Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ С СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК'

ПРОБЛЕМЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ С СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ГОСЗАКУПКИ / ДОСТОВЕРНОСТЬ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ / МОНИТОРИНГ ЦЕН / СМЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шитова И.А.

Статья посвящена исследованию пересечений системы ценообразования в строительстве и системы госзакупок на современном этапе. Целью данного исследования является систематизация изменений в сфере ценообразования в строительстве в условиях применения системы госзакупок. Для этого выполнена декомпозиция цели путем выделения основных направлений реформирования системы ценообразования с акцентом на ее пересечение с системой госзакупок. Проанализированы связи двух систем и негативное влияние системы госзакупок на систему ценообразования в строительстве. Объект исследования - государственное регулирование системы ценообразования в строительстве с середины 2016г. по конец 2022 г. Предмет исследования - противоречия, возникающие в системе ценообразования в строительстве при пересечении с системой госзакупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шитова И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERSECTION OF THE PRICING SYSTEM IN CONSTRUCTION WITH THE PUBLIC PROCUREMENT SYSTEM AT THE PRESENT STAGE

The article is devoted to the study of the intersections of the pricing system in construction and the public procurement system at the present stage. The purpose of this study is to systematize changes in the field of pricing in construction, taking into account the impact of the public procurement system. The target was decomposed by highlighting the main directions of reforming the pricing system with an emphasis on its intersection with the public procurement system. The links between the two systems and the negative impact of the public procurement system on the pricing system in construction are analyzed. The object of the study is the state regulation of the pricing system in construction since mid-2016. by the end of 2022. The subject of the study is the changes made to the pricing system in construction over the past 7 years.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЕМ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ С СИСТЕМОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

Проблемы, обусловленные пересечением системы ценообразования в строительстве с системой государственных закупок

Шитова Ирина Александровна

старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), irina-shitova2007@yandex.ru

Статья посвящена исследованию пересечений системы ценообразования в строительстве и системы госзакупок на современном этапе. Целью данного исследования является систематизация изменений в сфере ценообразования в строительстве в условиях применения системы госзакупок. Для этого выполнена декомпозиция цели путем выделения основных направлений реформирования системы ценообразования с акцентом на ее пересечение с системой госзакупок. Проанализированы связи двух систем и негативное влияние системы госзакупок на систему ценообразования в строительстве. Объект исследования - государственное регулирование системы ценообразования в строительстве с середины 2016г. по конец 2022 г. Предмет исследования - противоречия, возникающие в системе ценообразования в строительстве при пересечении с системой госзакупок.

Ключевые слова: ценообразование в строительстве, госзакупки, достоверность сметной стоимости, мониторинг цен, смета.

Введение

В настоящее время государственная система ценообразования в строительстве (ЦС) отражает механизм формирования сметной стоимости для осуществления государственных закупок подрядных работ. Методика определения сметной стоимости строительства 421/пр, утвержденная в 2020г., в отличие от МДС81-35.2004 теперь содержит указание об обязательности ее применения в случае финансирования строительных работ за счет бюджетов бюджетной системы РФ и имеет прямую отсылку к ст. 8.3. Градостроительного Кодекса РФ. Два этих нормативных акта являются основой для формирования сметной стоимости строительной продукции для заказчиков, осуществляющих закупки по 44-ФЗ, 223-Ф3 и Постановлению Правительства РФ № 615 (Капремонт МКД).

Государство формирует высокий спрос на проектные, строительные и ремонтные работы, являясь крупным и платежеспособным заказчиком. За последние годы, госзакупки по видам деятельности: строительство, реконструкция и ремонт, занимают одну из лидирующих позиций в общем объеме государственного заказа по 44-ФЗ (рис. 1).

