Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ И РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОГО БЭКГРАУНДА В ОЦЕНКАХ МАГИСТРАНТОВ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ'

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ И РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОГО БЭКГРАУНДА В ОЦЕНКАХ МАГИСТРАНТОВ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистратура / качество образования / академический бэкграунд / профильность / студенты / руководители магистерских программ / индивидуальные образовательные траектории / master's degree / quality of education / academic background / specialization / students / heads of master's programs / individual educational routes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Марина Николаевна

Рассмотрены проблемы обучения студентов магистратуры во взаимосвязи с их предшествующим образованием. Определены основные проблемы реализации магистерских программ на примере Удмуртского государственного университета. Целью статьи является определение взаимосвязи процесса обучения в магистратуре студентов с различным академическим бэкграундом, т.е. предшествующим направлением подготовки магистрантов. Выявлены основные проблемы магистерского образования и способы их решения. Были применены методы полуформализованных интервью с руководителями магистерских программ и анкетного опроса студентов. Результаты исследования показали, что непрофильные студенты являются более мотивированными и ответственными, чем профильные. Анкетный опрос позволил создать предварительный социальный портрет студента, обучающегося не по профилю магистратуры: это, как правило, студенты социально-гуманитарных направлений, чаще женщины, более старшего возраста, при этом наибольшая часть из них закончила свое обучение раньше, чем в году, предшествующему обучению в магистратуре. Выявлен ряд проблем, например, недостаточная базовая подготовка обучающихся с непрофильным образованием, как фактор снижения мотивации к обучению у этой группы обучающихся. Также проблематичными являются более низкие оценки качества обучения у магистрантов с профильной подготовкой. Основными рекомендациями студентов по повышению качества подготовки являются повышение практической составляющей образования, увеличение доли дисциплин, направленных на получение специфических профессиональных навыков, повышение возможности выбора дисциплин, обеспечение гибкости расписания. Эти трудности должны решаться посредством развития индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих поддержку образовательных и карьерных маршрутов выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES OF MASTER’S DEGREE PROGRAMS AND THE ROLE OF ACADEMIC BACKGROUND AS SEEN BY MASTER’S STUDENTS AND THEIR SUPERVISORS

The article examines the challenges of teaching master's degree students in relation to their prior education. The primary issues in the implementation of master's programs are analyzed using Udmurt State University as a case study. The objective of the article is to determine the interconnection between current master's degree education and previous academic backgrounds. Additionally, the main problems of master's education and potential solutions are identified. Semi-structured interviews with heads of master's programs and questionnaires distributed to students were utilized as research methods in this study. The findings revealed that students from different majors display higher levels of motivation and responsibility compared to those pursuing a program within the same field of study. The questionnaire facilitated the creation of a preliminary social profile of students enrolled in different master's programs: these are typically students in the social sciences, more often women, of older age, with most having obtained their first academic degree at least two years prior to joining the master’s program. Several issues were identified, such as the insufficient foundational training of students from different majors, which reduces motivation for this group. Additionally, poorer academic performance among students within the same field of study warrants attention. Students' main recommendations to improve the quality of education include: a) increased practical components, b) a higher proportion of courses aimed at developing specific professional skills, c) a broader selection of courses, and d) a more flexible class timetable. These challenges should be addressed through the development of individualized educational pathways that support the educational and career trajectories of graduates.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ И РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОГО БЭКГРАУНДА В ОЦЕНКАХ МАГИСТРАНТОВ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья

DOI: 10.15593/2224-9354/2024.2.1 УДК 316.334:378(470.51)(045)

М.Н. Макарова

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ И РОЛЬ АКАДЕМИЧЕСКОГО БЭКГРАУНДА В ОЦЕНКАХ МАГИСТРАНТОВ И ИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Рассмотрены проблемы обучения студентов магистратуры во взаимосвязи с их предшествующим образованием. Определены основные проблемы реализации магистерских программ на примере Удмуртского государственного университета. Целью статьи является определение взаимосвязи процесса обучения в магистратуре студентов с различным академическим бэкграундом, т.е. предшествующим направлением подготовки магистрантов. Выявлены основные проблемы магистерского образования и способы их решения. Были применены методы полуформализованных интервью с руководителями магистерских программ и анкетного опроса студентов. Результаты исследования показали, что непрофильные студенты являются более мотивированными и ответственными, чем профильные. Анкетный опрос позволил создать предварительный социальный портрет студента, обучающегося не по профилю магистратуры: это, как правило, студенты социально-гуманитарных направлений, чаще женщины, более старшего возраста, при этом наибольшая часть из них закончила свое обучение раньше, чем в году, предшествующему обучению в магистратуре. Выявлен ряд проблем, например, недостаточная базовая подготовка обучающихся с непрофильным образованием, как фактор снижения мотивации к обучению у этой группы обучающихся. Также проблематичными являются более низкие оценки качества обучения у магистрантов с профильной подготовкой. Основными рекомендациями студентов по повышению качества подготовки являются повышение практической составляющей образования, увеличение доли дисциплин, направленных на получение специфических профессиональных навыков, повышение возможности выбора дисциплин, обеспечение гибкости расписания. Эти трудности должны решаться посредством развития индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих поддержку образовательных и карьерных маршрутов выпускников.

Ключевые слова: магистратура, качество образования, академический бэкграунд, про-фильность, студенты, руководители магистерских программ, индивидуальные образовательные траектории.

