Гасанова Д.П. студент 2 курса Воробьёва С.В., к.юр.н.
доцент
кафедра конституционного и международного права Институт права и национальной безопасности Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
Россия, г. Тамбов ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА В ПЕРИОД ВООРУЖЁННЫХ КОНФЛИКТОВ
Аннотация: Статья посвящена анализу проблем ограничения государственного суверенитета в период вооружённых конфликтов. Рассматриваются вопросы понятия и правомерности гуманитарной интервенции в современном международном праве, а также тенденции развития миротворческой деятельности ООН. На конкретных примерах показаны результаты незаконного вмешательства во внутренние дела государства, а также сделан вывод о необходимости чёткого закрепления критериев и оснований допустимости такого вмешательства.
Ключевые слова: государственный суверенитет, вооружённые конфликты, гуманитарная интервенция, миротворческие операции, принцип невмешательства во внутренние дела государства.
THE PROBLEM OF LIMITING STATE SOVEREIGNTY IN TIME
OF ARMED CONFLICT
Abstract: the Article analyzes the problems of limitations of state sovereignty in times of armed conflict. Discusses the concept and legality of humanitarian intervention in contemporary international law, as well as trends in the development of UN peacekeeping. Specific examples shows the results of unlawful interference in the internal Affairs of States and the conclusion about the necessity of clearly establishing the criteria and bases for the admissibility of such intervention.
Key words: state sovereignty, armed conflicts, humanitarian intervention, peace operations, the principle of non-interference in the internal Affairs of the state.
Принцип суверенитета государства, предполагающий верховенство государственной власти на своей территории и независимость государства во внешних сношениях, является одним из основополагающих принципов международного права. Однако говорить об абсолютном государственном суверенитете, особенно в современном глобализирующемся мире, не представляется возможным.
Так, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отмечает существование «смягченного» суверенитета, обусловленного тем, что «гипертрофированное понимание суверенитета способно привести к отрицанию международно-правовых обязательств России, прежде всего в
сфере прав и свобод человека»23.
Международное гуманитарное право допускает ограничение суверенитета государств в период вооруженных конфликтов, т.к. они являются чрезвычайно опасными для человечества вследствие возможного расширения количества их участников, развития экологических катастроф, негативных гуманитарных последствий, связанных с ростом количества беженцев и т.д. Существуют различные средства, которые используются для предотвращения бедствий вооружённых конфликтов, такие как гуманитарная интервенция и миротворческие операции, осуществляемые по решению ООН.
В мировом сообществе пока не сложилось единого мнения о содержании понятия и признаках гуманитарной интервенции. В науке под ней обычно понимают «военные операции одних государств на территориях других без согласия их правительств в целях предотвращения или пресечения масштабных нарушений прав человека, особенно права на жизнь, последующего поддержания стабильности и установления демократических норм правления»24. При этом Устав ООН закрепляет обязанность членов-государств воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства25. С.В. Воробьёва отмечает, что «подобные вмешательства должны иметь веские основания и являться исключением, нежели правилом»26.
Впервые вопрос о правомерности гуманитарной интервенции остро встал после осуществления войсками Североатлантического альянса таких действий в Косово в 1999 г. По мнению многих исследователей, «подлинная гуманитарная катастрофа в Югославии явилась как раз следствием применения силы против этого государства»27. Весной 2003 г., провозгласив защиту прав человека мотивом вмешательства в Ирак, страны НАТО в то же время не смогли обеспечить соответствие самой интервенции международным нормам о правах человека и гуманитарному праву28.
Приведённые выше примеры показывает, что гуманитарные вмешательства зачастую сами создают гуманитарные катастрофы и
23 Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в. М.: Норма, 2008. С.420.
24 Сирота Н.М., Хомелева Р.А. Гуманитарная интервенция в контексте геополитики Запада // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2 (40). Ч. 1. С.171.
25 Устав ООН [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-viii/index.html (дата обращения: 25.09.2016)
26 Воробьёва С.В. Допустимость ограничения государственного суверенитета: пределы и основания // Актуальные вопросы юридической науки и практики: сборник научных трудов членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Вып. 7/ отв. ред. Н.С. Ельцов. Тамбов: Принт-Сервис, 2016. С.47.
27 Кружков В. Югославский прецедент опасен для мира // Международная жизнь. 1999. № 10. С.22.