Растущий спрос на выполнение строительных работ удовлетворяют подрядные организации, выступающие на стороне предложения. Согласно действующим правилам осуществления госзакупок, они являются получателями цены строительной продукции от государственного заказчика. Участие подрядчика в формировании цены строительной продукции отражается лишь в процессе конкурентных процедур госзакупок в виде предложения тендерного снижения цены госзаказчика. То есть подрядчик принимает решение об участии в госзакупке на основе анализа соответствия/несоответствия цены госзаказчика «своей» подрядной цене. Подрядная цена состоит из издержек и прибыли. Издержки подрядчика — это себестоимость строительных работ, которая формируется как сумма цен строительных ресурсов на рынках труда и капитала. Эти цены формируются рыночными механизмами и напрямую

не регулируется государством, как и норма прибыли. Рыночная цена строительной продукции может значительно отличаться от сметной стоимости такой продукции. В государственной системе ценообразования цены ресурсов, расходы и норма прибыли - напрямую регулируются Минстроем РФ. В этом состоит основное противоречие двух подходов в ценообразовании, на разрешение которого в том числе, направлена реформа ЦС. (рис. 2).

10000 3000 «ООО 4000 2000 о

чв-

44

2017 2013 2019

1 О&щий объвм закупок по 44-ФЗ. млрд. р.

2020

2021

30 40 30 20 10 о

| |В том чнслг по выдам ОКВЭД 41. 42. 41: Стронтгльсво.ргконструшщя. РЕМОНТ, млрд. р.

• Доля вобщгм объгмг закупок по 44-ФЗ, %

Рисунок 1 - Динамика госзакупок по строительству, реконструкции и ремонту в период 2017-2021 гг (составлено автором по [1,2]).

Рисунок 2 - Два подхода к ценообразованию в строительстве

В подтверждение этого противоречия и в усиление тезиса о том, что система ценообразования в строительстве теперь рассматривается только в связке с госзаказом, можно привести цитату из презентационного материала ФАУ «Главгосэкспер-тиза» о Стратегии развития строительной отрасли до 2030г.: «Концепция стратегии

разработана с учетом сценария, предполагающего сохранение значительного объема государственного финансирования в строительной отрасли, при увеличении доли объема рыночных процедур и частного финансирования, система ценообразования и сметного нормирования может быть упрощена и затраты на обеспечение ее функционирования будут прямо пропорционально снижаться» [3].

В ходе госзакупок подрядных работ, еще с начала действия 94-ФЗ, а затем и 44-ФЗ, накопилась практика, демонстрирующая два противоречивых факта: с одной стороны, сметная стоимость занижена и не соответствует фактическим (рыночным) ценам на строительную продукцию, что иногда приводит к срыву закупок из-за отсутствия заявок, с другой стороны - в стремлении получить госзаказ, подрядные организации прибегают к тендерному снижению, размер которого, порой, не укладывается в рамки разумных пределов. Это противоречие сформировалось от пересечения двух систем: системы ЦС и системы госзакупок.

Официальная позиция

Еще в 2017г., после несостоявшегося одномоментного перехода на ресурсный метод в рамках «Концепции 400 дней», Минстроем РФ на постоянной основе стали разрабатываться планы мероприятий по совершенствованию системы ЦС. Предметом совершенствования в этой системе является процесс формирования цены строительной продукции - сметной стоимости. Всего было опубликовано 3 таких плана (табл. 1).

Таблица 1

Направления реформирования системы ЦС [4].

Направ ление План от 12.10.2018 План от 22.10.2019 План от 10.12.2020

I Совершенствование нормативно-правового регулирования

II Мероприятия по повышению достоверности определения сметной стоимости с применением базисно-индексного метода до перехода на ресурсную модель определения стоимости строительства

III Мероприятия, необходимые для обеспечения перехода на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства

IV Мероприятия по совершенствованию ФГИС ЦС

V Мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование системы ценообразования в строительной отрасли - Мероприятия по совершенствованию ценообразования в строительстве, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с ПП 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов»

Каждое направление состоит из набора мероприятий. Большинство из них за последние годы успешно реализованы, но важно отметить, что в ходе реформирования, переход на ресурсный метод был заменен переходом на ресурсно-индексный метод. Самыми значительными изменениями в системе ценообразования в строительстве за период 2016-2022гг. можно считать [5]:

- ввод в действие СНБ-2017, а затем СНБ-2020;

- новый классификатор строительных ресурсов КСР-2016;

- отмена старых и утверждение новых методик;

- подготовка СНБ-2022 и предоставление ее разработчикам сметного ПО;

- наполнение ФГИС ЦС документами ФРСН и старт официальной публикации цен строительных ресурсов по 6-ти регионам РФ;

- расширение профессиональной терминологии;

- введение форм новых документов в сфере госзакупок подрядных работ.

