и муниципальных услуг, в том числе: 73 - федеральных органов власти, 98 -республиканских органов власти, 1125 - муниципальных услуг, 27 - прочих услуг.
Таким образом, ведется поступательная работа по повышению качества электронного взаимодействия государства и населения, названные выше проблемы находят свое разрешение, о чем свидетельствуют статистические данные о существенном росте объема электронных услуг государства и высокой доле граждан, имеющих доступ к их получению.
Список использованных источников:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2012г.№601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». -URL: http://gulagu.net/laws/54.html
2. Ханнанова Т.Р. Аграрная политика государства: критика догмы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 2. - С. 184-190.
3.Ханнанова Т.Р. Становление и развитие государственной аграрной политики: сравнительный индикативный анализ// Политика и общество. -2013.-№ 3.- С. 282-293.
4. Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России// Право и политика.- 2012.- № 9.- С. 1565-1571.
5. Мингазова З.Р. Деловая репутация как фактор кадровой политики в системе государственной и муниципальной службы В сборнике: Грани познания сборник научных трудов молодых ученых // Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия. -2011. -С. 80-82.
6. Хазиева А.М. Современная государственная статистика // Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий. Сборник научных статей.- 2013. - С. 94-98.
7. Хазиева А.М. Направления развития статистики как науки// Тенденции и перспективы развития статистической науки и информационных технологий. Сборник научных статей. -2013. - С. 98-100
8. Официальный сайт Электронной приемной органов государственной власти [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://letters.openrepublic.ru/