28 Тарасова Л.Н. К дискуссии о правомерности гуманитарной интервенции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2011. Т. 1. № 5-14. С. 104.
нарушают целостность государственного суверенитета.
Интервенционистские действия НАТО осуществлял и во время гражданских войн в Сомали (2004-2010) и Ливии (2011), в период вооружённого конфликта в Йемене (2015-2016).
Сегодня идентичная ситуация складывается в Сирии. Турция и страны НАТО, осуществляя «гуманитарные» и «антитеррористические» вторжения без официального международного мандата, не только преследуют миротворческие цели, но и удовлетворяет собственные политические интересы. Фактически в сирийском регионе оправдано военное вмешательство только России, т.к. она действует по приглашению президента Башара Асада.
Ещё одно важное средство, направленное на предотвращение бедствий вооруженных конфликтов, - это миротворческие операции ООН. Главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности возложена на Совет Безопасности ООН, который принимает решение о направлении групп и миссий в зоны вооруженного конфликта или проведении операций по поддержанию мира силами военных контингентов государств - членов ООН под эгидой ООН. Например, с 1993 г. такие миротворческие миссии действовали в Грузии (абхазский конфликт), а с 1994 г. - в Таджикистане. Самая крупная миротворческая операция была развернута на территории бывшей Югославии.
Однако тенденции развития миротворческой деятельности ООН вызывают достаточно противоречивую оценку. Это связано с отсутствием подробно разработанной международно-правовой базы, невозможностью найти консенсус в отношении базовых принципов миротворческой деятельности, наличием нормативно-правовых пробелов во
взаимоотношениях ООН и региональных организаций29.
Можно заключить, что проблемы ограничения государственного суверенитета в период вооружённых конфликтов сегодня стоят очень остро. Очевидно, что в международном законодательстве необходимо чётко закрепить критерии и основания, которые бы определяли допустимое вмешательство во внутренние дела другого государства.
Использованные источники:
1. Устав ООН [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-viii/index.html (дата обращения: 25.09.2016).
2. Воробьёва С.В. Допустимость ограничения государственного суверенитета: пределы и основания // Актуальные вопросы юридической науки и практики: сборник научных трудов членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Вып. 7/ отв. ред. Н.С. Ельцов. Тамбов: Принт-Сервис, 2016. С. 45-49.
29 Скулаков Р.М. Гуманитарная интервенция и миротворческая операция как инструменты предотвращения вооруженных конфликтов (о некоторых современных военных проблемах международного права) // Военное право. 2015. № 1. С.267.
3. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в. Монография. - М.: Норма, 2008. 592 с.
4. Кружков В. Югославский прецедент опасен для мира / В. Кружков // Международная жизнь. 1999. № 10. С. 17-22.
5. Сирота Н.М., Хомелева Р.А. Гуманитарная интервенция в контексте геополитики Запада // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2 (40). Ч. 1. С.171-175.
6. Скулаков Р.М. Гуманитарная интервенция и миротворческая операция как инструменты предотвращения вооруженных конфликтов (о некоторых современных военных проблемах международного права) // Военное право. 2015. № 1. С. 252-269.
7. Тарасова Л.Н. К дискуссии о правомерности гуманитарной интервенции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2011. Т. 1. № 5-14. С. 99-105.
Голотина В.Ю. аспирант
Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В статье рассматриваются цели, задачи и принципы информатизации системы здравоохранения с точки зрения обеспечения повышения эффективности труда медицинских работников. Рассматриваются основные проблемы и лимитирующие факторы реализации задач информатизации медицинской сферы.
Ключевые слова: здравоохранение, модернизация, информатизация, качество труда.
Golotina V. Yu. graduate student, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don DIRECTIONS OF INFORMATIZATION OF THE HEALTH SECTOR IN TERMS OF ENHANCING THE QUALITY OF WORK OF
MEDICAL WORKERS The article discusses the goals, objectives and principles of the informatization of the healthcare system from the point of view of improving the efficiency of healthcare workers. Discusses the main problems and limiting factors of implementation of the tasks of informatization of the medical sphere. Keywords: health, upgrade, information, the quality of work. Решение задач модернизации сферы здравоохранения неразрывно связано с информатизацией труда медицинских работников, как важнейшего