Очевидно, что в планах Минстроя нет прямого указания на синхронизацию системы ЦС и системы госзакупок. Согласно «Концепции 400 дней» цель реформы -эффективное использование государственных инвестиций за счет повышения достоверности сметной стоимости [6].

По справедливому замечанию Счетной палаты РФ, в первом и во втором плане мероприятий цели, задачи и сроки реформы не определены [7]. В рамках данного исследования, мы придерживаемся той первоначальной цели реформы, что была озвучена в «400 дней», тем более, что она созвучна с целью совершенствования системы ЦС в Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года - повышение точности определения стоимости строительства и переход на ресурсный метод [8].

Авторская позиция

В отличии от официальной позиции Минстроя, система реформирования ЦС нам кажется несколько шире, чем обозначенная в плане мероприятий. Более того, очевидно, что теперь она тесно переплетена с системой госзакупок через подготовку документации для закупок, процедурой заключения контрактов и взаиморасчетов за выполненные работы.

Реформирование ценообразования в строительстве имеет, на наш взгляд, несколько ключевых взаимосвязанных системообразующих направлений и элементов этих направлений, которые в конечном итоге отражаются на цене строительной продукции. Такое представление сложилось за счет очевидного влияния элементов системы ценообразования друг на друга, когда при изменении одного элемента системы изменяется другой. Это предположение позволяет нам рассматривать происходящие изменения как систему. Методический подход позаимствован из теории систем: в качестве системообразующих элементов выступают направления реформирования и элементы этих направлений. Инфраструктурные элементы и инструменты обеспечивают связи внутри системы. Пересечение системы госзакупок и системы ЦС можно представить в виде схемы, демонстрирующей направления реформирования системы ЦС. (рис. 3).

Первое направление - цифровизация отрасли, состоит из разработки и наполнения информационных систем в сфере градостроительной деятельности. Общие положения по этому направлению приведены в ст. 56 ГрК. Информация по ведению Минстроем России и подведомственными организациями информационных ресурсов представлена на официальном сайте Минстроя [9] (ГИС ЕГРЗ, ИАС ЦС, ФГИС ЦС, ГИС ЕГРЗ, ГИС ОГД и др). Кроме этого, ведется нормативная работа по внесению изменений в систему ЦС при осуществлении информационного моделирования (221/пр, 421/пр).

Рисунок 3 - Направления реформирования (совершенствования) системы ценообразования в строительстве

Второе направление это модернизация сметно-нормативной базы. Работа по актуализации сметных норм и расценок, разработке новых норм и индексов изменения сметной стоимости ведется Минстроем на постоянной основе. Результатом этой работы стала новая СНБ-2022, принципиальным отличием которой от прежних версий является то, что она не содержит расценок, а включает только нормы и сметные цены строительных ресурсов, и следовательно, может применятся для расчета смет ресурсным и ресурсно-индексным методом. Сметные цены строительных ресурсов в СНБ-2022 отражены по состоянию на 01.01.2022г. Кроме этого знакового результата, есть элементы направлений модернизации СНБ, которым уделяется особое внимание: это мониторинг текущих цен строительных ресурсов и развитие базы сборников укрупненных нормативов цен строительства (НЦС). Отдельно необходимо отметить методическую трансформацию. Например, кратковременное существование методик определения сметных цен строительных ресурсов демонстрирует высокую турбулентность методической работы [10] (табл. 2).

