Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ'

НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ТРУДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Голотина В.Ю.

В статье рассматриваются цели, задачи и принципы информатизации системы здравоохранения с точки зрения обеспечения повышения эффективности труда медицинских работников. Рассматриваются основные проблемы и лимитирующие факторы реализации задач информатизации медицинской сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF INFORMATIZATION OF THE HEALTH SECTOR IN TERMS OF ENHANCING THE QUALITY OF WORK OF MEDICAL WORKERS

The article discusses the goals, objectives and principles of the informatization of the healthcare system from the point of view of improving the efficiency of healthcare workers. Discusses the main problems and limiting factors of implementation of the tasks of informatization of the medical sphere.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»

3. Зорькин В.Д. Россия и Конституция в XXI в. Монография. - М.: Норма, 2008. 592 с.

4. Кружков В. Югославский прецедент опасен для мира / В. Кружков // Международная жизнь. 1999. № 10. С. 17-22.

5. Сирота Н.М., Хомелева Р.А. Гуманитарная интервенция в контексте геополитики Запада // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 2 (40). Ч. 1. С.171-175.

6. Скулаков Р.М. Гуманитарная интервенция и миротворческая операция как инструменты предотвращения вооруженных конфликтов (о некоторых современных военных проблемах международного права) // Военное право. 2015. № 1. С. 252-269.

7. Тарасова Л.Н. К дискуссии о правомерности гуманитарной интервенции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2011. Т. 1. № 5-14. С. 99-105.

Голотина В.Ю. аспирант

Южный федеральный университет Россия, г. Ростов-на-Дону НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В статье рассматриваются цели, задачи и принципы информатизации системы здравоохранения с точки зрения обеспечения повышения эффективности труда медицинских работников. Рассматриваются основные проблемы и лимитирующие факторы реализации задач информатизации медицинской сферы.

Ключевые слова: здравоохранение, модернизация, информатизация, качество труда.

Golotina V. Yu. graduate student, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don DIRECTIONS OF INFORMATIZATION OF THE HEALTH SECTOR IN TERMS OF ENHANCING THE QUALITY OF WORK OF

MEDICAL WORKERS The article discusses the goals, objectives and principles of the informatization of the healthcare system from the point of view of improving the efficiency of healthcare workers. Discusses the main problems and limiting factors of implementation of the tasks of informatization of the medical sphere. Keywords: health, upgrade, information, the quality of work. Решение задач модернизации сферы здравоохранения неразрывно связано с информатизацией труда медицинских работников, как важнейшего

условия повышения качества их деятельности. Учитывая зарубежный опыт обновления информационных систем в медицине, можно сказать, что с точки зрения повышения качества труда медицинских работников создаваемая информационная система призвана решать следующие основные задачи:

- оперативное обеспечение необходимой информацией всех работников медицинского учреждения во время диагностики, лечения, наблюдения и реабилитации пациентов;

- обеспечение преемственности этапов обслуживания населения при оказании медицинских услуг, в частности, речь идет о взаимосвязи информационных потоков при поликлиническом и диспансерном обслуживании;

- аккумулирование информации о пациентах в целях ведения статистического учета, а также решения задач прогнозирования заболеваемости;

- возможность проведения сравнений различных методов и схем лечения для выявления максимально эффективных;

- возможность проведения анализа стоимость лечения при использовании различных методов и технологий;

- возможность проведения оценки качества деятельности медицинских работников.

Кроме того, информатизация медицинских учреждений предполагает необходимость совершенствования технологий взаимодействия врача и пациента. В данном направлении к первостепенным задачам можно отнести:

- разработку и внедрение автоматизированных систем, используемых для проведения различных видов осмотров населения;

- разработку автоматизированных консультативно-диагностических систем для различной категории пользователей;

- разработку систем мониторинга и контроля за состоянием лечащихся, а также состояния показателей здоровья населения.

Несмотря на всю значимость обозначенных проблем, можно отметить довольно низкие темпы внедрения современных информационных технологий в практику деятельности медицинских учреждений. При этом в ускоренной автоматизации процессов управления информационными потоками в большей степени заинтересованы:

- руководители организаций здравоохранения, поскольку информатизация способствует эффективности реализации контролирующих функций;

- руководители аналитических подразделений, так как они получают инструмент для сбора данных и подготовки текущих отчетов;

- пациенты, что связано с повышением качества оказания медицинской помощи.

