Научная статья на тему 'Проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе'

Проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1139
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PROTECTION OF AGRICULTURAL LAND / SUSTAINABLE LAND USE / FOOD SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ведышева Наталия Олеговна

В статье анализируются нормы российского законодательства, обеспечивающие реализацию охраны земель сельскохозяйственного назначения в целях обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ведышева Наталия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROTECTION OF AGRICULTURAL LAND AT THE PRESENT STAGE

Review. The article analyzes the norms of the Russian legislation, ensuring the realization of the protection of agricultural land to ensure food security.

Текст научной работы на тему «Проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе»

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Ведышева Н. О.

Проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения на современном этапе

61

ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье анализируются нормы российского законодательства, обеспечивающие реализацию охраны земель сельскохозяйственного назначения в целях обеспечения продовольственной безопасности.

Ключевые слова: охрана земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование земель, продовольственная безопасность.

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.30.2.061-064

N. O. VEDYSHEVA, Associate Professor of the Department of Environmental and Natural Resources of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) veda120006@yandex.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str, 9 PROBLEMS OF PROTECTION OF AGRICULTURAL LAND AT THE PRESENT STAGE Review. The article analyzes the norms of the Russian legislation, ensuring the realization of the protectionof agricultural land to ensure food security. Keywords: protection of agricultural land, sustainable land use, food security.

Наталия Олеговна

ВЕДЫШЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) veda120006@yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

Чрезвычайно важными в современных условиях ориентации экономики на импортозамещение, в том числе в сельскохозяйственном секторе, являются вопросы охраны земель сельскохозяйственного назначения . Эти земли выступают основным средством сельскохозяйственного производства, они обеспечивают продовольственную безопасность, являются сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения страны

Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации обеспечение продовольственной безопасности осуществляется в том числе за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий1 . Устойчивое социально-

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасно- © Н . О . Ведышева, 2017 сти Российской Федерации» .

62 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

¿я—I

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

экономическое развитие РФ без рационального и эффективного использования этих земель невозможно .

По данным федерального статистического наблюдения, по состоянию на 1 января 2016 г общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляет 383,7 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 197,7 млн га Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 186 млн га . При этом более 26 % (101,4 млн га) несельскохозяйственных угодий составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства, значительная часть которых (28 %) занята лесом2 .

Анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды, к сожалению, показывает, что практически во всех субъектах РФ сохраняется тенденция по ухудшению состояния земель . На территории РФ интенсивно развивается эрозия, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, что ведет к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота

За последние пять лет в России произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения на 14,5 млн га . На начало 2015 г., по данным Министерства сельского хозяйства РФ, в России не использовалось 28,3 млн га (что составляет 8 % от общей площади земель сельскохозяйственного назначения), из которых более 20,65 млн га — пахотные земли . 9,84 млн га не используются более 10 лет; 8,91 млн га не используются на протяжении 2—10 лет и еще 1,92 млн га — последние 2 г. 3 По оценкам Счетной палаты РФ, около 14,5 % (56 млн га) не используются по назначению

Для эффективного управления земельными ресурсами необходимы актуальные, систематизированные и сопоставимые данные о земле, почвах . К сожалению, более 20 лет не проводилась инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения; за это время произошли серьезные изменения в виде потери площадей, урбанизации пригородных территорий; не всегда проводилось землеустройство . Это также является фактором неэффективности использования сельскохозяйственных земель, их деградации и утраты . Органы государственной власти и органы местного самоуправления допускают включение земель (земельных участков) сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов, а также размещение на таких землях объектов транспорта, энергетики и связи

Для решения перечисленных проблем необходимо внести изменения в действующее земельное законодательство, а также разрабатывать и принимать нормативные правовые акты, направленные на совершенствование земельно-имущественных отношений в соответствии с направлениями земельной политики . Государственная политика РФ по управлению земельным фондом РФ на 2012—2010 годы направлена на создание и совершенствование правовых,

2 Материалы парламентских слушаний Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 ноября 2016 г.

3 Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Рос-

сийской Федерации в 2014 году М . : Минсельхоз РФ, 2015 . С . 22—23.

в

ЕСТНИК о.

УНИВЕРСИТЕТА Проблемы охраны земель сельскохозяйственного назначения

имени O.E. КуП1фина(МГЮА) на совРеменном этапе

экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений4 .

Необходимо совершенствовать действующую систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами Как указано в решении Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О совершенствовании законодательного регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения», принятом на заседании Совета 24 июня 2016 г., по оценкам экспертов, учтено и зарегистрировано не более 15 % земельных участков сельскохозяйственного назначения . Возможно, следует отменить заявительный принцип постановки на кадастровый учет и ввести принцип обязательности учета всех земельных участков и указать дату, после которой предусмотреть административную ответственность для лиц, не выполнивших данное требование (по аналогии с переоформлением права постоянного бессрочного пользования юридическими лицами)

Необходимо решить вопрос о сплошной инвентаризации земельных ресурсов РФ с финансированием из соответствующего бюджета (бюджетов) . Все субъекты РФ должны составить перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, отнесенных к землям, использование которых для других целей не допускается . Кроме того, необходимо установить границы таких угодий . По расчетам специалистов, на проведение основного перечня необходимых мероприятий потребуется изыскание в бюджетах различного уровня около 250 млрд руб в течение 3—4 лет, при этом упорядочение землевладения и землепользования обеспечит дополнительное поступление ежегодно до 50 млрд руб . и будут созданы условия и возможности для эффективного использования земель, защиты их от неблагоприятных последствий природного и техногенного воздействия

Кроме того, следует организовать взаимодействие органов государственного земельного надзора и налоговых органов, так как, по оценкам специалистов Государственной налоговой службы, ежегодный недобор земельного налога составляет более 600 млрд руб . При выявлении фактов неиспользования земельных участков уведомление об этом должно представляться не только в орган исполнительной власти субъекта РФ, но и в налоговый орган, т. к. он определяет, правомерно или неправомерно налогоплательщик применяет пониженную (льготную) ставку земельного налога (необходимо наличие двух условий: категория земельного участка и его использование по целевому назначению)5 .

Наряду с совершенствованием правовых механизмов эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, нужны меры экономического стимулирования целевого и рационального использования земель . Например,

предлагается компенсировать часть затрат на проведение работ, необходимых

__и

Р И Д И Ч

4

5

Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2012 № 297-р (ред . от 28.08.2014) «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда РФ на 2012—2020 годы» .

См . , например: определение Верховного Суда РФ от 29.02.2016 № 305-КГ15-13502 по делу А41-8191/2014; определение Верховного Суда РФ от 13 . 01. 2016 № 305-КГ15-13502 по делу А41-8191/2014; определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 № 57-О .

П

К к

S к

НАУКИ

64 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

¿я—I

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

для вовлечения в хозяйственный оборот земель сельскохозяйственного назначения, или предоставление на льготных условиях сельскохозяйственной техники лицам, которые обеспечили агролесомелиоративные, фитомелиоративные и другие мероприятия, направленные на качественное улучшение земель, или введение льготной налоговой ставки (0 %) на период освоения и введения в оборот заброшенных земельных участков . Возможно экономически стимулировать проведение землеустройства по инициативе граждан и юридических лиц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.