Еще одним показательным примером методических трансформаций является изменение значения термина «сметная цена», точнее, вида франко. Это революционное изменение повергло в шок все профессиональное сообщество. Как правило, в сметной документации сметная цена материалов определялась как цена «франко-приобъектный склад». В 2017г. в методике 77/пр было дано новое определение: сметная цена - это цена «франко-склад производитель (поставщик)». В дополнение к этой новой «сметной цене» необходимо было рассчитать стоимость транспортировки всех строительных материалов через разработку двух транспортных схем до объекта строительства и выбрать наиболее экономичный вариант доставки. Велись методические разработки по реализации этой идеи. Вероятно, эта методика оказалась настолько несостоятельной [12], что в 2022г. произошел возврат к прежнему понятию,

что сметная цена - это цена «франко-приобъектный склад» с учетом стоимости транспортировки материалов на расстояние до 30км. В связи с этим подготовлен и размещен проект методики на смену 77/пр [13].

Таблица 2

Трансформация методик по определению цен строительных ресурсов[11]

Наименование мето- Номер приказа Номер п риказа Номер п риказа

дики Дата приня- Дата от- Дата приня- Дата от- Дата при- Дата

тия мены тия мены нятия отмены

1 Методика определе- 999/пр 513/пр 916/пр

ния сметных цен на 20.12.2016 04.09.2019 04.09.2019 16.09.202 21.12.202 -

эксплуатацию машин и 2 1

механизмов

2 Методика определе- 1000/пр 515/пр 534/пр

ния сметных цен на за- 20.12.2016 04.09.2019 04.09.2019 - внесен в -

траты труда (работни- ФРСН, в

ков) в строительстве силу не вступил

3 Методика определе- 1001/пр 517/пр

ния сметных цен на 20.12.2016 04.09.2019 04.09.2019 -

материалы, изделия, конструкции, оборудо-

вание и цен услуг на

перевозку грузов для

строительства

Методическая работа также ведется по определению стоимости проектных и изыскательских работ. Новые методики определения нормативных затрат выпускаются взамен справочников базовых цен на проектные и изыскательские работы в строительстве и планируются к принятию в начале 2023г. [14].

Следующее направление, представленное на рисунке 2, и занимающее центральное место в данном исследовании - это синхронизация системы ЦС и системы госзакупок. В системе ценообразования в строительстве образовался новый системный элемент - система госзакупок, синхронизация с которой стала неотъемлемым принципом существования и развития системы ЦС. Теперь цена строительной продукции формируется с учетом правил контрактной системы и в рамках бюджетных лимитов. Ключевыми нормативными актами в обновленной системе координат для ценообразования в строительстве на конец 2022г. можно считать документы, представленные в табл. 3.

Принципиально новым документом, связывающим систему ЦС и систему госзакупок, здесь можно считать приказ Минстроя 841/пр «Порядок определения НМЦК и Методика составления сметы контракта». На первый взгляд, он разрывает связь между государственными сметными нормативами и ценой строительной продукции у госзаказчика [16]. Однако, определение НМЦК на основе сметы контракта по сути представляет собой процесс укрупнения позиций локальных смет до законченных конструктивных элементов и исключения обоснований из сметно-нормативной базы. При этом сохраняется связь между локальными сметами и сметой контракта через другой документ - ведомость объемов конструктивных решений. В результате, на

наш взгляд, хлопот по подготовке документации для госзакупок подрядных работ добавилось, но механизмы взаиморасчетов и проверок упростились. От перемены мест слагаемых сумма не меняется, но обратить внимание следует вот на что. Ранее, при заключении контракта, коэффициент тендерного снижения отражался в итогах локальной сметы или в расчете НМЦК, выполненного по форме сводного сметного расчета без корректировки стоимости каждой позиции. Теперь в смете контракта коэффициент тендерного снижения «растягивается» на все позиции сметы контракта и напрямую влияет на стоимость каждого конструктивного элемента. Теоретически, эта математическая особенность, может прямо повлияет на формирование нормативной базы сборников нормативных цен конструктивных решений (сборники НЦКР) через применение инструмента электронного актирования. В настоящий момент в федеральном реестре содержится один сборник НЦКР-22 «Автомобильные дороги», принятый в 2014г. В последнее время это направление несколько ушло в тень, но еще в 2017-2018гг. в презентациях Минстроя и Главгосэкспертизы создание базы сборников НЦКР ставилось наравне с другими задачами реформирования.

Таблица 3

НПА, влияющие на формирование цены строительной продукции при осуществлении госзакупок [15].