Введение. Проблемы обучения в магистратуре в последние годы обусловлены сложностями формирования магистерских программ, обеспечения соответствия требованиям рынка труда, опережающей подготовки кадров [1, с. 17]. Российская модель «перехода» к Болонской системе образования и много-

© Макарова М.Н., 2024 Макарова Марина Николаевна - д-р социол. наук, профессор кафедры социологии, специалист отдела управления качеством образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Ижевск, е-таУ; makmar11@mail.ru.

уровневой системе подготовки в высших учебных заведениях имеет свою специфику и связана с множеством проблем, в частности, специфики профиля подготовки, мотивации абитуриентов и студентов к поступлению и обучению в магистратуре, непонимания работодателей взаимосвязи уровневой подготовки с конкретными профессиональными функциями и т.д. [2, с. 72; 3, с. 5].

С одной стороны, магистратура обеспечивает преемственность процесса обучения, с другой - является самостоятельным уровнем образования и позволяет получить новую профессию. В этой связи возникает проблема дифференциации подходов к обучению «профильных» и «непрофильных» магистрантов, т.е. учета предыдущего образования студентов. Близость предыдущего и получаемого образования магистров напрямую сказывается на их мотивации и на качестве подготовки [2, с. 43]. Большинство исследователей и практиков указывают на трудности адаптационного периода непрофильных магистрантов, которые не каждый способен преодолеть [4, с. 26].

Ведутся дискуссии о том, нужно ли разрешать поступление в магистратуру непрофильным бакалаврам и специалистом [5]. С учетом потенциального реформирования образования уровневая подготовка сохранится [6], в результате чего этот вопрос не потеряет свою актуальность.

Цель настоящей статьи - определить взаимосвязь оценок процесса обучения в магистратуре студентов с различным академическим бэкграундом, под которым в данном случае понимается предшествующие направления и специальности подготовки магистрантов. В качестве дополнительных задач исследования следует отметить выявление основных проблем магистерского образования с точки зрения руководителей магистерских программ и самих обучающихся, а также способов решения этих проблем с точки зрения различных субъектов образовательного процесса.

В ряде вузов существуют программы обучения для студентов с различным предшествующим образованием, например, использование «блока дисциплин непрофильного для студента направления подготовки, представляющую дополнительную образовательную траекторию» [2, с. 128], использование дисциплин по выбору как возможности для адаптивного обучения студентов [4, с. 46], развитие непрерывного образования для формирования индивидуальных образовательных траекторий [7, с. 80]; внедрение междисциплинарных программ [8, с. 171]. В рамках представленного исследования также предлагаются как способы измерения качества обучения, так и возможности их сопоставления с различными социальными характеристиками обучающихся.

К настоящему времени накоплен значительный багаж исследований западных и отечественных ученых о проблемах развития магистратуры и ее адаптации к существующим и опережающим процессам на рынке труда посредством опросов магистрантов, преподавателей, руководителей магистерских программ. Западные исследователи, особенно в тех вузах, где многоуров-

невая подготовка является устоявшейся, как правило, сосредоточены на рассмотрении частных проблем, например, мнений обучающихся относительно исследовательской деятельности, качества преподавания отдельных дисциплин, потребностей в дополнительном обучении и т.п. [9; 10, р. 81]. В отечественных исследованиях чаще рассматриваются наиболее общие проблемы и «болевые точки» современной магистратуры: мотивация поступления в магистратуру, выбора программы [11-14]; оценка качества подготовки в магистратуре, перспектив дальнейшей карьеры обучающихся [15]; проблемы, с которыми сталкиваются магистранты в процессе обучения [16, с. 130]. Результаты многих исследований отражают общие, характерные для современной российской магистратуры проблемы: трудности совмещения работы с учебой для магистрантов, недостаток квалифицированных преподавателей, нехватка «гибких» и инновационных подходов к преподаванию и формированию траекторий обучения [17, с.122], недостаточная роль науки в образовательном процессе [18, с. 340] и т.п. Все эти аспекты напрямую связаны с оценкой качества обучения и говорят о необходимости модернизации этого уровня подготовки, как бы он ни назывался впоследствии.

В настоящее время осуществляется разработка Программы развития магистратуры ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» на 20222030 гг. В этой связи в течение 2022/23 учебного года с целью выявления проблем и потребностей при реализации магистерских программ было проведено исследование, включающее следующие методы:

• полуформализованное интервью с руководителями магистерских программ, руководителями научного содержания, кураторами по направленности;

• анкетный опрос студентов магистратуры.

Всего было опрошено 49 руководителей магистерских программ, включая руководителей образовательных программ и руководителей научного содержания, что составляет 62 % от общего числа имеющихся в вузе представителей руководства магистратуры, и 354 обучающихся магистратуры.

Для интервью с представителями руководства магистерских программ ставились следующие задачи:

• выявление основных функций руководителей магистерских программ;

• обозначение основных проблем при реализации магистерских программ и способов их решения.

Интервью с руководителями носили разведывательный характер, поскольку основной целью было выявление проблем, с которыми сталкивается руководство магистерских программ в процессе их реализации. Результаты этого исследования также помогли сформировать инструментарий для анкетного опроса магистрантов и сделать его выводы более реалистичными. Для анкетирования студентов ставились следующие задачи:

1. Выявить мотивацию выбора УдГУ и магистерской программы.

2. Выявить основные источники информации о программе и об учебном процессе.

3. Определить оценку студентами различных аспектов своего обучения.

