Научная статья на тему 'Проблемы обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивной школы'

Проблемы обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1585
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / AUTISM / INCLUSION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES / DISADAPTATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлакова М.А., Федорова Н.Н.

В статье рассматриваются проблемы обучения детей с РАС в инклюзивной школе и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурлакова М.А., Федорова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF TEACHING CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN AN INCLUSIVE SCHOOL

The article deals with the problems of teaching children with ASD in an inclusive school and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях инклюзивной школы»

проблемы обучения детей с расстройством АутистичЕского спектра в условиях инклюзивной школы

Бурлакова М.А., Федорова Н.Н.

ГБОУ СОШ № 81 Калининского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

В статье рассматриваются проблемы обучения детей с РАС в инклюзивной школе и пути их решения.

Ключевые слова: аутизм; инклюзия; индивидуальные образовательные траектории; дезадаптация; социализация.

problems of teaching children with autism spectrum disorder in an inclusive school

Burlakova M.A., Fedorova N.N.

Secondary school №81, Kalininsky district, Saint-Petersburg, Russian Federation

The article deals with the problems of teaching children with ASD in an inclusive school and ways to solve them.

Keywords: autism; inclusion; individual educational trajectories; disadaptation; socialization.

Причины аутизма до сих пор неясны, вместе с тем, ключевым фактором в настоящее время признаются генетические нарушения. Клиническая картина раннего детского аутизма крайне неоднородна. Диапазон речевых нарушений также очень широкий. Все это говорит о том, что аутизм, по всей видимости, представляет собой не один, а множество разных синдромов, отличающихся друг от друга

патогенезом, клинической картиной, и требующих различных подходов в обучении и коррекции. Поэтому одной из задач, которую мы поставили перед собой, является формирование диагностического портфеля и разработка комплексной диагностической карты, построенной с учетом современных представлений о проявлениях РАС. Результаты такого диагностического исследования позволяют определить направление коррекционного вмешательства, основанного на анализе всех имеющихся симптомов.

Ключевая проблема у детей с РАС - это нарушения и затруднения во взаимодействии и коммуникации с другими людьми. Если коммуникация выстраивается, то начинают формироваться механизмы адаптации в социуме, следом за которой появляется условия для социализации. Затруднения в коммуникации не означает, что ребенок не имеет мощную потребность в отношениях, в привязанности, в чувстве общности с другими людьми. Просто его затруднения являются барьером для реализации базовой потребности в отношениях

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы. Способность к коммуникации можно реализовать только в ситуации группы людей. Поэтому мы выбрали для проекта инклюзивную форму работы.

Анализ современного состояния сопровождения и обучения детей с РАС в инклюзивной школе выявил следующие проблемы:

• недостаточный уровень развития системы диагностики детей с РАС;

• отсутствие рекомендаций по проектированию специальной индивидуализированной образовательной среды с учетом специфики проявления симптоматики РАС у обучающихся на основе технологии эффективных коммуникаций;

• низкий уровень информированности педагогических работников и родителей о проявлениях РАС, особенностях обучения и воспитания такой категории детей;

• недостаточное количество специалистов (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги), имеющих специальную подготовку и образование по вопросам оказания помощи детям с РАС;

• отсутствие системы психолого-педагогического сопровождения семей детей с РАС;

• отсутствие в большинстве образовательных организаций условий для организации образовательного процесса, учитывающих специфику детей с РАС;

• отсутствие преемственности этапов образования и развития детей с РАС (начиная с раннего возраста).

Наиболее распространенными психолого-педагогическими методами стали прикладной поведенческий анализ (applied behavioral analysis, ABA), часто называемый «оперантной терапией», и ТЕАССН (treatment and education of autistic children and children with relative communicative handicap). В рамках ТЕАССН коррекционная работа направлена как на формирование различных навыков, так и на структурирование окружающей среды и времени. В коррекционной работе внутренние особенности психики детей с аутизмом в некоторой степени учитываются, однако основная, решающая роль в формировании социально приемлемого поведения отводится внешним факторам - организованным в мотивирующую систему различным видам стимулов (запускающих, помогающих вызвать требуемую реакцию, подкрепляющих). Анализ существующей практики показывает, что для разных категорий детей с ОВЗ должны быть разработаны и внедрены различные модели обучения, позволяющие максимально реализовать потенциал детей с РАС. В рамках реализации проекта в инклюзивной школе будет создана единая система, позволяющая разработать и реализовать индивидуальную образовательную траекторию ребенка с РАС и подготовить его к следующим жизненным этапам (профессиональному и предпрофессионально-

му). Учителя, работающие в системе инклюзивного образования с обучающимися с РАС, будут получать дополнительные знания не только на краткосрочных курсах повышения квалификации, но и в системе внутрифирменного повышения квалификации при участии специалистов организаций-партнёров в сочетании с формированием практического опыта работы с детьми с РАС. Педагоги будут иметь возможность проконсультироваться со специалистами по текущим проблемам, возникающим в процессе работы. Будет проводиться регулярная супервизия со стороны специалистов, в т.ч. с использованием подготовленного портфеля диагностических материалов. Реализация проекта предусматривает организацию эффективного взаимодействия между участниками образовательных отношений на основе внедрения современных средств коммуникации, а также реализацию специальной программы обучения для родителей, обучающихся с РАС. Успешное включение в образовательную среду детей с РАС и выраженными проблемами поведения позволяет максимально реализовать потенциальные возможности их развития, повысить качество жизни и решить проблему изоляции не только самого ребенка, но и членов его семьи.

Список литературы

1. Башина В.М. К проблеме раннего детского аутизма. В сб.: Шизофрения и расстройства шизофренического спектра / Под ред. А.Б. Смулевича. М., 1999. С. 98-108.

2. Манелис Н.Г. Ранний аутизм. Психологические и нейропсихологиче-ские механизмы / Н.Г. Манелис. // Шк. здоровья. 1999. N 2. С. 6-22.

3. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. М.: Теревинф, 1997.

4. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.

References

1. Bashina V.M. K probleme rannego detskogo autizma. V sb.: Shizofreniya i rasstroystva shizofrenicheskogo spektra / Pod red. A. B. Smulevicha. M., 1999. S. 98-108.

2. Manelis N.G. Ranniy autizm. Psikhologicheskie i neyropsikhologiche-skie mekhanizmy/ N.G. Manelis // Shk. zdorov'ya. 1999. N 2. C. 6-22.

3. Puti pomoshchi / Nikol'skaya O.S., Baenskaya E.R., Libling M.M. M.: Terevinf, 1997.

4. Alekhina S.V. Inklyuzivnoe obrazovanie dlya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v rabote s det'mi, imeyushchimi ogranichennye vozmozhnosti zdorov'ya: monografiya / N.V. Novikova, L.A. Kazakova, S.V. Alekhina; pod obshch. red. N.V. Laletina; Sib. Feder. un-t, Krasnoyar. gos. ped. un-t im. V.P. Astaf'eva [i dr.]. Krasnoyarsk, 2013. S. 71-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.