Одновременно слабая мотивация к информатизации своей

деятельности отмечается у следующих категорий работников:

- средний и младший медицинский персонал, так как появляются дополнительные обязанности по обработке информационных потоков (ввод данных, формирование базы данных и пр.);

- руководители среднего звена, которые занимаются организацией делопроизводства и традиционной методической работой, так как при этом они теряют свою административную значимость;

- рядовые врачи, которые против своей воли попадают в информационную зависимость от подразделения автоматизации.

Имеются и технические проблемы информатизации, уровень которой зависит от качества скоростных каналов в медицинском учреждении. Следует отметить, что проблемы связи, возникающие в отдельных регионах, во многом связанны со скоростью каналов связи, и чаще всего, это не просто проблемы, возникающие на последних этапах внедрения ИТ, а проблемы изначального подключения пользователей к сетям.

Одним из важных методологических моментом реализации программ информатизации сферы здравоохранения является следование определенным методическим и организационно-технологическим принципам. Основные принципы разработки информационных систем в здравоохранении представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные принципы разработки информационных систем в _здравоохранении_

Принцип Характеристика

Системность и комплексность Проектируемая информационная система рассматривается как единое целое со всем многообразием связей между ее элементами и внешними системами

Композиция / Декомпозиция целей Предполагает разделение информационной системы на основные задачи, и выделение отдельных из них, с целью более эффективного анализа и проектирования

Иерархичность структуры информационной системы Информационная система представляется в виде многоуровневой иерархической структуры с вертикально соподчиненными элементами (подсистемами)

Совместимость Обеспечение способности взаимодействия информационной системы различных видов в процессе совместного функционирования

Функциональность Информация однократно вводится и многократно используется

Унификация Определяет необходимость применения типовых, унифицированных элементов, стандартов, форматов и предполагает использование существующего опыта и имеющихся проектных решений

Рациональность Базируется на оценках, получаемых по критерию эффективности, и заключается в достижении рационального соотношения между затратами на создание информационной системы и эффектом, получаемым при ее функционировании

Независимость Независимость представления данных, предполагающая создание моделей данных, которые не зависят от процессов их обработки, физической структуры

Адаптивность Адаптивность информационной системы к изменениям внешней среды, возможность быстрого переключения на разные режимы использования аппаратных и телекоммуникационных средств

Синхронизация Процесс переработки и выдачи информации синхронизирован с процессами принятия решения на всех уровнях

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что использование информационных систем позволяет обеспечить повышение качества труда работников сферы здравоохранения, о чем убедительно свидетельствует уже имеющийся отечественный опыт. На сегодняшний день применение информационных систем в здравоохранении помогает организовать эффективную работу сотрудников медицинского учреждения, что становится базовым требованием для современной сферы здравоохранения. Использование новейших информационных технологий позволяет повысить качество оказания медицинских услуг, а также рентабельность и эффективность деятельности медицинского учреждения. Дальнейшее решение задач повышения качества оказания медицинских услуг предполагает комплексную информатизацию деятельности труда работников медицинских учреждений и требует решения достаточно большого количества методологических и практических проблем.

Использованные источники:

1. Астратова Г.В., Климук В.В., Минин В.В. Качество жизни в созидательном аспекте регионального благополучия // Стандарты и качество. 2015. №1 (931). С. 72-74.

2. Барковская Г.Ю. Принципы проектирования механизма развития профессиональных компетенций работников медицинских учреждений // Экономика и предпринимательство. 2016. №5 (70). С. 622-625.

3. Данилова Л.В., Борщук Е.Л., Чолоян С.Б., Гильмутдинов Р.Г. Проблемы информатизации регионального здравоохранения // Медицинский альманах. 2013. №6 (30). С. 12-15.

4. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Моделирование процессов управления ресурсными потоками в целях развития периферийных территорий. Terra Economicus. 2013. Т.11. № 3-2. С. 84-88.

5. Модельная и информационная платформа экономических процессов / под ред. Матвеевой Л.Г. - Ростов н/Дону. 2015. 336 с.

6. Чернова О.А. Императивы инновационного развития региональных экономических систем // Региональная экономика: теория и практика. 2009. №5. С. 24-30.

7. Чернова О.А. Региональная финансовая политика в отражении процессов модернизации национальной экономики // Региональная экономика. Юг России. 2013. №2. С. 195-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.