4. Определить основные трудности, с которыми магистранты сталкиваются в ходе обучения.

5. Определить жизненные планы студентов по окончании обучения.

В ходе исследования выявились взаимосвязи оценок магистрантов и их руководителей с предшествующей академической подготовкой, что впоследствии определило цель настоящей статьи.

Проблемы реализации магистерских программ: взгляд руководителей. Чаще всего руководители магистерских программ занимаются работой со студентами и преподавателями, привлечением студентов к научно-исследовательской и практической деятельности, контролем научной деятельности магистрантов и их руководителей, профориентационной работой и приемом магистрантов, подбором преподавателей, формированием научно-исследовательской составляющей магистерской программы. Кроме вышеназванных, руководители отмечают еще целый ряд функций. Их можно разделить на две группы функций, отмечаемых и в ряде других исследований [19, с. 68]. Проектная функция связана с формированием и обеспечением научного содержания, совместно со студентами, преподавателями и партнерами: «Проектирование инновационной научно-образовательной деятельности магистрантов в рамках студенческого научного общества (участие магистрантов в конкурсах и конференциях, написание статей), организация взаимодействия с выпускниками программы, организация сетевого взаимодействия с другими вузами, реализация совместных с другими вузами курсов учебных курсов». Другая функция - коммуникационная -направлена на взаимодействие со студентами и преподавателями по возникающим проблемам и по вопросам обеспечения качества подготовки (контроль успеваемости магистрантов, информирование, консультирование, формирование индивидуального плана обучающихся и др.): «Координация учебно-методической работы преподавателей, участвующих в программе». «Набор слушателей в магистратуру, сопровождение практики студентов, консультация магистров по ходу их научного исследования».

Руководителям было предложено назвать основные проблемы при реализации программы и имеющиеся пути их решения. Одной из важнейших проблем руководители назвали недостаточную готовность обучающихся к получению магистерского образования, особенно с непрофильным дипломом, недостаток или отсутствие у них базовых знаний и навыков, что приводит к расхождению ожиданий с имеющимся содержанием программы и, как следствие, к утечке контингента. Эта проблема отмечается в ряде исследований [20, с. 19] и часто решается путем дополнительных заданий и занятий с отстающими студентами, разработки индивидуальных траекторий обучения. «Часто поступают сту-

денты, не имеющие базовой подготовки по художественно-педагогическому образованию. Для них первый курс становится особенно трудным, так как формируется новый для них понятийный аппарат. Стараемся адаптировать рабочие программы под особенности базовой подготовки поступивших. Как правило, ко второму семестру положение выравнивается».

Также возникают трудности с продвижением программы, особенно в интернете и в социальных сетях, поиском абитуриентов, нехваткой ресурсного обеспечения профориентационной работы. Необходимость такой работы руководители объясняют следующим образом: «... невысокая заинтересованность абитуриентов в магистерском дипломе, непонимание работодателей разницы в дипломах разного уровня выпускников вузов». Сюда можно также добавить проблемы, выделяемые и в других исследованиях: отсутствие бюджетных мест на некоторых программах, высокая цена за обучение, которая «отпугивает» абитуриентов [12, с. 210]. Эти трудности, как и во многих других вузах [17], решаются путем информационной работы со студентами-бакалаврами близких по профилю направлений, организацией научно-исследовательской и проектной деятельности с участием магистрантов, которая может быть привлекательной для последующих абитуриентов [18].

Сохранность контингента (отсев студентов) 3,67

Вовлечение работодателей в учебный процесс 3,13

Низкая научная активность студентов 3,1

Материально-техническое обеспечение 3

Проблема подготовки и выпуска студентов с

непрофильными дипломами о предыд. обр. ^^^^^^^^^^^^^^

Проблема подбора преподавателей 2,81

Информационное обеспечение 2,81

Трудоустройство магистров по специальности 2,7

Методическое обеспечение 2,5

Трудности с открытием новых программ 2,31

Рис. 1. С какими проблемами Вы сталкиваетесь в ходе реализации ООП магистратуры?

Средняя оценка по 5-балльной шкале (1 - наименее значима, 5 - наиболее значима)

Особая значимость среди проблем магистратуры принадлежит сохранности контингента (рис. 1), поэтому руководителям был задан вопрос о способах решения этой проблемы. Индивидуальный подход является наиболее распространенной технологией удержания магистрантов. Практико-ориентированность, инте-

рактивные методы преподавания, привлечение работодателей к реализации магистерских программ, проектная деятельность - все эти инструменты должны продемонстрировать студенту перспективность и применимость получаемых знаний и умений. Применение дистанционных и смешанных форматов и технологий также частично может решить проблему, связанную с низкой посещаемостью в связи с высокой занятостью студентов [2, с. 56].

Повышение качества обучения и сохранность контингента оказываются напрямую связанными с индивидуализацией и дифференциацией подходов к обучению в магистратуре. Одной из выявленных в ходе интервью проблем является работа со студентами, имеющими различный академический бэкграунд. В этой связи возникает вопрос: как относятся к процессу обучения в магистратуре студенты с различной степенью близости получаемого и предыдущего образования? Одна из этих задач ставилась в ходе опроса студентов.