Федеральные законы и Кодексы Постановления Правительства Приказы Минстроя

ГК гл. 37. Подряд ПП 87 о составе разделов ПД 9/пр типовые условия контрактов

ГрК гл. 6. арх.-стоит. проектирование, гл. 2.1. ценообразование и сметное нормирование ПП 145 Экспертиза ПД 421/пр по определению сметной стоимости и др. методические документы из состава ФРСН по разработке, определению и применению сметных нормативов

БК ст. 34. эффективность расходования, ст. 72. осуществление госзакупок ПП 680 изменение существенных условий контракта

44-ФЗ о контрактной системе ПП 1315 изменение существенных условий контракта 841/пр определение НМЦК и Методика составления сметы контракта

46-ФЗ ст. 18. меры поддержки ПП 579 замена строительных ресурсов на аналоги

Кроме того, создание базы НЦКР весьма продвинуло бы решение другой проблемы - это расчет сметной стоимости по объектам, проектируемым в информационных моделях. Нельзя сказать, что эта проблема никак не решается. Разработчики ПО и продвинутые проектные организации ведут большую пионерную работу в направлении автоматизации сметных расчетов по информационным моделям, но о массовом применении этих инструментов говорить пока рано. Возможно, разработка и применение сборников НЦКР и будет тем соломоновым решением, которое устроит участников на этапе архитектурно-строительного проектирования.

Четвертое направление, представленное на рисунке 2 - развитие института Главгосэкспертизы. Кроме непосредственной работы по экспертизе проектной документации, разработке методик и мониторингу цен, руководством ГГЭ взят курс на экспертное сопровождение и инжиниринговые услуги [17]. При этом сохраняется функция контроля за проектно-изыскательской деятельностью, но должен быть реализован постепенный переход на инжиниринговое сопровождение, консультативно-экономическую и консультативно технологическую помощь со стороны экспертизы.

Результат мониторинга текущих цен строительных ресурсов агрегируется в информационно-аналитической системе ИАС ЦС, где обрабатываются данные о заработной плате, ценах материалов, оборудования, а также машинах и механизмах. В результате формируются отпускные и сметные цены строительных ресурсов и услуг, которые выгружаются для публичного пользования в ФГИС ЦС [18]. Эта работа также проводится под патронажем ФАУ «Главгосэкспертиза».

Выводы

Несмотря на завершение реформирования ЦС и планы Минстроя в течение 2023г. постепенно переводить регионы на ресурсно-индексный метод, остается ряд нерешенных проблем. Главными из которых можно считать: слабое наполнение ФГИС ЦС ценами строительных ресурсов, несостоятельность инструмента конъюнктурного анализа, нехватка индексов, отсутствие увязки классификаторов и ГИС [19], некачественная проектная документация, которая больше стройки страдает от демпинга в госзакупках и во многом предопределяет недостоверность сметной документации.

По мнению некоторых авторов и представителей профессионального сообщества, произошедшие изменения в системе ЦС за последние несколько лет стоит называть не революцией, а, скорее, эволюцией; реформу ЦС не реформой [20], а совершенствованием. Мы согласны с этим утверждением. Безусловно, произошли широкомасштабные изменения, особенно, по направлению модернизации СНБ. Но сохранена прежняя методология формирования сметной стоимости в части структуры сметной стоимости и методов ее определения. Внедрение же системы госзакупок в правила и механизм ценообразования в строительстве можно считать новым элементов в системе ЦС.

За последние 7 лет Минстроем РФ и подведомственным ему ФАУ «Главгосэкспертиза» проделана огромная работа по приближению к главной цели реформы ценообразования - повышению достоверности сметной стоимости. Но результат этой работы может быть полностью нивелирован при осуществлении конкурентных способов закупок (конкурсов и аукционов), где победитель определяется по минимальной цене. Исключение составляют конкурсы, где неценовые критерии определения победителя могут перевесить ценовой критерий. Такие особенности контрактной системы, как лимиты бюджетных обязательств и тендерное снижение, противоречат цели реформирования системы ЦС по повышению достоверности сметной стоимости. Приводит ли внедрение системы госзакупок к повышению достоверности? - остается вопросом.