Оценка качества обучения и роль профиля предыдущего образования магистрантов. 44 % опрошенных магистрантов обучаются по тому же профилю, который получили на первой ступени высшего образования; 37 % окончили программу, родственную получаемой в магистратуре, пятая часть опрошенных учатся по программе, никак не связанной с предыдущим дипломом. В последней группе преобладают представители психолого-педагогического, филологического и экономического направлений. Средний возраст в этой группе также выше среднего - 30,1 год, т.е. это наиболее взрослая социальная группа по сравнению с другими, также в этой группе наибольшая доля женщин - 80 %. Среди тех, кто окончил бакалавриат по профилю своего обучения, наибольшая доля «естественников» (26,9 %), мужчин (30,1 %) и это самая молодая группа из всех (средний возраст 26 лет), т.е. чаще всего это те, кто закончил бакалавриат в том же году, что и поступили в магистратуру.

Наиболее популярной причиной выбора вуза явилось наличие в университете интересующей магистерской программы. На втором месте - удачное расположение учебного заведения. Чуть более пятой части опрошенных указывают на высокое качество подготовки, несколько меньше выбирают варианты «престижность вуза» и «несложный процесс обучения». В качестве других причин наиболее популярными являются два противоположных варианта. С одной стороны, выбор вуза может основываться на желании продолжить обучение в том же вузе, где была получена первая ступень образования, где все уже знакомо: преподаватели, сотрудники, и в целом образовательная среда воспринимается как «привычная» и «комфортная». При этом наиболее популярным мотивом у этой части опрошенных является именно наличие высококвалифицированного преподавательского состава. Ряд опрошенных указывают также на высокое качество научного руководства и желание пойти к конкретному руководителю или преподавателю для продолжения исследовательской работы. Подобные мотивы отмечаются и в ряде других исследований [21].

Примечательно, что так называемых «непрофильных» магистрантов привлекает возможность приобретения новой профессии и высшего образования в короткие сроки, что все более важно в современных меняющихся условиях. Вне зависимости от профиля обучающихся респонденты часто указывают интерес к выбранной программе, возможность обучаться у ведущих ученых вуза, высококвалифицированных преподавателей. Среди ответов на открытые вопросы встречаются и такие, которые демонстрируют неуверенность студентов не только в том, что полученный первый уровень высшего образования обеспечит для них возможности дальнейшей карьеры, но и в том, что бакалавриат является «полноценным высшим» образованием [22]. Для ряда магистрантов также является важным сам статус студента, имея который, они могут получать различные льготы, проживать в общежитии и др. Таким образом, выбор магистерской программы связан в понимании студентов с открытием новых социальных и жизненных возможностей.

Студентам было предложено оценить основные аспекты качества обучения. Все параметры были оценены выше среднего, однако наиболее высокие оценки получили эффективность работы научного руководителя, организация научной работы в подразделении, качество и доступность индивидуальных консультаций преподавателей. Все это говорит о высокой удовлетворенности обучающихся взаимодействием с преподавателями, научным руководителем и работниками дирекций институтов. Ниже всего опрошенные оценили возможность выбора дисциплин и эффективность участия работодателей, представителей внешних организаций в учебном процессе, а также соответствие содержания дисциплин требованиям рынка труда.

Основной трудностью, с которой сталкиваются магистранты, является нехватка времени и трудности совмещения работы и учебы (рис. 2). Эта проблема отмечается как наиболее актуальная в большинстве подобных опросов [17, с. 121]. Другая группа трудностей касается содержания магистерских программ и освоения профессиональных навыков. В частности, отмечается недостаточная взаимосвязь изучаемых дисциплин с практикой (22,5 %), неактуальное содержание дисциплин (21,4 %) и недостаточный объем часов по профильным дисциплинам (17,2 %). Ряд студентов указывают на возможность проводить занятия в смешанном режиме в связи с неудобным расписанием посещения занятий. Кроме того, следует указать, что наряду с нехваткой профильных дисциплин некоторые студенты не понимают нецелесообразность так называемых «непрофильных» курсов в рамках магистерской программы. Включение этих дисциплин, как правило, вызвано необходимостью освоения универсальных компетенций при получении высшего образования всех уровней, в том числе магистратуры [23-27].

Большинство студентов высказали удовлетворенность обучением в магистратуре. Наибольшая доля полностью удовлетворенных обучением наблюда-

ется среди тех, чья первая ступень образования по профилю никак не связана с предыдущим обучением (61,2 %). Возможно, получения новой профессии и в целом смена образовательной среды вызывает интерес у обучающихся.

Совмещеннеработы и учебы, нехватка

времени

Неудобное расписание

Недостаточная связь дисциплин с практикой

Неактуальное содержание дисциплин

Недостаточный объем часов по профильным дисциплинам Недостаток базовых знаний по выбранной

программе

Трудности при выполнении научной

работы

Проблемы взаимодействия с научным руководителем Проблемы взаимодействия с сотрудниками кафедры, института

О 10 20 30 40 50 60 70 80

Рис. 2. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в процессе учебы (процент от общего числа опрошенных)

По получаемому направлению магистратуры уже работают 40 % опрошенных. Еще 37 % планируют работать по этому направлению. Среди получающих образование по профилю предыдущего обучения наибольшая доля тех, кто работает по получаемому направлению (44 %). Среди тех, кто получает образование не по профилю предыдущего образования, меньше всего работающих по направлению магистратуры (18 %), но наивысшая доля тех, кто планирует это сделать (60 %). Это может быть связано как с меняющимися внешними условиями, так и с высоким интересом к новой профессии и желанием работать по ней.

Среди пожеланий магистрантов по совершенствованию образовательной деятельности можно выделить следующие: повышение практической составляющей образования, развитие профильности обучения (большее внимание профильным дисциплинам, сокращение непрофильных курсов), увеличение доли дисциплин, направленных на получение специфических профессиональных навыков, повышение возможности выбора дисциплин, повышение гибкости расписания (учет занятости студентов, рассмотрение возможности смешанных форм обучения /аттестации).

С целью выявления взаимосвязи оценки качества обучения с характеристиками студентов был применен корреляционный анализ, для которого были

выбраны следующие переменные: курс, возраст, профиль обучения, общая оценка качества обучения, занятость, самооценка посещаемости и желание обучаться в аспирантуре (таблица). Для создания показателя по оценке качества была создана суммарная переменная, результирующая различные аспекты оценки качества подготовки. Результаты показали, что общая оценка качества обучения положительно связана с посещаемостью, курсом и возрастом. Как правило, более старшие студенты выше оценивают качество обучения в рамках магистерской программы. Более высокая оценка качества обучения позитивно связана с желанием обучаться в аспирантуре.

Кореляционный анализ взаимосвязи различных характеристик обучающихся (коэф. Спирмена)

Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8

1. Оценка качества обучения 1 0,149** 0,195** 0,008 0,114* 0,122* 0,386** -0,113*

2. Посещаемость 0,149** 1 0,049 -0,121* 0,103 -0,069 0,01 -0,059

3. Желание поступить в аспирантуру 0,195** 0,049 1 -0,041 0,052 0,003 0,123* -0,092

4. Занятость 0,008 -0,121* -0,041 1 0,032 0,043 -0,043 0,01

5. Курс 0,114* 0,103 0,052 0,032 1 0,049 0,037 -0,034

6. Возраст 0,122* -0,069 0,003 0,043 0,049 1 0,038 -0,114*

7. Оценка качества обучения 0,386** 0,01 0,123* -0,043 0,037 0,038 1 0,038

8. Профильность -0,113* -0,059 -0,092 0,01 -0,034 -0,114* 0,038 1

* Корреляция значима на уровне 0,05 (2-стор.). ** Корреляция значима на уровне 0,01 (2-стор.).

Выводы и обсуждение. Как показало исследование, наиболее актуальной проблемой качества обучения в магистратуре является необходимость адаптации непрофильных студентов и поддержание их мотивации и интереса к выбранной программе. Эти трудности должны решаться посредством индивидуальных образовательных траекторий, обеспечивающих поддержку образовательных и карьерных маршрутов выпускников.

Среди наиболее актуальных проблем подготовки магистрантов является сохранность контингента, вовлечение работодателей в реализацию ООП и низкая научная активность студентов магистратуры. Наиболее эффективными технологиями решения этих проблем являются индивидуальные образовательные траектории и практико-ориентированность, объединение которых можно достигнуть посредством вовлечения магистрантов в проектную деятельность. Другой востребованной технологией является частичное применение дистанционных форм обучения, которое могло бы решить проблему посещаемости и повышения привлекательности программ. Однако это не должно снижать качество обучения, а наоборот, способствовать его повышению.

Анкетный опрос позволил создать предварительный социальный портрет студента, обучающегося не по профилю магистратуры: это, как правило, студенты социально-гуманитарных направлений, чаще женщины, более старшего возраста, т.е. предполагается, что наибольшая часть из них закончила свое обучение раньше, чем в году, предшествующему обучению в магистратуре. Среди «непрофильных» студентов исправно посещающих занятия несколько больше, наименее дисциплинированы при посещении те, кто получает образование по программе, родственной предыдущей. Также непрофильные студенты чаще других желают поступать в аспирантуру и получать дополнительное образование.

Результаты исследования показали, что непрофильные студенты являются более мотивированными и ответственными, чем профильные. Это требует дополнительных исследований, но уже сейчас можно отметить, что нужно продумать специфические стратегии по отношению к обеим группам студентов. Индивидуальные образовательные траектории наиболее важны для магистратуры, при этом необходим учет не только профильности обучения, но и развития навыков по конкретному направлению обучения. Кроме того, необходим пересмотр к освоению универсальных компетенций в рамках магистерских программ.

Исследование показало взаимосвязь оценки качества обучения с бэкграундом студента и интерес к выбранным программам «непрофильных» обучающихся, что требует более взыскательного отношения в связи с политикой возможных запретов обучаться на более высоком уровне образования студенту с непрофильным образованием. Будущая модель уровневой подготовки должна оставлять возможность для изменения или корректировки траектории обучения, а также создавать условия для индивидуализации этого процесса. В то же время выявился ряд проблем, например, недостаточная базовая подготовка обучающихся с непрофильным образованием по получаемому образованию в магистратуре, как фактор снижения мотивации к обучению у этой группы обучающихся. Также проблематичными являются более низкие оценки качества обучения у магистрантов с профильной подготовкой, возможно, вследствие несоответствия содержания обучения их ожиданиям (недостаточная доля специализированных дисциплин, повторение материала, пройденного на предыдущем уровне обучения, недостаточная практико-ориентированность и др.). Это требует дальнейших исследований, особенно в условиях трансформации отечественного образования, при которой сохранение уровневой подготовки должно обеспечивать, с одной стороны, непрерывность образовательного процесса, а с другой - его гибкость и опережающий характер.

Список литературы

1. Сенашенко, В.С. Место магистратуры в современной модели инженерного образования / В.С. Сенашенко, Е.А. Конькова, С.Е. Васильева // Высшее образование в России. - 2012. - № 11. - С. 16-22.