В сметной документации расчеты ведутся с точностью до копеек, коэффициенты перемножаются с точностью до семи знаков после запятой, а при проведении конкурентных процедур, контракт может быть заключен с подрядчиком, который смело отрезает 30% от НМЦК. Нередко надежные подрядчики не имеют возможности снизить сметную стоимость и не готовы нести риски в условиях твердой договорной цены, поэтому не заявляются на торги или выбывают из конкурентных процедур. Требуются особые (специальные) антидемпинговые меры для закупок именно строительных и проектных работ.

Каковы последствия внедрения нового элемента в систему ценообразования, еще предстоит оценить, но, уже можно сказать, что просматривается тенденция: чем больше тендерное снижение на этапе закупки строительных работ, тем больше затраты на стадии эксплуатации объекта. Насколько это отвечает целям повышения эффективности государственных инвестиций - покажет время.

На наш взгляд, в сложившейся ситуации пересечения двух систем, в госзакупках строительной продукции необходимо развивать способ закупки Конкурс, применение которого в настоящее время весьма ограничено. В рамках этого способа закупок можно предложить:

- расширять и уточнять требования к подрядчикам в части их материально-технического и кадрового обеспечения;

- усиливать вес неценовых критериев оценки заявок.

Применение этих механизмов при проведении конкурсных процедур может стать инструментом повышения эффективности государственных инвестиций.

Литература

1. Отчет Счетной палаты РФ «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год» // Официальный сайт Счетной палаты РФ. 2022. URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf (дата обращения 15.12.2022).

2. Мониторинг закупок // Официальный сайт Минфина РФ. 2022. URL:https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases (дата обращения 15.12.2022).

3. Лахаев С.В. Стратегия развития ценообразования в строительстве. Реализуемые мероприятия// Презентационные материалы ФАУ «Главгосэкспертиза».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Планы мероприятий: Письмо Минстроя РФ от 12.10.2018г № 41624-НА/09. URL: https://smetnoedelo.ru/docs/3735.html ; от 22.10.2019. N 9580п-П9. URL: https://docs.cntd.ru/document/563969385?ysclid=lboq0iwtcz632281390 ; от 10.12.2020 N 11789п-П16. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376799/?ysclid=lboq9fv0461859320 8. (дата обращения 01.12.2022.)

5. Ценообразование в строительстве. Итоги работы за 2021г. и планы на 2022г. // Презентационные материалы Минстроя РФ. URL: http://ircforum.ru/upload/iblock/5c8/5c8c3c1 a683293d5bca0f94995d4f0af.pdf (дата обращения 01.12.2022).

6. РФ «Концепция «400 дней» реформирования системы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли». // Презентация Минстроя URL: https://firmmaker.ru/images/stat/minstroj/400day.pdf?ysclid=lbez1r4g9j19285436. (дата обращения 01.12.2022).

7. Ценообразование в строительстве. // Бюллетень Счетной палаты №6 (283) 2021 г. URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-schetnoy-palaty-6-283-2021-g

http://static.government.ru/media/files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf (дата обращения 01.12.2022).

8. Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. URL: http://static.government.ru/media/files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf (дата обращения 05.12.2022).

9. Государственные информационные системы Минстроя России. // официальный сайт Минстроя РФ. 2022. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/information-system/ (дата обращения 05.12.2022).

10. Шитова И.А. Методический прогресс в системе ценообразования в строительстве. // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей,

комплексов, территорий. Материалы Международной научно-практической конференции. 2020. Издательство: Тихоокеанский государственный университет (Хабаровск). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42978965 (дата обращения 10.12.2022).

11. Федеральный реестр сметных нормативов. // Официальный сайт Минстроя РФ. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/tsenoobrazovanie/federalnyy-reestr-smetnykh-normativov/ (дата обращения 01.12.2022).

12. Павлов А.С. Транспортная составляющая расходов в сметной стоимости строительства// Новостной портал «Смета-на». URL:https://smeta-na.ru/cenoobrazovanie/metodologiya/transportnaya-sostavlyajushhaya-rashodov-v-smetnoj-stoimosti-stroitelstva/ (дата обращения 05.12.2022).