2. Доказательная магистратура: результаты и перспективы: моногр. / под ред. А.В. Гармоновой, Д.В. Щегловой. - М.: МАКС Пресс, 2021. - 22S с.

3. Стукалова, И.Б. Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы / И.Б. Стукалова // Современное образование. - 201S. -№ 3. - С. 1-S.

4. Трансформация высшего образования: кейсы российской магистратуры: моногр. / Ин-т образования НИУ ВШЭ; под ред. А.В. Гармоновой, Е.А. Савеленок. - М.: МАКС Пресс, 2020. - 244 с.

5. В магистратуру на другой профиль - за и против: Стоит ли запрещать бакалаврам и специалистам поступать в непрофильную для них магистратуру? // Skillbox. Образование 4.0. - 2022. - 12 окт. - URL: https://skillbox.ru/media/ educa-tion/v-magistraturu-na-drugoy-profil-za-i-protiv/ (дата обращения: 11.09.2023).

6. Агранович, М. Шесть вузов начнут переход на новую систему высшего образования уже в этом году / М. Агранович // Российская газета. - 2023. -14 мая. - URL: https://rg.ru/2023/05/12/shest-rossijskih-vuzov-nachnut-perehod-na-novuiu-sistemu-vysshego-obrazovaniia-uzhe-v-etom-godu.html (дата обращения: 03.07.2023).

7. Зеер, Э.Ф. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-S2.

8. Коршунов, И.А. Век живи - век учись: непрерывное образование в России / И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, В.М. Пешкова; под ред. И.А. Коршунова, И. Д. Фрумина. - М., 2019. - 319 с.

9. Tauhidah, D. The Attitudes of First-Year Graduate Students Towards Research: A Cross-Sectional Study / D. Tauhidah, A. Rahmasiwi, U. Jayanti // E3S Web Conf. 400 02003 (2023). - URL: https://www.e3s-conferences.org/articles/ e3sconf/pdf/2023/37/e3sconf_icosmed2023_02003.pdf (дата обращения: 12.0S.2023).

10. The Attitude of Graduate students toward Research and their Intention to Conduct Research in the Future / D. Abun, T. Magallanes, M.J. Encarnacion, S.L. Foronda // International Journal of Modern Research in Engineering & Management. - 2019. - № 2 (11). - P. 74-S7.

11. Клочкова, Т.Н. Исследование потребностей и мотивов получения степени магистра в управленческом вузе / Т.Н. Клочкова // Власть. - 2016. -№ 4.- С. 176-1S3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Лапшов, В.А. Отношение студентов бакалавриата к обучению в магистратуре вуза по договору: исследование на примере профиля «Социология коммуникаций» в МГЛУ / В.А. Лапшов // Вестник МГЛУ. Общественные науки. - 2020. - Вып. 1 (S3S). - С. 206-221.

13. Микиденко, Н.Л. Обучение в магистратуре в образовательных стратегиях студентов-бакалавров / Н.Л. Микиденко, С.П. Сторожева // Профессиональное образование в современном мире. - 201S. - № 8(2). - С. 1SS6-1S95.

14. Кочеткова, Д.В. Магистратура в России: осознанный выбор для иностранных студентов? / Д.В. Кочеткова, Е.М. Рогова // Открытое образование. -2022. - № 26(6). - URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/913 (дата обращения: 22.09.2023).

15. Пакшина, Н.А. Магистратура глазами современных студентов / Н.А. Пакшина, М.В. Правдина // Социально-экономические и технические проблемы оборонно-промышленного комплекса России: история, реальность, инновации: межвуз. сб. ст. по материалам VII Всерос. науч.-практ. конф. / Ни-жегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. - Н. Новгород, 2021. - С. 102-107.

16. Власова, О.И. Актуальные проблемы современных магистрантов: опыт социологического исследования / О.И. Власова // Инсайт. - 2020. -№ 1 (1). - С. 124-132.

17. Полевая, Н.М. Проблемы организации учебного процесса по программам магистратуры (на примере опроса студентов-магистрантов) / Н.М. Полевая, В.В. Ситникова // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 3(16). - С. 120-123.

18. Самойленко, Н.Б. Научно-исследовательская деятельность студентов магистратуры: взаимодействие науки и образования / Н.Б. Самойленко // Осознание культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XX Всерос. науч.-практ. конф. - Севастополь: Рибест, 2019. - С. 338-343.

19. Дьячук, А.А. Профессиональный портрет руководителя программы магистратуры регионального университета / А.А. Дьячук, Ю.Ю. Бочарова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2020. - №4 (54). - С. 63-73.

20. Гармонова, А.В. Эффект path dependence российской магистратуры: ценностный вызов и потенциал модернизации высшего образования / А.В. Гармонова, Д.В. Щеглова // Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования. - 2020. - № 3. - С. 16-20.

21. Разработка методики анализа эффективности магистерских программ: моногр. / под ред. Е.А. Сухановой; Нац. исслед. Томск. гос. ун-т. - Томск, 2019. - 109 с.

22. Сигитова, Л.И. Ценностные восприятия студентов при выборе программ обучения в магистратуре / Л.И. Сигитова // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 6. - С. 202-206.

23. Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования: Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 1094. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202111290001 (дата обращения: 15.08.2023).

24. Ермолаева, М.В. Развитие личностных качеств студентов в ходе обучения в магистратуре / М.В. Ермолаева, Е.И. Исаев, Д.В. Лубовский // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 2. - С. 33-43.

25. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М.С. Добряковой, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом НИУ ВШЭ, 2020. - 472 с.

26. Цаликова, И.К. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) / И.К. Цаликова, С.В. Пахотина // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 8. - С. 187-207.

27. Янкелевич, С.С. Универсальные компетенции в учебном процессе современного университета / С.С. Янкелевич // Актуальные вопросы образования. - 2020.- Т. 1. - С. 8-13.

References

1. Senashenko V.S., Kon'kova E.A., Vasil'eva S.E. Mesto magistratury v sovremennoi modeli inzhenernogo obrazovaniia [Graduate school in the modern model of engineering education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 11, pp. 16-22.

2. Dokazatel'naia magistratura: rezul'taty i perspektivy [Evidence-based master's degree: Results and prospects]. Eds. A.V. Garmonova, D.V. Shcheglova. Moscow, MAKS Press, 2021, 228 p.

3. Stukalova I.B. Razvitie magistratury v Rossii: predposylki, problemy i perspektivy [Master programs' development in Russia: Prerequisites, problems and prospects]. Sovremennoe obrazovanie, 2018, no. 3, pp. 1-8.

4. Transformatsiia vysshego obrazovaniia: keisy rossiiskoi magistratury [Transformation of higher education: Cases of Russian master's programs]. Eds. A.V. Garmonova, E.A. Savelenok. Moscow, MAKS Press, HSE, 2020, 244 p.

5. V magistraturu na drugoi profil' - za i protiv: Stoit li zapreshchat' bakalavram i spetsialistam postupat' v neprofil'nuiu dlia nikh magistraturu? [To a master's program in a different field. Pros and cons: Should bachelors and specialists be prohibited from enrolling in a master's program that is not their core field?]. Skillbox. Obrazovanie 4.0, 12/10/2022, available at: https://skillbox.ru/media/ education/v-magistraturu-na-drugoy-profil-za-i-protiv/ (accessed 11.09.2023).

6. Agranovich M. Shest' vuzov nachnut perekhod na novuiu sistemu vysshego obrazovaniia uzhe v etom godu [Six universities will begin the transition to a new higher education system this year]. Rossiiskaia gazeta, 14/05/2023, available at: https://rg.ru/2023/05/12/shest-rossijskih-vuzov-nachnut-perehod-na-novuiu-sistemu-vysshego-obrazovaniia-uzhe-v-etom-godu.html (accessed 03.07.2023).

7. Zeer E.F., Symaniuk E.E. Individual'nye obrazovatel'nye traektorii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniia [Individual educational trajectories in the system of continuous education]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014, no. 3, pp. 74-82.

8. Korshunov I.A., Gaponova O.S., Peshkova V.M. Vek zhivi - vek uchis': nepreryvnoe obrazovanie v Rossii [Live and learn: Lifelong education in Russia]. Eds. I.A. Korshunov, I.D. Frumin. Moscow, 2019, 319 p.

9. Tauhidah D., Rahmasiwi A., Jayanti U. The attitudes of first-year graduate students towards research: A cross-sectional study. E3S Web Conf. 400 02003

(2023), available at: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/pdf/2023/37/ e3sconf_icosmed2023_02003.pdf (accessed 12.08.2023).

10. Abun D., Magallanes T., Encarnacion M.J., Foronda S.L. The attitude of graduate students toward research and their intention to conduct research in the future. International Journal of Modern Research in Engineering & Management, 2019, no. 2 (11), pp. 74-87.

11. Klochkova T.N. Issledovanie potrebnostei i motivov polucheniia stepeni magistra v upravlencheskom vuze [Research of needs and motivations of preparing for the master's degree in management university]. Vlast', 2016, no. 4, pp. 176-183.

12. Lapshov V.A. Otnoshenie studentov bakalavriata k obucheniiu v magistrature vuza po dogovoru: issledovanie na primere profilia "Sotsiologiia kommunikatsii" v MGLU [The ratio of undergraduate students to study at the university magistracy under the agreement: A study on the example of the sociology of communication profile of MSLU]. Vestnik MGLU. Obshchestvennye nauki, 2020, iss. 1 (838), pp. 206-221.

13. Mikidenko N.L., Storozheva S.P. Obuchenie v magistrature v obrazovatel'nykh strategiiakh studentov-bakalavrov [Teaching on master-course in educational strategies of undergraduate students]. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire, 2018, no. 8 (2), pp. 1886-1895.

14. Kochetkova D.V., Rogova E.M. Magistratura v Rossii: osoznannyi vybor dlia inostrannykh studentov? [Master's degree programme in Russia: A conscious choice for international students?]. Otkrytoe obrazovanie, 2022, no. 26 (6), available at: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/913 (accessed 22.09.2023).

15. Pakshina N.A., Pravdina M.V. Magistratura glazami sovremennykh studentov [Master's program through the eyes of modern students]. Sotsial'no-ekonomicheskie i tekhnicheskie problemy oboronno-promyshlennogo kompleksa Rossii: istoriia, real'nost', innovatsii. Proc. of 7th All-Russian Acad. Conf. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev, 2021, pp. 102-107.

16. Vlasova O.I. Aktual'nye problemy sovremennykh magistrantov: opyt sotsiologicheskogo issledovaniia [Current problem for modern undergraduates: The experience of sociological research]. Insait, 2020, no. 1 (1), pp. 124-132.