13. Проект Методики применения сметных цен строительных ресурсов. // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=111707 (дата обращения 05.12.2022).

14. Методики определения нормативных затрат заменят справочники базовых цен на проектные и изыскательские работы // Новость на официальном сайте ФАУ «Глав-госэкспертиза». 2022. URL:

https://gge.ru/press-center/news/metodiki-opredeleniya-normativnykh-zatrat-zamenyat-spravochniki-bazovykh-tsen-na-proektnye-i-izyskat/ (дата обращения 05.12.2022).

15. Презентационные материалы курса Университета Минстроя НИИСФ РААСН «Руководитель проекта в сфере ценообразования». Лекторы- эксперты НИИСФ РААСН Паскина М.В., Миловкина О.И. URL: https://niisf.org/ (дата обращения 10.12.2022).

16. Цопа Н.В., Карпушкин А.С. Исследование основных проблем расчетов по смете контракта в строительстве и пути их решения // Экономика строительства и природопользования № 3 (84) 2022 г.

17.Трансформация института экспертизы. Инжиниринговые услуги, экспертное сопровождение // Минстрой РФ. Новости. URL:https://www.minstroyrf.gov.ru/press/glavnoy-temoy-viii-vserossiyskogo-soveshchaniya-organizatsiy-gosudarstvennoy-ekspertizy-stala-transf/ (дата обращения 12.12.2022).

18. Расчет сметных цен строительства в России // Официальный сайт БАРС груп. URL:

https://bars.group/construction/informatsionnoanaliticheskayasistematsenoobrazovaniy avstroitelstve/ (дата обращения 12.12.2022).

19. Горинский М.Е. Сметчики о ценообразовании: буксующая реформа, невнятная ФГИС ЦС и вечно занятые чиновники // Отраслевой журнал Строительство, №112022. URL:

http://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2022_god_11_2022_pc.pdf (дата обращения 12.12.2022).

20.Дидковская О. В., Ильина М. В., Мамаева О. А., Совершенствование системы строительного ценообразования: «реформа» или «развитие»? // Сметно-договорная работа в строительстве. 2017. № 4.

The intersection of the pricing system in construction with the public procurement system at the present stage Shitova I.A.

Pacific State University

The article is devoted to the study of the intersections of the pricing system in construction and the public procurement system at

the present stage. The purpose of this study is to systematize changes in the field of pricing in construction, taking into account

the impact of the public procurement system. The target was decomposed by highlighting the main directions of reforming the pricing system with an emphasis on its intersection with the public procurement system. The links between the two systems and the negative impact of the public procurement system on the pricing system in construction are analyzed. The object of the study is the state regulation of the pricing system in construction since mid-2016. by the end of 2022. The subject of the study is the changes made to the pricing system in construction over the past 7 years. Keywords: pricing in construction, public procurement, reliability of the estimated cost, price monitoring, estimate. References

1. Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation "On the results of the expert and analytical event "Monitoring the

development of the system of state and corporate procurement in the Russian Federation for 2020" // Official website of the Accounts Chamber of the Russian Federation. 2022. URL:

https://ach.gov.ru/upload/iblock/123/442w02xo0vq4unq199jwxnr9mpow972c.pdf (accessed 12/15/2022).

2. Monitoring of purchases // Official website of the Ministry of Finance of the Russian Federation. 2022. URL:

https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases (accessed 12/15/2022).

3. Lakhaev S.V. Strategy for the development of pricing in construction. Implemented activities// Presentation materials of FAU

"Glavgosexpertiza".

4. Action plans: Letter of the Ministry of Construction of the Russian Federation of October 12, 2018 No. 41624-NA/09. URL:

https://smetnoedelo.ru/docs/3735.html ; from 22.10.2019. N 9580p-P9. URL:

https://docs.cntd.ru/document/563969385?ysclid=lboq0iwtcz632281390 ; dated 10.12.2020 N 11789p-P16. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_376799/?ysclid= lboq9fv04618593208 (accessed 01.12.2022.)