17. Polevaia N.M., Sitnikova V.V. Problemy organizatsii uchebnogo protsessa po programmam magistratury (na primere oprosa studentov-magistrantov) [Problems of organization of educational process in master''s degree programs (for example, the survey of graduate students)]. ANI: pedagogika ipsikhologiia, 2016, vol. 5, no. 3 (16), pp. 120-123.

18. Samoilenko N.B. Nauchno-issledovatel'skaia deiatel'nost' studentov magistratury: vzaimodeistvie nauki i obrazovaniia [Master's program students' research activity: Interaction of science and education]. Osoznanie kul'tury - zalog obnovleniia obshchestva. Perspektivy razvitiia sovremennogo obshchestva. Proc. of 20th All-Russian Acad. Conf. Sevastopol, Ribest, 2019, pp. 338-343.

19. D'iachuk A.A., Bocharova Iu.Iu. Professional'nyi portret rukovoditelia programmy magistratury regional'nogo universiteta [Professional portrait of a supervisor of a regional university master's program]. Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva, 2020, no. 4 (54), pp. 63-73.

20. Garmonova A.V., Shcheglova D.V. Effekt path dependence rossiiskoi magistratury: tsennostnyi vyzov i potentsial modernizatsii vysshego obrazovaniia [Effect of path dependence of the Russian master's program: Value challenge and potential of modernization of higher education]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Problemy vysshego obrazovaniia, 2020, no. 3, pp. 16-20.

21. Razrabotka metodiki analiza effektivnosti magisterskikh programm [Development of a methodology to analyze the effectiveness of master's programs]. Ed. E.A. Sukhanova. Tomsk, TSU, 2019, 109 p.

22. Sigitova L.I. Tsennostnye vospriiatiia studentov pri vybore programm obucheniia v magistrature [Valuable features of perception of students at the choice of programs of education in the magistracy]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2019, no. 6, pp. 202-206.

23. Ob utverzhdenii akkreditatsionnykh pokazatelei po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniia [On approval of accreditation indicators for educational programs of higher education]. Order of the RF Ministry of Science and Higher Education dated 25.11.2021 No. 1094, available at: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202111290001 (accessed 15.08.2023).

24. Ermolaeva M.V., Isaev E.I., Lubovskii D.V. Razvitie lichnostnykh kachestv studentov v khode obucheniia v magistrature [Personality trait development in psychology students during the graduate year]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, 2020, vol. 25, no. 2, pp. 33-43.

25. Universal'nye kompetentnosti i novaia gramotnost': ot lozungov k real'nosti [Universal competencies and new literacy: From slogans to reality]. Eds. M.S. Dobriakova, I D. Frumin. Moscow, HSE, 2020, 472 p.

26. Tsalikova I.K., Pakhotina S.V. Nauchnye issledovaniia po voprosam formirovaniia soft skills (obzor dannykh v mezhdunarodnykh bazakh Scopus, Web of Science) [Scientific research on the issue of soft skills development (review of the data in international databases of Scopus, Web of Science)]. Obrazovanie i nauka, 2019, vol. 21, no. 8, pp. 187-207.

27. Iankelevich S.S. Universal'nye kompetentsii v uchebnom protsesse sovremennogo universiteta [Universal competences in the educational process of a modern university]. Aktual'nye voprosy obrazovaniia, 2020, vol. 1, pp. 8-13.

Оригинальность 96 %

Поступила 25.10.2023 Одобрена 16.11.2023 Принята к публикации 27.05.2024

M.N. Makarova

CHALLENGES OF MASTER'S DEGREE PROGRAMS AND THE ROLE OF ACADEMIC BACKGROUND AS SEEN BY MASTER'S STUDENTS AND THEIR SUPERVISORS

The article examines the challenges of teaching master's degree students in relation to their prior education. The primary issues in the implementation of master's programs are analyzed using Udmurt State University as a case study. The objective of the article is to determine the interconnection between current master's degree education and previous academic backgrounds. Additionally, the main problems of master's education and potential solutions are identified. Semi-structured interviews with heads of master's programs and questionnaires distributed to students were utilized as research methods in this study.

The findings revealed that students from different majors display higher levels of motivation and responsibility compared to those pursuing a program within the same field of study. The questionnaire facilitated the creation of a preliminary social profile of students enrolled in different master's programs: these are typically students in the social sciences, more often women, of older age, with most having obtained their first academic degree at least two years prior to joining the master's program. Several issues were identified, such as the insufficient foundational training of students from different majors, which reduces motivation for this group. Additionally, poorer academic performance among students within the same field of study warrants attention.

Students' main recommendations to improve the quality of education include: a) increased practical components, b) a higher proportion of courses aimed at developing specific professional skills, c) a broader selection of courses, and d) a more flexible class timetable. These challenges should be addressed through the development of individualized educational pathways that support the educational and career trajectories of graduates.

Keywords: master's degree, quality of education, academic background, specialization, students, heads of master's programs, individual educational routes.

Received 25.10.2023 Accepted 16.11.2023 Published 27.05.2024

Marina N. Makarova - Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology, Udmurt State University, Izhevsk, е-mail: makmar11@mail.ru.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Вклад автора 100 %.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Макарова, М.Н. Проблемы обучения в магистратуре и роль академического бэкграунда в оценках магистрантов и их руководителей / М.Н. Макарова // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2024. - № 2. - С. 8-23.

Please cite this article in English as:

Makarova M.N. Challenges of master's degree programs and the role of academic background as seen by master's students and their supervisors. PNRPU Sociology and Economics Bulletin, 2024, no. 2, pp. 8-23 (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.