5. Pricing in construction. Results of work for 2021 and plans for 2022 // Presentation materials of the Ministry of Construction of

the Russian Federation. URL: http://ircforum.ru/upload/iblock/5c8/5c8c3c1a683293d5bca0f94995d4f0af.pdf (accessed 12/01/2022).

6. RF "The concept of "400 days" of reforming the pricing system and estimated rationing in the construction industry." //

Presentation of the Ministry of Construction URL:

https://firmmaker.ru/images/stat/minstroj/400day.pdf?ysclid=lbez1r4g9j19285436 . (accessed 01/12/2022).

7. Pricing in construction. // Bulletin of the Accounts Chamber No. 6 (283) 2021 URL: https://ach.gov.ru/statements/byulleten-

schetnoy-palaty-6-283-2021-g http://static.government.ru/media/files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf (accessed 01/12/2022).

8. Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation for the

period up to 2030 with a forecast up to 2035. URL:

http://static.government.ru/media/files/AdmXczBBUGfGNM8tz16r7RkQcsgP3LAm.pdf (accessed 12/05/2022).

9. State information systems of the Ministry of Construction of Russia. // official site of the Ministry of Construction of the Russian

Federation. 2022. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/information-system/ (accessed 05.12.2022).

10. Shitova I.A. Methodological progress in the pricing system in construction. // Modern problems of economic development of enterprises, industries, complexes, territories. Materials of the International scientific-practical conference. 2020. Publisher: Pacific State University (Khabarovsk). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42978965 (accessed 12/10/2022).

11. Federal register of estimated standards. // Official site of the Ministry of Construction of the Russian Federation. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/tsenoobrazovanie/federalnyy-reestr-smetnykh-normativov/ (accessed 12/01/2022).

12. Pavlov A.S. Transport component of costs in the estimated cost of construction // News portal "Smetana". URL: https://smeta-na.ru/cenoobrazovanie/metodologiya/transportnaya-sostavlyajushhaya-rashodov-v-smetnoj-stoimosti-stroitelstva/ (accessed 05/12/2022).

13. Draft Methodology for the application of estimated prices of building resources. // Federal portal of projects of normative legal acts URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=111707 (accessed 05/12/2022).

14. Methods for determining standard costs will replace reference books of basic prices for design and survey work // News on the

official website of the Federal Autonomous Institution "Glav-gosexpertiza". 2022 URL: https://gge.ru/press-center/news/metodiki-opredeleniya-normativnykh-zatrat-zamenyat-spravochniki-bazovykh-tsen-na-proektnye-i-izyskat/ (accessed 05/12/2022).

15. Presentation materials of the course of the University of the Ministry of Construction NIISF RAASN "Head of the project in the field of pricing". Lecturers - experts of NIISF RAASN Paskina M.V., Milovkina O.I. URL: https://niisf.org/ (accessed 12/10/2022).

16. Tsopa N.V., Karpushkin A.S. Study of the main problems of calculations according to the estimate of the contract in construction

and ways to solve them // Economics of construction and nature management. 2022. No. 3 (84).

17. Transformation of the institute of expertise. Engineering services, expert support // Minstroy RF. News. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/glavnoy-temoy-viii-vserossiyskogo-soveshchaniya-organizatsiy-gosudarstvennoy-ekspertizy-stala-transf/ (accessed 12/12/2022).

18. Calculation of estimated construction prices in Russia // Official website of BARS group. URL:

https://bars.group/construction/informatsionnoanaliticheskayasistematsenoobrazovaniyavstroitelstve/ (accessed 12/12/2022).

19. Gorinsky M.E. Estimators on pricing: stalled reform, indistinct FGIS CA and eternally busy officials // Industry Journal Construction, No. 11-2022. URL:

http://www.ancb.ru/files/pdf/pc/Otraslevoy_zhurnal_Stroitelstvo_-_2022_god_11_2022_pc.pdf (accessed 12.12.2022).

20. Didkovskaya O. V., Ilyina M. V., Mamaeva O. A., Improvement of the building pricing system: "reform" or "development"? // Estimated and contractual work in construction. 2017. No. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.